Сущность и содержание системы «директ-костинг»
В учебном пособии по управленческому учету под редакцией А. Д. Шеремета метод «директ-костинг» называется также методом маржинального дохода, так как основное содержание данного метода представляет собой расчет маржинальной прибыли как разницы между выручкой и переменными издержками на первом этапе. На втором этапе из маржинальной прибыли вычитают постоянные затраты и получают операционную… Читать ещё >
Сущность и содержание системы «директ-костинг» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие, история возникновения системы «директ-костинг»
С. А. Николаева даёт следующее определение метода «директ-костинг»: «это система учета себестоимости, базирующаяся на разделении общих издержек предприятия на постоянные, то есть не зависящие от количества продукции, произведенной за единицу времени, и переменные, то есть изменяющиеся расходы, прямо связанные с количеством продукции, произведенной за единицу времени. Только последняя группа издержек — прямые расходы и переменные косвенные расходы — вовлекается в исчисление себестоимости изделий. Постоянные расходы учитываются на счете прибылей и убытков» [6, с. 84].
В учебном пособии по управленческому учету под редакцией А. Д. Шеремета метод «директ-костинг» называется также методом маржинального дохода, так как основное содержание данного метода представляет собой расчет маржинальной прибыли как разницы между выручкой и переменными издержками на первом этапе. На втором этапе из маржинальной прибыли вычитают постоянные затраты и получают операционную прибыль. А. Д. Шеремет указывает, «что данные о маржинальной прибыли лежат в основе принятия управленческих решений, связанных с сокращением или развитием производства продукции» [10, с. 68].
Трудно сейчас говорить, кто из ученых стоял у истоков теоретического обоснования и применения этой системы. Еще Т. Е. Клипштейн в своей книге «Учение об альтернативах в учете» (Лейпциг, 1781 г.) показал на примере металлургического производства, как прямые затраты нужно относить на отдельные его фазы, а накладные расходы — прямо на счет результатов за период.
Ж. Курсель-Сенель в своем труде «Теория и практика предпринимательства в земледелии, ремесле и торговле» (Штуттгарт, 1869 г.) предложил разделить затраты на «особые» и «общие».
Впервые в пользу учета граничных затрат высказался видный немецкий ученый О. Шмпаленбах в 1899 году. В начале 20 века Г. Гесс провел четкое разграничение между постоянными и переменными затратами.
Итак, мы видим примеры теоретического применения идей разграничения расходов на постоянные и переменные, однако четко не формулируется признак этой классификации — соотношение этих расходов и объема производства, различное их поведение в зависимости от изменения объема. Четко сформулирует этот признак Дж. Кларк. 1923 г. он обосновал необходимость деления валовых издержек производства на постоянные и переменные.
Идея классификации расходов на постоянные и переменные в зависимости от объема производства осталась бы достоянием теории, если бы в хозяйственной практике не сложились объективные экономические условия, позволяющие реализовать достоинства этой классификации: развивались рыночные товарно-денежные отношения и, как следствие, возросла роль бухгалтерского учета, в частности теории калькулирования в системе управления экономическими процессами и явлениями.
Система учета переменных затрат «директ-костинг» возникла в США в период Великой депрессии и получила широкое распространение в пятидесятых годах двадцатого века. До начала Великой депрессии (1928г.) для расчета себестоимости использовалась система учета полных издержек, что, по мнению аналитиков того времени, приводило к искусственному искажению прибыли. Для решения данной проблемы была разработана новая система, получившая название «директ-костинг».
Оно было введено в 1936 году американским экономистом Д. Гаррисом. Данное название возникло не случайно. На первых этапах практического применения этой системы в себестоимость, исчисляемую по переменным затратам, включались только прямые расходы, а все виды косвенных расходов списывались непосредственно на финансовые результаты. Вследствие этого общая сумма переменных затрат совпадала с суммой прямых затрат, отсюда и название системыDirect-Costing-System (система учета прямых затрат). Начало практического применения «директ-костинг» в США связано с 1953 г., когда Американская ассоциация бухгалтеров опубликовала описание этого метода. В 1961 г. Ею был опубликован второй отчёт, где исследованию подверглись 50 крупны фирм, применяющих данную систему [2, с. 169].
В настоящее время «директ-костинг» предусматривает включение в себестоимость не только прямых переменных, но и части переменных косвенных затрат. Поэтому здесь налицо некоторая условность названия. Так как дословный его перевод означает «учет прямых затрат».
Поэтому часто эту систему называют «variable-costing», что означает учет переменных затрат и более соответствует принципу, используемому в данном методе. Кроме того, в разных странах эта система именуется по-разному. бухгалтерский туристический безубыточность В Германии и Австрии для обозначения метода «директ-костинг» используют термины «учёт частичных затрат» или «учёт суммы покрытия», в Великобритании его называют еще «маржинальных затрат», во Франции «маржинальный учет».
Однако, несмотря на все это разнообразие терминов, определяющих систему учета переменных издержек, «директ-костинг» является самым употребляемым и популярным, возможно потому, что он был первым названием, данным этому методу учета себестоимости [3, с. 116].
Поэтому в дальнейшем мы тоже будем упоминать данный метод планирования учета и калькулирования себестоимости под названием «директ-костинг».
Для нашей страны «директ-костинг» это новый и в общем-то мало известный метод. У нас эту систему называют «маржинальный метод бухгалтерского учёта». Это связано с тем, что основным показателем при системе «Директ-костинг» служит маржинальный доход. С его помощью определяется порог рентабельности производства, устанавливается цена безубыточной реализации продукции, строится ассортиментная политика предприятия и так далее.
Во многих других странах он пользуется большой популярностью. Например, в настоящее время, метод «директ-костинг» широко распространен в Германии, чаще всего на крупных предприятиях. Данный метод применяют здесь 54% предприятий.
Особо популярна данная система в пищевой промышленности — 71,4%, и в строительстве — 67,4% предприятий.
Вообще, по всему миру от 30% до 50% компаний используют метод «директ-хостинг» для внутренних расчетов таблица 1.
Таблица 1.
Статистика использования методов учета себестоимости в разных странах.
Таким образом, мы видим, что помимо Германии «директ-костинг» широко распространен в Канаде и Великобритании. В то время как в США и Японии его используют сравнительно мало, но, тем не менее, доля его все же значительна, она превышает 30%.
Следует также учесть, что «standard-costing» обязателен для применения. Так как подавая информацию о деятельности предприятия в государственные органы надо использовать именно данный метод. Поэтому можно увидеть, насколько «директ-костинг» выделяется из общей массы различных методов. Ведь, несмотря на обязательность использования «standard-costing», этот метод в некоторых странах используется на более чем 50% предприятий [4, с. 413−414].