Владимир Иванишин в истории музыкального искусства Чувашии
Широкую известность в творческой деятельности В. Иванишина получила опера «Нарспи» по одноименной поэме К. В. Иванова. Над ней композитор трудился около четырех лет. Для этого были опробованы три варианта либретто — Д. Данилова, Я. Ухсая, П. Хузангая. По поводу работы над оперой композитор писал: «Я стремился насколько возможно приблизиться к духу поэмы, а непосредственно с музыкальной стороны… Читать ещё >
Владимир Иванишин в истории музыкального искусства Чувашии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Владимир Иванишин в истории музыкального искусства Чувашии
Многими историческими нитями связан чувашский народ с русским народом. Проделавший гигантскую работу в области изучения чувашского языка ученый-тюрколог Н. И. Ашмарин, определяя цели своей общественно-научной деятельности, с полным основанием заявил: «Вместе с интересами научными мною всегда руководили и соображения о необходимости научной работы для подъёма культурного уровня чувашского народа, судьбы которого не менее близки моему сердцу, чем судьбы родного мне русского народа». Выдающийся исследователь древнегреческой музыки, мастер хорового дела, более 20 лет проработавший в крещено-татарской школе и инородческой учительской семинарии в Казани С. В. Смоленский (…) оказывал помощь Симбирской чувашской школе. В Симбирской школе, при бескорыстной помощи квалифицированных русских музыкантов-педагогов, формировался талант первых чувашских композиторов и музыкальных деятелей. Русская демократическая печать оперативно откликалась на события в музыкальной жизни Симбирской чувашской школы. В одной из статей о яковлевском сборнике «Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним» (1908) говорится так: Дальнейшие труды по собиранию и разработке чувашских песен… могут дать русским композиторам обильный материал для гармонизации". Рецензент отмечал, что они помогут «стать русским ближе к чувашам, а последним приобщиться к первым». В этой связи, нелишне упомянуть имена таких композиторов, как Н. С. Кленовский, С. Т. Толстой, Г. Г. Лобачев, Н. И. Аладов, Я. В. Прохоров. Они делали обработки чувашских песенных мелодий в традициях русской школы, не ставя задачи создания новой национальной школы.
В 30-х гг. 20-го столетия над обработкой чувашской народной песни продолжали заниматься известные композиторы Москвы и Ленинграда. Среди них В. А. Белый, М. В. Коваль, С. Е. Фейенберг, М. Ф. Гнесин, А. Н. Александров и др. Ими были созданы десятки обработок, многие из которых имеют немалую художественную ценность.
В 30-х гг. 20 века чувашская музыкальная культура продолжает интенсивно развиваться. В историю музыкального искусства Чувашии вписываются имена таких музыкантов, как В. М. Кривоносов, И. В. Люблин, С. И. Габер. Ими созданы ряд произведений в разных жанрах и формах. Это музыка для театральных постановок, камерно-инструментальные пьесы на чувашские народные темы, оркестровые произведения.
Особое место в чувашской профессиональной музыке второй половины 30-х гг. 20 века занимает творчество В. Г. Иванишина. Значимость личности и творчества Владимира Иванишина для чувашского музыкального искусства трудно переоценить.
В.Г. Иванишин родился 12 июля 1908 г. в Петербурге. Окончил единую трудовую школу (девятилетку), музыкальную школу им. Чайковского по классу фортепиано, композиторский факультет Ленинградской государственной консерватории по классу профессора М. О. Штейнберга. В последующие годы творческую деятельность успешно сочетал с работой в разных учреждениях как педагог и организатор художественной самодеятельности: был музыкальным консультантом в техникуме Театра рабочей молодежи, музыкальным руководителем клуба завода «Электроверфь». До знакомства с чувашской музыкой, Иванишин писал камерно-инструментальные сочинения и музыку к драматическим спектаклям. Наиболее значительными произведениями начального периода являются: четырехчастная сюита «Тени на стене» (по А. Блоку) и шестичастная «Танцевальная сюита» для фортепиано.
