Политико-правовая идеология церковного раскола
Посредством церковной реформы патриарх Никон предполагал укрепить церковную власть в России, возвысить авторитет самодержавия под руководством церкви, т. е. был сторонником теократического государства. В его представлении теократия подразумевала отчетливое главенство церкви, т. е. даже внешне государственная власть должна была признать главенство церковных учреждений и иерархов. Политический… Читать ещё >
Политико-правовая идеология церковного раскола (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
XVII век — начало постепенной трансформации средневековой Руси в Россию. Церковь к этому времени имела большие земельные богатства, административные и судебные привилегии, которые приобрела в Смутное время и в первые годы царствования Романовых. После воссоединения Украины с Россией власти стремились к объединению православных церквей. Церковь Украины находилась в тесной связи с греческой церковью, в то время как русская церковь в церковно-обрядовом отношении все еще значительно отличалась от греческой. Необходимо было внести единообразие в церковную жизнь, поэтому было принято решение об исправлении богослужебных книг по греческим образцам (эту задачу пытался разрешить еще Василий Ш, пригласивший Максима Грека для исправления церковных книг в 1518 г.). Творцом церковной реформы 1654 г., направленной на унификацию богословской системы и церковно-обрядовой практики, стал патриарх Никон. Оппозиция во главе с протопопом Аввакумом была против этого решения, что привело к церковному расколу: возникло течение старообрядцев, представлявших собой совокупность религиозных групп и церквей России, не принявших церковных реформ и ставших оппозиционными и даже враждебными официальной православной церкви.
В 1656 г. защитников древнерусских обрядов отлучили от церкви. Церковная реформа поддерживалась Алексеем Михайловичем, т.к. соответствовала его планам в сфере вешней политику и укрепления государство в целом.
Никон (Никита Минов -1605−1681 гг.) — сын крестьянина. В 19 лет стал священником в своем селе. В 1635 ушел в монастырь и постригся в монахи. В 1646 — стал архимандритом Новоспасского монастыря в Москве. С 1652 г. — патриарх. В 1666 г. церковном соборе вселенских патриархов Никона лишили патриаршего сана и сослали в Ферапонтов монастырь. В 1658 г. происходит окончательный разрыв с царем и Никон, оставив патриаршество, уходит в монастырь. В 1664 Никон самовольно приехал в Москву и попытался занять патриаршее место, но его отправили обратно и лишили сана. Только в 1681 г. новый царь Федор разрешил Никону вернуться, но в дороге тот умирает.
Посредством церковной реформы патриарх Никон предполагал укрепить церковную власть в России, возвысить авторитет самодержавия под руководством церкви, т. е. был сторонником теократического государства. В его представлении теократия подразумевала отчетливое главенство церкви, т. е. даже внешне государственная власть должна была признать главенство церковных учреждений и иерархов.
Идейным вдохновителем старообрядцев стал протопоп Аввакум (Петров) (1620−1682 гг.). Он происходил из семьи священника. В 20 лет стал дьяконом, а еще через 2 года — священником. В 1652 г. стал протопопом в Юрьевце. Когда началась церковная реформа, Аввакум решительно выступил против нее. Дальнейший его путь был полон страданий и лишений. Он был сослан с семьей в Сибирь. В 1663 г. царь решил примирить его с официальной церковью и вызвал Аввакума в Москву, но тот не отказался от своих убеждений. В 1666 его расстригли, предали анафеме и сослали в Пустозерский острог. Но Аввакум и здесь не прекращал борьбы и рассылал грамоты своим единомышленникам. В 1682 г. по решению Церковного Собора и в соответствии с царским указом он вместе с несколькими единомышленниками был сожжен.
Протопоп Аввакум был убежденным сторонником концепции «Москва — третий Рим». В его понимании Русское государство должно служить своим национальным интересам, жить по собственным законам, нормам истинного православия. Царя он рассматривал как ставленника божественного промысла, одновременно подчеркивая его человеческую природу, и осуждая за то, что царь «восхотел стать Богом», т. е. за чрезмерное самовозвеличивание.
Политический идеал старообрядцев и основа справедливого общества — община, базирующаяся на раннехристианских ценностях: вере, правде, равенстве, общности имущества, всеобщности труда, осуждении богатства и частной собственности.