Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Введение ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ИСТОРИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для России, чтобы быть великой державой в олимпийском движении, сегодня мало сияния вручаемых медалей и звучания российского гимна. Ныне требуется широкое распространение олимпийских знаний среди детей и молодежи. Великая олимпийская Россия должна быть гармонично великой — ив олимпийском спорте, и в олимпийском образовании. В Уставе Олимпийского комитета России де-юре закреплено словосочетание… Читать ещё >

Введение ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ИСТОРИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В Олимпийской хартии — главном официальном документе современного олимпийского движения — подчеркивается, что национальные олимпийские комитеты должны «следить за созданием институтов, которые посвящают себя олимпийскому образованию», всемерно содействовать пропаганде основополагающих принципов олимпизма, распространению олимпизма в учебных программах по физическому воспитанию и спорту в школах и вузах. И хотя Олимпийская хартия в правиле 28 — одном из двух посвященных национальным олимпийским комитетам — так определяет их роль: «Способствовать распространению фундаментальных принципов и ценностей олимпизма в их странах, в частности в сфере спорта и образования, путем продвижения олимпийских образовательных программ на всех уровнях школ, учреждений спорта и физического воспитания и университетов, а также поощрением создания учреждений, посвященных олимпийскому образованию, таких как национальные олимпийские академии…», к сожалению, до сих пор наблюдается явное несоответствие высокого уровня развития спорта, с одной стороны, и низкого уровня внедрения идеалов и ценностей олимпизма в процесс образования, в частности детей и молодежи, — с другой.

Положительный опыт олимпийского образования уже несколько десятилетий существует в некоторых странах. В начале 1970;х гг. в Австралии, Финляндии, США, Японии и других странах олимпийское образование вводится в школах. Оно направлено на привитие обучаемым интереса к двигательной активности через осознание ее необходимости.

Но еще в начале 1960;х гг. «для поддержки и пропаганды олимпийского духа» при МОК была создана Международная олимпийская академия (МОА) как организация, ответственная за реализацию образовательных и воспитательных задач олимпийского движения. Инициатива ее создания принадлежит Пьеру де Кубертену, который видел в деятельности академии возможность воплотить в жизнь свои педагогические замыслы, предотвратить их искажение и забвение последующими поколениями. План создания МОА утвержден Олимпийским комитетом Греции в 1938 г., однако официальное ее открытие произошло 14 июня 1961 г. В Положении о МОА говорится, что она «должна функционировать как мировой культурный центр олимпизма, призванный служить сохранению и распространению духа олимпизма и олимпийских принципов, изучению и применению педагогических и социальных принципов Игр, а также научному подкреплению олимпийской идеи».

В 1979 г. на Генеральной ассамблее ассоциации НОК (АНОК) впервые было рассмотрено предложение о распространении изучения олимпийской идеи в мировом масштабе и включении ее в программы образования всех ступеней учебных заведений — от начальных школ до университетов. В Международной хартии физического воспитания и спорта, принятой ЮНЕСКО, под которой поставили свои подписи представители почти всех государств — членов ООН, содержится призыв включать в государственные программы социального и культурного развития формы воспитания молодежи в духе принципов, идеалов и ценностей олимпизма. В резолюции третьей сессии Межправительственного комитета по физическому воспитанию и спорту при ЮНЕСКО (1983) высказано пожелание всем государствам — участникам комитета — «ввести или усилить преподавание олимпийских идеалов в школах и учебных заведениях в соответствии с их собственной системой образования».

Важную роль в активизации олимпийского образования сыграл XI Олимпийский конгресс в Париже в 1994 г. Конгресс предложил подход к олимпийскому образованию, согласно которому олимпийское образование важно не только для детей и молодежи. Наоборот, в него должны быть вовлечены все слои населения. Этот призыв зафиксирован и в заключительном документе конгресса: «Распространение этических, культурных и воспитательных ценностей олимпизма должно быть интенсифицировано всеми участниками олимпийского движения». Для активизации работы по олимпийскому образованию в связи с празднованием 100-летия образования МОК и 100-летием современных Олимпийских игр при поддержке президента МОК в 1994 г. создан руководящий комитет проекта всемирной кампании «Национальные олимпийские комитеты в действии: продвижение олимпийских идеалов через образование».

Вопросы олимпийского образования постоянно рассматриваются на различных международных форумах. Так, под девизом «Спорт и гармоничный мир: роль олимпийского образования и культуры» МОК и организационный комитет Игр XXIX Олимпиады при поддержке ЮНЕСКО провели в Пекине в преддверии Олимпийских игр 5-й Международный форум «Спорт, образование, культура» (22— 24 октября 2006 г.). Форум собрал более 700 участников, представлявших весь спектр всемирного олимпийского сообщества — национальные олимпийские комитеты, международные спортивные федерации, членов МОК и ряда его комиссий, в том числе комиссию атлетов. И, естественно, ученых, изучающих социальные, образовательные, культурологические, моральные аспекты спорта. Обширная программа форума предоставила возможность его участникам осветить наиболее актуальные проблемы современного олимпийского движения: культурные и образовательные перспективы Олимпийских игр, взаимосвязь физического воспитания и спорта, социальную ответственность перед атлетами по окончании их спортивной карьеры, роль спорта в развитии гармоничного общества, значение и перспективы олимпийского образования, в частности его роль в борьбе за чистоту спорта; обсуждались функции олимпийских академий и высших физкультурных учебных заведений. Было рекомендовано ежегодно проводить специальные курсы для преподавателей физического воспитания и тренеров по методике организации олимпийского образования, в том числе и на национальном уровне, создавая для этих целей школы под руководством специалистов по олимпийскому образованию. Была принята и рекомендация о том, чтобы международные спортивные федерации включали в планы своей работы вопросы олимпийского образования и определяли круг тех лиц, которые будут заниматься организацией олимпийского образования применительно к деятельности каждой федерации. На форуме обсуждались вопросы реального влияния олимпийского образования в развития глобального спортивного сообщества. Профессор В. С. Родиченко в докладе «Спорт и образование как средства социальных изменений» обосновал в числе разнообразных сторон формирования общечеловеческого этического пространства правомерность активного использования олимпийского образования на примере его российской, не имеющей по масштабам аналогов в мире, общественногосударственной модели, реализованной на базе учебного пособия «Твой олимпийский учебник», выпущенного общим тиражом свыше полумиллиона экземпляров[1].

Вместе с тем среди проблем олимпийского образования особого рассмотрения заслуживает вопрос о роли, месте и даже заинтересованности МОК в распространении олимпийских идей. И тут существует явное противоречие между имеющимся во многих странах опытом, методикой и содержанием олимпийского образования и степенью их использования МОК. Иногда даже возникает вопрос: а нужно ли ему вообще олимпийское образование? К сожалению, олимпийское образование, как и многое другое, он поручает кому угодно, только не себе. До сих пор в Олимпийской хартии нет даже намека на требование установить стабильные источники финансирования для реализации программ олимпийского образования. А ведь хорошо известно, что подавляющее большинство НОК либо не имеют нужных средств, либо предпочитают тратить их на спортивные нужды. В то же время МОК вполне в состоянии выделить на олимпийское образование сумму в несколько миллионнов долларов. Она позволила бы создать реальную основу для императива XXI в. — глобальной системы олимпийского образования.

В России начиная с 1980 г. формируется система олимпийского образования и воспитания учащейся молодежи. Следует понимать, что в обновляющейся России олимпийское образование имеет свое особое значение, и вот почему: ст. 13 Конституции Российской Федерации говорит, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Внедрение олимпийского образования должно привести к приоритету общечеловеческих ценностей, дать право молодежи на свободный выбор взглядов, убеждений и общих для всего человечества моральных ценностей, к которым относятся и принципы олимпизма.

Возникает вопрос: какой должна быть эта практическая деятельность по олимпийскому образованию? Ее реализация должна опираться на соответствующую концептуальную основу, и потому из двух возможных значений английского термина Olympic education, содержащегося в Олимпийской хартии, следует принять термин «олимпийское образование», отвергнув категорию «олимпийское воспитание». И вот почему: в период попыток формирования новой воспитательной парадигмы использование понятия воспитания обречено, поскольку оно неизбежно ассоциируется с традиционными воспитательными штампами, основанными на следовании устоявшимся социальным нормативам из классовой идеологии. Кроме того, олимпийское образование является конкретным, предметным и проверяемым, как любой процесс усвоения знаний и совокупность знаний, полученных в результате обучения. Следует заметить, что в языках всех без исключения стран постсоветского пространства также используется термин «олимпийское образование» или «просвещение».

Для России, чтобы быть великой державой в олимпийском движении, сегодня мало сияния вручаемых медалей и звучания российского гимна. Ныне требуется широкое распространение олимпийских знаний среди детей и молодежи. Великая олимпийская Россия должна быть гармонично великой — ив олимпийском спорте, и в олимпийском образовании. В Уставе Олимпийского комитета России де-юре закреплено словосочетание «олимпийское образование» и содействие ему, распространение знаний об олимпизме, олимпийском движении и Олимпийских играх в учреждениях образования, содействие созданию учреждений, деятельность которых направлена на развитие олимпийского образования, содействие созданию и поддержка олимпийских академий. Найден единственно правильный выход — распространение среди детей, молодежи и всего населения конкретных знаний об олимпийском движении, олимпизме и Олимпийских играх, что предусматривает распространение олимпийских идеалов среди собственного народа через приобщение их к физкультурному движению.

Начиная с 1990 г. шаг за шагом проводится работа по формированию общероссийской общественно-государственной системы олимпийского образования школьников и студентов, что отразилось в организационно-распорядительной документации ОКР и других установочных документах органов исполнительной власти федерального уровня[2].

Назовем 10 основных позиций:

  • • разработаны основные научно-теоретические положения организационно-методической концепции олимпийского образования в России;
  • • осуществляется руководство системой олимпийского образования со стороны ОКР, где одна из приоритетных функций — распространение идей олимпизма и основ олимпийского образования среди школьников и студентов;
  • • создан на профессиональной основе в рабочем аппарате ОКР сектор по олимпийским образовательным программам в структуре организационного управления ОКР, осуществляющий организационную и научно-методическую работу по формированию системы олимпийского образования и олимпийскому просвещению;
  • • осуществлен выбор в качестве учебного учреждения для целей олимпийского образования, в первую очередь, общеобразовательной и высшей школы, поскольку через них проходят все поколения граждан страны; включение их в работу по изучению и распространению знаний об олимпизме, олимпийском движении, Олимпийских играх, признание факта, что олимпийское образование способствует воспитанию у детей и молодежи нравственных и других востребованных жизнью свойств и качеств личности, формированию сущностных мировоззренческих позиций и гуманистических принципов;
  • • проведен выбор государственно-общественной модели олимпийского образования; на федеральном уровне — это взаимодействие Олимпийского комитета и Министерства образования, на муниципальном — сотрудничество региональных олимпийских академий и органов управления физической культурой и спортом, с одной стороны, и органов образования — с другой.
  • • осуществлена разработка программно-методического обеспечения олимпийского образования ведущими учеными и теоретиками физической культуры и спорта и привлекаемыми ОКР учеными и специалистами, проведено стимулирование исследований научных проблем, относящихся к олимпийскому образованию. Так, например, в сфере формирования научно-методических основ олимпийского образования начиная с 1988 г. успешно защищаются кандидатские и докторские диссертации по тематике олимпийского образования;
  • • осуществлено закрепление тематики олимпийского образования в официальных программах школьного и вузовского теоретических курсов физической культуры. В школьном и вузовском предмете «физическая культура» есть не только практические уроки, но и теоретическая часть. Она и является областью, которая может быть дополнена олимпийскими знаниями. Естественно, что главный исполнитель такого подхода остается тем же, что и на протяжении предыдущих нескольких столетий, — учитель или преподаватель физкультуры, постоянно усваивающий новую информацию в силу профессионального интереса. Наряду с таким подходом существует и междисциплинарный, когда различные сюжеты Олимпийских игр, олимпийского движения, олимпизма включены в содержание разных предметов школьного курса — истории, эстетики, музыки, естествовазнания и т. д.;
  • • выполнено создание региональных олимпийских академий, а не национальной (общероссийской); актуализирована необходимость эффективной координации деятельности региональных академий путем взаимодействия созданного в этих целях Совета президентов олимпийских академий и сектора олимпийского образования ОКР, совместно выпускающих ежегодно единый координационный план мероприятий;
  • • формируется активная заинтересованность в работе общественных советов, например, Общественного совета при Минспорте Российской Федерации и его рабочих групп по пропаганде и информационной поддержке развития физической культуры и спорта, Совета при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту и Комиссии по олимпийскому образованию ОКР;
  • • сформировано в Российской Федерации движение «Фэйр-Плей» — за справедливую игру в спорте — и обеспечено его включению в аналогичное всемирное и европейское движение, что подробно раскрыто в других материалах.

Назовем важнейшие этапы реализации организационно-методической концепции олимпийского образования в России:

  • — 5 марта 1994 г. — совместный приказ Министерства образования Российской Федерации и Олимпийского комитета России № 51/84а «Об организации изучения вопросов олимпийского движения и Олимпийских игр», заложивший организационную основу создаваемой государственно-общественной системы; в нем был определен комплекс мер, направленных на интеграцию образования и спорта, внедрение идей олимпизма в российскую систему образования и воспитания, введение олимпийского образования прежде всего в средние общеобразовательные школы и высшие учебные заведения;
  • — в 1996 г. в «Программу физического воспитания учащихся
  • 8-х классов» для общеобразовательных школ был включен разработанный в ОКР программный материал «Основы олимпийских знаний», последний был разослан Министерством образования во все школы; с того же 1996 г. вопросы олимпийской истории и современности включены в экзаменационные билеты 9-го и 11-го классов;
  • — начиная с 1996/97 учебного года совместная и координирующая работа ОКР и органов управления образованием субъектов Федерации позволила проводить уроки олимпийских знаний в тысячах школ на основе учебного пособия «Твой олимпийский учебник», рекомендованного Минобразованием России для учреждений образования страны. За более чем 20 лет в издательствах «Советский спорт», «Физкультура и спорт», «Спорт» и центре «Школьная книга» выпущено 26 изданий этой книги;
  • — в работу по олимпийскому образованию включились лучшие педагоги, историки и теоретики физической культуры и спорта, среди которых следует отметить плодотворную работу В. И. Столярова, В. В. Столбова, В. С. Родиченко и других специалистов —

А. Т. Контанистова, Л. Б. Кофмана, А. Т. Паршикова, Н. Ю. Мельникову, Ю. К. Чернышенко, В. П. Черкашина и т. д.[3]

В России долгое время эту работу возглавлял доктор педагогических наук, профессор В. С. Родиченко (1931—2013) — вице-президент Олимпийского комитета России (1990—2005 гг., а с 2005 г. пожизненный почетный вице-президент). С 1997 по 2004 г. также являлся членом исполкома Европейского движения «Фэйр-Плей». Именно он стал руководителем авторского коллектива, издавшего и внедрившего в программу школьного физкультурного образования книгу «Твой олимпийский учебник (руководитель авторского коллектива — 1996—2012 гг.), а также «Олимпийский учебник студента» (руководитель авторского коллектива);

  • — вместе с тем к настоящему времени не в полном объеме решена задача насыщения образовательных учреждений учебными пособиями по олимпийскому образованию, и усилия в этом направлении следует продолжать. Начиная с 2004 г. за счет средств ассоциации «Европейские олимпийские комитеты» и ОКР администраций Воронежской и Ростовской областей было выпущено в издательстве «Советский спорт» четыре издания учебно-методического плаката «Мир олимпийских колец» общим тиражом 15,5 тыс. экземпляров;
  • — в 1998—1999 гг. Министерство образования утвердило Временные требования к уровню подготовки выпускников, содержащие олимпийскую тематику;
  • — в 2004 г. конкретные вопросы олимпийской тематики как для средней, так и для высшей школы включены во впервые утвержденные Министерством государственные стандарты образования;
  • — в 2006 г. в связи с поручениями заместителя председателя правительства России А. Д. Жукова и Министерства образования и науки во всех российских школах прошел олимпийский урок;
  • — значительное внимание олимпийскому образованию детей и молодежи уделяется в работе региональных олимпийских академий.

Первая Олимпийская академия СССР была образована в феврале 1987 г. Спустя год-два начали создаваться олимпийские академии в союзных республиках — Литве, Латвии, Эстонии, Казахстане. Обсуждалась необходимость создания подобного олимпийского института и в Российской Федерации. Конечно, проще всего было бы образовать одну — общероссийскую — академию. Но, учитывая необозримые просторы и расстояния России, наличие в ней более десятка институтов и столько же техникумов физической культуры и более 40 факультетов физической культуры, в этом случае был риск возникновения бюрократической надстройки над богатейшим научным и преподавательским потенциалом России. Приказом Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту от 8 июня 1989 г. «Об организации региональных олимпийских академий» ректорам российских физкультурных вузов было поручено образовать общественные олимпийские академии. Через несколько месяцев появилось семь таких академий. В 1995 г. образовалось еще несколько академий. Сегодня насчитывается 13 региональных олимпийских академий.

В уставах региональных олимпийских академий зафиксированы в качестве основных функций разъяснение и пропаганда гуманистических ценностей и идеалов, целей, задач и принципов олимпизма, внедрение олимпийского образования, координация научно-исследовательской работы по проблемам олимпийского движения. И как бы ни менялся устав ОКР, в перечень его членов — юридических лиц — всегда входили и входят региональные олимпийские академии[4].

В 2019 г. будет праздноваться 30-летний юбилей зарождения уникальной системы региональных олимпийских академий. Однако при отсутствии единой национальной олимпиискои академии очень важным встал вопрос организации координационной деятельности региональных академий. Поэтому при ОКР был создан Совет президентов олимпийских академий, обеспечивающий взаимосвязь деятельности академий и сектора по олимпийским образовательным программам Организационного управления ОКР в связи с вопросами регулирования их совместной работы. В ежегодно выпускаемом едином координационном плане академий несколько сот мероприятий. Они сгруппированы по таким разделам: совместные с ОКР всероссийские мероприятия, олимпийское образование и информационно-пропагандистская деятельность, спортивная и физкультурно-оздоровительная работа, научные, научно-практические конференции, семинары и олимпийские научные сессии.

Перечислим некоторые мероприятия из координационного плана основных мероприятий региональных олимпийских академий России (с участием ОКР) в 2017—2018 гг.

  • 1. XXVIII Олимпийская научная сессия молодых ученых и студентов России «Олимпизм, олимпийское движение, Олимпийские игры (история и современность)», посвященная 30-летию создания Советской олимпийской академии (февраль 2017 г.).
  • 2. XXIX Олимпийская научная сессия молодых ученых и студентов России «Олимпизм, олимпийское движение, Олимпийские игры (история и современность)», посвященная 110-летию участия российских спортсменов в Олимпийских играх (февраль 2018 г.).
  • 3. XXVIII Всероссийский олимпийский день (апрель — декабрь 2017 г., все ОА). XXIX Всероссийский олимпийский день (апрель — декабрь 2018 г., все ОА).
  • 4. Организация и проведение заседаний комиссии ОКР по олимпийскому образованию (ежегодно, апрель — октябрь).
  • 5. Организация участия представителей России в сессиях Международной олимпийской академии, международных научных конференциях по проблемам спортивного и олимпийского движения, в том числе участие в Международном научном конгрессе «Олимпийский спорт и спорт для всех» (Варшава, Польша, 2017 г.), участие в работе 58-й сессии МОА в Олимпии (Греция, 2018 г.).
  • 6. Организация и проведение Всероссийских с международным участием научно-практических конференций (2017—2018 гг.): «Современные проблемы физической культуры, спорта, олимпийского образования» (Дальневосточная ОА); «Теория и практика олимпийского образования» (ОА Юга); «Проблемы совершенствования физической культуры, спорта, олимпизма» (Сибирская ОА, СГУФК); «Олимпизм: истоки, традиции и современность» (Воронежская ОА «Спарт»); «Социально-педагогические и экономические проблемы олимпийского спорта» (Поволжская ОА); «Олимпийское движение, физическая культура и спорт в современном обществе» (Московская областная ОА); VIII международный конгресс «Человек, спорт, здоровье» (Северо-Западная ОА, НГУ имени П. Ф. Лесгафта); международный научный конгресс «Олимпийский спорт и спорт для всех» (Грузия, Тбилиси, октябрь 2018 г.); конференция «Гендерный подход в олимпийском движении» (Поволжская ОА) и др.
  • 7. Организация и проведение региональных научно-практических конференций (2017—2018): «Перспективы развития студенческого спорта и олимпизма» (Воронежская ОА «Спарт»); сессия Московской областной ОА на тему «Олимпизм, Олимпийские игры и общество»; «Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения» (Сибирская ОА, СГУФК) и др.
  • 8. Организация и проведение (2018) круглого стола «Научная школа истории физической культуры и спорта» (Центральная ОА, РГУФКСМиТ); конкурсов «Профессор года. Ученый года» (Центральная ОА, РГУФКСМиТ), «Лучший спортсмен и тренер года» (ОА Юга), «Олимпийская викторина» (Сибирская ОА, СГУФК), на лучшую организацию олимпийского образования среди субъектов ЮФО (ОА Юга), семинара преподавателей физической культуры по организации олимпийского образования в учебных заведениях (Смоленская ОА) и др.
  • 9. Организация и проведение (2017—2018 гг.) XX Всероссийского фестиваля вузов физической культуры, включающего конкурс знатоков спорта «Олимпийское наследие» и научную конференцию студентов; проведение Олимпийского фестиваля молодежи Юга России и Абхазии (ОА Юга); проведение студенческого форума «Олимпизм, проблемы образования и воспитания в современном спорте» (Смоленская ОА, СГАФКСТ); проведение студенческого форума «Молодежь в движении — на спортивный Олимп!» (ОА Прикамья); студенческая научно-практическая конференция по обмену опытом внедрения олимпийского образования в общеобразовательных школах (Поволжская ОА, ВГАФК); вузовские туры XXX Олимпийской научной сессии молодых ученых и студентов России «Олимпизм, олимпийское движение, Олимпийские игры: история и современность (Московская ОА, ОА Урала) и др.
  • 10. Организация и проведение (2017—2018 гг.) конкурса знатоков олимпизма среди студентов вузов г. Волгограда (Поволжская ОА, ВГАФК), студентов Воронежского ГИФК (ОА «Спарт»), Уральского ГУФК «Приглашение к честной игре» (ОА Урала); конкурсов на лучшее исследование по олимпийской проблематике среди студентов и аспирантов Смоленской ГАФКСТ; на лучшую постановку физкультурно-массовой работы и олимпийского образования (Смоленская ОА); олимпийская викторина среди обучающихся в общеобразовательных школах региона Запада (Смоленская ОА) и др.
  • 11. Реализация спортивно-образовательного проекта «Южный Урал Олимпийский» (ОА Урала). Организация курсов: «Олимпизм и культура» на факультете повышения квалификации тренеров спортивных школ, физкультурных руководителей учебных заведений (Смоленская ОА, СГАФКСТ); организация курсов «Основы олимпийских знаний» для тренеров спортивных школ и преподавателей физического воспитания в учебных заведениях (Центральная ОА, РГУФКСМиТ — ИПК); проведение курса лекций по вопросам олимпийского движения на основе «Олимпийской повестки — 2020» для слушателей ФПК (Московская областная ОА, МГАФК); актуализация учебного элективного курса «Олимпийское образование» для студентов РГУФКСМиТ, курса «Олимпийское образование» для студентов Волгоградской государственной академии физической культуры (Поволжская ОА, ВГАФК), курса «Олимпийское образование» для студентов Воронежского государственного института физической культуры (Воронежская ОА «Спарт») и др.
  • 12. Ежегодный семинар-совещание региональных олимпийских академий на базе АНО ДПО «РМОУ» (г. Сочи); участие на базе данной организации в методических семинарах по паралимпийскому спорту, безбарьерной среде и олимпийскому гостеприимству; повышение квалификации региональных руководителей спорта, спортсменов, завершивших карьеру, работников сферы физической культуры в области олимпийского образования по программе MCA («Мастер спортивного администрирования») и др.
  • 13. Методическая помощь общеобразовательным школам и УОР в преподавании основ олимпийских знаний с использованием
  • 26-го издания учебного пособия «Твой олимпийский учебник», пропаганда принципа «Фэйр-Плей» и проведение занятий по олимпийскому образованию «Мой первый олимпийский урок» у учащихся начальных классов общеобразовательных школ (ОА Прикамья, Чайковский ГИФК); проведение цикла лекций по олимпийскому и паралимпийскому движению для учащихся общеобразовательных учреждений (ОА Прикамья, Чайковский ГИФК); проведение «олимпийских уроков» в общеобразовательных школах г. Москвы (Центральная ОА, РГУФКСМиТ); проведение олимпийских уроков в общеобразовательных школах Московской области (Московская областная ОА, МГАФК), проведение олимпийских уроков в общеобразовательных школах СанктПетербурга (Северо-Западная ОА, НГУ имени П. Ф. Лесгафта), проведение олимпийских уроков в общеобразовательных школах Омской области (Сибирская ОА, СГУФК) и др.
  • 14. Организация и проведение (2017—2018 гг.) фестивалей для детей «Олимпийские надежды Юга России» по программе «Спорт для всех» (ОА Юга), физкультурно-образовательного фестиваля школьников «Стань олимпийцем» (Сибирская ОА); проведение традиционного регионального конкурса среди обучающихся школ «Знатоки олимпизма» (Дальневосточная ОА, ДГАФК); квест-игра среди отдыхающих детских пришкольных лагерей «Равнение на олимпийцев» (Великолукская ОА); ежемесячная акция «Зарядка с чемпионом» (ОА Прикамья, Чайковский ГИФК) и др.
  • 15. Встречи и беседы с чемпионами и призерами Олимпийских и Паралимпийских игр — «Рядом с олимпийцем»: встречи олимпийцев Кубани со студентами и школьниками (ОА Юга), встречи олимпийцев Воронежа со студентами и школьниками (Воронежская ОА «Спарт»), встречи чемпионов и олимпийских призеров с учащимися школ и юными спортсменами (Смоленская ОА, СГАФКСТ), чествование ветеранов спорта и олимпийского движения (Дальневосточная ОА, ДГАФК) и др.
  • 16. Проведение традиционных соревнований на призы олимпийцев, мемориальных соревнования памяти чемпионов и олимпийских призеров: Зимний фестиваль ГТО на призы Ю. Ф. Кашкарова,

О. Б. Казаковой, Л. И. Егоровой, А. Н. Алябьева (Северо-Западная ОА, НГУ имени П. Ф. Лесгафта); открытые соревнования по лыжным гонкам памяти олимпийского чемпиона Сергея Савельева (Дальневосточная ОА, ДГАФК); открытые соревнования по волейболу среди женских команд памяти первого президента ДВОА Ю. В. Зятьковского (Дальневосточная ОА, ДГАФК) и др.

17. Выставки, презентации достижений в области олимпийского спорта и олимпийского образования, современные публикации: организация экскурсий в музей спорта Минспорта России (Московская областная ОА, МГАФК), в Музей истории УралГУФК и олимпийской славы Южного Урала для обучающихся в школах и непрофильных вузах (ОА Урала, УралГУФК); университетская неделя, посвященная П. Ф. Лесгафту, — изготовление баннеров, буклетов, календарей «Университет Лесгафта — кузница олимпийских кадров»; издание публицистики, пресс-портретов олимпийских чемпионов, промо-сувениров с олимпийской тематикой (Северо-Западная ОА, НГУ имени П. Ф. Лесгафта); изготовление презентационной полиграфической продукции, посвященной 100-летию генерала А. Д. Бутовского, пропагандирующей спортивное образование, принципы олимпизма, героев отечественного спорта высших достижений (Северо-Западная ОА, НГУ имени П. Ф. Лесгафта); выпуск олимпийского бюллетеня (Центральная ОА); издание монографии «Олимпийский спорт и информационно-пропагандистская деятельность» (Поволжская ОА); выпуск межвузовского сборника научных трудов «Спорт. Олимпизм. Гуманизм» (Смоленская ОА); выпуск ежегодного межвузовского сборника научных статей молодых ученых с разделом «Олимпийское образование» (Смоленская ОА); выпуск сборника научно-методической конференции Олимпийской академии Юга (ОА Юга); выпуск «Олимпийского дневника школьника Псковской области» (Великолукская ОА); посещение выставки новых публикаций по проблемам олимпийского движения и олимпийского образования (Московская областная ОА, МГАФК); организация библиотечных выставок, посвященных олимпийской тематике (Воронежская ОА «Спарт») и др.

В результате постоянного обсуждения вопросов олимпийского движения в системе вебинаров и видеоконференций ежегодно уточняются основные направления по совершенствованию работы в сфере олимпийского образованию, где решаются вопросы:

  • 1) дальнейшей разработки содержания учебных пособий «Твой олимпийский учебник», «Олимпийский учебник студента» с учетом современных тенденций развития олимпийского движения;
  • 2) актуализации проблемы по открытию профиля подготовки «Олимпийское образование» в рамках направления «Педагогическое образование», «Физическая культура» в педагогических и физкультурных вузах России при подготовке бакалавров и магистров;
  • 3) разработки и внедрения в учебный процесс бакалавров и магистров элективных курсов по олимпийскому движению, предусматривающих усвоение олимпийских знаний;
  • 4) разработки образовательных программ подготовки студентов к овладению методиками преподавания олимпийских знаний учащимся и студентам в учреждениях образования и населению среднего и старшего возраста;
  • 5) включения олимпийской тематики в соответствующие образовательные программы факультетов повышения квалификации и систематического дополнения их новыми данными об олимпизме, олимпийском движении и Олимпийских играх;
  • 6) разработки программ олимпийского образования, адаптированных к конкретным условиям школ, других учреждений дополнительного образования, сочетающих урочные формы с внеклассной работой, и подготовки преподавателей к реализации таких программ;
  • 7) регулярного освещения проблем спорта и олимпийского движения в средствах массовой информации, и прежде всего на телевидении в рамках общероссийского канала «Матч ТВ» и ориентированных на олимпийское образование радиои телевизионных передач;
  • 8) привлечения печатных и электронных средств массовой информации к регулярной публикации материалов образовательного характера об олимпизме, олимпийском движении и Олимпийских играх;
  • 9) расширения практики проведения читательских конкурсов на олимпийскую тематику в различных жанрах литературного творчества, организации конкурса журналистов «Твоя строка в олимпийскую летопись»;
  • 10) актуализации участия ОКР в праздновании в 2018 г. 100-летия со дня издания приказа о создании первого института физического образования — ныне ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма» (ГЦОЛИФК);
  • 11) 110-летия завоевания первой в истории российского спорта золотой олимпийской медали на Играх IV Олимпиады в Лондоне с установлением памятника первому олимпийскому чемпиону Н. А. ПанинуКоломенкину на его родине (Воронежская область, с. Хреновое);
  • 12) 100-летия со дня смерти А. Д. Бутовского (февраль 2017 г.) — генерала русской императорской армии, педагога и спортивного функционера, одного из учредителей и первого члена МОК для России.

Сегодня в каждой территории существуют в той или иной организационной форме региональные общественные организации и объединения содействия олимпийскому движению — члены ОКР (всего 81 совет в территориях России). Наблюдается четкая координация в работе Совета при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту и комиссии по олимпийскому образованию ОКР (председатель комиссии — д. п. н., профессор Н. Ю. Мельникова, завкафедрой истории физической культуры, спорта и олимпийского образования РГУФКСМИТ); их объединенными усилиями решаются многие вопросы олимпийского образования.

Процесс олимпийского образования в России во многом реализуется благодаря усилиям ОКР, который проводит многочисленные конкурсы во взаимодействии с органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации, региональными олимпийскими советами с целью дальнейшего совершенствования российской системы олимпийского образования, приобщения детей к идеалам олимпизма, формирования у них посредством изобразительного искусства и литературного творчества стремления к гармоничному развитию физических и интеллектуальных способностей. Среди них:

  • — конкурс «Олимпийский мир и я» (ноябрь 2011 г.), в котором номинировались «Детские рисунки на тему олимпизма» и «Сочинение на тему олимпийского движения». В обеих номинациях награды присуждались за оригинальные работы, в основе которых «олимпийский дух» или одна из следующих олимпийских ценностей — взаимопонимание, дружба, справедливая игра, радость от усилия, уважение, гармония тела и духа, представлялись в творческом литературном или изобразительном конкурсе;
  • — конкурс «Олимпийское образование студентов» (апрель — май 2012 г.), проводился в следующих номинациях: «Спортивный хит-парад — Виват, олимпийская Россия!», «Олимпийское наследие (знатоки олимпизма)», «Олимпийские идеалы и спортивные традиции в системе занятий спортом — действенная альтернатива вредным привычкам», поощрения назначались студентам за пропаганду проблем олимпийского движения и олимпийского образования;
  • — Всероссийский фестиваль-конкурс спортивной журналистики «Энергия побед» (июль 2017 г.), проводимый в целях пропаганды олимпийских ценностей, олимпийского движения, спорта и здорового образа жизни, повышения уровня культуры распространения спортивной информации в СМИ, повышения качества спортивной журналистики в России и стимулирования роста профессионального мастерства представителей спортивной журналистики;
  • — систематически проводятся Олимпийские научные сессии молодых ученых и студентов России «Олимпизм, олимпийское движение, Олимпийские игры: история и современность» (2012—2018);

— назначаются стипендии ОКР студентам и аспирантам вузов и НИИ физической культуры (2013—2018), успешно сочетающих учебную и научную деятельность с участием в мероприятиях по пропаганде олимпийского движения и распространению олимпийских знаний.

Проведение в России целого ряда крупных международных состязаний, прежде всего Олимпийских и Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи, выявили острую потребность в спортивных менеджерах нового формата. В связи с острой потребностью подготовки новых руководителей олимпийского движения был учрежден Российский международный олимпийский университет (РМОУ)[5].

Российский международный олимпийский университет является уникальным учебным заведением, образовательные программы профессиональной переподготовки которого базируются на олимпийских знаниях. РМОУ стал ключевым учреждением в подготовке настоящих профессионалов, которые не только примут участие в организации самых инновационных олимпийских и паралимпийских проектов, но и обеспечат эффективное управление индустрией спорта в будущем.

РМОУ является знаковым проектом — символом олимпийского наследия. Именно опыт проведения столь масштабных спортивных состязаний как Олимпийские игры дает четкое понимание всех алгоритмов современной управленческой практики. Его выпускники, опираясь на полученные знания, будут востребованы в структурах российского и мирового олимпийского и паралимпийского движения, государственных и муниципальных органах управления, спортивных федерациях и клубах, спортивных СМИ, компаниях, связанных с производством спорттоваров, в спортивном маркетинге.

РМОУ является главным хранителем архива Игр 2014 г. и должен обеспечить сохранность информационного наследия Олимпиады в Сочи, создав необходимые условия для проведения исследований в области олимпийского движения и спорта. В соответствии с соглашением, подписанным в сентябре 2013 г., оргкомитет «Сочи-2014» передает на хранение РМОУ архивные материалы (электронные копии документов, официальных публикаций аудио-, фотои видеоматериалов за весь период своей работы, артефакты и памятные вещи. Университет проведет каталогизацию материалов и обеспечит к ним доступ для использования исключительно в некоммерческих, информационных, научных, учебных или культурных целях.

Миссия университета:

— создать высшее учебное заведение нового поколения — лучшее в сфере спортивного и олимпийского образования;

  • — готовить лидеров для российской и мировой индустрии спорта;
  • — построить современную научно-исследовательскую базу для олимпийского движения и российского спорта;
  • — сохранять и развивать олимпийское наследие зимних Олимпийских игр 2014 г. в Сочи.

Деятельность РМОУ ориентирована на подготовку высококвалифицированных специалистов в области спортивного менеджмента для российской и мировой индустрии спорта, олимпийского и паралимпийского движения. Учебные программы университета охватывают основные направления спортивного образования: управление объектами и инфраструктурой, организация соревнований, массовые коммуникации, дипломатия и администрирование, а также управление карьерой.

РМОУ является уникальным высшим учебным заведением, которое трансформирует олимпийские знания в образовательные продукты. Основной образовательный продукт университета — годичная программа MCA («Мастер спортивного администрирования»), обучение по которой началось в сентябре 2013 г. Ее основные модули разработаны группой ведущих зарубежных и отечественных специалистов в соответствии с концепцией РМОУ, одобренной МОК. В 2017 г. согласно рейтингу образовательных программ по спортивному менеджменту (Postgraduate Sports Course Rankings) авторитетного британского журнала SportBusiness International программа «Мастер спортивного администрирования» заняла второе место среди аналогичных курсов в Европе. В дальнейшем университет планирует открытие магистратуры ExMSA (Executive Master of Sport Administration) и аспирантуры. Образовательная деятельность сосредоточена в г. Сочи, где располагается прекрасно оснащенный кампус университета. В Москве также работает головной офис РМОУ.

РМОУ ведет образовательную деятельность по широкому спектру краткосрочных программ: организует курсы повышения квалификации для региональных руководителей спорта, спортсменов, завершивших карьеру, проводит семинары по паралимпийскому спорту, безбарьерной среде и олимпийскому гостеприимству. Кампус учебного заведения в Сочи рассчитан на единовременное обучение до 500 студентов. РМОУ запустил собственную издательскую программу, которая развивается по двум направлениям: ежеквартальный выпуск научно-популярного журнала «Вестник РМОУ» и публикация серии книг воспоминаний, архивных материалов, исследований по истории и философии олимпизма, а также лучших российских и зарубежных учебников по различным сферам спортивного образования.

Сегодня в России также реализуется программа ОКР по содействию развитию массового спорта «Олимпийская страна», которая разработана в соответствии с принципами Олимпийской хартии и в рамках международного движения «Спорт для всех». Согласно Олимпийской хартии миссия НОК заключается в развитии, продвижении и защите олимпийского движения в собственной стране, в том числе в содействии развития спорта высших достижений и массового спорта.

Ключевая цель программы ОКР «Олимпийская страна» — содействие развитию массового спорта в России, в том числе создание условий для привлечения к занятиям физической культурой и массовым спортом, ведению здорового образа жизни людей независимо от возраста и социального статуса. Целевая аудитории программы «Олимпийская страна» — представители различных возрастных о социальных групп населения, не относящиеся к «спортивному резерву» и не являющиеся спортсменами высокого класса. Приоритетное направление программы ОКР «Олимпийская страна» — содействие развитию клубного движения в стране. Именно спортивные клубы призваны стать эффективной формой работы по развитию физической культуры и спорта, привлечению населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом, а также уникальной площадкой по выявлению потенциальных участников спорта высших достижений.

  • [1] В 2017 г. вышло 26-е издание книги «Твой олимпийский учебник».
  • [2] Родиченко В. С. Олимпийское образование в России. Режим доступа: http://sportfiction.ru/articles/olimpiyskoe-obrazovanie-v-rossii-kontseptsiya-sostoyanie-problemy/(Дата обращения: 16 июня 2008 г.)
  • [3] Паршиков А. Т. Концепция современного олимпизма и олимпийское образование. Режим доступа: Ьцр://5роПлу1к1до/Олимпизм_и_олимпийское_образование (Дата обращения: 5 ноября 2017 г.)
  • [4] Великолукская олимпийская академия (президент — В. Н. Шляхтов); Дальневосточная олимпийская академия (президент — С. В. Галицын); Московская областнаяолимпийская академия (президент — С. Г. Сейранов); Олимпийская академия Прикамья (президент — Ф. X. Зекрин); Олимпийская академия «Спарт» (президент — Т. А. Куликова); Олимпийская академия Урала (президент — С. Г. Сериков); Олимпийская академия юга России (президент — С. М. Ахметов); Поволжская олимпийская академия (президент — А. А. Сучилин), Северная олимпийская академия (президент — В. П. Ноговицын); Северо-западная олимпийская академия (президент — В. А. Таймазов); Сибирская олимпийская академия (президент — В. И. Михалев); Смоленская олимпийскаяакадемия (президент — Г. Н. Грец); Центральная олимпийская академия (президент —Н. Ю. Мельникова).
  • [5] Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Российский международный олимпийский университет» (АНО ДПО"РМОУ") основана 21 октября 2009 г. в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между Международным олимпийским комитетом (МОК), оргкомитетом «Сочи-2014» и ОКР, а также распоряжением Правительства России № 774. В качестве учредителей выступают Министерство спорта России, ОКР и группа «Интеррос».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой