Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Политические технологии региональных избирательных кампаний в современной России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-вторых, административно-командный подход, который до сих пор наиболее часто употребляется как средство удержания власти и лоббирования угодных ей кандидатов, особенно на уровне регионов. Этот метод наиболее эффективен в регионах, где слабое развитие демократических принципов управления сочетается с национальными и религиозными традициями, создающими основу для авторитарных тенденций… Читать ещё >

Политические технологии региональных избирательных кампаний в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные подходы в применении политических технологий региональных избирательных компаний России и современные тенденции в применении политических технологий.

Особенностью политической жизни России с 90-х годов является, с одной стороны, формирование политического рынка по западному образцу, предусматривающее наличие профессионального политконсалтинга, применение последних технологических разработок в области политического маркетинга при продвижении конкретной политической фигуры на выборах. С другой стороны, прямое неадаптированное к местным этно-территориальным и социокультурным условиям применение западных политических технологий не привело к желаемым результатам. В своей работе политимиджмейкерам также приходилось учитывать тот факт, что последнее десятилетие в России, наряду с подходом к проведению избирательных кампаний с позиций современного политконсалтинга, одновременно применялись и другие. Практика избирательных кампаний в современной России позволяет выделить несколько типов подходов.

Это, во-первых, подход, осуществляемый с позиций политического маркетинга и менеджмента, учитывающий опыт демократических западный стран. Его мы обозначим как политконсалтинговый. Принципы этого подхода, в целом, были подробно описаны при определении сущности и структуры современной политической технологии. Такой подход может быть назван политической технологией par excellence, поскольку он учитывает реалии сегодняшнего общества опережающего потребления. Он характеризуется интерпретацией фигуры кандидата как товара и выдвижением на первое место в цепочке кандидат — политический имиджмейкер — избиратель второй из вышеназванных фигур. Основным ресурсом, необходимым для проведения избирательной кампании в рамках этого подхода оказываются финансовые ресурсы сил, лоббирующих данного кандидата, контроль над расходованием которых оказывается в руках политического консультанта. В Ульяновской области такими фондами являются: «Дари добро», основанный Дмитрием Рябовым и фонд «Мама», патронируемый супругой губернатора Ульяновской области Е. А. Морозовой. Как и на Западе, в России стали организовываться специальные благотворительные фонды, целью которых является профессиональное участие в политической избирательной борьбе. Структура фонда такова: центральный орган в виде координационного совета, возглавляемого президентом или председателем совета, — вершина структурной пирамиды, ее основание — волонтеры фонда. Деятельность фонда базируется на стабильном финансировании его программ. Активно применяется технология фандрайзинга, т. е. набора навыков по нахождению денег для деятельности фонда в обмен на лоббирование интересов финансирующих структур. Активно используются средства массовой информации, современные разработки политического «паблик рилейшнз» и рекламы.

Во-вторых, административно-командный подход, который до сих пор наиболее часто употребляется как средство удержания власти и лоббирования угодных ей кандидатов, особенно на уровне регионов. Этот метод наиболее эффективен в регионах, где слабое развитие демократических принципов управления сочетается с национальными и религиозными традициями, создающими основу для авторитарных тенденций в политике. Это республики и другие национально-территориальные образования в рамках Российской Федерации. Аналогичным образом, административно-командный подход эффективен и в регионах с большим удельным весом сельского населения и левыми политическими симпатиями электората (так называемый «красный пояс»). Главный ресурс этой модели — реальная власть. Административно-командный подход в регионах с развитыми демократическими традициями и, как следствие, критическим отношением к власти и поляризацией интересов между правящими элитами, применяется обычно более мягко на отдельных этапах кампании и не связаны с прямым давлением на волеизъявление избирателя. Так в предвыборный период в Ульяновской области накануне выборов главы муниципального собрания и депутатов Городской Думы в 2010 году на стадии сбора подписей очевидными преимуществами пользовались действующий губернатор Сергей Морозов и Александр Пинков, задействовавшие на этом этапе подведомственный им чиновничий аппарат. В период проведения избирательной кампании Александр Пинков, более чем другие кандидаты, имел возможностей встречаться с избирателями и выступать на предприятиях области. В то же время другие кандидаты сталкивались с ситуациями скрытого саботажа со стороны руководителей муниципальных образований. Иногда доходит до выдачи заданий нижестоящим органам управления с целью получения необходимого числа голосов на данной территории за нужного кандидата, сопровождающегося соответствующими поощрениями или наказаниями.

Следующий подход может быть обозначен как партийный. Здесь главным ресурсом избирательной кампании является организация, партия или движение. Работа строится по принципу постоянного присутствия в регионе. Основной ресурс такой кампании — организованные группы агитаторов, регулярно работающих с потенциальным электоратом вне зависимости от того, проходят в данный момент выборы или нет. Главные действующие лица в таких кампаниях — это партийные активисты, опирающиеся на организационные структуры. Из сказанного понятно, что наибольшей эффективности в применении этого технологического подхода достигают старые партии с мощными организационными структурами на местах и многолетним опытом работы. Среди них, в первую очередь, можно назвать КПРФ. Активным партийным строительством пытаются заниматься и другие общероссийские партии и движения: ЛДПР, «Справедливая Россия». Однако, как показывает опыт Ульяновской области, успеха на этом поприще способны достигнуть, не попытки осуществить такую работу «сверху» путем выбора из набора популярных региональных политиков, чей опыт предполагает существование у них собственных политических амбиций. В последнем случае неудачи такого регионального лидера общероссийской партии или движения автоматически распространяются на все движение в целом.

В развитии современных подходов к применению политических технологий можно четко уловить тенденцию к их усложнению. Если в конце 80-х и начале 90 годов политический дилетантизм, вера в свои убеждения и собственные способности кандидата в сочетании с бескорыстной преданностью группы поддержки могли привести кандидата к успеху, то сегодняшняя ситуация показывает, что те времена уже прошли. Сегодня мы сталкиваемся с комплексным применением всех имеющихся подходов, превалирование тех или других в конкретной избирательной кампании объясняется типом выборов (общефедеральные или региональные, выборы главы государства, республики или области или выборы депутатов всех уровней) местами их проведения, возможностями политических сил. В зависимости от этого преобладает или административно-командный или «политконсалтинговый» или партийный подходы. Примером комплексного подхода явилась избирательная кампания ныне находящегося в отставке главы города Ульяновск А. П. Пинкова, опиравшегося на технологические достижения современного политконсалтинга; собственные административные ресурсы, позволившие ему весьма ощутимо установить свою «повестку дня» (визит спикера Гордумы Бориса Грызлова, поддержание статуса «Ульяновск — авиационная столица» и «Ульяновск — культурная столица Содружества»); можно с большой долей вероятности предположить, что будущее в России за комплексным подходом к проведению выборов, сочетающим административный, партийный и политконсалтинговый подходы, где последний подход несет ответственность за разработку концепции проведения избирательной кампании. Политический дилетантизм уходит на второй план.

Другой тенденцией, определяющей внутреннее развитие поликонсалтинга, является переход от бездумного применения западных технологических образцов к разработке оригинальных, учитывающих особенности ментальности и политической культуры стратегий предвыборной борьбы. Первой русской формулой на пути к политическому успеху обогатившей позднее российский политконсалтинг, обусловленной ментальностью русского народа всегда жалевшего «неправедно отстраненного от власти», стала раскрутка фигуры Бориса Ельцина. Впоследствии, эту случайно найденную формулу политического успеха, уже осознанно использовали многие политические деятели на общероссийском и региональном уровнях. Опыт проведения избирательных кампаний на региональном уровне выявил свои особенности в завоевании голосов представителей различных социальных групп. Если стабильный электорат, толерантно относящийся к действующим политическим фигурам, ориентирован на получение информации от электронных и печатных СМИ, то протестный электорат не доверяет масс медиа и работа с ним предполагает непосредственную активную агитационную работу на работе и дома. В связи с этим, стоит обратить внимание на применение в избирательных кампаниях технологий прямого действия и именно лекторских групп, которые, проводят на предприятиях курс просветительских лекций для работников и ведут косвенную агитацию за того или иного кандидата.

Существенным фактором, определяющим возможности политических сил в применении политических технологий избирательных кампаний можно отнести заметную активизацию избирательных комиссий как общефедерального, так и регионального уровней. Опираясь на серьезную законодательную базу, избирательные комиссии осуществляют жесткий контроль над соблюдением правил предвыборной борьбы и, в случае серьезных нарушений, могут исключить избирательное объединение из числа участников выборов. Итак, к числу определяющих тенденций современного этапа политических технологий на выборах в регионах России мы относим:

Комплексный подход к проведению избирательных кампаний, сочетающий «мягкие» формы административного подхода (если имеется такая возможность) с партийным и политконсалтинговыми подходами при безусловном доминировании последнего.

Переход на график «непрерывной» рекламной кампании, о чем мы писали и в первой главе диссертационного исследования.

Формирование целостных мифологий политических лидеров и движений, определяющих стратегию и тактику избирательной кампании.

Сочетание технологий прямого действия, рассчитанных на непосредственную работу с избирателем, с технологиями политической рекламы, «паблик рилейшнз», носящими опосредованный характер, направленными на установление повестки дня.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой