Присоединение Восточной Сибири
Политическое включение этого тундрового района в состав России началось позднее расселения здесь русских промысловиков-на рубеже XVIXVII вв. с построением в 1601 г. на берегу р. Таза Мангазейского городка, ставшего административным центром Мангазейского уезда и важнейшим торгово-перевалочным пунктом на севере Азии. Сибирский казак Семен Иванович Дежнев еще в конце 30-х годов начал освоение… Читать ещё >
Присоединение Восточной Сибири (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Русские промысловики еще в XVI в. охотились на пушного зверя в правобережье нижнего течения Оби, в бассейнах рек Таза и Турухана, постепенно продвигались на восток к Енисею. Они основывали зимовья (которые из временных перерастали в постоянные), вступали с местными жителями в обменные, производственные, бытовые и даже родственные отношения.
Политическое включение этого тундрового района в состав России началось позднее расселения здесь русских промысловиков-на рубеже XVIXVII вв. с построением в 1601 г. на берегу р. Таза Мангазейского городка, ставшего административным центром Мангазейского уезда и важнейшим торгово-перевалочным пунктом на севере Азии.
Как уже отмечалось, проникновение русских на средний Енисей шло по правому притоку Оби — Кети, которая в XVII в. стала главной дорогой из Обского бассейна па восток. В 1619 г. на берегу Енисея был по строен первый русский административный центр — Енисейский острог, который быстро вырос в значительный перевалочный пункт для промысловиков и торговых людей. В прилегающем к Енисейску районе появились первые русские земледельцы.
Вторым укрепленным городком на Енисее стал заложенный в 1628 г. Красноярский острог, ставший основным оплотом обороны рубежей на юге Енисейского края. Закрепление территории верхнего Енисея завершилось постройкой Абаканского (1707 г.) и Саянского (1709 г.) острогов.
От русских промысловиков мангазейские и енисейские воеводы узнали о богатой пушниной «Ленской землице». Они стали направлять на среднюю Лену, где обитали якуты, служилых людей за ясаком. Уже в 1632 г. на берегу Лены небольшая группа енисейских казаков во главе с П. Бекетовым поставила Якутский острог—первое русское селение, ставшее затем центром Якутского (Ленского) воеводства.
Включение эвенков, эвенов, юкагиров в состав России, обложение их ясачными сборами в царскую казну затянулось до середины XVII в.
Продвижение от Лены на восток к Охотскому побережью началось в 30-е гг. XVII в., когда томские казаки с Д. Копыловым основали на Алдане Бутальское зимовье. Отправленная из Бутальского зимовья группа казаков с И. Москвитиным во главе, следуя по рекам Алдану, Мае и Юдоме, достигла горного хребта, перевалила через горы и по р. Улье вышла к побережью, где в начале 40-х гг. был построен Косой острожек (послуживший началом будущему Охотску).
Сибирский казак Семен Иванович Дежнев еще в конце 30-х годов начал освоение Восточной Сибири и Крайнего Севера России. В июле 1647 года предпринял попытку пройти на реку Андырь морем, но встретил большие льды и вернулся. В 1648 году предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, первым открыл пролив между Азией и Америкой.
Русский первопроходец Василий Данилович Поярков в 1643—1646 годах руководил экспедицией, которая впервые проникла в бассейн реки Амур и достигла его устья. Он стал первым русским первопроходцем, совершившим плавание по Тихому океану.
Енисейский казак (позже — якутский казачий атаман) Михаил Васильевич Стадухин был организатором похода на реки Оймякон и Андырь (1641−1642). В 1649 году в ходе своей сухопутной экспедиции сложнейшим путем через Становой хребет он дошел до Андырского острога и затем вышел к Охотскому морю.
В 1649—1653 годах яд экспедиций в Приамурье предпринял выдающийся русский землепроходец Ерофей Павлович Хабаров. По их результатам он составил первый «Чертеж реки Амур».
Героическими усилиями этих и других великих землепроходцев Россия не только прочно утвердилась на востоке Азии, но и дала миру первые научные знания об этих краях.
В силу природно-климатических условий русское освоение Восточной Сибири носило преимущественно промысловый характер. В то же время русские переселенцы выявляли районы, в которых возможно хлебопашество. В 40-е гг. XVII в. в устьях рек Олекмы и Витима и на среднем течении Амги появились первые пашни.
В начале 30-х гг. XVII в. появились Илимский и Братские остроги. Под защитой Илимского острога в середине XVII в. жило более 120 семей русских земледельцев. В 40-е гг. сборщики ясака начали появляться у бурятов, живущих у Байкала. При впадении Иркута в Ангару на о. Дьячем возникло в 1652 г. Иркутское ясачное зимовье, а в 1661 г. против этого зимовья на берегу Ангары был по строен Иркутский острог, ставший административным центром Иркутского уезда и важным торговым пунктом Восточной Сибири.
В середине XVIII в. в Забайкалье появились первые укрепленные зимовья, основанные русскими промысловыми ватагами. Некоторые из них стали затем острогами и административными центрами (Нерчинский, Удинский, Селенгинский и др.).
Природные богатства Амурского края (пушной зверь, рыба), благоприятный для хлебопашества климат влекли сюда переселенцев из Енисейского, Красноярского, Илимского и Якутского уездов. По сведениям В. А. Александрова, на протяжении 50-х гг. XVII в. «на Амур ушло по меньшей мере полторы тысячи человек.
Центром русских поселений на Амуре стал Албазинский острог, построенный в 1665 г. на месте бывшего городка даурского князя Албазы. Население Албазина — казаки и крестьяне, сложилось из вольных переселенцев.