Требования, предъявляемые к электронному пособию
На архитектуру электронных пособий огромное влияние оказывают информационные технологии. До сих пор приходится сталкиваться с электронными копиями полиграфических изданий, записанных на CD ROM или помещенных в ИНТЕРНЕТ. По мере того как компьютер осваивали все новые формы представления информации, это находило отражение в содержании электронных пособий. Электронные пособия начали включать кроме… Читать ещё >
Требования, предъявляемые к электронному пособию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На архитектуру электронных пособий огромное влияние оказывают информационные технологии. До сих пор приходится сталкиваться с электронными копиями полиграфических изданий, записанных на CD ROM или помещенных в ИНТЕРНЕТ. По мере того как компьютер осваивали все новые формы представления информации, это находило отражение в содержании электронных пособий. Электронные пособия начали включать кроме текста и иллюстраций еще и фрагменты телевизионных передач или кинофильмов. Применение мультимедиа заставило продумывать дизайн, с которым работает учащийся или учитель.
Бесспорно, что разнообразие форм представления информации дает новые возможности для образовательного ресурса. Одновременно это разнообразие порождает проблемы, связанные, например, с ограничениями человеческого восприятия и с необходимостью приобретения специальных навыков манипулирования мультимедийными ресурсами. Именно решение этих проблем обуславливает неповторимый облик лучших современных электронных пособий.
Стратегия развития современных информационных технологий определяется направлением от информации к знаниям. Компьютерные программы являются носителями знаний в том смысле, что они включат не только информацию в той или иной форме, но и алгоритмы преобразования информации, обеспечивающие достижение определенных целей. Уже в первых электронных пособиях были реализованы алгоритмы, обеспечивающие достижение сформулированных автором целей обучения. Это направление эволюции электронных пособий не так заметно, как развитие мультимедиа. Однако именно оно определяет будущее образовательных информационных ресурсов. Лучшие электронные пособия отличает глубокая продуманность включенной информации, а также методически и дидактически обоснованная стратегия и алгоритмы обучения.
Основные формы. Как и в создании любых сложных систем, при подготовке электронного пособия решающим для успеха является талант и мастерство авторов. Тем не менее, существуют устоявшиеся формы электронных пособий, точнее, конструктивных элементов, из которых может быть построен учебник.
Тест. Внешне, это простейшая форма электронного пособия. Основную сложность составляет подбор и формулировка вопросов, а также интерпретация ответов на вопросы. Хороший тест позволяет получить объективную картину знаний, умений и навыков, которыми владеет учащийся в определенной предметной области. Как правильно поставленный диагноз является первым шагом к выздоровлению, так и результаты объективного тестирования позволяют выбрать оптимальный путь к вершинам знаний.
Энциклопедия. Это базовая форма электронного пособия. На содержательном уровне термин энциклопедия означает, что информация, сконцентрированная в электронном пособии, должна быть полной и даже избыточной по отношению к стандартам образования. Ведь она должна удовлетворить каждого из тех, кто к ней обратится. Естественно, что информация должна быть представлена в адекватной форме. Для электронных энциклопедий характерен соответствующий сервис: ссылки, закладки, возможность повтора анимации и звуковых записей, поиск по ключевым словам и т. д.
Задачник. Это важнейшая форма электронного пособия. Задачник в электронном учебнике наиболее естественно осуществляет функцию обучения. Задачник может быть и по гуманитарным дисциплинам. Главное в электронном задачнике — дозированная помощь. Учащийся получает только ту учебную информацию, которая необходима для решения конкретной задачи. Главная проблема — подбор задач, перекрывающих весь теоретический материал. При подборе задач приходится решать противоречивую оптимизационную проблему. С одной стороны, каждая задача должна раскрывать или гарантировать через дозированную помощь усвоение определенного теоретического материала и быть по силам каждому из тех учащихся, на которых рассчитано электронное пособие. С другой стороны, количество задач не должно пугать школьника и не лишать его столь важной уверенности в своих силах.
Авторская среда. Электронное пособие, должно быть адаптируемо к учебному процессу. То есть позволять учитывать особенности конкретного колледжа, конкретной группы конкретного ученика. Пассивно это обеспечивается избыточностью учебных материалов, которая позволяет учителю проложить необходимую траекторию, определяемую выбранной стратегией обучения. Для этого необходима соответствующая авторская среда. Такая среда, например, обеспечивает включение дополнительных материалов в электронную энциклопедию, позволяет пополнять задачник, готовить раздаточные материалы и методические пособия по предмету. Фактически, это подобие инструмента, с помощью которого создается само электронное пособие. Но такой инструмент должен, в принципе, быть доступен методисту и учителю предметнику (не только учителю информатики).