Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Креативный потенциал: потребность и роль в современном менеджменте

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет, по-видимому, возрастать. Это закономерная тенденция развития менеджмента. Почему? Сегодня в менеджменте, как правило, нет простых решений, усложняются условия управления, усложняется человек в своих социально-психологических характеристиках. Невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально… Читать ещё >

Креативный потенциал: потребность и роль в современном менеджменте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие «потенциал» очень широко используется в характеристике деятельности человека. Оно означает возможности использования различных ресурсов в их совокупности и системной связи. Это ресурсы знаний, информации, опыта, времени, технических средств и др. Понятие «потенциал» включает и запасы экономических, в том числе финансовых ресурсов, социальных (ресурс доверия, уважение и поддержка), организационных (проверенный опыт.

Креативный потенциал менеджмента (возможности реализации креативных ресурсов).

Схема 12.1. Креативный потенциал менеджмента (возможности реализации креативных ресурсов).

определенных типов организации). Интеллектуально-творческие способности человека также являются ресурсом его успешной деятельности. А возможность использования этого ресурса отражает понятие «креативный потенциал» .

? Полемическое суждение

Потенциал и ресурс можно рассматривать как тождественные понятия. Между ними нет существенного различия. Зачем нагромождать понятия в объяснении простых явлений использования ресурсов?

! Ответное суждение

Есть смысл различения понятий «потенциал» и «ресурсы». Не всегда существуют возможности использования имеющихся ресурсов. Вам подарили машину, но вы не умеете водить, не имеете водительских прав. Ресурсы передвижения есть, а потенциал в этом виде ваших действий нулевой. Потенциал характеризует возможности совокупного использования различных ресурсов. А это зависит от их структуры, от ваших умений и образования, опыта, системы организации деятельности. Потенциал — это не только запас ресурсов, но и ваше отношение к ним.

Креативный потенциал (состав, структура, величина и возможность использования) присущ не только отдельной личности, но и коллективу в целом. Он характеризует интегральный интеллект и атмосферу творчества, исследовательский подход к решению проблем (схема 12.1).

Креативный потенциал менеджмента переходит на всю организацию в целом. И благодаря этому она развивается.

Исследования в практике менеджмента

Современный менеджмент, отражающий особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует динамичности и перспективности менеджмента, росту его креативного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления.

Исследование — это вид деятельности человека, состоящий:

  • • в распознавании проблем и ситуаций;
  • • определении их происхождения;
  • • выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;
  • • установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;
  • • нахождении путей, средств и возможностей использовании новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Эти признаки исследования находятся в некотором соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и конкретные цели, и задачи деятельности.

Исследование — э го вид деятельности более богатого содержания, чем анализ, проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей и многое другое. Исследование включает в себя, безусловно, и анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.

Выборочные исследования показали, что в нашей стране генеральный директор объединения принимает в течение пяти лет в среднем 10−12% решений, связанных с инновациями, в то время как менеджер примерно такого же уровня в Японии — более 50%. Почему это происходит? Какую роль здесь играет исследовательский подход? Что является стимулом и условием креативного менеджмента? Все это вопросы, над которыми очень полезно задуматься.

В процессах развития менеджмента возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на его содержании. Сегодня одной из основных функций менеджмента становится функция исследования. Она является следствием возрастающей динамичности и диверсификации менеджмента, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессионализма в менеджменте.

В современном менеджменте исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени или усилий менеджера. Если он имеет успех, ему надо понимать, почему он его достигает, как можно его закрепить. Если его решения неудачны, надо видеть истинные причины этой неудачи. Ему необходимо понимать это и видеть не только интуитивно, но обоснованно, посредством методологического аппарата исследования.

В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет, по-видимому, возрастать. Это закономерная тенденция развития менеджмента. Почему? Сегодня в менеджменте, как правило, нет простых решений, усложняются условия управления, усложняется человек в своих социально-психологических характеристиках. Невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из возрастающего разнообразия и количества их вариантов.

Организация находится в постоянном развитии. Ее развитие — это множество проблем, которые следуют одна за другой, которые надо решать своевременно. Многие ситуации и проблемы возникают неожиданно, проявляются остро и не дают времени на обдумывание. Несвоевременное их решение или не решение вообще грозит кризисом, а может быть, даже и катастрофой. Своевременность решения проблем — одна из задач креативного менеджмента.

В современном менеджмент все большую роль играет предвидение, прогнозирование. Сегодня прогнозировать на основании только интуиции или простой экстраполяции на будущее текущих событий просто немыслимо. Таково время, таковы общие тенденции развития экономики. Снова мы приходим к мысли о пользе и необходимости исследования как функции менеджмента для прогнозирования кризисов, внезапных изменений, для готовности к парадоксам будущего, для оценки шансов успеха, который надо не упустить, увидеть, оценить, реализовать. Увидеть будущее можно, лишь опираясь на хорошее видение и глубокое понимание всех тенденций настоящего, малых и больших. Удачное и надежное прогнозирование не может быть без исследования. Исследование управления делает само управление исследовательским, а следовательно, и эффективным, устойчивым, жизнеспособным, адаптированным к любым изменениям.

Исследование — это не только функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всей системы менеджмента, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы).

? Полемическое суждение

Не подменяем ли мы понятие «инновационный менеджмент» понятием «креативный менеджмент»? Ведь и то и другое опирается на необходимость исследования и творческого подхода.

! Ответное суждение

Конечно, эти два понятия очень близки. Однако нет между ними абсолютного тождества. Инновации не всегда опираются на исследования, прогнозирование. Они могут вводиться на основе использования опыта, иногда здравого смысла. Креативный менеджмент опирается на исследовательский подход, изучение тенденций, творческую деятельность, поиск принципиально новых новаций, иногда даже на отрицание общепринятого и общепризнанного опыта. Лучший вариант менеджмента — это соединение инновационного и креативного подходов.

В деятельности менеджера исследования означают научность управления и искусство, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия «исследование» .

Менеджмент должен быть не только креативным, исследовательским сам по себе, но и испытывать влияние исследовательского подхода во всех рационализациях, модернизациях и совершенствовании. Иными словами, надо исследовать не только процессы объекта управления, но и процессы функционирования и развития самого менеджмента. Здесь есть специфика как в отношении характера исследуемых проблем, так и методов их изучения да и использования результатов.

В исследовании менеджмента предметом изучения могут быть организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных технологий и т. д. Могут быть комбинации различных проблем. Выбрать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как собственное, так и персонала является большим искусством управления.

Современный менеджер не должен быть научным работником в полном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности менеджмента.

Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.).

Формула современного управления: «управлять, совершенствуя и совершенствуясь». Только исследование управления поможет реализовать эту формулу.

Исследование управления отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления. Не может быть профессионализма без творчества, нс может быть творчества без исследования, не может быть исследования без освоения сто приемов, методов, подходов.

В современном менеджменте исследования являются главным фактором успеха, повышения эффективности управления.

Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать.

Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой