Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Теоретические и методологические основы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обычно расчеты с использованием чеков производятся в следующей последовательности. Заключается договор купли-продажи товаров, в котором отражается, что расчеты производятся чеком (или чеками). Для получения чековой книжки покупатель товаров представляет в банк заявление с такой просьбой. Затем покупатель депонирует на специальном счете в обслуживающем банке сумму, за счет которой в дальнейшем… Читать ещё >

Теоретические и методологические основы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Поставщики и подрядчики сущность, и понятие и формы расчетов

Поставщик — юридическое или физическое лицо (в т.ч. индивидуальный предприниматель), который на основе договора купли-продажи передает в собственность товары (работы, услуги), находящееся у него на праве владения, пользования и распоряжения покупателю, который в свою очередь обязуется оплатить эти товары (работы, услуги) в срок, обусловленный договором купли-продажи.

Подрядчик — юридическое или физическое лицо (в т.ч. индивидуальный предприниматель), который в силу заключенного договора подряда обязуется выполнить определенную работу и сдать ее заказчику, а заказчик обязуется принять выполненную работу и оплатить ее в сроки, предусмотренные договором подряда. По договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику.

Взаимоотношения покупателя и поставщика оформляются договором купли-продажи, а заказчика и подрядчика — договором подряда.

Отличительной особенностью этих договоров является то, что предметом договора купли-продажи является переход права собственности на товарно-материальные ценности, а предметом договора подряда выступают оказанные подрядчиком услуги, которые не имеют материально-вещественной формы.

Условиями договора купли — продажи являются:

  • — порядок поставки товаров;
  • — ответственность за невыполнения договорных условий, в том числе штрафные санкции;
  • — срок действия договора;
  • — права и обязанности сторон;
  • — реквизиты сторон.

Договор считается заключенным если сторонами достигнуто соглашение по существенным условиям договора.

Договора купли-продажи считается согласованным, если позволяет определить наименование и количество товара.

В обязанности продавца по передаче товара входит передать покупателю товар предусмотренный договором купли — продажи.

Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т. п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

В договоре подряда оговаривается вид, условия выполнения работы сумма вознаграждения, порядок расчетов, штрафных санкций.

При выполнении работ или оказании услуг составляется акт выполненных работ по заказу покупателя. 21].

Основанием возникновения расчетных отношений является совершение плательщиком действий, направленных на совершение платежа другому лицу (получателю).

В процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности торговые организации вступают в денежные расчетные отношения с другими хозяйствующими субъектами-поставщиками и покупателями-за поставленные и реализованные товарно-материальные запасы.

Все расчеты между отправителями и получателями товаров, как правило, производятся через учреждения банка в порядке безналичных расчетов с последующей или предварительной оплатой договорных обязательств в соответствии с условиями заключенных договоров.

Общие доходы к организации безналичных расчетов и единый документооборот в банках регламентируются Временным положением о безналичных расчетах в Республики Казахстан и Правами использования платежных документов и осуществления безналичных расчетов и переводов денег на территории Республики Казахстан. 14].

Безналичные расчёты осуществляются посредством безналичных перечислений по расчётным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы корреспондентских счетов между различными банками, клиринговых зачётов взаимных требований через расчётные палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги.

В зависимости от местонахождения плательщиков и получателей различают одногородние и иногородние расчеты.

Одногородними называются расчеты между организациями и предприятиями, обслуживаемыми одним и тем же или двумя учреждениями банка, находящимися в одном населенном пункте.

Иногородними являются расчеты между организациями и предприятиями, обслуживаемыми учреждениями банка, находящимися в разных населенных пунктах.

При одногородних и иногородних расчетах рекомендуется следующие основные формы безналичных расчетов:

  • 1. платежные поручения
  • 2. чеки
  • 3. аккредитивы
  • 4. платежные требования поручения

Платежное поручение представляет собой приказ организации обслуживающему учреждению банка о перечислении определенной суммы со своего счета на счет другой организации. (Приложение 1).

Посредством этой формы расчетов плательщик может поручить обслуживающему его учреждению банка перечислить денежные средства:

  • — поставщикам за полученные от них товарно-материальные запасы и оказанные услуги;
  • — в погашении кредиторской задолженности;
  • — на оплату неотфактурованных поставок (т.е тех, по которым

поставщики не выслали своевременно платежных требований-поручений);

  • — финансовым органам по налогам и отчислениям;
  • — торговым организациям удержанные суммы из заработной платы рабочих и служащих за приобретенные ими товары в кредит;
  • — на оплату рекламаций по качеству, пени, штрафов и неустоек за невыполненные или ненадлежащие выполнение обязательств по договору и т. д.

При иногородних и одногородних расчетах, когда плательщик (покупатель) и получатель (поставщик) обслуживаются одним учреждением банка, платежное поручение выписываются в трех экземплярах:

  • — первый служит мемориальным ордером в банке плательщика (покупателя).
  • — второй экземпляр поручения служит основанием в банке плательщика (покупателя) для составления авизо и зачисления платы в возмещение телеграфных расходов на лицевой счет банка.
  • — третий экземпляр платежного поручения выдают плательщику (покупателю) с распиской о приеме, скрепленной оттиском штампа банка.

Поскольку платежными поручениями производится расчеты за полученные товары, то в платежном поручении обязательно указывается:

  • — наименование товара,
  • — номер и дата товарных документов,
  • — номер и дата договоров и иных реквизитов, подтверждающих произведенный отпуск товаров. При необходимости, кроме платежных поручений, плательщик обязан по требованию банка предоставить банку на обозрение (с последующим возвратом) договора, счета и другие документы, подтверждающие целевое использование платежей. 14]

Платежное поручение на предварительную оплату и авансовые платежи принимаются к исполнению банком только при наличии достаточных средств на счете клиента. Расчеты платежными поручениями по предварительной оплате за товарно-материальные запасы и оказание услуги (работы) за счет ссуд банка не производится. Расчеты авансовыми платежами осуществляются путем периодического перечисления средств в сроки и размерах, оговоренных в договорах.

Платежными поручениями могут производится расчеты между поставщиками и покупателями на основании договоров в порядке плановых платежей, которые применяются при равномерных и постоянных поставках товара.

Плановые платежи не принимаются при транзитных отгрузках. Суммы каждого планового платежа устанавливаются сторонами на предстоящий месяц (квартал), исходя из соглашений периодичности платежей и из объема поставки (закупки) товара.

По договоренности сторон, платежи платежными поручениями могут быть срочными, досрочными и отсрочными.

Срочный платеж осуществляется в следующих вариантах:

  • — авансовый платеж, т. е. до отгрузки товаров;
  • — после отгрузки товаров;
  • — частичные платежи при крупных сделках.

Досрочный и отсрочный платежи могут иметь место в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.

Любые исправления в платежных документах, исполненных на бумажных носителях, не допускаются. В случае исправлений, помарок, а также несоответствия сумм, указанных цифрами и прописью, платежный документ не принимается к исполнению банком и возвращается его инициатору не позднее трех рабочих дней со дня получения с указанием причины возврата.

Чекэто составленное на специальном банковском бланке письменное поручение владельца счета (чекодателя) произвести выплату определенной суммы денег получателю (чекодержателю) или о перечислении средств на его счет. (Приложение 2).

Обычно расчеты с использованием чеков производятся в следующей последовательности. Заключается договор купли-продажи товаров, в котором отражается, что расчеты производятся чеком (или чеками). Для получения чековой книжки покупатель товаров представляет в банк заявление с такой просьбой. Затем покупатель депонирует на специальном счете в обслуживающем банке сумму, за счет которой в дальнейшем будут оплачиваться чеки. После этого поставщик отгружает товар, а покупатель выписывает ему чек на стоимость полученного товара. Поставщик предъявляет чек в обслуживающий его банк на инкассо для получения платежа. Банк поставщика предъявляет полученный чек для оплаты в банк покупателя, а банк покупателя производит оплату чека за счет депонированных ранее сумм. 14].

Чеки, выписываемые чекодателями — юридическими лицами, подписываются лицами, уполномоченными распоряжаться чековой книжкой и должны иметь оттиск печати чекодателя.

При наличии в чеке исправлений и подчисток он будет считаться недействительным. В случае допущения чекодателем ошибки при заполнении бланка чека на его корешке по диагонали чекодатель должен сделать надпись «Испорчен» и проставить дату и подпись.

Чек принимается чекодержателем в день его выписки и предъявляется в банк чекодателя или чекодержателя в течение 10 календарных дней со дня выписки (не считая дня его выписки). Банк чекодателя (или чекодержателя) при предъявлении чека к оплате должен потребовать от чекодержателя этот чек и расписку в получении денег (в случае выдачи наличных денег). Банк чекодателя (или чекодержателя) может отказать в приеме чека по следующим причинам:

  • — сумма прописью не соответствует сумме, проставленной цифрами;
  • — истек срок действия чека;
  • — платежный документ содержит признаки подделки (в чеке имеются исправления или подчистки);
  • — на чеке имеются заметные отличия по почерку и цвету чернил;
  • — на чеке отсутствует одна или несколько степеней защиты;
  • — на чеке имеются ошибки в указании его реквизитов;
  • — несоответствие подписи на чеке и подписи в документе с образцами подписи чекодателя (для физических лиц) или лица, уполномоченного чекодателем распоряжаться чековой книжкой, а также оттиска печати (для юридических лиц) чекодателя;
  • — недостаточная сумма покрытия (по покрытым чекам), превышены сумма кредита (по непокрытым чекам) или сумма гарантии (по гарантированным чекам);
  • — обнаружение поддельного либо дефектного чека. 13]

Аккредитивпоручение банка одному или нескольким банкам производить по распоряжению и за счет клиента платежи физическому или юридическому лицу в пределах обозначенной суммы на условиях, указанных в аккредитиве.

Аккредитивная форма применяется в двух случаях: когда она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчётов в соответствие с положением о поставках продукции производственно — технического назначения и товаров народного потребления.

Особенности аккредитивной формы расчётов состоит в том, что оплату платёжных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.

Аккредитивная форма расчетов — способ безналичных расчетов между предприятиями и организациями, суть которого состоит в том, что банк плательщика дает поручение банку, обслуживающему получателя платежа, оплатить требуемую сумму в оговоренный срок на основе условий, предусмотренных в аккредитивном заявлении плательщика.

Наиболее востребованной формой документарных операций среди клиентов Банка в настоящее время является аккредитивная форма расчетов, которая представляет собой способ безналичных расчетов между продавцом и покупателем, при котором банк плательщика (банк-эмитент) берет на себя обязательство произвести расчет с бенефициаром против представления в банк документов, предусмотренных условиями аккредитива.

Принципиальная схема использования аккредитива:

  • 1. При подписании контракта продавец и покупатель включают аккредитив как способ оплаты, оговаривают его условия.
  • 2. Покупатель подает заявление, на основании которого его банк открывает аккредитив. В случае необходимости аккредитив подтверждается банком продавца или любым первоклассным банком.
  • 3. При открытии аккредитива средства клиента депонируются в банке, либо клиент кредитуется за счет собственных средств банка.
  • 4. Продавец отгружает товар, отправляет товарораспорядительные документы в банк и получает оплату.
  • 5. Покупатель получает деньги и товар. 6]

Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных товарно-материальных запасов и оказанных услуг.

При этой форме расчетов на основании товаросопроводительных документов на отгруженные товары поставщик выписывает на имя покупателя платежное требование-поручение на бланке в трех экземплярах. На выписанные поставщиком за день платежные требования-поручения составляют реестр установленной в двух экземплярах.

Реестр с приложенными к нему платежными требованиями-поручениями предоставляют в банк поставщика.

Операция по передаче указанных документов в банк поставщика называется сдачей платежных документов на инкассо, под которой понимается поручение поставщика банку предъявить покупателю платежные документы и получить по ним причитающиеся суммы для зачисления на счет поставщика.

Банк поставщика, принимает от последнего платежные документы и проверив полноту заполнения всех реквизитов, первый экземпляр реестра с приложенными к нему документами оставляет у себя, а второй с распиской банка в приеме документов на инкассо возвращает поставщику.

Из выписанных трех экземплярах платежных требований-поручений третий экземпляр остается у поставщика и служит для контроля за своевременностью поступления платежа. Остальные экземпляры платежных документов после их проверки банком поставщика направляются в банк покупателя.

Банк покупателя, получив платежные требования-поручения регистрирует их, проставляет на всех экземплярах дату получения (сверху справа) и передает их плательщику для акцепта.

Акцепт платежного требования-поручения плательщиком либо отказ в его акцепте должен совершен не позднее трех рабочих дней со дня получения платежного требования-поручения.

За плательщиком сохраняется право заявлять полный или частичный отказ от акцепта.

Полный отказ от акцепта счета может быть в случаях: допущения нарушения со стороны поставщика условий договоров поставки; предъявления платежных документов на незаказанные товары или не предусмотренные договором товары и услуги; досрочной отгрузки товаров без согласия покупателя; отгрузки поставщиком недоброкачественной, некомплектованной и нестандартной продукции; при предъявлении уже ранее оплаченных платежных требований-поручений и др.

Частичный отказ от акцепта счета поставщика может быть при:

  • — отгрузке поставщиком наряду с заказанными товарами и незаказанные, а также товаров в количестве, превышающем договорное;
  • — нарушение договорных цен;
  • — допущении арифметической ошибки в товаросопроводительных и платежных документах и т. п.

При частичном отказе от акцепта плательщик обязан выслать поставщику подробный обосновывающий расчет сумм такого отказа от акцепта (какие товары плательщик отказывается оплатить, по какому сорту завышена цена и т. д.).

Во всех случаях отказ от акцепта платежного требования-поручения должен быть обоснованным, с обязательной ссылкой на соответствующий пункт договора, предусматривающий право на отказ плательщика в акцепте, с указанием мотива отказа, и иной законодательно обоснованной ссылки. В противном случае плательщик по решению суда будет нести перед поставщиком материальную ответственность.

Платежные требования-поручения вместе с приложенными отгрузочными документами и извещениями об отказе в оплате возвращаются непосредственно поставщику. 14].

При этом покупатель обязан принять поступившие товары, за исключением скоропортящихся, на ответственное хранение и обеспечить их сохранность до получения указания от поставщика о переадресовке товаров.

Скоропортящиеся товары, которые плательщик отказался оплатить, подлежат реализации покупателям за счет поставщика, и выручка от их реализации сдается в банк для перечисления поставщику.

При согласи оплатить полностью или частично платежное требование-поручение плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиском печати на всех экземплярах, и сдает их в обслуживающий банк, из которых:

  • — первыйслужит основанием для списания средств со счета плательщика и после операции помещает в документы дня банка;
  • — второйнаправляется банку, обслуживающему поставщика;
  • — третийвместе с отгрузочными документами возвращается плательщику как расписка в приемке к проводке и совершении оплаты товара и оказанных услуг.

Применение безналичных расчётов сокращает потребность в наличных деньгах, снижает расходы на денежное обращение, способствует концентрации в банках свободных денежных средств организаций, обеспечивает их более надёжную сохранность. Данные бухгалтерского учёта — это международный язык предприятий всех уровней.

Без правильного ведения учёта невозможно:

  • — обеспечить контроль над наличием и движением имущества, и рациональным использованием ресурсов;
  • — своевременно предупреждать негативные факты в хозяйственной деятельности, выявлять и мобилизовать резервы, разрабатывать меры по их использованию;
  • — получать полную и достоверную информацию о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности;
  • — правильно рассчитываться с финансовыми органами. 3]
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой