Введение.
Контакты и связи крупного московского купечества со славянофилами
Петровское царствование положило начало глубокому расслоению русской культуры на культуру образованных классов, в русле которой функционировало и развивалось стилевое искусство, и культуру народную. Русскому купечеству, представлявшему в основной своей массе выходцев из крестьян, выпала на долю миссия, прямо противоположная культурно-исторической миссии дворянства. Купечеству предстояло уменьшить… Читать ещё >
Введение. Контакты и связи крупного московского купечества со славянофилами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Петровское царствование положило начало глубокому расслоению русской культуры на культуру образованных классов, в русле которой функционировало и развивалось стилевое искусство, и культуру народную. Русскому купечеству, представлявшему в основной своей массе выходцев из крестьян, выпала на долю миссия, прямо противоположная культурно-исторической миссии дворянства. Купечеству предстояло уменьшить разрыв, сблизить чуждые, даже враждебные и мало понятные друг другу миры культуры.
Купечество оказалось благодатной почвой для восприятия славянофильских идей и идеалов. Купцы и были тем народом, с которым славянофилам предстояло сродниться, усвоить живительные начала нравственного народного идеала и в свою очередь помочь выходцам из народа воспринять плоды европейской науки и просвещения. Купечеству не могли не импонировать религиозные основы философии славянофильства, как не могло не импонировать уважительное отношение к их предпринимательской деятельности.
На этой основе и рождается связь московских славянофилов с представителями московского просвещенного купечества. Московские славянофилы и московское купечество, заинтересованные в подъеме русской национальной промышленности, в уменьшении роли иностранцев в хозяйственной жизни России, образуют в 1840—1870-е годы союз соратников и единомышленников, объединенных не только совместной деятельностью, но во многих случаях и личной дружбой.
Процесс завоевания купечеством экономического Олимпа идет параллельно переходу его из сферы культуры одного типа в другой. Купцы получают европейское образование — гуманитарное, техническое, коммерческое. Они усваивают формы быта дворянского сословия, естественно, насколько им позволяет предпринимательская деятельность. Купцы строят особняки и обустраивают загородные усадьбы, покровительствуют искусству, создают и поддерживают театры, музеи, издательскую деятельность. Но в процессе освоения европейской культуры купечеством и в ходе дальнейшего распространения она приобретает черты массовой народной городской культуры, испытывающей двойное влияние — народных традиций и норм высокой культуры. Характерной особенностью старых купеческих фамилий крестьянское происхождение и глубокую религиозность их основателей. Это соединение определяло основы духовно-нравственного идеала, на котором покоился фундамент купеческого дела.
Меняется и роль самого купечества в системе высокой культуры. Не дворянство, а купечество выступает во второй половине XIX — начале XX в. основным заказчиком художественных произведений. По его заказам пишут живописные полотна и портреты лучшие живописцы. По заказам купцов строят банки, конторские дома, гостиницы, магазины, особняки, усадьбы, храмы, доходные дома лучшие зодчие. Купцы покровительствуют новым направлениям в искусстве, будь то архитектура, прикладное искусство, музыка или театр, литература и издательская деятельность.
Цель данной работы состоит в анализе связей крупного московского купечества со славянофилами во второй половине XIX в.