Общая характеристика творчества
Таким образом образах героев Распутина выражается огромное душевное богатство русского человека — доброта, совестливость, любовь к Родине, отзывчивость, сострадание, взаимопомощь, сердечность, душевная щедрость, нестяжательство. Следуя за автором, мы погружаемся в водоворот жизненных событий его персонажей, проникаемся их мыслями, следуем логике их поступков. Мы можем спорить с ними… Читать ещё >
Общая характеристика творчества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В. Г. Распутин — один из крупнейших писателей современности. Его творчество стало значительным явлением в духовной жизни России во второй половине 20 века. Произведения, написанные в 70-е годы: «Последний срок» (1970), «Уроки французского» (1973), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матерой» (1976), — поистине вершинные художественные достижения писателя.
Писатель известен не только своими яркими, глубоко содержательными повестями, психологически тонкими рассказами, но и страстными публицистическими выступлениями. Распутин сопереживает своему народу, восхищается его мужеством и силой воли. Этим пафосом проникнуты многие, преимущественно ранние, произведения Распутина: «Прощание с Матерой», а также его очерки и рассказы. Вполне естественно, что творческий процесс столь талантливого писателя не ограничивается лишь этой темой. Творчество Распутина многогранно, богато живым разнообразием характеров героев, оно отражает современную картину мира, дает понять специфику деревенской жизни. К началу 80-х годов Распутин постепенно отходит от деревенской тематики, но остается верен нравственной тематике: «Век живи — век люби», «Что передать вороне?», «Наташа». С этого времени Валентин Григорьевич стал много писать об экологических, нравственных, литературно-организационных проблемах. Увидели свет его очерки и статьи на эти темы, а также главы публицистической книги «Сибирь, Сибирь…». Также в 1982 году Распутин пишет потрясающего содержания статью, предваряющую фотоальбом о Байкале, где с чувством заботы о природе и любви к сибирским красотам описывает Байкал и природу в целом.
Конечно, Распутин, как человек, взращенный сельской жизнью и самой природой, костяком своего творчества делает деревенский быт. Ведь не напрасно исследователи считают Валентина Григорьевича одним из ярчайших представителей так называемой «деревенской прозы. Она дала исчерпывающую картину жизни русского крестьянства в ХХ веке, отразив все главные события, оказавшие прямое влияние на его судьбу: октябрьский переворот и гражданскую войну, коллективизацию и голод, колхозное строительство и «форсированную индустриализацию». Она представила читателю разные, подчас весьма несхожие по жизненному укладу российские земли: русский Север, центральные районы страны, южные районы, Сибирь. В творчестве «сибирского писателя» были отмечены общие родовые черты «деревенской прозы». Распутин отразил в своих произведениях гибель природы и нравственности под воздействием цивилизации, большое внимание уделил русской деревне — нищей и бесправной. Пристально вглядываясь в противоречия современного мира, Распутин, подобно другим писателям-«деревенщикам», видит истоки бездуховности в социальной действительности: человека лишили чувства хозяина, сделали винтиком, исполнителем чужих решений. Сам Распутин говорит: «Человек всегда интересен для человека, особенно когда он «раскрывается», рассказывает о себе не столько словами, сколько поступками и действиями». Вместе с тем писатель предъявляет высокие требования к самой личности. Для него неприемлемы индивидуализм. Все эти понятия обретают в прозе писателя материальное воплощение, описываются в лирико-поэтической манере. Сам Распутин говорит: «Все последние годы так называемая деревенская проза больше всего занималась нравственным здоровьем человека — и человека настоящего, и человека будущего».
Внутренний мир героев отражается в состоянии природы, которая является неотъемлемой составляющей практически всех произведений Распутина. Особую роль он отводит женским образам. У Распутина они всегда характерны, индивидуально личностны и, в то же время, типичны. В традиции Распутина отводить женскому образу роль «несущего» в конструкции повествования. Женский характер в произведениях Распутина — это народный характер, образ деревенской женщины, вынесшей на своих плечах, выдюжившей терпением и трудом и голодное детство, и страшное испытание войной, и неустроенность послевоенных лет, выстоявшей на всех ветрах и не загрубевшей, не очерствевшей душой.
Распутин относится к тем наиболее беспокойным и совестливым писателям второй половины XX века, которые в своих произведениях ставят мучительные вопросы современности и напряженно ищут на них ответы.
Распутин, как и Толстой, обнажает низкие, эгоистические чувства своих героев, исследует проявление зла в человеческой душе. Но если герои Толстого осознают эти низкие чувства в себе и испытывают стыд и отвращение к себе, то герои Распутина, «простые люди», не способны подняться на уровень понимания того, что с ними происходит.
Таким образом образах героев Распутина выражается огромное душевное богатство русского человека — доброта, совестливость, любовь к Родине, отзывчивость, сострадание, взаимопомощь, сердечность, душевная щедрость, нестяжательство. Следуя за автором, мы погружаемся в водоворот жизненных событий его персонажей, проникаемся их мыслями, следуем логике их поступков. Мы можем спорить с ними и не соглашаться, но не в состоянии оставаться равнодушными.
распутин художественный повесть матера.