С середины 30-х годов в творческой биографии В. Г. Иванишина начинается новый период. В 1935 г., впервые приехав в г. Чебоксары, он знакомится со многими образцами чувашских народных песенных жанров, начинает изучать чувашский язык. С этого момента, главным источником, из которого Иванишин черпал свое вдохновение, была чувашская народная песня (чувашский народный мелос). Этот живительный родник питал композитора на протяжении всей его дальнейшей творческой жизни. Тогда же Наркомпрос Чувашской АССР поручил В. Г. Иванишину написать первую чувашскую симфонию. Молодой композитор с увлечением окунулся в новую работу. В 1935 году были готовы первые три части симфонии. В марте 1936 года уже четырехчастная симфония была полностью завершена. Композитор назвал ее «Чувашской». В симфонии чувствуется блестящее классическое образование В. Иванишина. «Четкая, стройная форма, ясная, свежая гармония, интересно задуманная оркестровка — несомненно, положительные качества этой первой чувашской симфонии», — писал заслуженный деятель искусств Чувашской АССР В. М. Кривоносов о сочинении В. Иванишина, назвав его большим вкладом в чувашскую музыкальную литературу. Композитор в симфонии достиг органичности музыкально-стилистического синтеза, исходя из различных уровней музыкального сознания: с одной стороны, это язык классицизма, с другой — музыкально-эстетический мир чувашского края. Своеобразное движение «от разных берегов». Главным достоинством симфонии Иванишина, несомненно, является ее эмоциональная содержательность.
Широкую известность в творческой деятельности В. Иванишина получила опера «Нарспи» по одноименной поэме К. В. Иванова. Над ней композитор трудился около четырех лет. Для этого были опробованы три варианта либретто — Д. Данилова, Я. Ухсая, П. Хузангая. По поводу работы над оперой композитор писал: «Я стремился насколько возможно приблизиться к духу поэмы, а непосредственно с музыкальной стороны — к стилю чувашской народной песни». В опере представляют интерес образы главных героев, характеристика быта. В 1940 г. на юбилейном вечере, посвященном 20-летию Чувашской АССР, с восторженным приемом были исполнены первый акт и сцена свадьбы из второго акта оперы «Нарспи». В марте 1941 года монтаж оперы «Нарспи» прозвучал по Всесоюзному радио в исполнении солистов Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и хора Московской филармонии. Критика доброжелательно встретила оперу В. Иванишина. Так, отмечалось, что «опера „Нарспи“ — это произведение, двигающее на большой шаг вперед культуру чувашского народа. Сегодня можно смело сказать: чувашская опера это не мечта, а реальность. Первая народная чувашская опера существует». Бывший руководитель оперного ансамбля Всесоюзного радио К. Попов в письме В. Иванишину от 26 марта 1941 года писал: «Глубокоуважаемый и милый Владимир Георгиевич, очень рад, что передача прошла хорошо и произвела несомненное впечатление на наш Радиокомитет… Это одна из лучших национальных опер, которая показывалась за последнее время на радио… Я и исполнители были очень довольны за Вас». Пока создавалась опера «Нарспи», на ее материале композитором была написана симфоническая сюита «Сильби». В ней 4 части: Прелюдия (Andante); Песня и Скерцо (Allegro moderato); Интермеццо (Allegretto); Хоровод и Пляска (Andante con moto);
Нападение врага не позволило завершить оперу. Иванишин ушел в народное ополчение, где первоначально возглавил музыкальный взвод. Там он написал несколько песен на военную тему. Участвуя в боевых действиях, Владимир Иванишин получил ранение. Как стало известно уже после войны, он попал в плен и погиб в одном из фашистских концлагерей.
Весь свой талант композитор отдал служению народу, делу расцвета чувашской музыкальной культуры. За выдающиеся заслуги в деле развития чувашского музыкального искусства автору первой чувашской оперы и симфонии было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР. Его имя высечено на мраморной доске, установленной в фойе Дома композиторов в Москве в память о музыкантах, погибших в Великую Отечественную войну.
Убывая на фронт в июне 1941 года, Владимир Георгиевич попросил жену: «Если придется эвакуироваться из Ленинграда, захвати с собой мои нотные рукописи, мою «Нарспи». Длинный путь проделала «Нарспи»: от Ленинграда в Кировскую область и обратно. Нина Яковлевна после войны передала рукописи Владимира Иванишина Чувашской Республике.
Оставаясь русским композитором, В. Иванишин создал глубоко эмоциональные произведения на национально сюжетной и музыкальной основе. Восприняв достижения русской и западноевропейской классики, композитор сумел настолько сблизиться с народными музыкальными традициями, что его лучшие произведения стали неотъемлемой частью музыкального искусства Чувашии. Это справедливо. Однако, произведения В. Иванишина звучат крайне редко, они не стали достоянием постоянного репертуара профессиональных исполнителей. В этом — признак инертности и недостаточной развитости национальных исполнительских сил, ограниченности их возможностей, из-за чего даже имеющийся потенциал остается нереализованным. Пока произведение не звучит, оно не участвует в жизни общества. В этом (2013) году исполнилось 105 лет со дня рождения Владимира Иванишина. Может быть, в связи с этой датой, исполнительские коллективы заинтересуются произведениями талантливого композитора, так много сделавшего для развития чувашской музыки.
иванишин музыка чувашский народный.