Заключение.
Исследование проблем формирования капитала российскими банками
Результатом инспекционных проверок проведенных в 2004 году по предложению Банка России стало проведение корректировки собственных средств (капитала) в 14 кредитных организациях на общую сумму 413,5 млн. рублей. По результатам рассмотрения на Комитете банковского надзора Банка России представленных территориальными учреждениями Банка России материалов по данному вопросу было направлено предписание… Читать ещё >
Заключение. Исследование проблем формирования капитала российскими банками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Капитал служит основой развития любого банка и обеспечивает способность банка компенсировать неожидаемые убытки.
В преддверии вступления России в ВТО и неизбежного открытия национальной банковской системы для международного финансового капитала необходимы условия для повышения ее финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности, а главное быть конкурентоспособной.
Важнейшим условием для укрепления инвестиционного потенциала российской экономики и банковской системы, в том числе существенного повышения капитализации банков, является развитие российского финансового рынка, включая региональные.
Банковская система должна обеспечить полноценное выполнение своей функции по трансформированию сбережений и накоплений в кредиты и инвестиции. Сохранение и укрепление общественного доверия в надежности банковской системы требуют повышенной устойчивости банковской системы, в том числе в капитальной базе.
При проведении дипломного исследования:
- — вскрыты источники проблем капитализации банковского сектора Российской Федерации, обусловленные структурой формирования накоплений в экономике, инертностью механизма трансформации сбережений в инвестиции, недостаточной прозрачностью систем управления, инвестиционной непривлекательностью банковского бизнеса в России;
- -исследованы методологические основы определения размера и достаточности собственных средств (капитала), основные подходы и методы его оценки, рассмотрены основные инструменты органов надзора, используемые при проведении проверки формирования уставного капитала банка;
- -выявлена существующая взаимосвязь между фиктивной капитализацией, прозрачностью структуры собственников банка, правовыми и экономическими условиями для решения проблемы, которые необходимо создать для пресечения фиктивной капитализации;
- -проанализированы и даны оценки конкретным схемам фиктивной капитализации;
- -исследованы инструменты противодействия фиктивной капитализации, применяемые ранее и предложенные в последнее время.
Инспекционная деятельность Банка России, помимо выполнения основных задач банковского надзора, в 2004 и 2005 годах связана с организацией проверок кредитных организаций в целях оценки соответствия банков критериям их участия в системе страхования вкладов граждан.
Совершенствование нормативной базы, введение новых нормативных актов Банка России, таких как Положения № 215-П, Указание № 1379-У расширило инструментарий по противодействию фиктивной капитализации и послужило первым шагом в процессе установления реальных собственников кредитных организаций.
Результатом инспекционных проверок проведенных в 2004 году по предложению Банка России стало проведение корректировки собственных средств (капитала) в 14 кредитных организациях на общую сумму 413,5 млн. рублей. По результатам рассмотрения на Комитете банковского надзора Банка России представленных территориальными учреждениями Банка России материалов по данному вопросу было направлено предписание о корректировки капитала 4 кредитным организациям на сумму 614,2 млн. рублей. В 2005 году Комитетом банковского надзора принято решение о корректировке капитала по 8 кредитным организациям на общую сумму 4459 млн. рублей.
Банк России намерен последовательно придерживаться политики повышения транспарентности банковского сектора Российской Федерации и принимать участие в подготовке изменений и дополнений в федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности». Предусматривается, в частности, предоставление Банку России возможности получать информацию об учредителях (участниках) и реальных владельцах кредитной организации, аффилированных лицах и группе лиц, к которой принадлежат учредители (участники) кредитной организации и (или) ее реальные владельцы.
Административные процедуры пресечения фиктивной капитализации не могут решить всех задач, призванных обеспечить допуск к банковской деятельности только тех кредитных организаций, чья деятельность не угрожает интересам кредиторов и вкладчиков, а также системной устойчивости. Без строгой рыночной дисциплины, должного уровня транспарентности информации о состоянии дел в банках, действия органов регулирования превращаются в формальные процедуры или непонятные участникам рынка административные решения в отношении отдельных банков.
Увеличение капитальной базы банковского сектора является задачей частного сектора, инвесторов. Но для того, чтобы капитал пришел в банковский сектор, который этот капитал приумножит и сохранит необходимо решить целый ряд имеющихся на сегодняшний день проблем. Для решения этих проблем необходимы совместные усилия всего банковского сообщества, Правительства Российской Федерации, а также Банка России. Цель надзорных органов — пресекать попытки банков формировать фиктивный капитал, недостоверную отчетность, тем самым обеспечить защиту интересов кредиторов и вкладчиков, а конечном итоге обеспечение устойчивости и надежности банковской системы.
Позитивным моментом к введению повышенных требований в части капитала действующих кредитных организаций, является то, что банкам, имеющим на 1 января 2007 года капитал менее 5 млн евро, позволено продолжать деятельность, при условии, что он не опустится ниже уровня, который был достигнут на момент введения повышенных требований к минимальной величине капитала.
Эти условия очень важны для средних и малых банков, в особенности, региональных. Существующая территориальная проблема характеризуется резким разрывом между регионами по обеспеченности банковскими услугами при общем отставании этого показателя от уровня других стран, поэтому важно сохранить банки с небольшим капиталом. Такие банки имеют соответствующую нишу, могут работать не хуже, чем банки с большим капиталом. Но в любом случае, банковский бизнес должен быть легальным и деятельность банка — прозрачной.
Для увеличения инвестиционного потенциала российской банковской системы важно существенно капитализировать банки за счет: расширения возможностей по рефинансированию коммерческих банков; развития финансовых рынков, в том числе региональных; разумной фискальной политики государства (включая освобождение хотя бы на несколько лет от налогообложения части прибыли, которая направляется на увеличение капитала банка); привлечения инвестиций в банковскую систему, в том числе со стороны западных инвесторов; широкого вовлечения в инвестиционные процессы средств населения.
Задача государства заключается в том, чтобы через изменение принципов и порядка налогообложения обеспечивать стимулирование притока инвестиций в банковский сектор, применение адекватных нормативов банковской деятельности, укрепления их конкурентоспособности и расширения возможностей для кредитования нефинансового сектора и населения.
Только совместно предпринимаемые усилия по преодолению возникающих проблем будут способны превратить российскую банковскую систему в инструмент устойчивого экономического роста. Однако это возможно лишь в условиях осуществления действительно активной государственной политики в отношении ее развития как национальной банковской системы. Приоритетами этой политики должны быть устойчивость, функциональность банковской системы, адекватность и концентрация на реальных экономических проблемах.
Взаимоотношения между акционерами и кредитными организациями должны носить рыночный характер. Собственники должны быть ориентированы на получение дивидендов на вложенный реальный капитал, а не на определенных льготах, в предоставлении банком акционеру банковских услугах, в том числе иногда в ущерб остальным клиентам.
Предполагаемые пути решения отдельных проблем повышения капитализации банковской системы:
- -введения налоговых льгот по прибыли банков в той части, которая будет направляться на увеличение капитала кредитных организаций;
- -принятие мер для снижения стоимости увеличения капитала путем эмиссии акций;
- -внесения изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части ограничения досрочного изъятия банковских вкладов;
- -укреплению института залога как способа обеспечения обязательств.