Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Факторы профессиональной работоспособности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принцип комплексного характера реабилитационных мероприятий с учетом всех поставленных задач. Это достигается за счет участия в данном процессе медицинских работников, психологов, педагогов, социологов, представителей руководства, органов социальной защиты, профсоюза, юристов, членов семьи, трудового коллектива. Деятельность этих специалистов и представителей может быть скоординирована только… Читать ещё >

Факторы профессиональной работоспособности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Представляется весьма актуальным конкретизировать факторы профессиональной работоспособности. Накопленный опыт психофизиологического обеспечения различных видов профессиональной деятельности в обычных и экстремальных условиях свидетельствует о целесообразности выделения трех групп факторов.

Во-первых, это физический статус, нередко обозначаемый как физическая работоспособность. Ведущими здесь являются следующие показатели:

  • 1. Физическое развитие, т. е. антропометрические данные — рост, масса, объем грудной клетки, живота, жизненная емкость легких и ряд других.
  • 2. Физическая подготовленность — сила (в ее различных разновидностях), быстрота (ранее обозначаемая как скорость), выносливость, координированность.
  • 3. Показатели вегетативного обеспечения физической деятельности. Наиболее распространенные, имеющие международные стандарты, — это аэробная производительность, оцениваемая по максимальному поглощению кислорода (МПК).

Во-вторых, это показатели психического статуса (нередко обозначаемого как умственная работоспособность). К ним в первую очередь относят:

  • 1. Степень адекватности состояния психической активности (континуум от состояния функционального покоя до психоэмоционального стресса) применительно к определенным конкретным условиям.
  • 2. Характеристики внимания: активность, направленность, широта, переключаемость, концентрация, устойчивость.
  • 3. Восприятие как совокупность процессов, в результате которых формируется субъективная (идеальная) модель объективно существующей реальной действительности и которые заканчиваются опознанием (распознанием) этого образа. Критериями опознания образа принято считать его вербализацию или адекватное реагирование на него.
  • 4. Научение, проявляющееся в личностных особенностях к обучаемости и по виду информации или навыков, и по скорости, и по способу и т. д.
  • 5. Память (имеются в виду ее различные виды, скорость консолидации, длительность, сохранение способности к воспроизведению и другие характеристики).
  • 6. Мышление — «психическая деятельность, направленная на обобщенное и опосредованное познание объективной действительности путем раскрытия связей и отношений, существующих между познаваемыми предметами и явлениями» в его различных формах: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое с учетом скорости, креативности и других характеристик.
  • 7. Свойства личности, что в современной психологии и психофизиологии имеет наиболее неоднозначную трактовку. Однако, как показал опыт психологического и физиологического обеспечения трудовой деятельности, чаще других оказываются достаточно существенными, т. е. влияющими на поведение человека и эффективность деятельности, нервно-психическая неустойчивость, личностная и реактивная тревожность, конформность, способность к психологической защите, а также специальные способности.

И Полная или достаточная укомплектованность коллектива;

  • 1. Профессиональная подготовленность специалистов;
  • 2. Материально-техническая обеспеченность;
  • 3. Налаженное эффективное управление;
  • 4. Надежная связь (передача информации);
  • 5. Межличностные отношения, благоприятный психологический климат в коллективе;
  • 6. Сработанность коллектива;
  • 7. Мотивация к деятельности.

Таким образом, количество факторов, влияющих в большей или меньшей степени на профессиональную работоспособность, оказывается достаточно. И для решения практических задач нет необходимости учитывать их все.

Понятие о профессиональном здоровье, как было отмечено выше, предполагает и устойчивость, резистентность организма специалиста к воздействию факторов и условий, связанных с конкретной профессиональной деятельностью. Вместе с тем трудно представить стопроцентную надежность такой устойчивости. Вот поэтому параллельно с проблемой профессионального здоровья всегда рассматривается и проблема профессионального нездоровья, или профессиональной патологии.

Профессиональная патология — отрасль медицинской науки, изучающая влияние неблагоприятных условий труда на состояние здоровья человека. Предметом изучения профессиональной патологии является этиопатогенез, клиника, профилактика и терапия различных заболеваний, в развитии которых играют определенную роль профессиональные вредности.

В профессиональной патологии выделяют, прежде всего, профессиональные болезни, т. е. заболевания, возникающие исключительно или преимущественно при воздействии на организм профессиональных вредностей.

Профессиональный характер болезни проявляется в первую очередь в том, что она возникает исключительно при работе с данными вредностями или во много раз чаще, чем в иных условиях. Типичными примерами такой патологии может служить, в частности, кессонная болезнь, возникающая вследствие перепадов барометрического давления, или лучевая болезнь, развивающаяся в результате воздействия на организм человека ионизирующего излучения.

Вместе с тем профессиональные вредности могут служить не только определяющим этиологическим фактором — они могут оказывать существенное влияние на возникновение, течение и исход обычных заболеваний.

Общепринятой классификации профессиональных болезней не существует, но для практических целей удобна классификация по этиологическому принципу, т. е. заболевания, вызванные:

  • · положением тела во время работы и перенапряжением отдельных органов и систем;
  • · действием пыли;
  • · неблагоприятными метеорологическими условиями;
  • · ионизирующими излучениями;
  • · повышенным атмосферным давлением, шумом; вибрацией;
  • · ультраи инфразвуком;
  • · токсическими веществами;
  • · инфекционными и паразитарными факторами и др.

В медицине термин «реабилитация» впервые был использован применительно к больным туберкулезом, когда в 1946 г. в Вашингтоне состоялся конгресс по этой проблеме. Данное понятие в то время отражало преимущественно медицинские мероприятия, поэтому и возникает термин «медицинская реабилитация». Он получил широкое распространение, вошел во многие официальные документы, хотя против него было немало возражений.

Если речь идет о реабилитации в широком, комплексном смысле этого слова, т. е. о профессиональной реабилитации, то, очевидно, по конкретной целевой направленности можно выделить ее следующие составные компоненты: профессиональный работоспособность физиологический.

  • 1. Восстановление физической работоспособности, т. е. функционального состояния всех физиологических систем, обеспечивающих двигательную активность, характерную для повседневных бытовых условий и профессиональной деятельности с полной компенсацией всех возможных сдвигов в состоянии внутренней среды организма. Критерии, по которым можно судить о физической работоспособности и, соответственно этому, об эффективности реабилитационных мероприятий, в настоящее время хорошо апробированы и стандартизированы.
  • 2. Нормализация психического статуса, т. е. состояния функций, составляющих основу психики: восприятия, уровня психической активности, эмоций, внимания, научения, памяти. Психосоматических взаимоотношений (психомоторики и психовегетатики), речи, мышления, структуры личности, поведения, сознания и некоторых других.
  • 3. Восстановление способности в повседневных условиях жизнедеятельности выполнять все бытовые акты в необходимом объеме.
  • 4. Восстановление, а при невозможности — создание нового, приемлемого для данного конкретного человека положения в обществе, в семье, в коллективе или в социуме более крупного масштаба.
  • 5. Восстановление всех знаний, навыков и умений, необходимых для осуществления на должном уровне профессиональной деятельности по ранее приобретенной специальности. В том случае, когда это в принципе оказывается невозможным, то параллельно с врачебно-трудовой экспертизой может решаться вопрос о выборе посильной трудовой деятельности.

Теоретическую основу профессиональной реабилитации составляет ряд устоявшихся в психологии, физиологии и медицине концепций, к числу наиболее значимых из них относятся следующие:

  • 1. Представления о функциональных резервах, резервных возможностях организма, механизмах их расширения и мобилизации, об их пределах.
  • 2. Концепция функциональной системы, сформулированная академиком П. К. Анохиным; на ее основе профессиональную деятельность следует рассматривать как системообразующий фактор, для достижения которого организм имеет несколько программ эфферентного возбуждения.
  • 3. Взгляды о комплексном характере адаптации человека, всегда включающей в себя компоненты физиологической, психологической и социальной адаптации и реализуемой посредством как общих, неспецифических, так и сугубо специфических механизмов.

Непосредственные причины снижения профессиональной работоспособности (следовательно, и ухудшения профессионального здоровья) весьма разнообразны. Они включают острые и хронические заболевания различного генеза, травмы, ранения, стрессовые ситуации, истощающие нагрузки, неблагоприятные социально-бытовые факторы и др.

Таким образом, профессиональная реабилитация охватывает очень широкий спектр состояний человека, конкретная сущность которых требует определенной конкретной программы реабилитации, но практически всегда в большей или меньшей степени включающей комплекс следующих мероприятий:

  • 1. Медицинские мероприятия, часто обозначаемые как восстановительное лечение, а по существу — лечение всеми приемами и способами, проводимыми в стационарных, санаторных и амбулаторно-поликлинических учреждениях.
  • 2. Психологические мероприятия, преследующие психологическую подготовку больного (пострадавшего) к предстоящему лечению, а также реадаптацию к социальным, профессиональным и бытовым условиям.
  • 3. Педагогические мероприятия, или восстановительное обучение, т. е. восстановление утраченных профессиональных навыков путем специального целенаправленного обучения. Как известно, такое обучение оказывается необходимым даже после длительного перерыва в работе, связанного с отпуском.
  • 4. Технические мероприятия — использование приспособлений различной сложности, основанных на разных технических принципах, для восстановления функциональной полноценности специалиста или улучшения эргономических характеристик рабочего места.
  • 5. Правовые мероприятия, устанавливающие организационные нормы, права, обязанности и ответственность соответствующих должностных лиц, в известной степени — льготы для реабилитируемых и реабилитированных.

Очень важным положением, которое порой в решающей степени определяет эффективность реабилитации, является комплексность и преемственность проводимых мероприятий на всех этапах реабилитации. Выделяют такие этапы:

  • 1. Этап специализированного стационара, куда больные и пострадавшие попадают как в плановом порядке, так и в порядке оказания неотложной помощи. Именно здесь вместе с проведением соответствующего лечения должна быть, в принципе, сформирована и зафиксирована программа реабилитации в целом. Следует иметь в виду, что нередко контроль за реализацией этой программы осуществляется самим больным, а потому он должен быть информирован по всем соответствующим вопросам в необходимом объеме.
  • 2. Этап реабилитационного отделения (учреждения), где в максимальном объеме сконцентрированы средства и способы, применение которых позволит довести пациента до санаторного или амбулаторного этапов.
  • 3. Этап санаторно-курортного учреждения реабилитационной направленности.
  • 4. Амбулаторно-поликлинический этап, который может занимать очень значительный промежуток времени даже после восстановления трудоспособности. Этот этап, помимо непосредственно реабилитационных мероприятий, включает также и необходимые контрольные исследования.

Проведение реабилитационные мероприятий при чрезвычайно большом разнообразии их конкретных форм должно соответствовать ряду принципов. Важнейшие из них следующие:

  • 1. Раннее начало, практически с самого начала лечения, которое должно учитывать конечную цель реабилитации, т. е. с самого начала это должно быть восстановительное лечение, вопреки бытующему мнению, что реабилитация должна начинаться после выздоровления.
  • 2. Принцип комплексного характера реабилитационных мероприятий с учетом всех поставленных задач. Это достигается за счет участия в данном процессе медицинских работников, психологов, педагогов, социологов, представителей руководства, органов социальной защиты, профсоюза, юристов, членов семьи, трудового коллектива. Деятельность этих специалистов и представителей может быть скоординирована только лечащим врачом.
  • 3. Принцип индивидуализации системы реабилитационных мероприятий (учитывается пол, возраст, личностные особенности, причины снижения работоспособности, характер профессиональной деятельности).
  • 4. Принцип осуществления реабилитации в коллективе больных или в своем трудовом коллективе, что морально переносится легче, а по эффективности оказывается выше.
  • 5. Принцип непрерывного поэтапного проведения всех реабилитационных мероприятий в соответствии с описанными выше этапами в той или иной последовательности в зависимости от характера заболеваний и реальных организационных возможностей.
  • 6. Возвращение больного (пораженного) к активному социально значимому труду (принцип восстановления профессиональной работоспособности).

Конкретные программы реабилитации разрабатываются для решения специальных профессиональных вопросов и проводятся в первую очередь медиками и психологами.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой