Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Иммануил Кант (1724—1804)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

2] Предисловие к книге И. Канта «Критика чистого разума» начинается так: «На долючеловеческого разума выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых онне может уклониться, так как они навязаны ему его собственной природой: но в то жевремя он не может ответить на них. так как они превосходят его возможности. В такоезатруднение разум попадает не по своей вине. Он начинает… Читать ещё >

Иммануил Кант (1724—1804) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Человека, по мнению великого немецкого философа И. Канта, можно либо дрессировать, либо просвещать.

Главная цель воспитания — научить думать.

Сознательно человек должен пройти четыре ступени воспитания: 1) обрести дисциплину; 2) получить навыки труда; 3) научиться вести себя и 4) быть моральным. Самая трудная ступень — последняя. Мы живем в эпоху дисциплины, культуры и цивилизации, но до моральности нам далеко.

В какой мере философия И. Канта приближает к решению столь сложной актуальной сегодня задачи, как научить людей быть моральными? Над чем заставляет он нас размышлять и по сей день?

«Поприще философии», заявляет Кант, можно подвести под следующие вопросы.

  • 1. Что я могу знать?
  • 2. Что должен делать?
  • 3. На что я могу надеяться?
  • 4. Что такое человек?

На первый вопрос отвечает метафизика, на второй — мораль, на третий — религия, и на четвертый — антропология[1]. В сущности, все это можно было свести к антропологии, ибо три первых сводятся к последнему.

Наиболее крупные и известные произведения Канта: «Общая естественная история и теория неба» (1755) «Критика чистого разума» (1781), «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (1784), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790), «Антропология» (1798), «Логика» (1800).

Как известно, в творчестве Канта принято различать два периода. Первый из них охватывает время с 1746 г., т. е. от даты написания первой философской работы Канта «Мысли о правильной оценке живых сил», до конца 1760-х гг.

Постарайтесь понять, почему этот период называют «докритическим»? Попробуйте, самостоятельно найти ответы на следующие вопросы: какие проблемы в докритическом периоде своей деятельности ставит и решает Кант? Какие космологические проблемы в наибольшей мере интересуют Канта? Какие достижения современных ему наук о природе использовал Кант, разрабатывая теорию происхождения Вселенной? Каково значение космогонии Канта в истории науки и философии? Признает ли он в это время возможность умозрительного познания вещей?

Прокомментируйте высказывание И. Канта: «Дайте мне материю, и я построю из нее мир, то есть дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир».

Ответы на эти вопросы помогут вам понять особенности начального периода творчества немецкого философа.

И все же только в критический период Кант отвечает на главные сформулированные выше вопросы своей философии, касающиеся как гносеологии, так и этики.

Учение о познании изложено в книге «Критика чистого разума»[2].

Кант видит свою задачу в том, чтобы преодолеть две мировоззренческие позиции, два вида одностороннего и, следовательно, ложного подхода к проблеме познания — догматизм и скептицизм. Скептики пребывают в сомнении относительно природы вещей, первые на этот счет придерживаются четкого (догматического) взгляда.

Кант предлагает третий путь — единственно здравый, по его мнению, — путь критики. Причем речь идет не о критике каких-либо книг или философских систем, а о критике самого разума, взятого в чистом виде, т. е. независимо от какого бы то ни было опыта. Кант намерен изучить инструмент познания, прежде чем пустить его Всякое знание, по Канту, начинается с опыта, но не ограничивается им, часть наших знаний порождается самой познавательной способностью, носит, по выражению Канта, априорный[3] характер. Эмпирическое знание единично, а поэтому случайно; априорное — всеобще и необходимо. Априоризм Канта отличается от идеалистического учения о врожденных идеях.

Во-первых, по Канту, доопытны только формы знания, содержание целиком поступает из опыта.

Во-вторых, сами доопытные формы не являются врожденными, а имеют свою историю.

