Этнополитические, религиозно-политические и экстремистские идеологии
Этнополитическая идеология имеет два варианта развития: либо двигаться в тупиковом направлении агрессивного национализма (Латвия, Эстония), либо развиваться на путях защиты права этнообщности на самобытный стиль жизни, признания этнообщности в федеративном государстве, в определенных случаях даже требования создания независимого национального государства (к примеру, этнополитическое движение… Читать ещё >
Этнополитические, религиозно-политические и экстремистские идеологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
К числу влиятельных политических идеологий современности относятся также этнополитические, религиозно-политические и различные экстремистские.
Этнополитические идеологии получили заметное распространение в последнее десятилетие не только среди развивающихся государств, но и в развитых странах (Великобритании, Испании, Бельгии). Особенно большой размах этнополитические идеологии и течения приобрели в таких странах, как СССР, Югославия, Чехословакия, в постсоветских республиках, что способствовало разрушению этих государств. Суть идеологии и течения состоит в стремлении народов, особенно малочисленных, добиться собственной государственности и тем самым создать благоприятные условия для сохранения своей самобытности, то есть языка, культуры, традиций. Этнополитическим идеологиям и течениям противостоит процесс мировой интеграции и интернационализации.
Этнополитическая идеология обосновывает свободу, политическое самоопределение этнообщности вплоть до требования политической независимости. Главным проявлением идеологически формируемого чувства национальной принадлежности участников этнополитического движения становится солидарность, поддержка требований этнолидеров и этнопартий. Подобная идеология широко распространена в обществах, где этнокультурным различиям придается особая значимость, вплоть до ее официальной регистрации государством и даже построения государственности на этнической основе. В последнем случае это отчетливо проявляется в Латвии и Эстонии, где государственное строительство осуществляется на принципах агрессивного национализма. Особую разновидность этнополитической идеологии представляет сионизм с его идеей переселения всех евреев на «землю обетованную» (государство Израиль). Как всякий агрессивный национализм, сионизм включает презрение и ненависть к другим народам. Идеология сионизма базируется на мифе о «богоизбранности» евреев и некоторых догматах иудаизма. Сионизм интегрировал идеи «национальной чистоты», «жизненного пространства», «двойного гражданства» (преданности и службы израильскому «отечеству» граждан иных государств)". В зависимости от обстоятельств сионизм инициирует применение военной силы для подавления «интифады» («войны камней») на оккупированных землях Палестины, милитаризацию всей жизни (всеобщая воинская служба для всех мужчин и женщин), оккупацию захваченных палестинских земель, национальную вражду между арабами и евреями. Сионизм, как агрессивный национализм, не разрешает, а обостряет национальный вопрос[9, с. 353].
Этнополитическая идеология имеет два варианта развития: либо двигаться в тупиковом направлении агрессивного национализма (Латвия, Эстония), либо развиваться на путях защиты права этнообщности на самобытный стиль жизни, признания этнообщности в федеративном государстве, в определенных случаях даже требования создания независимого национального государства (к примеру, этнополитическое движение басков в Испании), международного сотрудничества и гарантий равенства гражданских и политических прав для представителей других наций.
Религиозно-политические идеологии, в отличие от вышеперечисленных, возникли очень давно. Этот вид идеологии опирается на религиозные догматы. Их главная их цель состоит не только в воздействии на власть, но и в установлении своей власти там, где возможно. В некоторых странах, в частности Ближнего Востока и Азии, религиозные течения утвердились во власти (Иран, Пакистан, Афганистан, Саудовская Аравия). Влияние религиозных идеологий возросло в ряде бывших советских республик, в Таджикистане, на Северном Кавказе, Чечне.
В основе любой религиозно-политической идеологии лежат представления о духовном единстве людей одной религии независимо от социальной, национальной, государственной принадлежности и о необходимости их политического объединения. Классическим примером такой религиозно-политической идеологии является панисламизм. Первоначально панисламизм представлял собой религиозно-политическое обоснование антиимпериалистической борьбы мусульманских народов за независимость, за освобождение от английского колониализма. Панисламизм опирается на некоторые особенности ислама. В исламе изначально провозглашалось безразличие к этническому или расовому происхождению верующего, государственность представлялась как религиозная общность, теоретически отрицалась необходимость духовенства как посредника между верующими и Богом. Учитывая многообразие исторических, социально-экономических и политических условий в странах, где исповедуется ислам, панисламизм играл не только позитивную роль в деле освобождения мусульманских народов от иноземного господства, но и использовался реакционными силами для упрочения своего влияния в самих мусульманских странах. Например, по мере усиления реакционных тенденций в деятельности младотурок после победы младотурецкой революции 1908 года, панисламизм использовался для обоснования правомерности турецкого господства над другими народами. В настоящее время идеология панисламизма несколько видоизменилась. Она сводится главным образом к исламской солидарности, к созданию международных мусульманских организаций, способных противостоять диктату реакционных кругов США. К религиозно-политической идеологии следует отнести и теологию освобождения — леворадикальное направление католической теологии, зародившееся в странах Латинской Америки в конце 60-х годов XX века и представляющее собой не только теологическое и философское учение, но и широкое социально-политическое движение. На возникновение теологии освобождения большое влияние оказала Вторая конференция СЕЛАМ — Латиноамериканского епископального совета, которая состоялась в 1968 г. в г. Медельин (Колумбия). Заметное влияние на социально-политические взгляды латиноамериканских теологов оказала марксистская критика капитализма, учение о классах и классовой борьбе, о революции, экономических и политических принципах ликвидации социального гнета. Крупнейшими идеологами теологии освобождения стали: бразильский профессор Леонардо Бофф, южно-африканский епископ Дезмонд Туту, Хуан Сканноне (Мексика), Хуан Луис Сегундо (Уругвай), Густаво Гутьеррес (Перу). Ориентированная на освободительную практику народа, на глубокое и достоверное познание социальной действительности теология освобождения тем не менее подчеркивает, что Библия остается единственным высшим источником христианской истины. Религия освобождения, по мнению теологов, должна выполнять иную роль, чем ту, которую она выполняет в развитых странах.
Экстремистские идеологии — неофашизм, экстремистский терроризм. Их цель состоит в дестабилизации политической власти, ее захвате и достижении личных целей.
Экстремизм — от латинского extremus — крайний. Означает приверженность в политике и идеях к крайним взглядам и действиям. Экстремизм порождают различные факторы: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, ослабление государственной власти, рост антисоциальных проявлений, деградация нравственных отношений, появление чувства национального унижения. В идеологическом аспекте экстремизм использует демагогические приемы, апеллирует к низменным чувствам человека, сознательно провоцирует беспорядки, спекулирует на противопоставлении гражданского общества и государства, прав и обязанностей, свободы и ответственности человека. Экстремизм делится на «левый» и «правый». «Левые» экстремисты обычно апеллируют к идеям марксизма и другим левым взглядам, объявляя себя «истинными» выразителями интересов трудящихся, последовательными борцами «за дело пролетариата». Социализм они критикуют за бюрократизацию, забвение принципов «классовой борьбы». Примерами «левого» экстремизма являются «Красные бригады» в Италии, «Фракция Красной Армии» в Германии, троцкизм. «Правые» экстремисты выступают с позиций антикоммунизма и антидемократизма. Они являются приверженцами феодально-консервативных ценностей, крайнего национализма и клерикализма. «Правые» экстремисты объединены в международные организации — «Европейский новый порядок», «Правые силы Европы», «Черный Интернационал». К особой форме «правого» экстремизма следует отнести неолиберализм, который базируется на доведении до крайности принципов либерализма: индивидуализма, конкуренции, частной собственности. На это указывал один из виднейших либералов Джордж Сорос. «В моей новой формулировке Открытое общество не находится в оппозиции к Закрытому обществу, а занимает ненадежное промежуточное положение, в котором ему угрожают со всех сторон универсальные идеи, доведенные до логического завершения, это — все виды экстремизма, включая рыночный фундаментализм» [9, с. 353].
Вот почему неолиберализм «можно определить как идеологию социального неравенства людей, наживы и индивидуализма».