Место и роль презентации в образовательном процессе
Основным инструментом преподавателя на уроке остается и, наверное, останется, классическая доска. Можно ли часть материала, например, в процессе объяснения перенести с доски на слайды презентации? Какой-то материал — да, но все перенести в презентацию, упразднив доску в колледже (да, и в любом учебном заведении) нельзя, т.к. теряется живое общение преподавателя с группой, он становится в большей… Читать ещё >
Место и роль презентации в образовательном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Эффективность воздействия учебного материала на студенческую аудиторию во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения [4].
Одним из таких приемов, широко используемых в настоящее время для устных выступлений, являются компьютерные презентации, позволяющие акцентировать внимание аудитории на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, графических композиций и т. п.
Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения и отнести к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: презентация вспомогательное пособие, используемое преподавателем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления. Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них.
В функции преподавателя электронная презентация представляет:
- — источник учебной информации;
- — наглядное пособие;
- — тренажер;
- — средство диагностики и контроля.
Использование компьютерных презентаций в учебном процессе, сопровождается рядом сдерживающих объективных и субъективных факторов:
- — отсутствие готовых учебных презентаций, ориентированных на конкретные дисциплины,
- — недостаточно высокая информационная подготовка преподавателей — предметников, не позволяющая им самостоятельно разработать или адаптировать презентацию к своим лекционным или практическим занятиям.
Следует, однако, подчеркнуть важный объективный фактор для широкого внедрения компьютерных презентаций в учебный процесс, а именно: наличие программного средства, позволяющего непрофессионалам в области информатики быстро и просто создавать серию насыщенных информацией слайдов, оформленных в единый слайд-фильм с мультимедийными эффектами. Таким программным средством является Мiсrоsоft PowerPoint.
Данное приложение доступно на любом компьютере, где полностью установлен MS Office, является легким в освоении и применении, не требует от преподавателя наличия опыта программирования. В презентациях учебного назначения, разработанных в PowerPoint, с помощью гипертекста и кнопок-ссылок можно организовать удобный для использования студентами интуитивно понятный интерфейс.
Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность, Т. е. способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя.
Преимущества презентации:
- — позволяет уменьшить непроизводительные затраты живого труда преподавателя;
- — дает студентам широкие возможности свободного выбора соответственной траектории обучения в процессе образования;
- — предполагает дифференциальный подход к студентам;
- — повышает оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения;
- — гарантирует непрерывную связь в отношениях «преподаватель-студент» ;
- — способствует индивидуализации учебной деятельности;
- — повышает мотивацию учения;
- — способствует развитию у студентов продуктивных, творческих функций мышления, росту интеллектуальных способностей, формированию операционного стиля мышления.
Презентация позволяет повысить успешность занятий с использованием демонстрационных средств и повысить вероятность убеждения аудитории на 43%.
Особенно выручает презентация на открытых уроках.
Опыт применения презентаций в учебном процессе подчеркнул несомненные достоинства этого вида обучения:
- — интеграция гипертекста и мультимедиа в единую презентацию позволяет сделать изложение учебного материала ярким и убедительным;
- — сочетание устного лекционного материала с демонстрацией презентации позволяет концентрировать визуальное внимание студентов на особо значимых (важных) моментах учебного материала;
- — установка учебного материала в виде презентационных про грамм в компьютерных классах позволяет студентам использовать их для дополнительных занятий в часы, отведенные для самостоятельной работы;
- — презентации удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве раздаточного материала для студентов.
Применение компьютерных презентаций в учебном процессе для различных учебных дисциплин позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала студенческой аудиторией и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски проецирование слайд-фильмов с экрана компьютера на большой настенный экран.
Практически все средства обучения, кроме химического эксперимента, могут заменить слайды презентации. Если целью электронной презентации является замена одного из средств, например, бумажного плаката слайдами, то использование мультимедийной техники в данном случае не оправдано теми затратами, которые прилагает преподаватель для подготовки к уроку. Если же необходимо на уроке использовать несколько перечисленных средств в комплексе, если имеющиеся таблицы, схемы, рисунки устарели или не отвечают замыслу преподавателя, то презентация современное решение вопроса. Это уместно в частности потому, что не переключает внимание студента на технические паузы: вывешивание плаката, включение кодоскопа, видеомагнитофона и т. д. Необходимо оговориться, что положительный эффект будет только в том случае, если презентация применяется не единоразово, а систематически. [5].
Есть положительные и отрицательные стороны в применении презентаций в сравнении с имеющимися средствами обучения Преподаватели на уроках часто раздают задания на карточках, т. е. предварительно заготовленный раздаточный материал. Здесь однозначно можно сказать, что лучше сосредоточиться, не переводить взгляд с тетради на экран можно именно с такими карточками. Проецировать условие задачи слайдом на экран нецелесообразно, а вот показать образец решения или оформления задачи — весьма логично. Тестирование проецировать на экран также нерационально, как и записывать вопросы тестов на доске. Речь в данном случае не идет об индивидуальной работе студента с компьютером.
Основным инструментом преподавателя на уроке остается и, наверное, останется, классическая доска. Можно ли часть материала, например, в процессе объяснения перенести с доски на слайды презентации? Какой-то материал — да, но все перенести в презентацию, упразднив доску в колледже (да, и в любом учебном заведении) нельзя, т.к. теряется живое общение преподавателя с группой, он становится в большей степени внешним транслятором знаний. Хотя, делая записи на доске, тоже может выступать только констататором фактов, но внешняя его позиция является активной, он вынужден вести живой диалог с группой.
Варианты организации деятельности с презентациями:
- 1. Преподаватель фронтально объясняет тему с использованием презентации.
- 2. Студенты используют фрагменты презентации при повторении пройденного материала.
- 3. Отдельные слайды презентации сохраняются в виде рисунков, к ним даются различные задания.
- 4. Студенты получают готовую презентацию и готовят сообщение по теме с использованием полной презентации или ее части.
- 5. Студенты получают презентацию, в которой слайды перемешаны. Задание: изучить материал и расположить слайды в нужном порядке.
- 6. Студенты получают презентацию и вопрос, затрагивающий лишь небольшую часть темы. Задание: уберите все лишние слайды, а с помощью оставшихся ответьте на вопрос.
- 7. Студенты получают презентацию и вопрос более широкий и объемный. Задание: дополните презентацию с помощью любых источников и ответьте на вопрос.
- 8. Студенты получают задание по теме и папку с набором рисунков, причем в этом наборе могут быть лишние и ненужные рисунки. Задание: Создать презентацию по заданной теме с использованием необходимых рисунков из предложенных или добавлением своих. В каждый слайд кроме рисунка вставить небольшой текстовой фрагмент (тезис).
- 9. Задание: из большой презентации нужно вычленить подтемы и создать несколько маленьких презентаций, по которым подготовить сообщения.
- 10. Найти дополнительную информацию об исторических личностях, событиях, авторах картин, представленных в презентации и т. п.
Однако творческий преподаватель всегда может найти свои способы работы с представленным материалом.