Развитие демократических основ управления в условиях рыночных отношений
Согласно ст. 17 закона «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об обществах) указано, что «управление обществом осуществляет собрание участников и дирекция (директор) общества, а в случаях, предусмотренных законодательством или уставом, — правление и другие органы, создаваемые обществом. наименование, компетенция органов управления, их количественный… Читать ещё >
Развитие демократических основ управления в условиях рыночных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Гражданским кодексом Республики Беларусь предусмотрено создание различных организационно-правовых форм предприятий коммерческого типа, различия между которыми заключаются в порядке формирования органов управления, принятии управленческих решений, мерах ответственности, во владении, пользовании и распоряжении собственностью. [9, с.312].
По типу управления, отмечает В. Р. Веснин [6, с.308], предприятие может быть унитарное и корпоративное (хозяйственные общества и товарищества). Целью создания корпоративных предприятий является концентрация капитала в одном месте. Поскольку в сельском хозяйстве существует предел концентрации средств производства на единицу земельной площади, то подобные формирования принципиально не характерны для мирового сельского хозяйства. Однако в сельском хозяйстве Республики Беларусь корпоративные формирования представлены широко (сельскохозяйственный производственный кооператив).
Компетенция органов управления предприятием должна быть четко регламентирована в его уставе. Если управление корпоративным предприятием будет одноуровневым (исполнительные органы), определяется компетенция общего собрания, в том числе и исключительная, а все остальные вопросы будут находиться в компетенции исполнительных органов. При двухуровневой системе органов управления (наблюдательный совет и исполнительные органы) сначала определяется компетенция общего собрания, затем наблюдательного совета, и лишь тогда — исполнительных органов.
Если исполнительными органами будут правление и председатель правления, должно быть четко определено, что относится к компетенции коллегиального исполнительного органа, а что к компетенции единоличного — управляющего (председателя). [8, с.28].
Как отмечает М. А. Артеменко [2, с.21], организация органов управления в сельскохозяйственных организациях зависит от организационно-правовой формы сельскохозяйственного предприятия.
Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено по вкладам между работниками предприятия. Фирменное название унитарного предприятия должно содержать указание на форму собственности.
Имущество, находящееся в государственной собственности, может закрепляться за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Собственник имеет право на получение части прибыли (до 5%) от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведение созданного им предприятия. Порядок распределения доходов предприятия, имущество которого находится в оперативном управлении, определяется собственником.
Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, решает следующие вопросы:
- 1. Создание унитарного предприятия, в том числе дочерних унитарных предприятий;
- 2. Определение предмета и целей его деятельности;
- 3. Реорганизация и ликвидация предприятия;
- 4. Осуществление контроля за использование принадлежащего на правах хозяйственного ведения имущества;
- 5. Продажа, сдача в аренду, в залог, внесение в качестве вклада в уставной фонд хозяйственных обществ и товариществ недвижимого имущества.
Унитарные предприятия, в отличие от корпораций, управляются только одним органом — директором, который и является исполнительным органом.
Полномочия, которыми наделяется директор унитарного предприятия, определяются собственником в каждом конкретном случае в рамках действующего правового поля. [2, с.31].
Агроторговое предприятие — вид предприятия, занимающегося кроме производства сельскохозяйственной продукции ее хранением и реализацией через собственную торговую сеть.
Это вносит определенные изменения в организационное устройство предприятия и требует более широких знаний у менеджеров.
Агроторговые предприятия, как правило, находятся в подчинении местных коммунальных органов. Организационно-правовая форма — коммунальное унитарное предприятие. Орган управления — дирекция во главе с директором (генеральным директором). В штат входят заместители директора по производству, маркетингу (коммерции), переработке. [14, с.3].
Акционерные общества относятся к корпоративным организациям, и выступают в двух видах: открытые акционерные общества (ОАО) и закрытые акционерные общества (ЗАО). Отличием управления в АО от производственного кооператива является процедура принятия решений: в АО — одна акция — один голос; в производственном кооперативе — один член — один голос.
Гражданским кодексом [9, с.286] установлено, что применительно к акционерному обществу с предполагаемым числом акционеров более 50, исполнительный орган которого сочетает коллегиальное (правление, дирекция) и единоличное (директор, генеральный директор) руководство осуществляет общее собрание акционеров, наблюдательный совет (совет директоров), дирекция (правление), директор (генеральный директор).
Высшим органом общества с ограниченной ответственностью (далее ООО) является общее собрание его участников. В ООО создается исполнительный орган (коллегиальный или единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников. Единоличный орган управления ООО может быть избран также и не из числа его участников. Компетенция органов управления ООО, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с законодательством об ООО и уставом общества. [9, с.185].
Согласно ст. 17 закона «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью» [11] (далее — Закон об обществах) указано, что «управление обществом осуществляет собрание участников и дирекция (директор) общества, а в случаях, предусмотренных законодательством или уставом, — правление и другие органы, создаваемые обществом. наименование, компетенция органов управления, их количественный состав и порядок формирования определяются уставом общества». Следовательно, законодатель (ст. 17 Закона об обществах и глава 4 «Юридические лица» Гражданского кодекса Республики Беларусь) не закрепляет жесткую систему органов управления обществ (высший орган управления, исполнительный и контрольный органы), что позволяет помимо этого иметь и другие органы, создаваемые обществом в случаях, предусмотренных законодательством или уставом общества. Поэтому в период между собраниями участников (акционеров) в обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью, открытых и закрытых акционерных обществах с числом акционеров менее 50 человек руководящим органом общества может являться совет директоров (наблюдательный совет). Полномочия совета, порядок принятия им решений, права и обязанности его членов должны быть отражены в уставе общества. Неопределенные уставом особенности работы совета могут регламентироваться в положении о совете, утверждаемом собранием участников (акционеров).
К исключительной компетенции общего собрания участников ООО относятся: изменение устава общества и размера его уставного фонда; образование исполнительный органов общества и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества и распределение его прибылей и убытков; решение о реорганизации или ликвидации общества; избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества и иные вопросы, отнесенные законодательством об обществах.
Для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности ООО оно вправе ежегодно привлекать независимого аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками. Порядок проведения аудиторских проверок деятельности общества определяется законодательством и уставом общества. Управление в обществах с дополнительной ответственностью аналогично управлению в ООО. [12, с.56].
Правление (дирекция) — коллегиальный исполнительный орган, который состоит из исполнительных директоров и управляющих — руководителей основных подразделений. Оно руководит деятельностью общества в период между собраниями участников (акционеров) и заседаниями совета директоров (наблюдательного совета) и осуществляет управление делами и представительство общество вовне. В его полномочия входят действия, не составляющие компетенцию других органов управления обществом, определенную законодательством или уставом общества.
Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива. Наблюдательный совет — один из возможных органов управления, подотчетный общему собранию членов производственного кооператива.
Р.А. Попов [15, с.172] пишет, что модель гражданского кодекса для государств-участников СНГ, принятая Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ на заседаниях 29.10.1994 г.; 13.05.1995 и 17.02.1996 г. в качестве рекомендательного законодательного акта для СНГ, предусматривает, что в кооперативе с числом членов более 50 может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива. Следовательно, наблюдательный совет создается с целью контроля за деятельностью исполнительных органов кооператива. Этим самым наблюдательному совету приданы более контрольные, нежели чисто управленческие функции. Тем более в отличие от ООО, ОА Гражданский кодекс не предусматривает возможности образования ревизионной комиссии в производственном кооперативе. Вопрос о том, в каких случаях в производственном кооперативе образовывается наблюдательный совет, должен решаться общим собранием членов производственного кооператива исключительно по своему усмотрению.
Членами наблюдательного совета и правления кооператива, а также председателем кооператива могут быть только члены кооператива. Член кооператива не может быть одновременно членом наблюдательного совета и членом правления либо председателем кооператива. Компетенция органов управления кооперативом и порядок принятия ими решений определяются законодательством и уставом кооператива.
К исключительной компетенции общего собрания членов кооператива относятся, отмечает Н. Ефременко [10, с.4]:
- · Изменение устава кооператива;
- · Образование наблюдательного совета и прекращение полномочий его членов, а также образование и прекращение полномочий исполнительных органов кооператива, если это право по уставу кооператива не передано его наблюдательному совету;
- · Прием и исключение членов кооператива;
- · Утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов кооператива и распределение его прибыли и убытков;
- · Решение о реорганизации и ликвидации кооператива.
Законодательством о производственных кооперативах и уставом кооператива к исключительной компетенции общего собрания может быть также отнесено решение иных вопросов.
Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания наблюдательного совета кооператива, не могут быть переданы ими на решение исполнительных органов кооператива.
Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием.
Сельскохозяйственный производственный кооператив (далее — СПК), отмечает А. М. Артеменко [3, с.25], является одной из форм производственного кооператива и действует на основании устава, утвержденного общим собранием (собранием уполномоченных) членов СПК в соответствии с Примерным уставом СПК.
Управление СПК осуществляется общим собранием (собранием уполномоченных) членов, правлением, председателем СПК.
Высшим органом СПК является общее собрание, которое правомочно решать любые вопросы, касающиеся его деятельности.
Председатель СПК, отмечает Л. Н. Зудина [13, с.112] выполняет следующие функции:
- 1. Осуществляет повседневное руководство деятельностью СПК;
- 2. Обеспечивает проведение общих собраний (собраний уполномоченных) членов СПК, заседаний правления и выполнение их решений;
- 3. Представляет СПК в отношениях с юридическими и физическими лицами, в соответствии с решениями правления СПК заключает с ними договоры;
- 4. В пределах, устанавливаемых общим собранием (собранием уполноченных) членов СПК, без доверенности действует от имени СПК, распоряжается имуществом и средствами СПК, а также выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета;
- 5. Решает иные вопросы деятельности СПК, за исключением вопросов, отнесенный уставом к компетенции общего собрания (собрания уполномоченных) его членов, правления СПК.
Комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности СПК проводится ревизионной комиссией каждый финансовый год. Ревизионная комиссия периодически проверяет хозяйственную деятельность бригад и других производственных подразделений СПК, дает заключение по годовому отчету. Ревизионная комиссия по результатам ревизионной проверки составляет акт и заключение, которые направляет правлению СПК. Результаты ревизионной проверки в семидневный срок обсуждаются правлением СПК, затем докладываются общему собранию (собранию уполномоченных) членов СПК.
Структура и численный состав аппарата управления зависят от внутрихозяйственного устройства предприятия, размеров его подразделений и специализации.
Управление в структурных подразделениях СПК прежде всего зависит от модели внутрихозяйственного управления. Различают 3 типа моделей, отмечает О. Ю. Артемов. [1, с.82].
Первая предусматривает централизацию основных функций внутрихозяйственного управления у администрации предприятия (руководителя хозяйства и коллегиальных органов). Ее особенность — формирование общих фондов предприятия, низкая хозяйственная самостоятельность трудовых коллективов.
Вторая предусматривает более широкие полномочия первичных трудовых коллективов в решении текущих вопросов деятельности своего подразделения (самостоятельно реализуют продукцию, распоряжаются полученным доходом). Каждое подразделение в бухгалтерии (финансово-расчетном центре) хозяйства имеет лицевой счет, с которого по нормативам отчисляются средства на содержание администрации и другие нужды хозяйства. Администрация решает вопросы взаимодействия с внешней средой, разработки стратегии и тактики поведения предприятия.
Третья основана на предоставлении коллективам подразделений полной самостоятельности в работе: реализации продукции, взаиморасчетов с другими подразделениями, уплате налогов, распределении прибыли (дохода). Ее особенности — наличие счетов в банках, формирование собственных фондов. Администрация выполняет в основном обслуживающие функции, делегированные ей коллективами подразделений.
Для каждого предприятия необходим индивидуальный подход при выборе модели. Рассмотрим порядок управления по первой модели. Для управления общественным производством в бригадах и других подразделениях СПК создаются собрания членов бригады. Созываются они по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал советом бригады или по требованию не менее 1/3 общей численности членов бригады, либо по инициативе правления или председателя СПК.
Собрание подразделения выполняет следующие функции:
- · Заслушивает отчеты совета, руководителя, специалистов и других членов подразделения;
- · Вносит правлению СПК или общему собранию (собранию уполномоченных) предложения о поощрении добросовестно работающих членов коллектива, привлечении нарушителей дисциплины к ответственности;
- · Вносит правлению СПК предложения о наложении взысканий на руководителя подразделения или об освобождении его от занимаемой должности.
Собрание правомочно при наличии не менее 2/3 членов. Решения принимаются большинством голосов.
Распоряжение руководителя подразделения по вопросам производственной деятельности обязательны для всех работников подразделения. [13, с.201].
Управление деятельностью полного товарищества, отмечает В. Ваулин [5, с.6], осуществляется по общему согласию всех участников. учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников. Каждый участник полного товарищества имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников. Каждый участник товарищества независимо от того, уполномочен ли он вести общие дела, вправе лично знакомиться со всей документацией по ведению дел товарищества. Отказ от этого права или его ограничение, в том числе по соглашению участников товарищества, ничтожны.
Управление деятельностью коммандитного товарищества осуществляется полными товарищами, пишет О. С. Виханский [7, с302]. Порядок управления и ведения дел такого товарищества его полными товарищами устанавливается в соответствии с законодательством о полном товариществе.
Вкладчики не в праве участвовать в управлении делами коммандитного товарищества. Они могут выступать от его имени не иначе как по доверенности. Они не вправе оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества.
По мнению В. Ф. Башмачникова [4, с.201], в условиях рыночной экономики преимущество имеют сельскохозяйственные предприятия, в которых собственник, руководитель и работник представлены в одном лице. Это объясняется тем, что собственность, как экономическая категория, подразумевает прежде всего отношения индивида к имуществу как к своему, которым владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению, несет ответственность за результаты хозяйствования. Указанные правомочия здесь носят почти абсолютный характер (фермерское хозяйство в отличие от частного унитарного предприятия может принадлежать нескольким собственникам — супруги, дети), не требующей дополнительных согласований с каким-нибудь другим лицом.
В сельскохозяйственном производстве одной из форм частного унитарного предприятия выступает крестьянское (фермерское) хозяйство.
В силу того, что в лице фермера совмещены собственник, управляющий и непосредственный исполнитель, управление фермерским хозяйством имеет свои особенности. Они заключаются в том, что у фермера, как правило, небольшое количество работников. Отсутствуют многоуровневые управленческие структуры, полномочия распределяются по согласию работников. Все вопросы управления сконцентрированы у главы хозяйства.
Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств — объединение фермерских хозяйств, создаваемое в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.
Ассоциация не является вышестоящим органом учредителей, ее создавших, однако может наделяться функциями управленческого воздействия на основе делегирования ей участниками соответствующих полномочий. В уставе ассоциации указывается, какие услуги (маркетинговые, консультационные, управленческие) предоставляются членам ассоциации бесплатно, а также перечень вопросов, по которым ассоциация вправе принимать управленческие решения, обязательные для ее участников и носящие рекомендательный характер. Высший орган управления — совет участников ассоциации. [3, с.27].
Таким образом, в каждой организации, не зависимо от ее типа, существуют свои органы управления, компетенция которых определяется уставом предприятия.