Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Кант и Просвещение

Эссе Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Моряков В. И. Русское просветительство второй половины XVIII века: Из истории общественно-политической мысли России. — М., 1994. Рикуперати Дж. Человек Просвещения./Дж. Рикуперати//Мир Просвещения. Исторический словарь. — М., 2003. Середкина Е. В. Конфуцианские элементы в кантианской этике.//Ученые записки ПГТУ. № 6, 2003. Скрипник А. П. Категорический императив Иммануила Канта. — М., 1978. Кант… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Особенности идеологии Просвещения
  • 2. Кант: идеология просвещения и особенности философско-этической системы
  • Заключение
  • Список литературы

Кант и Просвещение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Это и есть моральный закон. То есть, категорический императив «касается не содержания поступка и не того, что из него должно последовать, а формы и принципа, из которого следует сам поступок; существенно хорошее в этом поступке состоит в образе мыслей, последствия же могут быть какие угодно».Таким образом, категорический императив один, однако он выражается посредством различных формул. Особенно важны следующие три формулы, которые также характеризуются как практические принципы категорического императива. Согласно первому принципу, индивидуальная максима должна согласовываться с всеобщим законодательством: «Поступай только согласно такой максиме, относительно которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». То есть, Кантом выделяется универсальность в качестве фундаментальной характеристики нравственности. Человек поступает определенным образом по отношению к другому человеку, а значит и предполагает, что этот человек будет поступать также по отношению к нему. Благодаря второму практическому принципу действие категорического императива в определенной степени ограничивается.

Для Канта человек — это единственная цель, соответственно, второй принцип звучит следующим образом: «Поступай так, чтобы ты всегда использовал человечество и в своем лице, и в лице всякого другого человека также как цель, но никогда — только как средство». Из этого принципа следует необходимость ориентированности морального поступка на человека, безотносительно к каким-либо внешним обстоятельствам или характеристикам. Благодаря третьему практическому принципу задается характер категорического веления и статус законодательствующей воли. Нравственная воля проявляет себя не только в качестве законодательствующей воли, но и как воли, подчиняющейся закону. Согласно Канту, воля «должна быть не просто подчинена закону, а подчинена ему так, чтобы она рассматривалась также как самой себе законодательствующая и именно лишь поэтому как подчиненная закону (творцом которого она может считать самое себя)».В целом, необходимо заметить, что категорический моральный императив Канта является последовательным развитием западной философской традиции, которая идет от Августина Блаженного (стоит особенно отметить учение Августина о свободе и предопределении: до грехопадения люди обладали свободной волей — свободой от внешней (в том числе сверхъестественной) причинности и способностью выбирать между добром и злом. В качестве ограничивающего фактора тогда выступал нравственный закон — чувство долга перед Богом. После грехопадения люди утратили свою свободу, а также начали грешить. Жертва, принесенная Иисусом Христом, помогла людям вновь обратиться к Богу; благодать помогает людям творить благо. Благодать несоизмерима с заслугами, а получают её только люди избранные и предопределенные к спасению.

Люди как обладающие нравственной свободой могут сознательно делать свой выбор в пользу зла или же добра). В свою очередь, философская система Августина Блаженного восходит к античным традициям (тесная связь с идеями неоплатонизма). Для Канта же действительная человечность и моральная ценность заключены в позитивной свободе, проявляющейся в доброй воле, то есть той воле, которая подчинена нравственному закону. Кроме того, И. Кант как и мыслители античности признает верховенство разума в жизни человека. Первостепенное значение разума было признано Сократом, Платоном, Аристотелем и многими другими. Вместе с тем, в категорическом моральном императиве Канта преломляются и восточные этические традиции. В частности, отметим общность между этическими учениями Канта и Конфуция.

Х. Ретц в своей книге «Конфуций» отмечает следующее: «Центральный конфуцианский мотив самопревозмогания через осознание нравственного долга также звучит вполне по-кантовски». Заключение.

Как полагал Кант, истинное Просвещение немыслимо без нравственности и морали. Просвещенный человек — это тот, который мыслит творчески, разумно, свободно, несет ответственность за свой выбор. В практической философии и этике Иммануила Канта (ImmanuilKant, 1724−1804) нашли свое отражение главные традиции как западной, так и восточной этики. В особенности, в его этическом учении осуществляется развитие главных тенденций новоевропейской этики, в частности, это касается утверждения таких принципов, как автономия человека, рациональное обоснование морали. Философ полагал, что как непременные предпосылки моральности любой личности выступают свобода и разум. Причем, мораль для Канта являлась средством для принуждения человека к определенному поведению. Это принуждение осуществляется посредством долженствования, а специфическим выражением этого долженствования является нравственный закон в форме категорического императива.

Список литературы

Кант И. Критика практического разума.//.

http://lib.rus.ec/b/167 271.

Моряков В. И. Русское просветительство второй половины XVIII века: Из истории общественно-политической мысли России. — М., 1994.

Рикуперати Дж. Человек Просвещения./Дж. Рикуперати//Мир Просвещения. Исторический словарь. — М., 2003.

Середкина Е. В. Конфуцианские элементы в кантианской этике.//Ученые записки ПГТУ. № 6, 2003.

Скрипник А. П. Категорический императив Иммануила Канта. — М., 1978.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. Критика практического разума.// http://lib.rus.ec/b/167 271
  2. В.И. Русское просветительство второй половины XVIII века: Из истории общественно-политической мысли России. — М., 1994.
  3. Дж. Человек Просвещения./Дж. Рикуперати//Мир Просвещения. Исторический словарь. — М., 2003.
  4. Е.В. Конфуцианские элементы в кантианской этике.//Ученые записки ПГТУ. № 6, 2003.
  5. А.П. Категорический императив Иммануила Канта. — М., 1978.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