Теоретические и методологические основы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Обычно расчеты с использованием чеков производятся в следующей последовательности. Заключается договор купли-продажи товаров, в котором отражается, что расчеты производятся чеком (или чеками). Для получения чековой книжки покупатель товаров представляет в банк заявление с такой просьбой. Затем покупатель депонирует на специальном счете в обслуживающем банке сумму, за счет которой в дальнейшем… Читать ещё >
Теоретические и методологические основы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Поставщики и подрядчики сущность, и понятие и формы расчетов
Поставщик — юридическое или физическое лицо (в т.ч. индивидуальный предприниматель), который на основе договора купли-продажи передает в собственность товары (работы, услуги), находящееся у него на праве владения, пользования и распоряжения покупателю, который в свою очередь обязуется оплатить эти товары (работы, услуги) в срок, обусловленный договором купли-продажи.
Подрядчик — юридическое или физическое лицо (в т.ч. индивидуальный предприниматель), который в силу заключенного договора подряда обязуется выполнить определенную работу и сдать ее заказчику, а заказчик обязуется принять выполненную работу и оплатить ее в сроки, предусмотренные договором подряда. По договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику.
Взаимоотношения покупателя и поставщика оформляются договором купли-продажи, а заказчика и подрядчика — договором подряда.
Отличительной особенностью этих договоров является то, что предметом договора купли-продажи является переход права собственности на товарно-материальные ценности, а предметом договора подряда выступают оказанные подрядчиком услуги, которые не имеют материально-вещественной формы.
Условиями договора купли — продажи являются:
- — порядок поставки товаров;
- — ответственность за невыполнения договорных условий, в том числе штрафные санкции;
- — срок действия договора;
- — права и обязанности сторон;
- — реквизиты сторон.
Договор считается заключенным если сторонами достигнуто соглашение по существенным условиям договора.
Договора купли-продажи считается согласованным, если позволяет определить наименование и количество товара.
В обязанности продавца по передаче товара входит передать покупателю товар предусмотренный договором купли — продажи.
Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т. п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
В договоре подряда оговаривается вид, условия выполнения работы сумма вознаграждения, порядок расчетов, штрафных санкций.
При выполнении работ или оказании услуг составляется акт выполненных работ по заказу покупателя. 21].
Основанием возникновения расчетных отношений является совершение плательщиком действий, направленных на совершение платежа другому лицу (получателю).
В процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности торговые организации вступают в денежные расчетные отношения с другими хозяйствующими субъектами-поставщиками и покупателями-за поставленные и реализованные товарно-материальные запасы.
Все расчеты между отправителями и получателями товаров, как правило, производятся через учреждения банка в порядке безналичных расчетов с последующей или предварительной оплатой договорных обязательств в соответствии с условиями заключенных договоров.
Общие доходы к организации безналичных расчетов и единый документооборот в банках регламентируются Временным положением о безналичных расчетах в Республики Казахстан и Правами использования платежных документов и осуществления безналичных расчетов и переводов денег на территории Республики Казахстан. 14].
Безналичные расчёты осуществляются посредством безналичных перечислений по расчётным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы корреспондентских счетов между различными банками, клиринговых зачётов взаимных требований через расчётные палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги.
В зависимости от местонахождения плательщиков и получателей различают одногородние и иногородние расчеты.
Одногородними называются расчеты между организациями и предприятиями, обслуживаемыми одним и тем же или двумя учреждениями банка, находящимися в одном населенном пункте.
Иногородними являются расчеты между организациями и предприятиями, обслуживаемыми учреждениями банка, находящимися в разных населенных пунктах.
При одногородних и иногородних расчетах рекомендуется следующие основные формы безналичных расчетов:
- 1. платежные поручения
- 2. чеки
- 3. аккредитивы
- 4. платежные требования поручения
Платежное поручение представляет собой приказ организации обслуживающему учреждению банка о перечислении определенной суммы со своего счета на счет другой организации. (Приложение 1).
Посредством этой формы расчетов плательщик может поручить обслуживающему его учреждению банка перечислить денежные средства:
- — поставщикам за полученные от них товарно-материальные запасы и оказанные услуги;
- — в погашении кредиторской задолженности;
- — на оплату неотфактурованных поставок (т.е тех, по которым
поставщики не выслали своевременно платежных требований-поручений);
- — финансовым органам по налогам и отчислениям;
- — торговым организациям удержанные суммы из заработной платы рабочих и служащих за приобретенные ими товары в кредит;
- — на оплату рекламаций по качеству, пени, штрафов и неустоек за невыполненные или ненадлежащие выполнение обязательств по договору и т. д.
При иногородних и одногородних расчетах, когда плательщик (покупатель) и получатель (поставщик) обслуживаются одним учреждением банка, платежное поручение выписываются в трех экземплярах:
- — первый служит мемориальным ордером в банке плательщика (покупателя).
- — второй экземпляр поручения служит основанием в банке плательщика (покупателя) для составления авизо и зачисления платы в возмещение телеграфных расходов на лицевой счет банка.
- — третий экземпляр платежного поручения выдают плательщику (покупателю) с распиской о приеме, скрепленной оттиском штампа банка.
Поскольку платежными поручениями производится расчеты за полученные товары, то в платежном поручении обязательно указывается:
- — наименование товара,
- — номер и дата товарных документов,
- — номер и дата договоров и иных реквизитов, подтверждающих произведенный отпуск товаров. При необходимости, кроме платежных поручений, плательщик обязан по требованию банка предоставить банку на обозрение (с последующим возвратом) договора, счета и другие документы, подтверждающие целевое использование платежей. 14]
Платежное поручение на предварительную оплату и авансовые платежи принимаются к исполнению банком только при наличии достаточных средств на счете клиента. Расчеты платежными поручениями по предварительной оплате за товарно-материальные запасы и оказание услуги (работы) за счет ссуд банка не производится. Расчеты авансовыми платежами осуществляются путем периодического перечисления средств в сроки и размерах, оговоренных в договорах.
Платежными поручениями могут производится расчеты между поставщиками и покупателями на основании договоров в порядке плановых платежей, которые применяются при равномерных и постоянных поставках товара.
Плановые платежи не принимаются при транзитных отгрузках. Суммы каждого планового платежа устанавливаются сторонами на предстоящий месяц (квартал), исходя из соглашений периодичности платежей и из объема поставки (закупки) товара.
По договоренности сторон, платежи платежными поручениями могут быть срочными, досрочными и отсрочными.
Срочный платеж осуществляется в следующих вариантах:
- — авансовый платеж, т. е. до отгрузки товаров;
- — после отгрузки товаров;
- — частичные платежи при крупных сделках.
Досрочный и отсрочный платежи могут иметь место в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.
Любые исправления в платежных документах, исполненных на бумажных носителях, не допускаются. В случае исправлений, помарок, а также несоответствия сумм, указанных цифрами и прописью, платежный документ не принимается к исполнению банком и возвращается его инициатору не позднее трех рабочих дней со дня получения с указанием причины возврата.
Чекэто составленное на специальном банковском бланке письменное поручение владельца счета (чекодателя) произвести выплату определенной суммы денег получателю (чекодержателю) или о перечислении средств на его счет. (Приложение 2).
Обычно расчеты с использованием чеков производятся в следующей последовательности. Заключается договор купли-продажи товаров, в котором отражается, что расчеты производятся чеком (или чеками). Для получения чековой книжки покупатель товаров представляет в банк заявление с такой просьбой. Затем покупатель депонирует на специальном счете в обслуживающем банке сумму, за счет которой в дальнейшем будут оплачиваться чеки. После этого поставщик отгружает товар, а покупатель выписывает ему чек на стоимость полученного товара. Поставщик предъявляет чек в обслуживающий его банк на инкассо для получения платежа. Банк поставщика предъявляет полученный чек для оплаты в банк покупателя, а банк покупателя производит оплату чека за счет депонированных ранее сумм. 14].
Чеки, выписываемые чекодателями — юридическими лицами, подписываются лицами, уполномоченными распоряжаться чековой книжкой и должны иметь оттиск печати чекодателя.
При наличии в чеке исправлений и подчисток он будет считаться недействительным. В случае допущения чекодателем ошибки при заполнении бланка чека на его корешке по диагонали чекодатель должен сделать надпись «Испорчен» и проставить дату и подпись.
Чек принимается чекодержателем в день его выписки и предъявляется в банк чекодателя или чекодержателя в течение 10 календарных дней со дня выписки (не считая дня его выписки). Банк чекодателя (или чекодержателя) при предъявлении чека к оплате должен потребовать от чекодержателя этот чек и расписку в получении денег (в случае выдачи наличных денег). Банк чекодателя (или чекодержателя) может отказать в приеме чека по следующим причинам:
- — сумма прописью не соответствует сумме, проставленной цифрами;
- — истек срок действия чека;
- — платежный документ содержит признаки подделки (в чеке имеются исправления или подчистки);
- — на чеке имеются заметные отличия по почерку и цвету чернил;
- — на чеке отсутствует одна или несколько степеней защиты;
- — на чеке имеются ошибки в указании его реквизитов;
- — несоответствие подписи на чеке и подписи в документе с образцами подписи чекодателя (для физических лиц) или лица, уполномоченного чекодателем распоряжаться чековой книжкой, а также оттиска печати (для юридических лиц) чекодателя;
- — недостаточная сумма покрытия (по покрытым чекам), превышены сумма кредита (по непокрытым чекам) или сумма гарантии (по гарантированным чекам);
- — обнаружение поддельного либо дефектного чека. 13]
Аккредитивпоручение банка одному или нескольким банкам производить по распоряжению и за счет клиента платежи физическому или юридическому лицу в пределах обозначенной суммы на условиях, указанных в аккредитиве.
Аккредитивная форма применяется в двух случаях: когда она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчётов в соответствие с положением о поставках продукции производственно — технического назначения и товаров народного потребления.
Особенности аккредитивной формы расчётов состоит в том, что оплату платёжных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.
Аккредитивная форма расчетов — способ безналичных расчетов между предприятиями и организациями, суть которого состоит в том, что банк плательщика дает поручение банку, обслуживающему получателя платежа, оплатить требуемую сумму в оговоренный срок на основе условий, предусмотренных в аккредитивном заявлении плательщика.
Наиболее востребованной формой документарных операций среди клиентов Банка в настоящее время является аккредитивная форма расчетов, которая представляет собой способ безналичных расчетов между продавцом и покупателем, при котором банк плательщика (банк-эмитент) берет на себя обязательство произвести расчет с бенефициаром против представления в банк документов, предусмотренных условиями аккредитива.
Принципиальная схема использования аккредитива:
- 1. При подписании контракта продавец и покупатель включают аккредитив как способ оплаты, оговаривают его условия.
- 2. Покупатель подает заявление, на основании которого его банк открывает аккредитив. В случае необходимости аккредитив подтверждается банком продавца или любым первоклассным банком.
- 3. При открытии аккредитива средства клиента депонируются в банке, либо клиент кредитуется за счет собственных средств банка.
- 4. Продавец отгружает товар, отправляет товарораспорядительные документы в банк и получает оплату.
- 5. Покупатель получает деньги и товар. 6]
Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных товарно-материальных запасов и оказанных услуг.
При этой форме расчетов на основании товаросопроводительных документов на отгруженные товары поставщик выписывает на имя покупателя платежное требование-поручение на бланке в трех экземплярах. На выписанные поставщиком за день платежные требования-поручения составляют реестр установленной в двух экземплярах.
Реестр с приложенными к нему платежными требованиями-поручениями предоставляют в банк поставщика.
Операция по передаче указанных документов в банк поставщика называется сдачей платежных документов на инкассо, под которой понимается поручение поставщика банку предъявить покупателю платежные документы и получить по ним причитающиеся суммы для зачисления на счет поставщика.
Банк поставщика, принимает от последнего платежные документы и проверив полноту заполнения всех реквизитов, первый экземпляр реестра с приложенными к нему документами оставляет у себя, а второй с распиской банка в приеме документов на инкассо возвращает поставщику.
Из выписанных трех экземплярах платежных требований-поручений третий экземпляр остается у поставщика и служит для контроля за своевременностью поступления платежа. Остальные экземпляры платежных документов после их проверки банком поставщика направляются в банк покупателя.
Банк покупателя, получив платежные требования-поручения регистрирует их, проставляет на всех экземплярах дату получения (сверху справа) и передает их плательщику для акцепта.
Акцепт платежного требования-поручения плательщиком либо отказ в его акцепте должен совершен не позднее трех рабочих дней со дня получения платежного требования-поручения.
За плательщиком сохраняется право заявлять полный или частичный отказ от акцепта.
Полный отказ от акцепта счета может быть в случаях: допущения нарушения со стороны поставщика условий договоров поставки; предъявления платежных документов на незаказанные товары или не предусмотренные договором товары и услуги; досрочной отгрузки товаров без согласия покупателя; отгрузки поставщиком недоброкачественной, некомплектованной и нестандартной продукции; при предъявлении уже ранее оплаченных платежных требований-поручений и др.
Частичный отказ от акцепта счета поставщика может быть при:
- — отгрузке поставщиком наряду с заказанными товарами и незаказанные, а также товаров в количестве, превышающем договорное;
- — нарушение договорных цен;
- — допущении арифметической ошибки в товаросопроводительных и платежных документах и т. п.
При частичном отказе от акцепта плательщик обязан выслать поставщику подробный обосновывающий расчет сумм такого отказа от акцепта (какие товары плательщик отказывается оплатить, по какому сорту завышена цена и т. д.).
Во всех случаях отказ от акцепта платежного требования-поручения должен быть обоснованным, с обязательной ссылкой на соответствующий пункт договора, предусматривающий право на отказ плательщика в акцепте, с указанием мотива отказа, и иной законодательно обоснованной ссылки. В противном случае плательщик по решению суда будет нести перед поставщиком материальную ответственность.
Платежные требования-поручения вместе с приложенными отгрузочными документами и извещениями об отказе в оплате возвращаются непосредственно поставщику. 14].
При этом покупатель обязан принять поступившие товары, за исключением скоропортящихся, на ответственное хранение и обеспечить их сохранность до получения указания от поставщика о переадресовке товаров.
Скоропортящиеся товары, которые плательщик отказался оплатить, подлежат реализации покупателям за счет поставщика, и выручка от их реализации сдается в банк для перечисления поставщику.
При согласи оплатить полностью или частично платежное требование-поручение плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиском печати на всех экземплярах, и сдает их в обслуживающий банк, из которых:
- — первыйслужит основанием для списания средств со счета плательщика и после операции помещает в документы дня банка;
- — второйнаправляется банку, обслуживающему поставщика;
- — третийвместе с отгрузочными документами возвращается плательщику как расписка в приемке к проводке и совершении оплаты товара и оказанных услуг.
Применение безналичных расчётов сокращает потребность в наличных деньгах, снижает расходы на денежное обращение, способствует концентрации в банках свободных денежных средств организаций, обеспечивает их более надёжную сохранность. Данные бухгалтерского учёта — это международный язык предприятий всех уровней.
Без правильного ведения учёта невозможно:
- — обеспечить контроль над наличием и движением имущества, и рациональным использованием ресурсов;
- — своевременно предупреждать негативные факты в хозяйственной деятельности, выявлять и мобилизовать резервы, разрабатывать меры по их использованию;
- — получать полную и достоверную информацию о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности;
- — правильно рассчитываться с финансовыми органами. 3]