Представление Наполеона в уме русского человека
В борьбе с врагом крестьяне часто проявляли излишнюю жестокость (рубили пленным французам головы или закапывали их в землю живыми). Однако неправомерно, объяснять эту жестокость церковной пропагандой. Наоборот, призывая к борьбе с врагом, священники всегда выступали против ожесточения, ибо враг — тоже человек, созданный по образу и подобию Божию. Однако варварское отношение завоевателей… Читать ещё >
Представление Наполеона в уме русского человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Главное обвинение в адрес Наполеона заключалось в том, что он отступил от Бога и теперь является гонителем христианской Церкви. По мнению Синода, «благодать Божия отступила от Наполеона; ничто уже не соединит его с Богом, которому он сделался толь ужасно неверным, его преследует вечное осуждение». Церковь призывала прихожан соблюдать православную веру, «воспламенить души любовью к Отечеству, требующему защиты», проявить «приверженность и Избраннику Божию Государю нашему», сохранить почтительность и повиновение властям и вооружиться против «врага Церкви и Отечества». Высказывалась твердая надежда на то, что Бог благословит эти святые намерения. К моменту нападения на Россию произошел разрыв Наполеона с церковью. После неудачных попыток давления на папу с целью заставить его прервать отношения с политическими противниками Франции Бонапарт захватил папские провинции, упразднив тем самым мирскую власть Пия VII, ответившего на это изданием буллы об отлучении Наполеона от Церкви. Наполеон, в свою очередь, захватил самого Пия VII, который находился в плену вплоть до 1814 г. Эти события — в глазах христианского мира окончательно превратили Наполеона в безбожника и позволили воспринимать его политику как выступление против христианства. Поэтому неудивительно, что в начале войны 1812 г. Русская православная церковь призвала прихожан к защите не только царя и Отечества, но также православной веры и святых храмов. Режим оккупации пробуждал самые низменные инстинкты. Поэтому от грабежа неприятельские солдаты часто переходили к прямому осквернению православных святынь. Известны случаи в Смоленской и Московской губерниях, когда оккупанты пускали на дрова иконы, а в качестве мишеней для стрельбы использовали лики святых. Многие храмы они превратили в провиантские магазины, конюшни и скотобойни. Этот вандализм завоевателей вызвал взрыв всеобщего негодования и способствовал расширению движения народного сопротивления.
В борьбе с врагом крестьяне часто проявляли излишнюю жестокость (рубили пленным французам головы или закапывали их в землю живыми). Однако неправомерно, объяснять эту жестокость церковной пропагандой. Наоборот, призывая к борьбе с врагом, священники всегда выступали против ожесточения, ибо враг — тоже человек, созданный по образу и подобию Божию. Однако варварское отношение завоевателей к православным святыням заставило народ воспринимать их как «нехристей», варваров.