Опричнина.
Россия в XVI веке.
Внутренняя и внешняя политика Ивана IV Грозного
Созданием опричнины царь решал сразу несколько задач: сформировал вокруг себя верный круг людей, целиком зависящих от его воли и не затевающих местнических свар, получил войско, служащее для охраны и ускорения крамолы; увеличил размер государственной земли за счет наследственных владений князей и бояр, лишая их самостоятельности и материального благосостояния. Кроме того, он получал возможность… Читать ещё >
Опричнина. Россия в XVI веке. Внутренняя и внешняя политика Ивана IV Грозного (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Царь Иван сделал для себя вывод, что в столице окружают недруги и жить там с семьей небезопасно. Местом нового пребывания была выбрана Александрова слобода, где находился загородный дворец его покойного отца. 8 января оставшиеся в Москве бояре получили царскую грамоту, в которой тот заявлял, что не желает править в условиях, когда воеводы не обороняют страну от недругов, не желают подчиняться его приказам, а духовенство лишь печалуется за тех, кого следует сурово наказать.
Вряд ли царь Иван действительно думал оставить престол. Своим посланием он лишь хотел добиться согласия подданных на новые непопулярные реформы — введение опричнины для искоренения крамолы, то есть уничтожение всех настоящих и мнимых врагов царя. И он его получил. Уже 5 января в слободу прибыла делегация от всех сословий. На коленях её члены просили Ивана сменить гнев на милость, вернуться на царство и в дальнейшем править государством, «как ему, государю годно» — изменников и лиходеев казнить и миловать по своему усмотрению. Всем становилось ясно, что отныне царствование будет грозным и кровавым.
Иван IV, уже ставший Грозным, торжественно объявил челобитчикам, что возвращается на государство, но создает свой особый опричный двор и для его содержания, «на свой обиход», забирают ряд городов и земли на западе, юге и в центре страны. Остальной территорией бояре и приказные люди будут управлять «по-прежнему обычаю». То есть царь разделил страну на опричнину, где распоряжался сам лично, и земщину, куда переселил опальных бояр. Деньги на содержание опричнины должна была давать земщина. Опричников было легко узнать по привязанным к конскому седлу собачьей голове и метле: они должны были «грызть» изменников и «выметать» их с русской земли (приложение «Л»). Опричники подчинялись исключительно царю. Они безнаказанно громили дома как богатых, так и бедных, растаскивали имущество, выгоняли крестьян из дома. Очень часто так поступали с людьми, ни о какой измене даже не помышлявшими. С помощью опричников Иван Грозный разорил города Тверь, Клин, Великий Новгород. Только Пскову удалось откупиться от опричников большими деньгами и выдачей на казнь нескольких людей, якобы заподозренных в измене.
Созданием опричнины царь решал сразу несколько задач: сформировал вокруг себя верный круг людей, целиком зависящих от его воли и не затевающих местнических свар, получил войско, служащее для охраны и ускорения крамолы; увеличил размер государственной земли за счет наследственных владений князей и бояр, лишая их самостоятельности и материального благосостояния. Кроме того, он получал возможность нанимать на службу новых людей, раздавая им поместья. В итоге он расширил государственный аппарат и увеличил численность армии.
В начале февраля царь с семьей вернулся в столицу, и тут же начались казни. Первыми сложили головы те, кто подозревался в особой близости к Владимиру Старицкому: видный полководец А. Б. Горбатый, брат его жены П. П. Головин, несколько князей Оболенских. Лишены были родовых вотчин и отправлены в Поволжье ростовские, стародубские, суздальские и ярославские князья. Владимир же вместо Старицы получил близкий к столице Дмитров, чтобы находиться под бдительным надзором.
Сначала опричное войско состояло лишь из 1000 лично преданных царю людей для его охраны. Затем оно возросло до 20 ООО воинов, вооруженных пищалями, саблями, луками. Они в народе стали называться «кромешниками», поскольку одевались в черные рясы и вешали собачьи головы на шею лошадям. С шумом вырываясь в города и села, они наводили ужас на мирное население. Особенно прославился жестокостью царский любимец Малюта Скуратов-Бельский.
Опричные казни и репрессии вызвали глухой ропот среди боярства, духовенства и простолюдинов. В мае митрополит Афанасий в знак протеста сложил сан и отправился на покой в Чудов монастырь. Иван Грозный понял, что надо искать пути примирения с подданными.
К числу таких попыток следует отнести Земский собор 1566 г., на который было приглашено 374 человека от всех сословий (кроме крестьян). На нем обсуждался главный вопрос — продолжать ли Ливонскую войну до окончательной победы или ограничиться уже сделанными небольшими территориальными приобретениями. На заседании выяснилось, что все были готовы поддержать царя в борьбе за свою «отчину», но при этом несколько дворян попросили отменить кровавую опричнину и не делить государство на части. В этом вопросе царь ни на какие уступки не пошел, полагая, что с главными врагами, то есть с Владимиром Старицким и сепаратистским Новгородом, он еще не расправился.
Опричниной были недовольны и представители духовенства. Новый митрополит Филипп Колычев начал открытую борьбу с царским нововведением. В своих публичных проповедях в Успенском соборе он стал критиковать Ивана Грозного за то, что тот проливал кровь невинных крестьян.
Вводя опричнину, Иван стремился к укреплению своей самодержавной сласти. Объективно опричнина способствовала централизации страны, т.к. уничтожала остатки феодальной раздробленности. Однако цели и средства несоизмеримы. Последствия опричнины для России были трагичными:
Становление деспотического характера самодержавия, превращение в холопов и феодалов, и крестьян;
Подрывание экономики страны — земли были разорены, крестьяне бежали из вотчин и поместий; введены были «заповедные годы», фактически вводившие крепостное право;
Опричная политика привела к ухудшению положения России в Ливонской войне.
Таким образом Ливонская война закончилась поражением России, практической потерей выхода к Балтийскому морю. Борьба за его возвращение стала с этого времени важнейшим направлением российской внешней политики. Причины неудачи коренятся, во-первых, в неверной оценке расстановки сил в Прибалтике: начиная войну с Орденом, Иван IV не предвидел вмешательства в нее новых соперников, борьба с которыми оказалась России не под силу. Во-вторых, в ослаблении России в результате внутренней политики Ивана IV, прежде всего — опричнины.
Во второй половине XVI века многочисленные мнимые и реальные заговоры убеждают Ивана IV в ненадежности старых уз, связующих монарха и подданных, их несоответствии самой природе верховной власти в России. Стремясь разрешить это противоречие, Грозный пытается соединить в своих руках как светскую, так и религиозную власть и заново выстроить весь комплекс своих взаимоотношений с подданными, сделав измену ему не только изменой раба господину, вассала сюзерену, но и главное — изменой Богу и вере. Учреждение опричнины было попыткой организации части дворянского сословия России на началах военно-монашеского ордена (то же назначение, тот же путь формирования, те же юридические права и привилегии), подобного Тевтонскому и Ливонскому (царь — глава ордена, игумен опричного монастыря, опричники — монахи). К 1572 г. планы Грозного потерпели провал, идея эта была им оставлена, и упоминание об опричнине запрещено под страхом наказания кнутом, но старая политика террора, которую историки именуют опричной, продолжалась и дальше.