Нордическая идея на службе нацистского европеизма
Ради укрепления Севера — фундамента европейского континента — необходимо забыть распри между державамипобедительиицами и побежденными в Первой мировой войне. Нордически-немецкое обновление Европы, да и всего мира должно начаться, по Розенбергу, с образования системы родственных в расовом отношении государств, находящихся в симбиозе, жизненные пространства которых органически расчленены… Читать ещё >
Нордическая идея на службе нацистского европеизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Отвечая на вопросы шведского журналиста Сванстрёма 2 июня 1939 г., Розенберг заявил, что термин «нордическая идея» употребляется национал-социалистами в двояком смысле. Во-первых, как выражение «биологически-культурного союза», который объединяет народы, живущие у Северного и Балтийского морей, и определяет главные черты их характера независимо от особенностей политического развития в этом пространстве. Здесь существует некое «биологическое родство». Во-вторых, в смысле «непосредственной социальной, экономической и культурной общности судьбы» нордических народов143. Нордическая идея была для Розенберга неотделима от европейской идеи нацизма. В том же интервью он вдруг заговорил о необходимости переустройства внутриевропейской торговли ради приближения того времени, когда «Европа снова начнет вспоминать о самой себе и своих собственных нуждах». Одновременно это будет означать осуществление нордической идеи: «Такой (торговый) обмен… движимый идеей жизненно необходимого всеобщего сотрудничества, представляется нам тем, что мы в этом отношении понимаем под нордической общностью души и нордической идеей»144.
В мировоззренческом плане нордическую идею нацистские теоретики противопоставляли идеям буржуазно-либерального толка и религиозно-универсальной идее Ватикана145.
По словам Т. фон Троты, сущность нордической идеи заключалась в расовом возрождении Германии, формировании человека нового типа, который обеспечит рейх}' подобающее ему место в мире, создании «германского мировоззрения», «общего мировоззрения для всего германского мира», основанного на идеале крови, почвы и чести146. Поскольку под «всем германским миром» в данном случае подразумевались, кроме Германии, скандинавские и прибалтийские государства, Англия, Голландия и некоторые другие страны, речь, таким образом, шла о распространении в этом громадном регионе идеологии национал-социализма в качестве предпосылки реализации нордической, а тем самым и европейской идеи.
Исходные положения нордической идеи содержатся в гитлеровской «Майн кампф». В отдаленном будущем, писал нацистский фюрер, перед людьми встанут такие проблемы, которые в состоянии решить только высшая раса, народ господ, «опираясь на средства и возможности всего земного шара»147. Нордическая идея Гитлера получила развитие в трудах Розенберга, который разрабатывал как мировоззренческий, так и политический ее аспекты. Розенберг пытался убедить всех, что расположенная на Севере «деятельная субстанция» нордической расы положила начало европейской и мировой цивилизации, поэтому консолидация нордических пародов па принципах национал-социализма есть важнейшее условие и составной элемент возрождения Европы. Тот, кто заботится о европейской культуре, должен стремиться к образованию «единого фронта нордической судьбы». В противном случае неизмеримо возрастет опасность большевизма, а в перспективе дело может дойти до уничтожения Европы148.
Для сохранения нордической Европы, полагал идеолог национал-социализма, необходимо в первую очередь «воскресить, упрочить нордические силы Европы, то есть Германию, Скандинавию с Финляндией и Англию»149.
Ради укрепления Севера — фундамента европейского континента — необходимо забыть распри между державамипобедительиицами и побежденными в Первой мировой войне. Нордически-немецкое обновление Европы, да и всего мира должно начаться, по Розенбергу, с образования системы родственных в расовом отношении государств, находящихся в симбиозе, жизненные пространства которых органически расчленены в соответствии с принципами «пространственной» внешней политики. «Новая Европа» представлялась автору «Мифа XX столетия» следующим образом: «Лозунг будущего — нордическая Европа с немецкой центральной Европой, Германией как расовым и национальным государством в качестве центральной державы континента, обеспечивающей Юг и Юго-Восток; со скандинавскими государствами (вместе с Финляндией) как вторым союзом для обеспечения Северо-Востока; и с Великобританией для обеспечения Запада и заокеанских территорий там, где это необходимо в интересах нордического человека»130. Как видим, фашистская Италия здесь вообще нс упоминается, зато Англия предстает важнейшим союзником Третьего рейха. Правда, в конце книги Розенберг все же упоминает о «средиземноморском союзе под руководством Италии», но ставит его на четвертое (!) место в перечне пяти великих жизненных пространств мира131.
Расово-экономическое обоснование нордической идеи дано в статьях В. Дайца. Он исходил из того, что в результате образования великих жизненных пространств за океаном торгово-политические интересы западно-европейских государств неизбежно обращаются на Восток, а это повышает значение Балтийского моря, Скандинавии, Прибалтики. При таких обстоятельствах Балтийское море превращается «в один из важнейших узловых центров международных сношений»152. Вот почему Дайц призывал вовлечь этот регион в сферу влияния рейха, тем более, что только покорение Балтийского моря откроет Германии ворота на Восток для завоевания «свободы и жизненного пространства»153. По предположениям Дайца, германское господство на Балтике вынудит Великобританию и США (последним Япония мешает подобраться к Сибири со стороны Тихого океана) заключить с Германией равноправный союз. Когда произойдет «крушение большевизма», «колоссальные территории Северной Азии» станут доступными «нордической расе и тем самым германским и североамериканским народам господ»154. Дайц, следовательно, включал в нордическую Европу «русскую Сибирь» и Северную Азию, то есть области, простирающиеся почти до берегов Тихого океана. Любопытно, что идея совместной эксплуатации СССР нордическими народами под руководством Германии появилась у Дайца еще до прихода нацистов к власти155. Позже эта мысль стала интегральной частью розенберговского варианта национал-социалистического европеизма.
Пропаганда нордической идеи в политических целях являлась одной из важнейших задач внешнеполитического бюро НСДАП. От руководителя сектора «Север» Т. фон Трогы Розенберг требовал всеми силами способствовать завоеванию скандинавских государств на сторону Германии и уж во всяком случае мешать их присоединению к враждебному Германии лагерю. Главным орудием Траты, да и всего бюро в этом отношении было так называемое Нордическое общество. Основанное еще в 1921 г. экономическими и политическими кругами Любека, Нордическое общество вплоть до установления национал-социалистического режима играло незначительную роль. Оно занималось главным образом поощрением торговли между Германией и скандинавскими странами, но не чуралось и пропаганды «общности судьбы». Под эгидой общества в 1920;е гг. в Любеке состоялись «Нордическая неделя», международная встреча студентов, съезд писателей Севера и т. д.156 Однако в 1933 г. положение Нордического общества изменилось самым кардинальным образом, что было связано с начавшимся процессом нацификации общественно-политической жизни Третьего рейха.
Сейчас трудно восстановить полную картину реорганизации Нордического общества, в результате которой оно превратилось в едва замаскированный филиал внешнеполитического бюро НСДАП. По всей вероятности, импульс в этом направлении исходил от обеих сторон. Сохранились анонимные «Предложения для будущей работы», подготовленные в розенберговском бюро и имевшие непосредственное отношение к реорганизации. В них говорилось, что для восстановления германского влияния в скандинавских странах необходимо, во-первых, избегать любой деятельности, которая могла бы восприниматься там как «форсированная пропаганда», и, во-вторых, согласовывать скандинавскую политику всех государственных, партийных и прочих организаций рейха. «По этой причине, — заключил автор документа, — предлагается „замаскировать“ и в то же время объединить всю германо-скандинавскую работу ближайшего будущего посредством подключения совершенно нейтрального и авторитетного в Скандинавии Нордического общества»157.
Со своей стороны, руководители Нордического общества также пришли к заключению о необходимости встать под покровительство внешнеполитического бюро НСДАП. Видимо, определенную роль в этом сыграл В. Дайц, который именно в апреле 1933 г. был назначен полномочным представителем ганзейского города Любека в Берлине; отныне он носил громкий титул посланника. 31 мая состоялась встреча управляющего общества Э. Тима с Т. фон Тротой, в ходе которой была достигнута принципиальная договоренность об унификации Нордического общества158. На пост его президента Трота предложил своего учителя — теоретика расизма профессора Йенского университета Г. Ф. К. Гюнтера. Однако кандидатура профессора была отклонена иод тем предлогом, что это сразу раскрыло бы подлинные замыслы Розенберга в отношении скандинавских стран. На высокий пост предлагались также Дайц и другие лица159. В конечном счете остановились на кандидатуре имперского наместника Мекленбурга нацистского гаулейтера Ф. Хильдебрандта, которая не вызывала возражений ни с одной стороны. Он и стал первым президентом унифицированного Нордического общества.
Реорганизация общества заняла несколько месяцев. Сначала подготовили новый устав, в соответствии с которым оно переходило под попечительство внешнеполитического бюро. С этого времени его деятельность определялась самим Розенбергом. 6 июня 1933 г. фон Трота в письме Гюнтеру с ликованием сообщал: «Теперь мы можем делать с Нордическим обществом все что хотим»160. Имперскому министру сельского хозяйства Дарре он писал: «Внешне Нордическое общество преследует в первую очередь, естественно, экономические и культурные цели. Однако происходящая ныне унификация протекает так, что в известной мере „под этим покровом“ Нордическим обществом должны преследоваться внешнеполитические и расовые цели»161. Действительно, с самого начала предполагалось, что общество будет заниматься решением не только внутринемецких, но и общеевропейских задач. Пропагандой нордической идеи оно должно было ослабить «внешнеполитическую опасность антисемитского движения в Германии»162 в первые месяцы гитлеровской диктатуры. «Нордическая идея, — подчеркивал Трота, — не ограничена Германией, она является проблемой европейского масштаба. Поэтому деятельность в сфере нордической идеи… следует рассматривать не только под внутринемецким углом зрения»163. В качестве первой задачи «европейского масштаба» Розенберг называл создание необходимых условий для организации политического блока государств, расположенных у берегов Балтийского моря, который играл бы роль связующего звена между нацистским рейхом и Великобританией.
В результате перехода Нордического общества под начало внешнеполитического бюро НС ДАН оно превратилось в «одну из решающих посреднических организаций в области германо-скандинавских отношений… Почти все отношения между Германией и Скандинавскими государствами (кроме отношений по линии МИД. — В. Б.), — отмечал Розенберг, — развиваются ныне через Нордическое общество»164. Правда, и здесь руководитель внешнеполитического бюро испытывал конкуренцию со стороны гсббсльсовского министерства пропаганды и министерства иностранных дел. С целью противодействия Нордическому обществу министерством информации и пропаганды было образовано так называемое Ведомство связи с Севером. Соперничество Геббельса и Розенберга привело даже к отставке Хильдебрандта в сентябре 1934 г. Новым президентом общества был назначен гаулейтер Шлезвиг-Гольштейна Г. Лозе163. Тем не менее, благодаря своей пропагандистской и внешнеполитической деятельности Нордическое общество сумело завоевать определенный авторитет в нацистской империи. Почетными членами его руководства в 1930;е гг. являлись министр внутренних дел Германии В. Фрик, рейхефюрер СС Г. Гиммлер, министр сельского хозяйства В. Дарре, начальник штаба СА В. Лутце, рейхслейтер НСДАП по оргвопросам и фюрер Немецкого трудового фронта Р. Лей, вождь гитлеровской молодежи Б. фон Ширах, министр иностранных дел (с февраля 1938 г.) И. фон Риббентроп, имперский руководитель спорта Г. фон Чаммер упд Остен и другие высокие функционеры Третьего рейха.
Своими отделениями (конторами) Нордическое общество опутало всю Германию. После аншлюса Австрии и Мюнхенского соглашения появились новые конторы в Остмаркс и Судетской области; последнюю возглавил К. Генлейн. Местные конторы занимались распространением идей расизма, «нового европейского порядка», превосходства немцев над другими народами. Как правило, их возглавляли гаулейтеры166. Наряду с местными отделениями существовала центральная имперская контора, в которой имелись отделы прессы и экономики. Отдел прессы издавал журналы «Дер Норден» и «Дирасе». Их редактировали профессор Г. Ф. К. Гюнтер, сенатор фон Хоф и некто Л. Ф. Каус. Экономический отдел публиковал ежегодники «Экономика стран Севера» и выпускал специальный бюллетень, пользовавшийся значительным влиянием среди германских монополий167. Ежегодно Нордическое общество проводило свой имперский съезд в Любеке, на который приглашались видные деятели нацистской партии и государства, науки и культуры, литературы и искусства; не забывались и спонсоры — представители немецких фирм и компаний Любека и всей Германии. Присутствовали многочисленные гости из скандинавских государств, а также Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, Англии, Голландии, Ирландии, Бельгии, а иногда и Франции. Для камуфлирования подлинных целей Нордического общества приглашенные из-за рубежа не всегда представляли крайне правые группировки своих стран либо симпатизировали национал-социалистическому мировоззрению, многие из них вообще нс примыкали ни к каким идеологическим течениям. Съезды Нордического общества сопровождались массовыми митингами, манифестациями, концертами, выступлениями писателей и поэтов, красочными вернисажами.
За всей этой мишурой скрывались коварные расчеты внешнеполитического бюро НСДАП. Мероприятия съезда подчинялись одной заранее подготовленной и строго определенной теме, например, «Нордическая общность души», «Нордическая и европейская идея» и т. д. Кульминацией имперских съездов Нордического общества всегда были выступления Розенберга. Съезды общества являлись своеобразной всегерманской и даже международной трибуной, с которой лился мутный поток расистских идей, сыгравших важную роль в формировании запрограммированного на агрессию германского «сверхчеловека». После таких съездов немецкие бюргеры легче воспринимали идеи о «нордических народах господ», мысли о необходимости противопоставить «нордическую волну крепнущей славянской волне»168, о том, что немецкая культура коренится не только па Севере, но и на Востоке169. Одновременно имперские съезды Нордического общества являлись боевым смотром сил кадрового состава, на который мог положиться Розенберг. Самос поразительное заключалось в том, что после своего назначения рейхсминистром оккупированных восточных областей в 1941 г. Розенберг укомплектовал штат так называемого рейхскомиссариата Остланд (Прибалтика) руководящим составом Нордического общества. Пост рейхскомисара Остланда получил президент общества Г. Лозе.
Таким образом, Нордическое общество с его богатыми пропагандистскими возможностями и обширными международными связями играло немалую роль в европейской политике внешнеполитического бюро НСДАП и использовалось для распространения розенберговского варианта нацистского европеизма.