Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Язык Интернета и интернет-этикет

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Электронный диалог. как жанр родился путём трансформации и взаимопроникновения речевых жанров «разговор» и «письмо». Он представляет собой обычное, повседневное общение, только в письменной форме, отсюда такие особенности, как индивидуальность, моноадресность (один получатель сообщения), нехудожественность (разговорная речь, часто стилистически сниженная, используются единицы нелитературных… Читать ещё >

Язык Интернета и интернет-этикет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ЯЗЫК ИНТЕРНЕТА И ИНТЕРНЕТ-ЭТИКЕТ

«Входя в чужой город, прими его обычаи».

(Талмуд) В далёком прошлом грамотным считался человек, умеющий читать, писать, считать. В XIX — XX веках в понятие «грамотность» вошли умения учиться в школах, университетах, пользоваться библиотеками, использовать разнообразные источники информации.

С появлением глобальных сетей (Интернета) возник ранее невиданный феномен общедотупности информации. В связи с этим необходимой составляющей общей грамотности населения становится грамотность в области использования информационных систем.

Но Интернет — это не только компьютеры и программы, это люди определяющие истинное его лицо. И чтобы оно оставалось привлекательным, необходимо следовать определенным правилам, соблюдать «сетевой этикет» — «нетикет» для краткости (или «сетикет»).

Netiquette — (англ. Net — сеть + Etiquette — этикет) — нравственные правила поведения в компьютерных сетях.

Некоторые из правил нетикета представляются совершенно очевидными для любого воспитанного человека, и может показаться излишним даже упоминать о них. Однако прежде всего стоит напомнить о невообразимом, особенно для новичка, разнообразии культур, интересов, пристрастий и возрастов членов многомиллионного usenet-сообщества. То, что привычно с детства для одних, может оказаться диким или смешным для других.

С другой стороны, правила нетикета отражают уникальный опыт взаимодействия в условиях, которые никогда ранее не существовали ни в одной культуре. Так что не лишено смысла воспринимать нетикет как неотъемлемую составную часть возникающей на наших глазах культуры «Седьмого континента», как часто теперь называют Интернет.

Нельзя говорить о едином нетикете. Проблема в том, что каждое сообщество людей вырабатывает свою собственную культуру и особые правила поведения в этом сообществе.

Материалов о правилах поведения в сети Интернет в самом Интернете очень много. Эти неписаные нормы и правила обычно подробно разъясняются на всех крупных порталах, форумах, почтовых сервисах. Главное правило «нетикета», такое же как и в любом другом этикете: вести себя нужно так, чтобы вас было легко понять, не создавать проблем другим и не мешать нормальному диалогу, даже если он ведется посредством электронной почты.

Электронный диалог. как жанр родился путём трансформации и взаимопроникновения речевых жанров «разговор» и «письмо». Он представляет собой обычное, повседневное общение, только в письменной форме, отсюда такие особенности, как индивидуальность, моноадресность (один получатель сообщения), нехудожественность (разговорная речь, часто стилистически сниженная, используются единицы нелитературных разновидностей языка), неклишированность и производность (так называемый гипержанр, включающий другие речевые жанры, например, просьбу, приглашение, ответ, спор и прочее). Отбор языковых средств обусловлен целью и темой общения, особенностями коммуникантов, дистантным характером разговора в мессенджере.

Среди факторов, влияющих на формирование интернет-этикета, или как его именуют пользователи, «сетикета» («нетикета»), можно выделить следующие. Во-первых, дистантный характер общения. Опосредованность компьютером накладывает отпечаток на всю речеповеденческую деятельность индивида. В интернет-коммуникации происходит снятие целого ряда социокультурных и психологических ограничений, обычно налагаемых на речевое поведение в реальной коммуникации в целях создания гармоничного, неконфликтного общения. Во-вторых, возраст коммуникантов. Активными интернет-пользователями чаще всего являются молодые люди, и именно они устанавливают правила. В-третьих, установка на языковую игру. Все эти факторы определяют возникновение специфических норм речевого поведения в интернет-коммуникации, которые часто трактуют как нарушение традиционного этикета.

Проанализировав тексты разговоров в мессенджере с целью выявления формул речевого этикета, используемых виртуальными собеседниками, отметила, что вне зависимости от отношений между коммуникантами, их степени близости, темы и содержания разговора формулы приветствия и прощания присутствуют практически во всех случаях. Это связано с желанием коммуникантов успешно начать и завершить контакт.

Наряду с традиционными конструкциями приветствия типа «привет» и «здравствуй» («здравствуйте») широко распространены и специфические, представляющие собой усечённые или графически изменённые стандартные формулы вежливости: прив; прива; дарова; здарофф; приветик.

Широко используется для вхождения в разговор междометие «ку-ку», которое в данном случае имеет значение «ты здесь?», «готов ли ты к общению?».

«1. Слово из вымышленного чатлано-пацакского языка, взято из фильма «Кин-дза-дза», так чаще приветствуют, а вообще и разговаривают на планете Альфа.

2. Две первые буквы на русской раскладке клавиатуры от анг. «respect»" [2, с. 168]. Чаще всего встречается в мессенджере онлайн-игр, таких как «LineAge II», «World of Warcraft» и тому подобных. Однако приобрело широкое распространение за пределами игрового мира.

Следует отметить активное речетворчество, использование языковой игры уже в самом начале общения. Зафиксировано приветствие «Дутро», образованное путём слияния слов «доброе» и «утро». В ответ на такое приветствие адресат, поддерживая заданный шутливый тон, пишет: — Дутро. — Дутро-дутро) [здесь и далее орфография и пунктуация источника сохранены]. Такое речевое поведение адресанта изначально задаёт своеобразный характер общения, провоцирует собеседника на использование приёмов языковой игры, устанавливает особую тональность общения.

Графическое изменение претерпели и этикетные формулы благодарности. Желание сэкономить время написания сообщения приводит к оригинальным решениям — возникновению акронимов и слоговых сокращений, смешению букв и цифр: — спс! — нз4 (ср.: спс — спасибо, нз4 — не за что); — спокойночи; — СН — спс; — споки (ср.: СН, споки — спокойной ночи); — спс — пжл; — Ссылочку кинь) // Плиз (ср.: пжл, плиз — пожалуйста). Последний пример иллюстрирует не только стремление к быстроте набора, но и особую прагматику включения английских слов в русскую речь. Так, английское «please» придаёт высказыванию умоляюще-ироничный оттенок. общение нетикет интернет сеть Стандартными формулами выхода из общения являются следующие языковые единицы: — Понятно. // привет передавай // До связи. — Ок) =) // Пока-пока. Я побежала)); — А щас в магазин) // Суббота!!! — Давай давай. // Ага. — Наконец-то) // Ну пока. //; — Сладких снов); — приятных снов; — приятно было поговорить с тобой; — ухожу в реальность! и прочие.

Однако участники интернет-разговоров нередко выходят из Сети не попрощавшись. Как правило, такое поведение не рассматривается говорящими как проявление неуважения, так как это может быть связано с технической стороной вопроса. Кроме того, утрата приветствия-прощания в беседе посредством мессенджера создаёт впечатление бесконечности и непрерывности разговора, делает возможным возврат к ранее обсуждаемой теме.

Следует обратить внимание на то, что коммуниканты обычно не называют друг друга по имени в мессенджере, исключение составляет лишь официально-деловая переписка. Причина, во-первых, заключена в законе экономии речевых усилий. Во-вторых, использование обращений является необязательным для представленных друг другу коммуникантов (разговор в мессенджере чаще всего предполагает наличие определённого знания о своём собеседнике, некий сложившийся образ). Но главную роль, на наш взгляд, здесь играет графическое оформление сообщений, заложенное компьютерной программой: перед каждой репликой пишется имя отправителя, поэтому написание имени было бы избыточным. В качестве примера представим фрагмент разговора в социальной сети «ВКонтакте»:

Иван Эгей! А у меня новай телефон.

*YAHOO*.

Мария Привет) Поздравляю!!! Что, вернуть тот надежду потерял?

Иван Ну, ты б тово В часть бы заходила Пинала их-)).

Мария Да ну) Я лучше поем) Иван Ну, а то фиг они пошавелятся.

Приятного опетиту Мария спс Ещё одной особенностью сетевого этикета является преобладание общения на ты. Распространённость местоимения 2-го лица единственного числа обусловлена несколькими факторами:

  • 1) возрастной категорией (большую часть интернет-пользователей составляют молодые люди, в среде которых бытует обращение на ты);
  • 2) статусной равноправностью собеседника (близкими, неофициальными отношениями между коммуникантами);
  • 3) статусной неопределённостью собеседника (отсутствием информации о социальных различиях);
  • 4) стремлением преодолеть возрастные, социальные и статусно-ролевые различия для непринуждённости общения, в связи с чем наблюдается быстрый переход на ты.
  • — Как ты? — Ничего. ;-)))) Ты как всегда) // Напустил туману; — привет, давай познакомимся?:); — У меня полетел экран, подскажите, пожалуйста, что делать? — ты в сервис позвони, там скажут; — Да кому нужны эти подробности ;)) Факт остаётся фактом. // Да, внимание я обратила… // Может, перейдём на ты??:-[; — Здравствуй. Т. е. — дарова.

Вежливое, уважительное отношение к собеседнику, лежащее в основе этикета, может быть выражено невербальными средствами: жестами, мимикой, позой, интонацией. Для этого в интернет-общении активно используются так называемые эмотиконы (смайлы), позволяющие выразить собственное отношение говорящего к сказанному. Чтобы выразить симпатию к собеседнику или показать, что общение с ним приятно, используется Итак, в интернет-коммуникации как относительно новой сфере виртуального общения, обладающей специфическими чертами, правила речевого поведения, в том числе и этикетного, находятся в процессе формирования. Мы можем говорить о трансформации традиционных этикетных средств и появлении нового интернет-этикета, который характеризуется свободой самовыражения, стремлением к речетворчеству, уменьшением количества коммуникативных барьеров. В заключение отметим, что, на наш взгляд, некорректно говорить об отсутствии этикетных норм в Интернете, скорее всего мы являемся свидетелями становления новых форм вежливости.

  • 1. Жичкина, А. Е. Самопрезентация в виртуальной реальности и особенности идентичности подростка-пользователя Интернета / А. Е. Жичкина, Е. П. Белинская // Образование и информационная культура. М., 2000. С. 431−460.
  • 2. Карабань, Н. А. Этический аспект интернет-коммуникации / Н. А. Карабань // Интернет-коммуникация как новая речевая формация: колл. монография / науч. ред. Т. Н. Колокольцева, О. В. Лутовинова. М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. С. 158−177.
  • 3. Правила сетевого этикета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.a.ua/Internet/4997_pravila_setevogo_etiketa/.
  • 4. Усачева, О. Ю. Лингвокультура языковой личности в интернет-коммуникации / О. Ю. Усачева // Государственная служба. 2005. № 5. С. 97−102.
  • 5. Шкапенко, П. В. Специфика реализации прагмалингвистических принципов в интернет-дискурсе: дис. канд. филол. наук: 10.02.04 / П. В. Шкапенко. Калининград, 2008. 229 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой