Средневековая форма философствования
Содержание основных направлений и проблем средневековой философии, иметь представление о своеобразии ее исторического наследия; Показать связь истории средневековой мысли с общей перспективой развития европейской культуры и философии; Понимать значение главных учений и их роль в становлении базовых смыслов европейского философствования; Основным понятийным аппаратом, выработанным в истории… Читать ещё >
Средневековая форма философствования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате освоения учебного материала главы студент будет должен:
знать
• содержание основных направлений и проблем средневековой философии, иметь представление о своеобразии ее исторического наследия;
уметь
- • показать связь истории средневековой мысли с общей перспективой развития европейской культуры и философии;
- • понимать значение главных учений и их роль в становлении базовых смыслов европейского философствования;
владеть
• основным понятийным аппаратом, выработанным в истории средневековой философии.
Основные этапы истории средневековой мысли
Первый период истории средневековой мысли — апологетика (от греч. апология — «оправдание») — относится ко II—III вв. н.э. Он был обусловлен стремлением ранних христианских мыслителей в буквальном смысле «оправдать», то есть защитить и разъяснить, свое вероучение перед лицом римлян. Наиболее яркие представители этого этапа — Иустин Философ, Климент Александрийский, Татиан, Тертуллиан, Ориген. Они поставили важные проблемы интерпретации библейских текстов, понимания человеческой истории и развития Вселенной, отношения к античной философской традиции. Их сочинения являли собой первые опыты формирования целостного христианского мировоззрения. Однако завершенная система принципов христианства складывается только в рамках следующего этапа средневековой мысли — патристики (от греч. патер — «отец»). Это была эпоха так называемых Отцов Церкви. К ним относят Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина (на православном Востоке), Илария Пиктавийского, Иеронима Стридонского, Амвросия Медиоланского, Аврелия Августина, Северина Боэция (на латинском Западе). Хронологически данный период охватывает IV—VIII вв. Именно в это время оформляется официальная доктрина христианства и разрешаются многие сложные споры, развернувшиеся вокруг богословских проблем. Третий этап в истории средневекового философствования — схоластика (от греч. схоластикос — «школьный», «ученый») — относится исключительно к западноевропейской традиции. Он был связан с развитием городских школ и университетского образования в XI—XIV вв. Главные представители: Петр Абеляр, Альберт Великий, Фома Аквинский, Сигер Брабантский, Дунс Скот, Уильям Оккам. Эти мыслители стремились систематизировать христианское богословие, используя античное философское наследие, прежде всего, учение Аристотеля.