Реальный смысл кантовского априоризма состоит в том, что человек, приступающий к познанию, располагает определенными, сложившимися до него формами познания. Наука тем более обладает ими. Если посмотреть на знание в точки зрения его изначального происхождения, то весь его объем в конечном итоге взят из все расширяющегося опыта человека, другое дело, что наряду с непосредственным опытом есть опыт косвенный, усвоенный. Таким образом, наряду с априорными знаниями Кант различает и апостериорные[4].

Далее Кант устанавливает различие между аналитическими и синтетическими суждениями. По Канту знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение между двумя понятиями: субъектом и предикатом суждения. Существует два вида этой связи:

  • 1. Когда предикат не дает нового знания о предмете сравнительно с тем знанием, которое уже мыслится в субъекте. Такие суждения Кант называет аналитическими. Например: Все тела имеют протяженность. Здесь понятие «протяженность» не дает никакого нового знания по отношению к тому знанию, которое имеется в понятии «тело».
  • 2. Второй вид связи субъекта с предикатом — это такая связь, которая не дает суждения посредством простого анализа понятия субъекта. В этих суждениях предикат не выводится из субъекта, а соединяется с субъектом. Такие суждения Кант называет синтетическими. Например: «Некоторые тела имеют тяжесть».

Понятие о теле не заключает в себе необходимо признак «тяжесть», он соединяется в мысли с понятием о теле. Такое соединение Кант называет синтезом.

Внесите в приведенную ниже таблицу свои примеры различных видов суждения.

Виды суждений

Отличительные признаки

Примеры

1. Аналитические.

Носят поясняющий характер

Все тела имеют протяженность.

2. Синтетические.

Расширяют наши знания.

Вчера шел дождь.

2а. Апостериорные.

Опираются на опытные данные.

Некоторые лебеди черные.

26. Априорные.

Носят доопытный характер

Все, что случается, имеет причину.

Все опытные синтетические суждения синтетичны. Это очевидно. Но вот вопрос: Как возможны априорные (доопытные) синтетически суждения? Это главный вопрос «Критики чистого разума». Этот вопрос, считает он, поможет ему ответить на следующие вопросы.

  • 1. Как возможна математика?
  • 2. Как возможно естествознание?
  • 3. Как возможна метафизика?

Отсюда три раздела основной части «Критики чистого разума: трансцендентальная[5] эстетика, аналитика, диалектика.

Трансцендентальной Кант называет свою философию, потому что она изучает переход в систему знаний, точнее — конструирование нашей познавательной способностью условий опыта.

Опытные данные, поступающие извне, не дают нам адекватного знания об окружающем нас мире. Априорные формы обеспечивают всеобщность знания, но не делают его копией вещи. То, чем вещь является для нас (феномен) и то, что она представляет сама по себе (ноумен), имеет принципиальное различие «Наблюдение и анализ явлений проникают внутрь природы, и неизвестно, как далеко со временем мы продвинемся в этом», — говорится в «Критике чистого ума».

Границы опыта постоянно расширяются. Но сколько бы ни увеличивались наши знания, эти границы не могут исчезнуть, как не может исчезнуть горизонт, сколько бы мы не шли вперед.

Познание не знает предела. Верить в науку нужно, но переоценивать ее возможностей не следует. Против необоснованных претензий, науки догматического предрассудка в ее всесилии и направлен реальный смысл учения Канта о вещах самих по себе. При неверном истолковании оно может сбить с толку, при правильном — открыть путь истинный.

Что есть истина? Для философа это неизбежный вопрос. Кант не уходит от него, хотя и медлит с ответом. Умение ставить разумные вопросы, несколько раздраженно рассуждает он — необходимый признак ума. Если вопрос сам по себе лишен смысла, то, кроме стыда для вопрошающего, он имеет еще и тот недостаток, что побуждает к нелепому ответу и создает смешное зрелище.

Раздражение вызвано тем, что вопрос об истине мучит Канта, но он понимает невозможность однозначного ответа на этот вопрос. Можно, конечно, сказать, что истина есть соответствие знания предмету, и он неоднократно это говорит, но он знает, что слова эти представляют собой тавтологию. Правильно сформулированный — вопрос об истине звучит так: как найти всеобщий критерий истинный для всякого знания? Ответ Канта: всеобщей признак истины «не может быть дан».

Кант отверг всеобщий критерий истины только относительно содержания знаний. Что касается их формы, такой критерий он знает: непротиворечивость рассуждений. Это весьма основательная поправка к отрицательному ответу на вопрос об истине, который разрушил построение догматиков. Теперь задача состоит в том, чтобы избежать скептических построений. Кант понимает, что запрет противоречия представляет — собой «только негативные критерии истины», но, руководствуясь им, все же можно возвести прочные конструкции науки.

Трансцендентная вещь «сама по себе» Канта служит напоминанием, что предела познанию нет и не может быть.

И еще об одном обстоятельстве напоминает она: есть сферы, где наука бессильна. Такова, например, сфера поведения человека, его свободы или, точнее, произвола. Художественная литература до и после Канта показала, что человек поступает не только «не по науке», но подчас вопреки элементарной логике.

Философ анализирует три познавательные способности человека.

  • 1. Чувственность — способность к ощущениям.
  • 2. Рассудок — способность к понятиям и суждениям.
  • 3. Разум — способность к умозаключениям, доходящим до «идей».

Рассмотрим коротко каждую из них.

1. Ощущения — это содержание, материя чувственности. Но помимо этого наша чувственность имеет свои доопытные априорные формы, в которые с самого начала как бы «укладываются» эти ощущения, с помощью которых ощущения как бы упорядочиваются. Эти формы — пространство и время.

Пространство — априорная форма внешнего чувства (или внешнего созерцания), а время — априорная форма чувства внутреннего (внутреннего созерцания). Пространство и время не являются объективными характеристиками вещей, а являются способностью восприятия предметов.

Поэтому априорные синтетические суждения в математике возможны, потому что опираются на априорные формы нашей чувственности.

2. Вторая часть учения Канта о познавательных способностях человека — учение о рассудке. Это способность мыслить предмет чувственного созерцания. Кант пишет: «Рассудок есть, вообще говоря, способность к знаниям». Для того чтобы понять, что значит состояние «я мыслю», надо поставить проблему синтеза знания. Логические формы, которые служат основой синтеза — категории, они априорны.

Кант разрабатывает следующую систему категорий рассудка:

  • 1) количество: единство, множество;
  • 2) качество: реальность, отрицание, ограничение;
  • 3) отношения: присущность, самостоятельность существования;
  • 4) модальность: возможность, существование, необходимость. Вместе с тем рассудок мыслит предметы и явления как подчиненные трем законам: сохранения субстанции, причинности, взаимодействия субстанции. Для рассудка эти законы — высшие априорные законы связи всего того, что рассудок может мыслить.

Таким образом, априорные синтетические суждения в естествознании становятся возможными благодаря априорным формам нашего рассудка.

И тут очень важно уяснить для себя ту мысль, что сознание человека само строит предмет не в том смысле, что порождает его, дает ему бытие, а в том смысле, что оно сообщает предмету ту форму, под которой он только может познаваться — форму всеобщего и необходимого знания.

3. Учение о разуме и антиномиях. Исследование способностей разума и позволяет дать ответ на вопрос, как возможна метафизика (философия). Идеи — понятия разума о безусловном единстве всех обусловленных явлений, Предмет идей не может быть воспринят в опыте.

Разум образует три идеи:

  • 1) идею о душе как о безусловной целокупности психических явлений;
  • 2) идею о мире — о безусловной целокупности бесконечного ряда причинно обусловленных явлений;
  • 3) идею о боге как безусловной причине всех обусловленных явлений. При попытке дать научное содержательное знание об этих идеях разум впадает в противоречие. Согласно Канту, и тезис и антитезис выглядят одинаково хорошо аргументированными. Такого рода противоречия Кант называет антиномиями. У Канта исследуются четыре антиномии (противоречия) чистого разума. В них разум вступает в диалектическое противоречие с самим собой.

Первая антиномия

Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве.

Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве.

Вторая антиномия

Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей.

Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей.

Третья антиномия

Причинность согласно законам природы есть не единственная причинность, из которой могут быть выведены все явления в мире; для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причину.

Не существует никакой свободы, но все совершается в мире только по законам природы.

Четвертая антиномия

К миру принадлежит, или как часть его, или как его причина, безусловно необходимое существо.

Нет никакого абсолютно необходимого существа ни в мире, ни вне его как причина.

Итак, эти антиномии свидетельствуют о бессилии разума, о его неспособности постичь «вещи в себе», выйти за границы опыта.

Неверно считать, что Кант дискриминирует разум. При правильной дисциплине этот орган мышления может сослужить великую службу. Именно благодаря разуму теория переходит в практику, идеи регулируют не только наше познание, но и наше поведение. Из того, что человек никогда не будет поступать адекватно чистой идеи добродетели, вовсе не следует, будто она химера. Всякое суждение о моральном достоинстве возможно только при посредстве такой идеи.

Много внимания Кант уделял термину «вера». По Канту, существуют три вида веры. Прагматической он называет веру человека в свою правоту в том или ином единичном случае.

Веру в общие положения Кант называет доктринальной[6]. Сюда же Кант относит и учение о боге, и его бытии. Доктринальная вера содержит в себе все же нечто нетвердое: нередко затруднения, встречающиеся при размышлениях, отделяют нас от нее, хотя мы постоянно к ней возвращается.

Совершенно иной характер носит моральная вера, где вопрос об истинности суждений даже не встает, «эту веру ничего не может поколебать, так как были бы ниспровергнуты сами мои нравственные принципы, от которых я не могу отказаться, не став в собственных глазах достойным презрения». Верить в бога здесь означает не размышлять о его бытии, а просто быть добрым.

Итак, выдвинув тезис «знание выше веры», Кант снабжает его антитезисом-оговоркой «которую нельзя сопоставлять со знанием, которое реализуется в поведении».

«Критика чистого ума» завершается программой на будущее. Ни о каких новых «критиках» Кант не помышляет. Критическая работа завершена. Следующая работа по изложению позитивных начал метафизики.

Термин «метафизика» впоследствии сформулирует Гегель, он обозначит им заскорузлое мышление, делающее ошибочные мировоззренческие выводы из принципов формальной логики; живое философствование Гегель называет диалектикой. Для Канта дело обстоит совсем иначе: диалектика — это иллюзорная логика, метафизика — мировая мудрость. О метафизике Кант отзывается очень высоко. Это для него «завершение всей культуры разума человека», тот, кто разочаровался в метафизике рано или поздно вернется к ней.

Кант предрекает новое рождение метафизики по совершенно неизвестному до сих пор плану". На последних страницах «Критики чистого разума» находится план возрождения философии, который, увы, оригинальностью не отличается. По замыслу Канта, вся система метафизики должна состоять из четырех частей — онтологии, физиологии, космологии и теологии. Онтология — учение об общих принципах бытия; физиология — учение о природе, которая распадается на физику и психологию. Космология — наука о мире в целом; теология — о боге. Кант фактически не ответил на вопрос, заданный в начале «Критики», — как возможна метафизика в качестве науки. Своей трансцендентальной диалектикой он разрушил все догматические построения в этой сфере, но дальше декларирования необходимости новой научной философии не пошел.

Основу морального сознания по Канту составляет априорный принцип, требующий, чтобы нравственные нормы носили всеобщий и необходимый характер.

При выборе своего поведения человек должен руководствоваться не только субъективными мотивами, но и общечеловеческими правилами, являющимися для нею категорическим императивом[7].

Кант выдвинул три максимы:

  • 1) поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом;
  • 2) в своих поступках исходи из того, что человек является высшей ценностью, ею никогда нельзя использовать только как средство;
  • 3) все поступки должны быть ориентированы на общее благо.

Для создания более полного представления о философии Канта рекомендую внимательно прочитать указанную литературу.

Во второй половине XVIII — начале XIX в. в Европе происходит ломка старых феодально-абсолютистских порядков и устанавливается капиталистический строй. Своеобразные географические условия Германии (отдаленность от мировых морских путей сообщения), экономические особенности, связанные с конкуренцией английского капитала, политическое положение (многочисленные войны, которые велись на территории Германии) — все это обусловило чрезвычайно медленное первоначальное накопление капитала и тем ослабило прогрессивное значение и экономическую мощь торгового капитала в феодальной Германии. В то же время средневековый строй ремесленного производства сохранил свои особенности вплоть до середины XIX в. Это был специфический прусский путь развития капитализма, при котором интересы буржуазии переплелись с интересами дворянства и подчинялись им. В этом состояла основная причина политической слабости немецкой буржуазии, которая чуралась революционных средств борьбы, реформистский приспосабливалась к условиям крепостнических производственных отношений. Слабость немецкой буржуазии, ее экономическая и политическая зависимость определила то, что ее лучшие идеологи, воодушевленные идеями французской революции, бежали от жалкой немецкой действительности в область умозрения, в сферу чисто мыслительной деятельности. Немцы размышляли о том, что другие народы делали на практике. Обострение противоречий Феодализма и подъем движения крестьян, ремесленников и городской бедноты явились предпосылкой того, что разразившаяся во Франции в 1789 г. буржуазная революция оказала огромное влияние на немецкое освободительное движение, вызвала энтузиазм среди лучших представителей интеллигенции.

Подумайте, можно ли считать неслучайным тот факт, что вся немецкая философия, литература и искусство того времена являлись в какой-то степени идеологическим отражением этой революции? Можно ли сказать, что подобно тому, как и во Франции в XVIII в., в Германии в XIX в. философская революция предшествовала политическому перевороту? Анализируя рекомендованную литературу, подберите дополнительный материал, свидетельствующий об исторической обусловленности возникновения немецкой классической философии.

  • [1] Антропология (от греч. anthropos — человек и logos — слово) — философскийвзгляд на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы.
  • [2] Предисловие к книге И. Канта «Критика чистого разума» начинается так: «На долючеловеческого разума выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых онне может уклониться, так как они навязаны ему его собственной природой: но в то жевремя он не может ответить на них. так как они превосходят его возможности. В такоезатруднение разум попадает не по своей вине. Он начинает с основоположений, выведенных из опыта, но, поднимаясь к вершинам познания, вскоре замечает, что перед нимвозникают все новые и новые вопросы, ответ на которые он не может дать. И разумвынужден прибегнуть к новым основоположениям, которые, хотя и кажутся очевидными, но выходят за пределы опыта. И тут его подстерегают противоречия, которыесвидетельствуют о том, что где-то в самой основе скрыты ошибки, обнаружить «которыеопытным путем невозможно».
  • [3] Априорный — до опытный, изначальный.
  • [4] Апостериорный — после опыта, наблюдений.
  • [5] Трансцендентальное — находящееся за пределами пространства и времени, потустороннее. Чистое, неизменное сознание, не дающее возможности познания опытнымпутем.
  • [6] Доктринальный (от слова «доктрина» — от лат. doktrina — учение, теория, система, принцип) — слепо следующий доктрине. Например, Кант готов держать парина все свое имущество, что хотя бы на одной из видимых нами планет есть обитатели. Это пример доктринальной веры.
  • [7] Категорический императив — категорическое, повеление, безусловное предписание.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой