Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Способы формирования отчетности в соответствии с МСФО

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Приведем пример. Для переноса показателя «Основные средства» из российского баланса в его международный аналог требуется произвести все необходимые корректировки в отношении квалификации объектов, например, исключив объекты, не признаваемые по МСФО основными средствами, изменив при необходимости их оценку, скорректировав величину амортизации в соответствии с МСФО и т. п. Информационной базой для… Читать ещё >

Способы формирования отчетности в соответствии с МСФО (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На основе бухгалтерской отчетности, составленной по российским правилам, можно составить отчетность в соответствии с МСФО.

На практике наиболее широко распространены два метода подготовки отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

1. Формирование финансовой отчетности путем трансформации бухгалтерской отчетности, составленной по российским правилам.

При данном методе показатели МСФО-отчетности формируются на базе показателей отчетности, подготовленной по российским стандартам, скорректированных на величины определенных и оговоренных различий.

2. Отражение фактов хозяйственной деятельности в системе национальных стандартов и по правилам МСФО, т. е. ведение учета по МСФО как самостоятельного вида учета. Основным признаком данного метода является то, что каждый факт хозяйственной жизни учитывается как минимум дважды: первый раз — по российским правилам, второй раз — в порядке, предписываемом МСФО. То есть организация обеспечивает ведение учета в соответствии с требованиями международных стандартов наряду с ведением учета на основе национальных стандартов бухгалтерского учета, налогового учета и других видов учета. На практике данный метод принято называть параллельным учетом.

Рассмотрим более подробно основные отличительные признаки и варианты применения каждого из вышеуказанных методов.

Трансформация

Трансформация — процесс составления отчетности в соответствии с МСФО па базе данных отчетности, составленной, но российским стандартам, посредством изменения параметров классификации и оценки объектов учета и раскрытия информации о них с целью приведения к международным стандартам. Отличительным признаком этого метода можно считать то, что он может быть применен только после составления отчетности по российским правилам.

Метод трансформации при составлении консолидированной отчетности может быть применен двумя принципиально разными способами.

Первый из них предусматривает такую последовательность действий: па первом этапе каждой из организаций, входящих в группу компаний, производится составление индивидуальной отчетности в соответствии с МСФО методом трансформации, а на втором — ее консолидация, т. е. суммирование и корректировка данных для получения консолидированной отчетности, соответствующей МСФО.

Второй способ предусматривает иную логику событий: на первом этапе производится составление консолидированной отчетности по российским правилам, а на второмреклассификация и реквалификация сводных показателей в соответствии с принципами и правилами МСФО. Основой для трансформации консолидированной отчетности в данном случае является система таблиц, содержащих информацию о составе и порядке формирования показателей отчетности, которые заполняются каждой из организаций, входящих в группу компаний.

Единой методики проведения трансформации российской отчетности в отчетность, соответствующую МСФО, не существует. В каждом конкретном случае на процесс составления отчетности будет влиять значительное число субъективных факторов, среди которых специфика финансово-хозяйственной деятельности, особенности организации бухгалтерского учета и применяемой учетной политики, необходимая степень детализации отчетности, наличие временных, финансовых и человеческих ресурсов и т. п. Тем не менее процесс составления отчетности таким методом можно представить в качестве совокупности более или менее стандартных процедур.

Составление отчетности методом трансформации производится в несколько этапов. Их количество, а также набор процедур, реализуемых па каждом из них, могут быть различны, но в целом принято выделять пять основных.

Первый этап — предварительный, в процессе которого должны быть определены:

  • o конкретные цели составления отчетности;
  • o даты составления первой отчетности по МСФО и перехода на МСФО;
  • o валюта отчетности;
  • o язык отчетности;
  • o конкретный способ проведения трансформации;
  • o специалисты, занимающиеся выполнением конкретных процедур.

При формулировании конкретных целей составления отчетности, соответствующей МСФО, целесообразно уточнить состав ее пользователей и задачи, которые планируется решить с ее помощью.

Дело в том, что МСФО определена совокупность показателей, отражение которых в отчетности является обязательным. Раскрытие любых других показателей производится по усмотрению отчитывающейся организации и (или) для удовлетворения дополнительных требований, предъявляемых к отчетности конкретными пользователями.

Так, если отчетность составляется для представления в кредитные организации, более подробному раскрытию подлежат показатели, характеризующие величину заемного капитала и влияющие на расчет показателей ликвидности и т. п. Инвесторов в большей степени заинтересует информация о прибыльности бизнеса в целом или отдельных его составляющих и т. д.

Таким образом, пользователи отчетности во многом определяют состав показателей, подлежащих дополнительному раскрытию в пояснениях к отчетности.

На этом этапе необходимо также определить уровень существенности, поскольку наличие определенных погрешностей при трансформации является неизбежным.

Требования, предъявляемые в отношении порядка перехода к составлению отчетности в соответствии с МСФО, изложены в МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» .

Ключевыми являются следующие понятия:

  • o первая отчетность по МСФО — первая годовая отчетность, составляемая на основе МСФО и полностью им соответствующая;
  • o дата перехода на МСФО — начало самого раннего периода, за который организация представляет полную сравнительную информацию на базе МСФО для составления первой отчетности по МСФО (наличие такой информации является одним из условий, необходимых для признания отчетности соответствующей МСФО).

Следует отметить, что при переходе на составление отчетности по МСФО финансовая отчетность, соответствующая всем международным стандартам, составляется минимум за два отчетных периода.

Выбор валюты отчетности в большинстве случаев определяется тем, в какой валюте осуществляется большинство операций. Однако большое влияние на выбор валюты могут также оказать реальные и потенциальные пользователи отчетности, а также задачи, которые предполагается решить. Последние два фактора в большей степени, чем возможные другие, определяют и выбор языка, на котором отчетность будет составляться.

Выбор способа трансформации производится на базе анализа применяемой системы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности по национальным стандартам во взаимной увязке с целями составления отчетности в соответствии со стандартами международными.

Процесс составления отчетности методом трансформации может быть реализован как собственными силами, так и с привлечением сторонних специалистов. В российской практике более распространенным является вариант, когда трансформация отчетности поручается специализированным организациям, в штате которых есть специалисты необходимой квалификации, поскольку процесс трансформации требует не только теоретических знаний в области международных стандартов, но и определенного опыта практической работы. Если трансформация отчетности будет поручена штатным работникам, т. е. организация будет составлять отчетность собственными силами, дополнительное внимание должно быть уделено выбору программного обеспечения.

Второй этап принято называть рабочим, поскольку он предусматривает выполнение определенного набора действий, связанных с получением компонентов финансовой отчетности на базе имеющихся показателей, сформированных па базе российских правил учета, и их перенос в формы отчетности, соответствующие требованиям МСФО. Практическая реализация настоящего этапа производится в несколько шагов.

Шаг первый: проведение анализа применяемой учетной политики, базирующейся на принципах национальных стандартов, и формирование учетной политики, соответствующей МСФО. Лучше, когда организация, заранее запланировав переход к составлению отчетности по МСФО, разрабатывает учетную политику в целях бухгалтерского учета на основе максимального сближения национальных и международных стандартов.

Шаг второй: разработка формата финансовой отчетности на основе требований, предъявляемых к нему МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» в части установления минимума отчетных показателей, подлежащих отражению в финансовой отчетности.

Шаг третий: перенос данных из отечественных Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках в их международные аналоги. На языке профессионалов данная процедура именуется составлением (совершением) трансформационных записей.

Выделяют две разновидности трансформационных записей:

  • 1) связанные с изменением квалификации элементов отчетности, предусматривающие реклассификацию, введение новых объектов учета либо исключение объектов, не соответствующих критериям признания по МСФО;
  • 2) связанные с изменением оценки объектов (применение требуемых МСФО способов оценки тех или иных объектов, изменение оценки за счет обесценения и т. п.).

Необходимо отметить, что в специализированной литературе при описании метода трансформации в большинстве случаев используют словосочетание «перенос показателей отчетности», тогда как на самом деле производится перенос не готовых показателей, а отдельных объектов, формирующих соответствующие показатели отчетности.

Приведем пример. Для переноса показателя «Основные средства» из российского баланса в его международный аналог требуется произвести все необходимые корректировки в отношении квалификации объектов, например, исключив объекты, не признаваемые по МСФО основными средствами, изменив при необходимости их оценку, скорректировав величину амортизации в соответствии с МСФО и т. п. Информационной базой для такого переноса являются не сами формы отчетности, а данные регистров бухгалтерского учета и (или) первичных учетных документов. Другими словами, перепое каждого конкретного показателя из российской отчетной формы в соответствующую форму МСФО-отчетности предусматривает выполнение ряда корректировок.

Теоретически возможно одновременное составление двух видов трансформационных записей — связанных с изменением классификации элементов и связанных с изменением оценки. Однако практики советуют выполнять перенос данных последовательно в два этапа. Сначала перенести соответствующие показатели из российских регистров, т. е. переписать их в регистры по МСФО, близкие по формальным признакам, без пересчета (изменения оценки показателей). Затем произвести переоценку соответствующих показателей исходя из правил оценки, установленных международными стандартами. В качестве основного аргумента в пользу поэтапного переноса данных выступает возможность контроля за полным и корректным переносом показателей, что немаловажно для подтверждения достоверности финансовой отчетности.

Технически перенос данных производится путем составления трансформационных таблиц, являющихся основой для составления единой трансформационной таблицы, выполняющей роль «моста» между отчетностью, составленной по российским стандартам бухгалтерского учета, и финансовой отчетностью, соответствующей принципам МСФО.

Параллельно с осуществлением трансформационных записей производится их описание, а также фиксация оценочных суждений и допущений, принятых при трансформации.

На третьем этапе производится составление остальных форм отчетности, требуемых правилами МСФО, в частности отчета о движении денежных средств и отчета об изменениях капитала, на базе составленных методом трансформации бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Составление отчета о движении денежных средств методом трансформации практически нереализуемо по причине многочисленных принципиальных различий в формате и классификации денежных потоков. По сходным причинам более корректным представляется составление отчета об изменениях капитала непосредственно на базе форм отчетности, составленных по МСФО.

На четвертом этапе производится пересчет показателей отчетности, составленной методом трансформации, в валюту, выбранную в качестве валюты отчетности (трансляция). Правила учета изменения валютных курсов установлены МСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов» .

На заключительном пятом этапе оформляется полный комплект финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Особое внимание на данном этапе уделяют подготовке пояснительных записок. Кроме того, если в качестве языка отчетности был выбран язык, отличный от того языка, на котором составлена финансовая отчетность, на данном этапе производится перевод отчетности на выбранный язык.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой