Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Анализ песочной картины

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через «хаос» происходит постепенное «проживание» психоэмоционального состояния и освобождение от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменять эмоциональное отношение к ней. Стадия «хаоса» может занимать от одного до нескольких занятий. Можно заметить, что… Читать ещё >

Анализ песочной картины (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Игра с песком позволяет активизировать воображение и выразить возникающие при этом образы. Играющий человек может осмыслить содержание бессознательного, создавая песчаные ландшафты один за другим. Образы целительны потому, что они способствуют включению неосознаваемых психических содержаний в сознание. Человек «отрабатывает» свои символы, свои проблемы и таким образом преодолевает внутренний кризис.

Использование в песочнице минитюрных фигурок, объединение их в некоторый сюжет наводят на мысль о спектаклях внутренннего тетра личности. Фигурки могут символизировать субличности автора песочной картины. Наблюдая за взаимоотношениями героев песочной картины, человек может установить актуализированные в данный момент субличности и вступить с ними в диалог. Однако фигурки, которые используются в песочнице, могут не только отражать субличности человека, но и символизировать реальных людей и явления той среды, в которую включён клиент.

В процессе песочной терапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешения конфликта.

На стадии «хаоса» ребёнок хватает множество игрушек, беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком.

Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через «хаос» происходит постепенное «проживание» психоэмоционального состояния и освобождение от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменять эмоциональное отношение к ней. Стадия «хаоса» может занимать от одного до нескольких занятий. Можно заметить, что от картины к картине уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет.

Стадия «борьбы» позволяет ребёнку бессознательно перенести на песочный лист внутренние конфликты: агрессию, обиду, тревогу, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения и пр. Существа в песочнице убивают друг друга, идёт схватка, война, тяжёлое противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость.

На стадии «разрешение конфликта» можно наблюдать более гармоничные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям.

Вейнриб, юнгианский аналитик, в 1983 году предложил схему описания стадий «песочной терапии». Схема позволяет понять связь создаваемых от сеанса к сеансу песочных композиций между собой и их символическое значение.

Все подвергается анализу терапевта — фигуры и постройки, формы, материалы и цвета. Анализируется пространство песочницы, в которой клиент строит свой мир. Существует карта, согласно которой песочница разделена на ряд секторов, каждый из которых соотносится с сознанием или бессознательным и архетипами.

Пространство песочной картины можно условно разделить на несколько секторов, анализ которых даёт представление о сознательных и бессознательных процессах, происходящих в психике клиента. Именно благодаря анализу терапевт наблюдает за динамикой символов своего клиента.

Если в песочной картине присутствует центр, то он интерпретируется как ЭГО клиента (реальное Я), соответственно находящиеся в углах фигурки, интерпретируются как восприятие реальных и архетипических родителей, отношение реального с архетипическим может быть в гармонии или конфликте, тогда это является основой психического напряжения, которое может быть причиной базовых психологических проблем, но так же и стимулом к личностному развитию. Линия от нижнего левого угла к верхнему правому анализируется как линия от прошлого к будущему. Если центр композиции отсутствует, то расположение реальных и архетипических родителей меняется.

6. Рассмотрение процессов песочной терапии с точки зрения гештальт-подхода (предъявление потребности (фигуры), проявление механизмов прерывания контакта, интеграция личности) О. Ранк перенёс акцент в детской терапии с исследования жизни ребёнка и его бессознательного на развитие, поставив в центр внимания то, что происходит «здесь и теперь» в эмоциональных отношениях между ребёнком и психотерапевтом.

Гештальт-терапия строится основных принципах: «здесь и теперь», «я — ты» и принципе субъективизации высказываний.

В пространстве песочной терапии клиент неизбежно оказывается в ситуации «здесь и теперь» в контакте со своими чувствами и желаниями, которые даже если не выражает словесно, то очень точно выражает символически. Предъявление ведущей потребности (фигуры) реального Я в условиях песочной терапии более безопасно. Наглядность символического предъявления также стимулирует осознавание, и дальнейшую психологическую работу с новыми переживаниями, связанными с осознаванием.

Возможность предъявлять свою психическую жизнь посредством песочной терапии без использования речи предоставляет особые возможности в терапии. С одной стороны это может быть преимуществом в психологической работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, с другой стороны, в работе со взрослыми, речь которых замусорена шаблонами долженствования, интроектами, что препятствует предъявлению реального Я.

Невротический отказ от собственных потребностей и следование навязанным ценностям приводит к нарушению саморегуляции организма.

Механизмы нарушения саморегуляции:

  • · Интроекция (мнения других остаются в качестве неассимилированного опыта, т.к. противоречат личным мотивам, в терапии важно отличить, отделить)
  • · Проекция (отчуждаются свои качества, не принимаются в себе, видятся в других, дыры заполняются интроектами)
  • · Ретрофлексия (поворот на себя нереализуемых во вне посылов, например, аутоагрессия)
  • · Дефлексия (уклонение от реального контакта, салонные разговоры)
  • · Конфлюенция (слияние, «мы», вместо «я»)

В результате действия этих механизмов нарушается целостность личности. Цель терапии — интеграция личности. В процессе песочной терапии, можно наблюдать символическое проявление противоречия реальных потребностей и интроецированных. Способы взаимодействия с миром проявляются в действиях и отношениях героев, наглядной становится непродуктивность некоторых привычных способов, отражаются актуальные чувства, создаются условия для проектирования новых способов взаимодействия. В песочной картине можно увидеть символическое отражение реального объекта, к которому адресуются ретрофлексируемые чувства, есть возможность направить чувства по адресу, завершить гештальт и освободить психическую энергию личностного развития.

Склонность к слиянию проявляется в как в отношениях с терапевтом (спрашивает совета, ожидает принятия решений и заботы), так и символически (фигуры ходят парами, желания которых общие).

В работе со взрослыми, желательно, сочетать сеансы песочной терапии и гештальт-терапии. Сеансы гештальт-терапии позволяют отреагировать осознаваемых опыт в более открытых условиях, в более зрелой позиции. Терапевт следит за изменениями в функционировании организма, побуждая к осознаванию того, что происходит в данный момент, с тем, чтобы замечать как он препятствует процессу саморегуляции организма, как ускользает от настоящего. Фрагментирование личности устанавливается по рассогласованию между вербальным и невербальным.

Фигурки могут символизировать субличности автора песочной картины. Наблюдая за взаимоотношениями героев песочной картины, человек может установить актуализированные в данный момент субличности и вступить с ними в диалог. В этом случае основной акцент делается на построении диалога с фигурками. Таким образом, устанавливается диалог между частями собственной личности, что способствует преодолению фрагментации.

В процессе игры «примеряются» различные роли, клиент отождествляется со значимыми чувствами и переживаниями, отчуждёнными частями личности и интроектами.

Цель — достижение эмоционального и интеллектуального прояснения, приводящего к интеграции личности. В некоторых случаях процесс песочной терапии может быть началом гештальториентированной психотерапевтической работы по интеграции и гармонизации личности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой