Формирование информационной культуры
Информационная культура — это гораздо более масштабное явление. Поэтому вопросы развития информационной культуры общества в чрезвычайно насыщенной информационной среде находятся сегодня в центре внимания не только государственной политики всех стран мирового сообщества, но также и многих международных организаций. Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют… Читать ещё >
Формирование информационной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие «информационная культура»
В условиях информационного общества закономерно и появление нового типа культуры — информационной культуры. Некоторые учёные отождествляют её с компьютерной грамотностью и вкладывают в понимание данного типа культуры именно такое значение.
Однако компьютерная грамотность — это лишь приобретённые навыки работы с новыми компьютерными технологиями.
Информационная культура — это гораздо более масштабное явление. Поэтому вопросы развития информационной культуры общества в чрезвычайно насыщенной информационной среде находятся сегодня в центре внимания не только государственной политики всех стран мирового сообщества, но также и многих международных организаций.
Вопросы развития информационной культуры общества в последние годы всё чаще находят своё отражение в докладах, программных документах и рекомендациях ЮНЕСКО, посвящённых перспективам направления развития образования для XXI века.
Впервые термин «информационная культура» в отечественных публикациях появился в 70-х годах XX века. Инициаторами развития соответствующей концепции стали работники библиотек.
Появившись в сфере библиотечного и книжного дела, концепция информационной культуры по мере своего развития вбирала в себя знания из целого ряда наук.
В настоящее время информационную культуру всё чаще трактуют как особый феномен информационного общества.
В понятии «информационная культура» ведущим является слово «культура», именно оно заключает в себе наибольшую смысловую нагрузку. Исследования отечественных культурологов позволяют определить культуру как сложное понятие, означающее результат, процесс, способ, отношение, норму, систему деятельности, единственным субъектом и преимущественным объектом которой является человек. Современные исследователи по-разному трактуют термин «информационная культура». Один из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э. П. Семенюк под информационной культурой понимает «информационную компоненту человеческой культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений».
Согласно мнению Е. А. Медведевой, «информационная культура — это уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию». Краткая формулировка этого понятия может выглядеть таким образом: информационная культура — это умение человека ориентироваться в мире информации, находить нужную информацию и творчески её перерабатывать.
Основы информационной культуры включают в себя самостоятельную работу с информацией, которая предполагает:
- — поиск необходимой информации (ориентация в информационных потоках и коммуникациях, умение пользоваться справочным аппаратом электронных библиотек);
- — знание основ библиографии в электронных библиотеках (умение пользоваться источниками библиографической информации — каталогами, картотеками);
- — умение работать с источником информации (владение различными методиками чтения, а также методиками тезисного, реферативного изложения материала);
- — работа с различными видами и типами литературы (справочной, учебной, методической, научной, научно-популярной, художественной, книгами, периодикой);
- — использование технических средств (в частности, компьютеров) в учебных, научных и практических целях.
В содержание информационной культуры входят:
- — анализ и синтез полученной информации;
- — умение выделять главное из множества второстепенного;
- — переработка (осмысление) информации;
- — запоминание информационных единиц;
- — дальнейшее восстановление в памяти;
- — превращение полученной информации в собственное знание;
- — процесс создания новой информации и нового знания.
Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют её развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин).
И сегодня информационная культура требует от современного человека новых знаний и умений, особого стиля мышления, которые обеспечат необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантируют достойное место в информационной среде.