Определение основных видов потерь
Любая деятельность, любой процесс состоит из трех частей: полезная работа, сопутствующая работа и скрытые потери. Полезная работа — это процесс, непосредственно добавляющий ценность продукции (например — вращается вал генератора, вырабатывается электрическая энергия). Сопутствующая работа — это процесс, который непосредственно не добавляет ценность продукции, но в данный момент необходим… Читать ещё >
Определение основных видов потерь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Любая деятельность, любой процесс состоит из трех частей: полезная работа, сопутствующая работа и скрытые потери. Полезная работа — это процесс, непосредственно добавляющий ценность продукции (например — вращается вал генератора, вырабатывается электрическая энергия). Сопутствующая работа — это процесс, который непосредственно не добавляет ценность продукции, но в данный момент необходим (освещение в машинном зале, работа компьютера в кабинете начальника, явной ценности для потребителя не добавляет, но без него предприятие работать стабильно не сможет). Скрытые потери — это виды деятельности, не добавляющие потребительской ценности и в данный момент не являющиеся необходимыми. Они увеличивают издержки производства, срок окупаемости инвестиций и ведут к снижению мотивации рабочих. Необходимо определить, а затем устранить эти потери.
В мировой практике выделяют 8 видов потерь:
- 1) Потери перепроизводства: производство большего количества продукции, чем это необходимо. Они возникают, как правило, из-за недостатков планирования. В энергетике такой вид потерь встречается очень редко, в связи с тем, что процесс производства, передачи, распределения и потребления энергии является единым и происходит одновременно. Тем не менее, на станциях можно найти примеры перепроизводства: заблаговременное и излишнее заготовление плавких предохранителей, ломких рычагов, срезных пальцев, болтов и т. п.
- 2) Потери от излишних запасов: излишние запасы сырья и запасных частей, необходимость в которых крайне низка, то есть практически замороженные деньги. Зачастую возникновение таких запасов на складах связанно с завышенными сроками выполнения заказов, проблемами с поставщиками, из-за плохо развитого сервиса. Одна из основных проблем хранения излишних запасов связанна с тем, что материалы хранящиеся на складах и не используемые длительно время, не только создают расходы связанные с их хранением, но и зачастую сомнительна целесообразность применение таких материалов в дальнейшем. К примеру, применение старых залежалых резиновых турбинных подшипников, даже не имеющих визуальных дефектов, может в скором времени привести к выходу их из строя и дорогостоящему внеплановому ремонту.
- 3) Потери времени на ожидание: возникает, когда люди или операции вынуждены дожидаться дальнейших действий, информации или материалов. Для примера можно привести допускную систему на производство работ. При проведения ремонтов бригады зачастую ждут 1−1,5 ч допуска по наряду, из-за того что процесс подготовки рабочего места и допуска одной бригады занимает значительно времени. Желающих допуститься бригад на крупных ремонтах, как правило несколько, а допускающий один. Можно так же для примера привести систему диспетчеризации, когда для получения одного задания информация должна пройти согласование через несколько служб, что зачастую занимает недопустимо много времени.
- 4) Потери при некачественном ремонте: повторение или исправление процесса, некачественное выполнение ремонта, применение дефектных деталей. То есть — не сделал хорошо с первого раза, придется переделывать.
- 5) Потери при транспортировке: транспортные потери возникают, когда сырье или готовая продукция перемещается чаще или на большие расстояния, чем это действительно необходимо. Это часто связано с расстановкой оборудования или планировкой помещений.
- 6) Потери при перемещении: перемещения персонала, в которых нет необходимости. Тут тоже часто играет роль планировки объекта. Если принтер стоит в соседней комнате — на каждый лист бумаги сотрудники будут тратить в десятки раз больше времени, перемещаясь по коридору. Рабочие ходят в мастерскую за инструментом по несколько раз в день, не имея его на месте производства работ. Архив документов находится на одном объекте, а документ требуется на другом. Так же необходимо грамотно планировать маршруты обхода (осмотра) оборудования.
- 7) Потери от излишних процессов: любые процессы или операции, в которых нет необходимости. Излишние требования приводят к формальностям. Ведение большого количества документации, целесообразность в которой порой сомнительна. Проведение планово предупредительных ремонтов (методика, разработанная при плановом ведения экономики в Советском Союзе). Данная методика не отвечает передовым тенденциям мирового опыта ведения ремонтов на основании диагностики оборудования по состоянию.
- 8) Потери от нерационального использования квалификации. Данный вид потерь может формироваться, во-первых, из-за опоздания роста имеющегося уровня квалификации персонала по сравнению с ростом уровня требования к персоналу со стороны производства. Такая ситуация весьма возможна, когда переход на следующий уровень развития производства может скачкообразно повысить требования к квалификации персонала, а персонал как более инертная подсистема не сможет также оперативно изменить свои квалификационные характеристики. Во-вторых, хотя это более редкая ситуация, потери из-за несоответствия уровня квалификации персонала могут принять и такую форму: имеющийся персонал имеет более высокую квалификацию, чем предъявляет производство. Например: выполнение простых работ по погрузке/загрузке высококвалифицированными инженерами. Причем потери из-за несоответствия уровня квалификации персонала зачастую смежны и не пересекаются с другими видами потерь. В данном случае предполагается, что работник выполняет свою работу с достаточным уровнем качества, без дефектов, без излишних перемещений. Потери из-за несоответствия уровня квалификации формируются, прежде всего, из-за того, что работа выполняется медленнее, работнику с несоответствующим уровнем квалификации необходимо больше времени на выполнение одной и той же работы.
Работу по определению скрытых потерь лучше всего начать с оценки текущего состояния: определить насколько в реальности плохо или хорошо организованны управленческие и производственные системы, какова их эффективность. Для этого потребуется всесторонняя и объективная аттестация действующего производства на цеховом уровне. Правильно проведенная аттестация уменьшит затраты, связанные с ошибками, допущенными на начальном этапе реализации проекта, и поможет определить, как достичь наибольшей рентабельности инвестиций.
Оценка организации должна охватывать и непроизводственные процессы, которые влияют на производственные показатели работы компании. Потери существуют в каждом отделе, а не только в производственных цехах.
Для проведения аттестации необходимо организовать функциональную команду. В нее следует включить специалистов производственных и непроизводственных отделов, а так же консультантов из консалтинговых фирм или других партнерских компаний. В состав команды обязательно должен войти специалист из отдела Производственных систем, участвующий в реализации пилотного проекта на Северной ТЭЦ.
Оценка должна производиться лишь в целях установления потенциала скрытых возможностей для усовершенствования и степени их воздействия на производство. Оценка не должна определять, как решать найденные проблемы: она находит возможность, а не решения.
Вот краткий перечень аттестационных вопросов на которые необходимо ответить:
стандартизированы ли рабочие инструкции (стандартные операционные процедуры), выполняются ли они?
насколько наглядны и просты для понимания средства визуального контроля, призванные помогать рабочим?
спланирована ли последовательность движения материальных потоков таким образом, чтобы обеспечить рациональную организацию потока от начала до конца?
регистрируется ли возврат инструментов по окончании каждой смены, все ли они правильно отмаркированы и имеют свои места для постоянного хранения?
составлены ли диаграммы статического контроля процессов для ежедневного контроля его эффективности?
и т. п.
Предлагаемая методика позволит определить эффективность управленческих и производственных систем в ОАО «ЭЭК-1» и поможет выявить острые проблемы, такие как:
низкая эффективность тепловой генерации;
низкий уровень технической готовности;
низкая производительность труда;
отсутствие системного подхода к решению производственных проблем н обмена знаниями;
непрозрачность в планировании и выполнении ремонтной программы;
текучесть персонала;
высокие отклонения от суточного диспетчерского графика по выработке электроэнергии;
высокий расход электроэнергии на собственные нужды станции;
отсутствие работы по генерации и внедрению идей операционных улучшений;
отсутствие целей по отклонениям от ключевых индикаторов работы основного оборудования;
отсутствие наглядных стандартов по достижению цели;
большое количество не решающихся в течении продолжительного времени производственных проблем, отсутствие механизма их системного выявления и решения;
несоответствие производственных планов реально выполняемым операциям;
отсутствие нормальной и всем понятной системы мотивации за эффективную работу, а так же стандартов эффективной работы;
отсутствие обратной связи между руководителями и подчиненными;
и т. д.
После проведения аттестации необходимо составить «карту потока создания ценности».
Целостный взгляд на процесс производства дает общую картину потока создания ценности, совокупности всех его компонентов. Большинство процессов начинается с поступления запроса на выполнение, и заканчиваются поставкой потребителю. Составление карты потока создания ценности охватывает все процессы и позволяет определить скрытые потери, зачастую составляющие большую часть себестоимости продукта. В первую очередь необходимо составить карту потока создания ценности, в точности отражающую текущее состояние процесса. Это — карта фактического состояния. Затем при помощи этой карты необходимо сформировать видение того, каким можно сделать процесс в будущем. Это — карта будущего состояния.
После проведения аттестации и разработки карты потока создания ценности необходимо приступить к следующему, очень важному этапу реализации программы: разработка мероприятий совершенствования производственной системы с применением инструментов БП.