Управление железнодорожным транспортом
Железнодорожный транспорт министерство реформа Структура управления железнодорожным транспортом Спад уровня производства в стране в 90 х годах повлек за собой значительное сокращение перевозок на федеральном железнодорожном транспорте, произошло снижение доходности железных дорог, сокращение вложений денежных средств в технические отрасли. На втором этапе (2003 — 2005 гг) — из ОАО «РЖД… Читать ещё >
Управление железнодорожным транспортом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Управление железнодорожным транспортом Начало управления путями сообщения относится к 18 веку. Ввод в эксплуатацию в 1837 году Царскосельский железной дороги затем начавшееся строительство железной дороги МоскваПетербург и ряда других дорог потребовали создания специализированного органа управления. 16 июня 1865 г. было образовано Министерство путей сообщения России. Первым его министром стал один из авторов проекта и руководитель строительства железной дороги МоскваПетербург профессор П. П. Мельников.
В 20 веке железнодорожный транспорт, представляя собой многоотраслевую структуру в транспортной сети страны, был выделен в самостоятельный вид.
Специфика работы железных дорог, связанная с необходимостью обеспечения регулярного движения поездов на территории огромной страны в различных климатических условиях и с четким взаимодействием всех звеньев железнодорожного конвейера свойственна особая структура управления.
Эта структура построена на принципах сочетающих единое централизованное руководство с предоставлением определенных прав и самостоятельности линейным предприятиям и организациям, размещенным на территории страны.
Производственно-территориальный принцип управления основан на разделении всей железно — дорожной сети на дороги, являющиеся хозяйствующими субъектами. В настоящее время на сети железных дорог имеются 17 железных дорог, которые в свою очередь разделены на несколько отделений, которым подчинены линейные предприятия.
железнодорожный транспорт министерство реформа Структура управления железнодорожным транспортом Спад уровня производства в стране в 90 х годах повлек за собой значительное сокращение перевозок на федеральном железнодорожном транспорте, произошло снижение доходности железных дорог, сокращение вложений денежных средств в технические отрасли.
Правительством Российской Федерации была в 1998 г. принята Концепция структурной реформы Федерального железнодорожного транспорта № 448 от 15 мая 1998 г.
Обязательным условием осуществлением структурной реформы железнодорожного транспорта является соблюдение следующих принципов:
- — сохранение единства Российских железных дорог в новых условиях хозяйствования;
- — сохранение государственного контроля за деятельностью железнодорожного транспорта;
- — выведение из компетентности МПС России функций хозяйственного управления железнодорожным транспортом и сохранения за МПС только функций государственного управления;
- — выведение из системы железнодорожного транспорта тех вспомогательных и обслуживающих предприятий, которые не нарушат его устойчивой работы;
- — передача функций хозяйственного управления железнодорожным транспортом от МПС самостоятельному хозяйственному субъекту-компании «Российские железные дороги».
Министерство путей сообщения России в новых условиях хозяйствования призвано осуществлять следующие функции:
- — проведение государственной политики в области транспорта, исходя из требований экономики, обороноспособности и безопасности страны, потребностей населения в перемещении;
- — представление интересов государства в органах управления хозяйственного субъекта, осуществляющего функции хозяйственного управления;
- — нормативно — техническое регулирование деятельности в области транспорта;
- — разработку, утверждение и надзор за исполнением нормативных документов по технической эксплуатации железных дорог, безопасности перевозок и экологии, обеспечению охраны объектов, сохранности перемещенных грузов и имуществ, пожарной безопасности, а также охране труда;
- — разработку, утверждение и надзор за исполнением нормативных документов, устанавливающих обязательные требования к техническим средствам, используемых на транспорте, а также услугами представляемых на транспорте при перевозках грузов и пассажиров;
- — разработку программ развития транспорта;
- — осуществление международного сотрудничества;
- — руководство мобилизационной подготовкой;
- — регулирование в области перевозок для государственных нужд и социально — значимых перевозок пассажиров;
- — другие функции государственного регулирования.
Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 г. № 384 была утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте.
На первом (подготовительном) этапе реформирования (2001;2003г) функции хозяйственного управления выделены из ведения МПС России и переданы единственному хозяйственному субъекту — ОАО «РЖД» все акции которого принадлежат государству (рисунок 1).
Рисунок 1 Организационная структура железнодорожного транспорта к концу первого (подготовительного) этапа.
На втором этапе (2003 — 2005 гг) — из ОАО «РЖД» выделяются его дочерние структуры — акционерные государственные компании, в ведении которых будут находиться пригородные и дальние пассажирские перевозки, ремонт технических средств, производство запасных частей и т. п. Это обеспечивает условия для реальной конкуренции (рисунок 2).
Рисунок 2 Организационная структура железнодорожного транспорта к концу второго этапа.
На третьем этапе (2006;2010гг) будет завершен переход к огранизационной структуре железнодорожного транспорта (рисунок 3).
Рисунок 3 Организационная структура железнодорожного транспорта к концу третьего этапа.
Особенность структурной реформы железнодорожного транспорта состоит в том, что она проводится одновременно с административной реформой, в ходе которой создаются три уровня федеральных органов исполнительной власти:
- — министерство с правоустанавливающими функциями;
- — федеральными службами с функциями надзора и контроля за исполнением законов и нормативных правовых актов;
- — федеральные агентства с правоприменительными функциями.
Министерство транспорта Российской федерации В состав МтРФ входят 11 департаментов, федеральная служба и 5 федеральных агентств (схема 1).
Схема 1 Структура Министерства транспорта Российской Федерации.
Его задачей является выработка государственной политики и нормативно правовое регулирование по видам транспорта: железнодорожному, воздушному, морскому, внутреннему водному, автомобильному, городскому, в том числе метро и промышленному.
Схема 2 Структура управления Министерства транспорта Российской Федерации
Эта служба включает в себя 10 управлений. Она осуществляет контроль и надзор за исполнением органами государственной власти действующего законодательства, выдает лицензии на определенные виды деятельности и участвует в расследовании происшествий на транспорте (схема 3).
В состав МтРФ входят агентства и управления (схема 4).
Схема 4 Федеральные агентства
В состав федерального агентства входят пять управлений.
Федеральное агентство наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества и государственного заказчика по организации и исполнению целевых программ в сфере железнодорожного транспорта, организации перевозок опасных грузов, сертификации продуктов, работ и услуг и др.
Федеральному агентству железнодорожного транспорта подчинены территориальные органы связанные с конкретными железными дорогами.