Заключение.
Особенности мифопоэтики сказок Салтыкова-Щедрина
По своей литературной форме и стилю сказки Салтыкова-Щедрина связаны с фольклорными традициями. В них мы встречаем традиционных сказочных персонажей: говорящих животных, рыб, птиц. Писатель использует характерные для народной сказки зачины, присказки, пословицы, языковые и композиционные троекратные повторы, просторечие и бытовую крестьянскую лексику, постоянные эпитеты, слова… Читать ещё >
Заключение. Особенности мифопоэтики сказок Салтыкова-Щедрина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина — это великолепный сатирический памятник минувшей эпохи. Однако сказки не утратили своей яркости и актуальности, и по сей день, по-прежнему оставаясь полезной и увлекательной книгой. Это художественное творение великого сатирика щедро обогащает нас мудрыми мыслями, меткими образами, яркими афоризмами.
Существует ряд работ посвященных отдельным аспектам мифопоэтики в цикле Салтыкова-Щедрина, однако до сих пор в литературоведении не было ни одного обобщающего исследования, в котором эта тема рассматривалась бы комплексно и функционально.
Мифопоэтика — это та часть поэтики, которая исследует не отдельные усвоенные художником мифологемы, а воссозданную им целостную мифопоэтическую модель мира (если таковая существует в тексте) и, соответственно, его мифосознание, реализованное в системе символов и других поэтических категорий. Она не может существовать без мифологемы и архетипа.
В творчестве писателя архетипы и мифологемы непосредственно ткут плоть текста, реализуясь в системе символов и других поэтических категорий.
Сказки явились итогом творческой деятельности сатирика. Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки в пору существования строгой цензуры, когда автор не мог полностью раскрыть пороки общества и показать всю несостоятельность российского управленческого аппарата. Но все, же с помощью сказок «для детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин смог донести до людей резкую критику существующего порядка.
Щедрин был знатоком фольклора. У него было множество фольклорных материалов в его произведениях, а также записи ярких пословиц и поговорок. Салтыков-Щедрин всегда призывал других писателей обращаться к устному народному творчеству и мифам — первоисточнику подлинных знаний о жизни трудового люда, трудового мира.
Анализ текстов Щедрина показал, что сказки тесно связаны с фольклором. Эта связь проявляется в использовании многочисленных фольклорных элементов и образов. Однако зависимость от фольклора далеко не всегда буквальна, цитатна. В щедринских сказках есть и нечто более важное, сближающее их с народной поэзией — истинно народное миропонимание. Оно выражается в самом пафосе сказок, в авторских представлениях о добре и зле, о преобладании враждебных народу сил и неминуемом торжестве справедливости.
По своей литературной форме и стилю сказки Салтыкова-Щедрина связаны с фольклорными традициями. В них мы встречаем традиционных сказочных персонажей: говорящих животных, рыб, птиц. Писатель использует характерные для народной сказки зачины, присказки, пословицы, языковые и композиционные троекратные повторы, просторечие и бытовую крестьянскую лексику, постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как и в фольклорной сказке, у Салтыкова-Щедрина нет чётких временных и пространственных рамок. Но, используя традиционные приемы, автор вполне намеренно отступает от традиции. Он вводит в повествование общественно-политическую лексику, канцелярские обороты, французские слова. На страницы его сказок попадают эпизоды современной общественной жизни. Так происходит смешение стилей, создающее комический эффект, и соединение сюжета с проблемами современности. Таким образом, обогатив сказку новыми сатирическими приемами, Салтыков-Щедрин превратил ее в орудие социально-политической сатиры.