Соотношение индивидуализма и коллективизма
В организационных культурах, в еще большей степени, чем у отдельных людей, крайний индивидуализм встречается редко, поскольку сама деятельность организации носит коллективный характер, не сводится к механической сумме индивидуальных работ. Поэтому даже в условиях индивидуалистических национальных культур руководители компаний стремятся сформировать у сотрудников многие коллективистские черты… Читать ещё >
Соотношение индивидуализма и коллективизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Первый параметр — соотношение индивидуализма и коллективизма. Индивидуализм означает, что человек предпочитает свои собственные интересы интересам группы и общества. Крайняя форма индивидуализма — эгоизм: человек заботится только о себе даже за счет блага других. Коллективизм же проявляется в том, что человек ставит на первый план интересы группы, коллектива, общества, подчиняет им свои индивидуальные интересы. Крайняя форма коллективизма — альтруизм — мировоззренческий и нравственный принцип, согласно которому благо другого более значимо, чем интересы собственного «Я». Иными словами, альтруизм — это установка «жить для других». В крайних формах индивидуализм и коллективизм встречаются довольно редко: подавляющее большинство людей заботятся не только о себе, но и о других, хотя бы о родственниках и близких. Человек, как известно, индивидуален и в то же время он — существо коллективное, общественное: воспитывается, живет и работает в различного уровня группах: семье, школе, кругу друзей, обществе.
В организационных культурах, в еще большей степени, чем у отдельных людей, крайний индивидуализм встречается редко, поскольку сама деятельность организации носит коллективный характер, не сводится к механической сумме индивидуальных работ. Поэтому даже в условиях индивидуалистических национальных культур руководители компаний стремятся сформировать у сотрудников многие коллективистские черты, например, чувства командной идентичности, преданности компании и т. п. И все же в современном мире одни национальные деловые культуры тяготеют к коллективизму, другие — к индивидуализму. На основе анализа различных культур можно выделить следующие типичные черты индивидуалистических деловых культур [62. С. 40]:
1) сотрудники отстаивают свои интересы, надеются только на себя, не желают вмешательства организации в их личную жизнь, избегают опеки с ее стороны;
- 2) организация, в том числе непосредственные руководители, слабо влияет на самочувствие своих сотрудников, не вмешивается в вопросы, выходящие за пределы производственных обязанностей, и не несет ответственности за их внепроизводственные проблемы;
- 3) карьерный рост осуществляется на основе компетенции и «рыночной стоимости» работника;
- 4) руководство делает ставку на индивидуальное стимулирование сотрудников;
- 5) социальные связи в организации имеют слабую эмоциональную окрашенность и характеризуются дистанционностью;
- 6) взаимодействие в организации основывается на личных интересах и формальных обязанностях;
- 7) законы, правила и этический стандарт едины для всех;
- 8) отношения между администрацией и работниками строятся на основе учета личного вклада каждого (т. е. оценивается индивидуальная работа сотрудника);
- 9) при принятии решений доминируют формальные правила и деловые соображения. Цель и правила выше личных отношений.
Коллективистская культура обладает во многом противоположными качествами. Ей присущи следующие черты:
- 1) сотрудники ожидают заботы со стороны организации, считают, что она, подобно семье, будет защищать их интересы и в том числе заниматься их личными делами. Начальник должен заботиться о подчиненных, а те — быть лично преданными (лояльными) руководителю;
- 2) организация в значительной мере влияет на общее самочувствие ее членов, ощущает ответственность за своих сотрудников;
- 3) карьерный рост осуществляется в соответствии со стажем работы;
- 4) руководство использует коллективное и индивидуальное стимулирование;
- 5) социальные связи внутри организации характеризуются развитостью, близостью, эмоциональной насыщенностью и сплоченностью;
- 6) взаимодействие в организации основывается на чувстве долга и лояльности;
- 7) все делятся на «мы» и «они», двойной стандарт по отношению к «чужим», допускаются послабления «своим»;
- 8) отношения между администрацией и работниками строятся на основе личностных взаимоотношений и морали (т. е. оценивается сотрудник как человек в целом);
- 9) при принятии решений учитываются в первую очередь личностные отношения по принципу «отношения выше цели».
Индивидуализм и коллективизм по-разному представлены в национальных организационных культурах. В качестве примеров наиболее индивидуалистских стран обычно называют США и Великобританию, наиболее коллективистских — Японию.
Интересные и весьма показательные результаты дало сопоставление опроса японских и английских продавцов, которым предложили ответить на вопрос: «Зачем при эпидемии гриппа рекомендуется надевать на лицо марлевые повязки?» Ответ большинства английских продавцов звучал: «В магазине много народа. Повязки нужны, чтобы от них не заразиться». Большинство же японских продавцов ответили: «Повязки нужны, чтобы мы не могли заразить окружающих» [43. С. 107].
Индивидуализм и коллективизм как принципы построения корпоративной культуры сами по себе нейтральны в их влиянии на эффективность организации. Негативное воздействие на экономическое и социальное развитие оказывает игнорирование национальных традиций и ценностей, попытки навязать людям чуждую им культуру.
К числу развитых государств мира принадлежат как преимущественно индивидуалистические — США, Австралия, Великобритания, Канада и др., так и коллективистские — Япония, Южная Корея, Бразилия, Сингапур и др. страны. В целом Запад более индивидуалистичен, чем Восток. В последние десятилетия к наиболее быстро развивающимся государствам мира относятся главным образом страны с коллективистской культурой, например, Китай, Вьетнам, Южная Корея и др.
Естественный коллективизм, вырастающий снизу, а не в результате насильственного навязывания властью, дополненный механизмами конкуренции, вполне совместим с современными принципами управления государством и предприятиями. Об этом, в частности, свидетельствует опыт Японии. Господствующую в этой стране систему управления не случайно называют коллективистской, в противоположность американскому типу управления, основывающемуся на индивидуализме [143. С. 10—14].