Учет основных средств
В процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия основные средства, находясь в эксплуатации, постепенно изнашиваются и полностью утрачивают свое первоначальное значение. Если восстановление этих основных средств невозможно или экономически нецелесообразно, то их разрешено списывать с баланса организации. Кроме того, с баланса разрешено также списание объекта основных средств в связи… Читать ещё >
Учет основных средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Учет поступления и выбытия основных средств
Основные средства поступают на предприятие в результате капитальных вложений (строительства новых зданий, сооружений); приобретения и установки торгового оборудования; получение за плату от юридических и физических лиц, а также приобретения на аукционе новых и бывших в употреблении объектов основных средств; безвозмездного поступления (в порядке спонсорской помощи) от юридических и физических лиц новых и бывших в употреблении объектов основных средств; получение объектов основных средств в качестве взносов учредителей, участников акционерных предприятий в уставный капитал; оприходования неучтенных (излишних) объектов основных средств, выявленных при инвентаризации; поступления объектов основных средств на условиях долгосрочной аренды.
На основании соответствующих документов все объекты основных средств должны быть своевременно и полностью оприходованы. Поступившие в организацию объекты основных средств принимаются специальной комиссией, созданной по распоряжению руководителя организации.
Поступление основных средств оформляется «Актом приемки-передачи (перемещения) основных средств» (ф. № ОС-1), составляемым комиссией. В нем дают подробную характеристику принимаемого объекта, указывают его первоначальную стоимость и сумму износа по данным документов о передаче объектов (если объект ранее находился в эксплуатации), а также приводят заключение комиссии о состоянии объекта. Акт составляется на каждый объект при приемке любых видов основных средств. Общий акт допускается в отношении хозяйственного инвентаря, инструментов, оборудования и т. п., если они однотипны, одинаковы по стоимости и приняты в одном календарном месяце. Акт приемки-передачи (перемещения) основных средств составляется двумя сторонами — принимающей объект и передающей, с указанием времени вступления в эксплуатацию, даты изготовления, первоначальной стоимости и суммы износа [12].
К актам приемки-передачи (перемещения) основных средств прилагается техническая документация (паспорт оборудования, здания и т. п.) на данный объект. Акт приемки-передачи, заполненный и подписанный членами комиссии, вместе с паспортом и другой технической документацией на приобретение (сооружение) объекта передают в бухгалтерию организации, где на основании этих документов закрепляют этот объект за материально ответственным лицом. На каждый инвентарный объект открывают Инвентарную карточку учета основных средств (регистр аналитического учета) (ф. № ОС-6), присваивают объекту инвентарный номер, вносят объект в инвентарный список (по месту нахождения, эксплуатации), производят записи по оприходованию основных средств. Форма инвентарной карточки приведена ниже.
Присвоенный инвентарный номер сохраняется за инвентарным объектом на весь период нахождения его на предприятии, под этим номером он проходит во всех первичных документах и учетных регистрах. При выбытии объекта его инвентарный номер не должен присваиваться другому поступившему объекту.
Основные средства учитываются по первоначальной (текущей) стоимости и по этой стоимости они показываются в разделе «Долгосрочные активы» бухгалтерского баланса.
Затраты на строительно-монтажные работы учитываются нарастающими итогами с начала и до конца строительства и реконструкции объекта. Затраты на проектно-изыскательские работы отражают в суммах, оплаченных проектным и другим организациям за выполнение этих работ. Если затраты по проектно-изыскательским работам относятся к нескольким строящимся или реконструируемым объектам, то их распределяют пропорционально сметной стоимости этих объектов.
Строительно-монтажные работы могут осуществляться подрядным и хозяйственным способами.
При подрядном способе предприятие выступает в роли заказчика, а производство строительно-монтажных работ ведет по договору специализированная подрядная строительная организация. При этом следует иметь в виду, что, согласно Налоговому кодексу, облагаемым оборотом при осуществлении строительных, строительно-монтажных работ, ремонтно-строительных работ по возведению и ремонту зданий является стоимость выполненных и принятых заказчиком к оплате работ.
Если по условиям договора строительство здания осуществляется подрядной организацией и при этом заказчик (торговая организация) обязуется обеспечить подрядную организацию строительными материалами, то передача заказчиком (торговой организацией) подрядчику названных строительных материалов, ранее приобретенных с налогом на добавленную стоимость, производится по ценам без учета налога на добавленную стоимость. В дальнейшем, по мере принятия к оплате актов выполненных работ, налог на добавленную стоимость, ранее отнесенный в зачет по строительным материалам, использованным на строительство, подлежит исключению из зачета и включению в стоимость строящего (построенного) объекта. При этом у подрядчика стоимость таких строительных материалов в акте выполненных работ указывается отдельной строкой и в облагаемый оборот в целях исчисления налога на добавленную стоимость не включается.
В процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия в составе основных средств происходят изменения по следующим причинам:
- — реализация ненужного объекта основных средств;
- — безвозмездная передача другим предприятиям;
- — ликвидация по ветхости, моральному износу, стихийным бедствиям;
- — перемещение отдельных объектов внутри организаций;
- — передача другим предприятиям в виде вклада в их уставный капитал;
- — недостача или порча основных средств, выявленная при инвентаризации;
- — уценка объектов основных средств.
Реализация объектов основных средств другим предприятиям (продажа на аукционах и конкурсах) осуществляется по договорным ценам. Факт передачи объекта покупателю оформляется «Актом приемки-передачи (перемещения) основных средств» (ф. № ОС-1) в трех экземплярах: первые два — у организации сдающей (где первый экземпляр прилагается к отчету, а второй — к извещению на передачу и для акцепта), третий экземпляр передается лицу, принимающему объект основных средств. В акте отражаются состояние объекта, его первоначальная стоимость, степень износа.
Безвозмездная передача (дарение) основных средств оформляется «Актом приемки-передачи (перемещением) основных средств» (ф. № ОС-1) в двух экземплярах (для сдающего и принимающего объекты основных средств). В акте записываются первоначальная стоимость и сумма накопленного износа объектов основных средств к моменту передачи. Инвентарная карточка изымается из картотеки и прилагается к акту, о чем делается отметка в описи инвентарных карточек и в инвентарном списке основных средств по месту их нахождения.
Стоимость безвозмездно переданных объектов основных средств списывается с баланса на основании «Акта приемки — передачи (перемещения) основных средств» (ф. № ОС-1) и письменного сообщения получателя об оприходовании объектов.
Покупатель возмещает все расходы торговой организации на упаковку, транспортировку и погрузочно-разгрузочные работы, связанные с передачей оборудования.
Монтаж оборудования на новом месте покупатель производит за счет средств финансирования капитальных вложений и включает их в первоначальную стоимость объекта. Первоначальные затраты на монтаж переданного оборудования, которые были ранее сделаны передающей стороной, а также расходы на его демонтаж покупатель не возмещает.
В процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия основные средства, находясь в эксплуатации, постепенно изнашиваются и полностью утрачивают свое первоначальное значение. Если восстановление этих основных средств невозможно или экономически нецелесообразно, то их разрешено списывать с баланса организации. Кроме того, с баланса разрешено также списание объекта основных средств в связи с моральным износом, вследствие ветхости, стихийных бедствий, при ликвидации части объекта основных средств в связи с переоборудованием и модернизацией. Для определения непригодности к дальнейшему использованию в процессе финансово-хозяйственной деятельности организаций, невозможности реализации и неэффективности их восстановления по распоряжению руководителя организации создают постоянно действующую комиссию из компетентных работников: представителя администрации, главного инженера, главного механика, главного технолога, начальника ОТК, главного бухгалтера и лиц, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. При списании основных средств, контролируемых государственными инспекциями, для участия в работе комиссии приглашают их представители.
Постоянно действующая комиссия предприятия определяет объекты, подлежащие списанию по ветхости, моральному износу или из-за стихийных бедствий. В любом случае списание объекта оформляется «Актом на списание основных средств» (ф. № ОС-3), форма которого приведена ниже. Акт составляется комиссией в двух экземплярах, первый из которых передается в бухгалтерию, второй экземпляр остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и служит основанием для сдачи на склад полученных в результате списания материалов, запасных частей, металлолома и т. п. В акте дается полная характеристика состояния объекта, указывается причина ликвидации, первоначальная стоимость, сумма накопленного износа, количество ремонтов объекта, а также указывают затраты на списание, стоимость поступивших материальных ценностей (металлолома, запасных частей и материалов) от сноса и разборки зданий, сооружений, демонтажа оборудования и т. п.
Таким образом, определяются, с одной стороны, убытки, а с другой — выручка, выражающая стоимость оприходованных или реализованных на сторону материалов, а также конечный результат.
Отражение указанных операций имеет большое значение для учета действительного состояния имущества, определения темпов износа и выбытия основных средств, что весьма важно для планирования процессов их воспроизводства. Кроме того, учет этих операций связан с правильным и полным определением выручки от них, составляющей один из источников финансирования новых капитальных вложений.