Тезис речи.
Композиционное построение речи, ее составные части
Вступление тоже можно классифицировать в зависимости от задачи и стиля речи: естественное: формулировка темы, значимость, аспекты, рассматриваемые в этой теме. Искусственное: подход к основной мысли постепенно, речь начинается издалека. Вступление не должно контрастировать с основным текстом. Надо избегать такой формулировки и данных, которые не будут повторяться в тексте речи. Вступление нужно… Читать ещё >
Тезис речи. Композиционное построение речи, ее составные части (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основные требования предъявляемые к тезису — тезис должен быть достаточно подкреплен вспомогательными пунктами, расположенными под ним. В речи агитационного характера тогда достаточно подтезисов, когда понятно, что можно подвести слушателя к тому или иному убеждению.
Композиция — мотивированное содержанием расположение всех частей выступления, система организации материала. Универсальная схема состоит из пяти частей — зачин, введение, основная часть, заключение, концовка речи. Трехчастная схема композиции — введение, основная часть, заключение.
Работа над композицией начинается с сотавления плана, т. е. краткой программы выступления (рабочий план), тот план который пишется для себя. Формулировка отдельых положений, примеров, фактов, цифр. Может быть несколько вариантов рабочего плана.
На основе рабочего составляется основной план — для слушателей (к.п. сообщается слушателям вначале выступления). По структуре планы бывают простыми или сложными.
Композиция есть план развертывания тезиса в речи. Она бывает разной. В риторике различаются два типа: логизированная, нулевой уровень и композиционная, где последовательность действий отвечает на вопрос, что где и когда произошло. Основу нормативного положения составляют отношения между аргументами и знаниями: линейное, паузальное и иерархическое.
Ели текст художественный или публицистический, то конструкционный каркас усложняется и вместо прямой линии нулевого типа композиции, эффект здесь достигается кривой линией. Может нарушиться временная последовательность. Может быть изменена пространственная последовательность, а также логическая.
Для текстов нехудожественных обычна первая композиционная схема.
Вступление — основная часть — заключение. Используется при изучении речевой культуры. Вступление является введением в тему, в содержание.
Другие риторы выдвигают такие части как обращение, зачин, раскрытие темы, повествование, ответ на вопрос, описание положения дел на момент речи.
Обычно речь начинается с обращения. В газете вид обращения — заголовок. Задача — привлечь внимание, ввести в курс дела: проповедь, торжественная речь, академическая речь.
Наметка аспектов темы.
Вступление тоже можно классифицировать в зависимости от задачи и стиля речи: естественное: формулировка темы, значимость, аспекты, рассматриваемые в этой теме. Искусственное: подход к основной мысли постепенно, речь начинается издалека.
Привлечение внимания аудитории. Рекомендации: оно должно быт коротким, соразмерным тексту речи. Должно быть умеренно энергичным.
Вступление не должно контрастировать с основным текстом. Надо избегать такой формулировки и данных, которые не будут повторяться в тексте речи. Вступление нужно писать, когда готов уже весь текст.
Есть вступления с ораторской предосторожностью — если аудитория настроена враждебно и тезис, который собирается развивать оратор, будет неприемлем.
Мост.
Заключительная часть речи — подводится итог, организованная речевая эмоция, соответствующее завершение речи. Два типа заключения: либо побуждение, либо рекапитуляция. Это помощь аудитории охватить содержание речи, повтор тезиса, сумма выводов, которые следуют из аргументации.
Побуждение — часть речи, которая является стимулом к действию.
Концовка — это сигнал, что сообщение закончено.
Принцип выдвижения — способ выделить наиболее значимые части. В тексте есть три важные отличительные позиции: начало текста (заголовок), тело, конец текста.
Схемы выдвижения: в печатном тексте — графическое выделение, конвергенции (намеренное скопление языковых средств, которые усиливают впечатление), сцепление (повтор сходных языковых элементов). Прием обманутого ожидания — Гоголь, «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Что в риторике понимается под композицией речи — под ней понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.
Основные правила и приемы композиции — 1. Пересекающиеся сюжетные линии; они соприкасаются: например линии семейств Болконских, Ростовых, Безуховых.2. Временный перенос места действия; повествование начинается не сначала, а с итога жизни героя к примеру «Мцыри». 3. Обрамление текста документами (записки, переписка). 4. Приемы поэтического творчества.5.Рассказ в рассказе.