Цивилизация Южной Америки
Сельские общины несли тяжелый труд всевозможных налогов и трудовых повинностей (работа на строительстве дорог, храмов и дворцов, в рудниках, служба в армии и т. д.) Население вновь завоеванных земель насильственно перемещалось из своих родных мест в отдаленные провинции. Империя была связана обширной сетью мощенных камнем дорог, вдоль которых через определенные расстояния стояли почтовые станции… Читать ещё >
Цивилизация Южной Америки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Какие племена и народности населяли в древности Перу? Подавляющее большинство считает, что ими были инки. И это кажется правильным. Когда в 1532 г. испанские конквистадоры ступили на перуанскую землю, вся страна, а также Эквадор, Боливия и Северное Чили входили в предмет гигантской инской империи, или, как сами инки называли свое государство Тауантинсуйю. Общая протяженность Тауансуйю вдоль Тихоокеанского побережья составляла свыше 4300 км, а население — не менее 6 млн. человек. Однако инки представляли собой лишь внешний фасад древнего Перу, за которым как в Египте или в Месопотамии, скрывалось длинное и славное прошлое.
В конце II тыс. н.э. в горах северо-восточной области страны внезапно появилась западная культура Чавин, синхронная с «Ольмекскими «памятниками Мезоамерики и близкая им по характеру (культ кошачьего хищника — ящера или пумы, каменные пирамидальные храмы, изящная керамика и т. д.). С рубежа нашей эры в прибрежной зоне Перу на севере возникает цивилизация Мочина, а на юге — цивилизация Наска. Одновременно с ними или чуть позже в горах Боливии и Южного Перу Сформировалась динамичная и оригинальная культура Тиаунакана (названная так по имени своего центрального поселения, близ южного берега оз. Титикана). Что же характерно для всех названных ранних перуанско-боливийских цивилизаций?
Прежде всего, они родились самостоятельно, одновременно с классическими цивилизациями Мезоамерики, но без каких-либо заметных связей с ними, Далее, хотя древние перуанцы не создали ни иероглифической письменности, ни сложного календаря, их технологии в целом были совершеннее, чем у населения Мезоамерики. В то время, когда мезоамериканцы жили еще целиком в каменном веке, индейцы Перу и Боливии со II тыс. до н.э. знали металлургию, обработку золота, серебро, медь и их сплавы и делали из них не только украшения и оружия, но (как в случае с медью) даже наконечники земледельческих орудий — «палок-копалок» и мотыг. Они, особенно создатели культуры мочика, изготовляли великолепную керамику с полихромной росписью и фигурным моделированием. Их ткани из хлопка и шерсти были тонкими и совершенными. Но особенно изящные виды этой продукции — гобелены, декоративные ткани, парча и кисея — не имеют, пожалуй, себе равных в древнем мире. Их красота лишь усиливалась яркостью красителей, приготовляемых из различных растений (например, индиго) и минералов. Эти три важные компонента местной культуры — металлические изделия, керамика и ткани (хорошо сохраняющиеся в сухом и теплом климате побережья) — придают неповторимое своеобразие всем названным древнеперуанским цивилизациям 1тыс.н.э.
Последующий период (с X в. н.э. и позже) отличен усилением экспансии населения горных областей (особенно Тиаунако) в зону Тихоокеанского побережья. Затем здесь возникает несколько новых государств, крупнейшим из которых стало Чиму, расположенное на севере данной области, примерно от Тимбега до Лимы. Его столица Чан — Чан занимала площадь около 25 кв. км и имела население до 25 тыс. человек. В центре города находилось десять огромных прямоугольников 400×200 м, огороженных стенами 12 м высотой, — дворцовые ансамбли местных царей. Вокруг — резиденция меньшего размера, где жили чиновники, ремесленники и другие группы горожан. После смерти царя хоронили в его дворце со всеми богатствами, а приемник строил себе новое здание, похожее скорее на замок или крепость, чем на обычный дом. Именно в Чиму впервые была создана объединенная сеть ирриционных каналов и построены дороги, соединяющие горы и побережье. А это в свою очередь объясняет и впечатляющие достижения местной культуры в городах и селах.
В то же время в горной зоне с ее изрезанным рельефом, большим числом почти изолированных друг от друга долин и рек одновременно возник целый ряд мелких враждующих между собой государств. Но лишь одно из них — государство инков в долине Куско, — обладая более совершенной организацией своей армии и аппарата власти и отличаясь воинственностью своих жителей, сумело сломить сопротивление соседей и стать господствующей силой в регионе. Это произошло всего лишь за столетие до прихода испанцев, в XV в. н.э.
Размеры инской империи росли с небывалой быстротой. Между 1438 1460 гг. инка Пачахути завоевал большую часть горных районов Перу. При его сыне Топа Инке (1471−1493 гг.) были захвачены значительная часть Эквадора и территория государства Чиму, а чуть позже — юг прибрежной зоны, горы Боливии, север Чили. Во главе огромной державы стоял божественный правитель сана — инка, которому помогала наследственная аристократия, связанная с правителем кровным родством, а также жреческая каста и целая армия чиновников, контролировавших все стороны жизни.
Сельские общины несли тяжелый труд всевозможных налогов и трудовых повинностей (работа на строительстве дорог, храмов и дворцов, в рудниках, служба в армии и т. д.) Население вновь завоеванных земель насильственно перемещалось из своих родных мест в отдаленные провинции. Империя была связана обширной сетью мощенных камнем дорог, вдоль которых через определенные расстояния стояли почтовые станции с помещениями для отдыха и склады с продуктами и необходимыми материалами. По дорогам регулярно курсировали и пешие гонцы — бегуны, и всадники на ламах.
Духовная жизнь и вопросы культа целиком находились в руках жреческой иерархии. Поклонение богу — творцу Виракоче и небесным планетам осуществлялось в каменных храмах, украшенных внутри золотом. В зависимости от обстоятельств жертвоприношения богам варьировали от обычных в таких случаях мяса ламы и маисового пива до убийства женщин и детей (во время болезни или смерти верховного Инки).
Однако эта самая крупная и наилучшим образом организованная империя доколумбовой Америки стала легкой добычей горстки испанских авантюристов во главе с Франсиско Писарро в XVI в. н.э. Убийство инки Атаульпы в 1532 г. парализовало волю к сопротивлению местных индейцев, и могущественное инское государство в считанные дни рухнуло под ударами европейских завоевателей.