Лекция XI ЗАКАЗНОЕ УБИЙСТВО В БОГОЛЮБОВЕ
Однако перспективы нескончаемой и бесплодной войны за стольный град и сама власть киевская уже не прельщала Андрея, он стремился к иному. Именно Андрею Юрьевичу летописцы припишут первенство в осуществлении могучего поворота в процессе становления автократии, что в переводе с греческого — самовластие. Коренной перелом потребовал крутых преобразований в отношении к властвованию, одним из первых… Читать ещё >
Лекция XI ЗАКАЗНОЕ УБИЙСТВО В БОГОЛЮБОВЕ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Не погром ли ведая Батыев —.
Степь в огне и разоренье сел —.
Ты, покинув обреченный Киев, Унесла великокняжий стол.
И ушла с Андреем в Боголюбов, В прель и глушь Владимирских лесов, В тесный мир сухих сосновых срубов, Под намет шатровых куполов.
М. Волошин
Что отличает человека, добившегося власти, все равно какой, пусть даже малой власти над людьми, от всех остальных, простых смертных? Чувство превосходства? Скорее и чаще — полное и безысходное одиночество, ибо все связи разорваны, не осталось ни закадычных друзей, ни даже приятелей, и только враждебное окружение, желающее одного — свергнуть, лишить власти, уничтожить и поглумиться. Безотносительно к тому или иному столетию заказные убийства всегда применялись в политике — это одно из неминуемых следствий отвратительной власти. История самовластия на Руси начиналась с заказного убийства, более похожего на расправу. Начнем с того, что 15 мая 1157 г. захворав сразу после обильной трапезы у киевского боярина Петрилы, промучившись пять дней, скончался шестой сын князя Владимира Мономаха, князь Владимиро-Суздальский Георгий, Юрий. Вероятно, его отравили. Прозвание Долгорукий ему дали за неистребимое стремление к захвату земель. Столичные жители не любили Юрия: узнав о его кончине, киевляне разграбили дворец и дом его за Днепром, а также дом сына его Василька, пограбили имущество суздальских бояр и многих из них убили. На Руси остались править его многочисленные отпрыски, ведь от двух жен Георгий имел одиннадцать сыновей и двух дочерей1.
Внук хана Аепы
Второй сын князя Юрия от дочери половецкого хана Аепы, Андрей, по словам летописца, не был «величав на ратный чин», сам в гуще сражений став доблестным воином, одновременно удалой, хитрый и осмотрительный. Андрей родился около 1111 г., до 35 лет проживал в Ростовско-Суздальской области, дома его звали Китаем (Китаном).
Знатный суздальский боярин Стефан Кучко по традиционному праву владел землями по берегам реки Москвы. Согласно поздней легенде, проезжавший по этим владениям князь Юрий Долгорукий возмутился непокорностью боярина и приказал его убить. Юрий присвоил села и деревни убитого и в том числе город, который долго назывался Кучковым, и лишь потом стал именоваться Москвой. На дочери Кучки, Улите, женил сына своего Андрея около ИЗО г. Князь Андрей отлично разбирался в хитросплетениях междоусобной войны за Киев Юрия Долгорукого с его племянником, Изяславом Мстиславовичем, в которой приняли участие почти все русские князья. В 1146 г. Андрей вступил в усобицу против союзника Изяслава, Ростислава рязанского, изгнав из его стольного града. Победив Изяслава в 1149 г., Юрий занял Киев и дал Андрею Вышгород. Андрей едва не погиб при осаде Луцка во время похода Юрия в Волынскую землю. Изгнав Юрия из Киевской земли, Изяслав в 1150 г. двинулся в Переяславль, где сидел Ростислав Юрьевич. Андрей подоспел на помощь брату, помешав неприятелю захватить Переяславль. В том же году Юрий вновь занял Киев, и Андрей получил от отца города, пограничные с Волынью: Туров, Пинск, Дорогобуж и Пересопницу.
Для примирения враждующих сторон Изяслав прислал к нему послов и просил его ввести «в любовь к отцу», однако Юрий отклонил предложения о мире. Призвав на помощь угров (венгров), Изяслав в третий раз занял Киев. Юрий с Андреем в 1151 г. вновь пошли войной на Изяслава. Юрий продолжал борьбу и совершил поход на Чернигов в союзе с князьями рязанскими, муромскими, северскими и половцами. Доблестный Андрей сам водил дружину на приступ Чернигова, однако не смог спасти поход от неудачи. В 1154 г. Юрий изгнал князя Ростислава из Мурома и отдал его Андрею. В том же году вместе с половецким войском Ростислав напал врасплох на Андрея, и тот «об одном сапоге» еле спасся бегством в Суздаль. Когда в 1155 г. Юрий окончательно утвердился в Киеве, Андрей вновь получил Вышгород.
Однако перспективы нескончаемой и бесплодной войны за стольный град и сама власть киевская уже не прельщала Андрея, он стремился к иному. Именно Андрею Юрьевичу летописцы припишут первенство в осуществлении могучего поворота в процессе становления автократии, что в переводе с греческого — самовластие. Коренной перелом потребовал крутых преобразований в отношении к властвованию, одним из первых Андрей пришел к мысли о единоличном правлении, опередив в этом многих других несгибаемых властителей, выступив против боярского, аристократического вмешательства в свои полномочия, а также против обычаев вечевого строя. Андрей утверждал самовластие, не желая ни с кем делить свою власть. И не делил. «…Изменилось и положение Суздальской области среди других областей Русской земли, и ее князь стал в небывалое к ней отношение. До сих пор князь, который достигал старшинства и садился на киевском столе, обыкновенно покидал свою прежнюю волость, передавая ее по очереди другому владельцу. Каждая княжеская волость была временным, очередным владением известного князя, оставаясь родовым, не личным достоянием. Андрей, став великим князем, не покинул своей Суздальской области, которая вследствие того утратила родовое значение, получив характер личного неотъемлемого достояния одного князя, и таким образом вышла из круга русских областей, владеемых по очереди старшинства», — писал В. О. Ключевский.