Петербургское барокко.
Сооружения Петербурга начала XVIII столетия
Барокко, общеевропейский стиль, распространенный в архитектуре Петербурга в 1-ой половине-середине 18 В., и обладающим рядом национальных особенностей. В период раннего Большого в 1700−30е г. г. разрабатывались новые принципы градообразования: регулярность планировки, регламентация жилой застройки по сословному признаку («образцовые», проекты), формирование парадно-представительного центра города… Читать ещё >
Петербургское барокко. Сооружения Петербурга начала XVIII столетия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
интерьер петербург декорирование петр
Архитектура Петербурга в XVIII веке
Барокко, общеевропейский стиль, распространенный в архитектуре Петербурга в 1-ой половине-середине 18 В., и обладающим рядом национальных особенностей. В период раннего Большого в 1700−30е г. г. разрабатывались новые принципы градообразования: регулярность планировки, регламентация жилой застройки по сословному признаку («образцовые», проекты), формирование парадно-представительного центра города фасадами дворцов знати, поставленных единым фронтом вдоль берегов Невы и главных магистралей города. Практичность государственных преобразований проявилась в строительстве новых типов сооружений: дворцов (вместо хором), специальных зданий для правительственных учреждений (коллегий) верфей, фабрик, арсеналов, музеев, театров. Различие в опыте и художественных пристрастиях западноевропейских зодчих, приглашенных Петром I на строительство Петербурга. (Д. Трезини, А. Шмотер, Ж. Б. Леблон, Д. М. Фонтана, Г. И. Шедель, Г. Н. Маттарнови, Н. Микетти и др.) обусловило многообразие стилистических оттенков в архитектуре раннего Петербурга. Практическая деятельность, освоения опыта европейской архитектуры выдвинули ряд отечественных зодчих М. Т. Земцова, П. М. Еропкина, И. К. Коробова и др. Архитектура этого периода отличалась ясностью объемно-пространственного построения, плоскостной трактовкой фасадов, применением ордера в виде плоских лопаток и пилястр, сдержанной пластинкой декор, деталей, употреблением высоких кровель часто с изломом, двухцветной окраской стен, колокольни церквей, башни административных зданий часто завершались шпилями. Таковы Летний дворец Петра 1, Кунсткамера, здание Двенадцати коллегий, Петропавловский собор Петропавловской крепости, первое Адмиралтейство (1727−38г. архитектор И.К.Коробов) и др. В дворцовых интерьерах развивалось симметрично-анфиладное распределение парадных помещений с разнообразной и эффектной декорировкой (Меншиковский дворец). Появились регулярные дворцово-парковые ансамбли: Летний сад, Петергоф, ныне Петродворец, Царское Село, ныне Пушкин, Ораниенбаум, ныне Ломоносов, Стрельна и др. Для зрелого Петербургского стиля в архитектуре (1740-е-нач.1760-х г. г.) характерны размах и декоративная пышность дворцового строительства, что ассоциировалось с идеями государственного могущества России. Торжественность композиционного решения зданий и архитектурных комплексов сочетались с пластичной насыщенностью и динамикой архитектурных форм. Пилястры и трехчетвертные колонны, раскрепованные антаблементы, сложные наличники окон, скульптура создавали сложную игру света и тени на фасадах, придавая сооружению патетический, праздничный архитектурный образ, звучание которого усиливалось двухцветной окраской стен, иногда с золочеными деталями. Эффектная декорация переходила в интерьеры с обширными анфиладами парадных помещений, где разнообразие орнамент мотивов, богатство отделочных материалов, позолоты множились многочисленными зеркалами и живописными плафонами. Ведущими архитектором этого периода был В. В. Растрелли (Зимний дворец, Строгонова дворец, Смольный монастырь, дворцы в Петергофе, Царском селе и др.) Одновременно с ним работали С. И. Чевакинский (Никольский Морской собор), П. Трезини, А. Ф. Вист, М. Д. Расторгуев и др. Во второй половине XVIII в., с приходом к власти Екатерины II, в России наступил период политической стабилизации и экономического подъема. Укреплялось самодержавие, крепла мощь дворянской империи. В этот период развернулись работы по переустройству многих старых городов с учетом столичного опыта. Их планировка упорядочивалась путем применения геометризованных «регулярных» схем, фасады зданий оформлялись классическими архитектурными деталями. Игриво-праздничная архитектура барокко — рококо не соответствовала великодержавному духу, который установился в царствование Екатерины II. В этот период снова утвердился классицизм во Франции, которая была законодателем вкусов для русского дворянства. Непререкаемым авторитетом в вопросах архитектуры и искусства была Парижская Академия художеств, являвшаяся оплотом классицизма. Характерными чертами официальных построек стали строго симметричные композиции фасадов, геометризованное построение планов, украшение зданий ордерными формами.