Введение.
Развитие средневекового города в XII–XIII вв.
Германские города оставили достаточно богатое документальное наследие: именно в XII и в первой половине XIII века было составлено много записей городских вольностей, прав горожан, ограничивавших их обязанности по отношению к сеньору /2/. Само обилие этих источников свидетельствует об интенсивности градо-образования и о значительной социальной активности формирующегося сословия средневековых… Читать ещё >
Введение. Развитие средневекового города в XII–XIII вв. (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
История средневекового города составляет важнейший раздел медиевистики. Без ее серьезного изучения невозможно правильно понять основные закономерности развития феодального общества в целом; мало того, без осмысления городского развития нельзя выяснить предпосылки возникновения капиталистического уклада в недрах феодальной цивилизации.
Хронологические рамки дипломной работы охватывают период XII и первую половину XIII в. Объясняется это тем, что актовый материал, отразивший деловую и социальную жизнь западноевропейского города, стал множиться только со второй половины XIII века; не раньше этого времени возникают и первые городские хроники. Уставы городских цеховых корпораций стали фиксироваться тоже в лучшем случае с конца XIII в., основная масса их приходится на XIV и XV века.
Между тем, для выяснения роли города в развитии феодального общества очень важен ранний этап городской жизни, когда процесс складывания поселений недеревенского, ремесленно-торгового типа делал первые шаги и когда эти поселения самим фактом своего существования и борьбой с сеньорами-землевладельцами заставляли последних идти на уступки и оформлять эти уступки специальными грамотами. Поэтому в первом параграфе первой главы мы очень кратко затрагиваем и этот вопрос, сознавая, что он требует самостоятельного изучения.
Цель нашей работы — на основе анализа юридических источников и имеющейся специальной литературы разобраться и постараться раскрыть те противоречия и то противоборство социальных сил, которыми двигалось развитие средневекового города в XII — начале XIII в.
Методолгической основой дипломной работы явился один из основных принципов исторической науки — принцип историзма и объективизма; применялся метод сравнительно-исторического анализа имеющихся данных.
Многое и в экономической, и в социальной истории средневекового города все еще остается неясным и спорным. Для разрешения спорных проблем есть единственно верный путь: обратиться к источникам.
Особенно важный материал по истории раннего города содержат памятники городского права, однако именно эти памятники в хрестоматиях и практикумах по истории средних веков представлены крайне скупо. По немецкому городу, например, дается только «Первое право Страсбурга». Давно стал библиографической редкостью сборник «Средневековье в его памятниках» (Под ред. Д. Н. Егорова, М., 1913), содержащий не только Первое, но и Второе право Страсбурга, а кроме того, права Любека, Стендаля, Гамбурга, Магдебурга. Почти такая же редкость сборник «Средневековый город» (Под ред. В. Ф. Семенова, М. 1949), где напечатаны Первое право Страсбурга и Древнейшее городское право Трира в переводе Ю. А. Корхова.
Источниковую базу дипломной работы составили публикованные переводы городских, хартий XII — начала XIII века /2/; это, по, преимуществу, хартии городов средневековой Германии, а также Австрии и Швейцарии. Оригиналы хартий — на латинском языке. Первое право Страсбурга дается в переводе Ю. А. Корхова, Второе право Страсбурга — в переводе Д. Н. Егорова. Остальные хартии на русский язык переведены и опубликованы впервые.
Другим важным источником для написания дипломной работы явилась публикация в сборнике «Средние века» статутов 100 парижских цехов — «Книга ремесел"/1/, подготовленная к изданию Этьеном Буало. Однако материалы этого источника по истории парижских ремесел привлекались нами лишь частично, так как охватывают более поздний период средневековья — XIII — XIV вв.
Германские города оставили достаточно богатое документальное наследие: именно в XII и в первой половине XIII века было составлено много записей городских вольностей, прав горожан, ограничивавших их обязанности по отношению к сеньору /2/. Само обилие этих источников свидетельствует об интенсивности градо-образования и о значительной социальной активности формирующегося сословия средневековых горожан. Следует отметить, что документация подобного рода отложилась не только в архивах тех городов, что стали затем крупными экономическими, политическими и культурными центрами Германии (и Европы в целом), но и в городах, которые остались второи третьестепенными пунктами, значение которых никогда не выходило за пределы узкого округа (Анвейлер, Дибург, Липпштадт и др.). Очевидно, независимо от размеров города, условия городской жизни, прежде всего экономические, выдвигали сходные запросы и требования, поэтому в различных хартиях обнаруживается очень много общего.
Большая часть городских хартий составлена в канцеляриях церковных сеньоров (хартии Страсбурга, Кёльна, Трира, Шпейера, Бориса и др.). Однако немало городов возникало и на земле светских феодалов, поэтому многие хартии даны от имени императоров, герцогов, графов (таким городам, как Гослар, Берн, Стендаль, Фрейбург в Брейсгау, Хамм) и даже от имени сеньоров, не имеющих титула (например, Липпштадт). Сопоставление хартий городов крупных и мелких, светских и церковных позволяет выявить как специфику условий развития отдельных городов, так и общие черты того явления, которое называют городским правом, — черты, обусловленные общностью экономических и социальных интересов горожан /2,с. 4−5/.
Принимаясь за анализ содержания городских хартий, следует учесть некоторые существенные особенности этого рода исторических документов и, прежде всего, их социальную природу и созидальную направленность. Внешне составителем хартии выглядит феодал, хартия дается от его имени и скрепляется его печатью, где всячески подчеркивается, что это — акт сеньориальной милости и благоволения. Однако все содержание явно свидетедьствует о том, что активная сторона здесь — не сеньор, а горожане: это они предъявляли свой требования, в борьбе добивались записи хартии, и «милостиво» урезая свои права и аппетиты в пользу горожан, сеньор совершал это вынужденно, под давлением экономическим, а то и вооруженным.
Далее, городская хартия — документ нормативный; в ней записано то, что было необходимо горожанам, к чему они стремились. Однако далеко не всегда эти записанные, гарантированные имперской печатью привилегии воплощались в жизнь полностью — записанное в хартии могло и не стать реальной нормой. Достаточно, например, проследить судьбу торговой пошлины, отмена которой в некоторых городах (Кёльне, Фрейбурге и др.) зафиксирована уже в самых ранних грамотах и которая неизменно «воскресала» в практике сеньориального режима.
Дело в том, что городская хартия, как правило, была документом компромиссным: она составлялась сеньором, но почти везде и всегда по требованию горожан, следовательно, в ней неизбежно отражалась борьба интересов обеих сталкивавшихся социальных сил. Их реальное соотношение в конкретный момент решало, чьи интересы отразятся в данном документе с большей четкостью и в большем объеме, будет ли записанное в хартии соблюдаться и сколь долго /2, с.7/.
Наконец, следует, учитывать конкретную политическую обстановку, в которой составлена хартия или ее новый вариант. Феодальная раздробленность Германии, усиление территориальных князей, борьба германских императоров с папством и немецкими князьями — все это создавало сложные ситуации, в которых города, играя на противоречиях внутри класса феодалов, используя заинтересованность королей в союзе с городами, добивались порой немалых успехов (например, Страсбург в 1110 г., Вормс, Шпейер и др.) /2, с.8/.
Историография по рассматриваемой теме огромна и хорошо освещена в труде Е. В. Гутновой (М., 1985 г.) по историографии истории средних веков /34/, поэтому мы остановимся на краткой характеристике только тех исследований, которые использовали при написании дипломной работы.
Среди изданий отечественных ученых интерес представляет монография Н. П. Грацианского по истории парижского цехового ремесла /33/. Автор написал ее будучи еще студентом. Книга была опубликована в 1911 г. в Казани.
В 1952 г. вышла в свет книга Ф. Полянского по социально-экономической политике цехов в городах Западной Европы XIII—XIV вв./45/. Эта работа состоит из 9 глав, но наиболее ценными для нас явились 2 и 3 главы, в которых автор показывает экономическую обусловленность ограниченности цехов и то, что «цехи даже в классическую пору своего развития (XIII-XV вв) только затрудняли, но вовсе не исключали развития капитализма в его эмбриональных формах» /45,с. 4/.
Большой фактический и аналитический материал содержится в реферативном сборнике «Проблемы методологии истории средних веков: европейский город в системе феодализма» /37/, в котором опубликованы работы (в переводе на русский язык) ведущих западноевропейских ученых по различным проблемам средневекового европейского города.
Особый интерес представляют материалы 4-томного труда современных российских ученых — «Город в средневековой цивилизации Западной Европы», в котором большой коллектив наших ученых, специалистов каждый в своей области, опираясь на достижения современного урбановедения, показывают средневековый город комплексно, в разнообразных его проявлениях и, главное, как одну из основных, несущих структур-конструкций средневекового общества. Такая постановка вопроса, вытекающая из цивилизационного, системно-культурного подхода, является в отечественной медиевистике сравнительно новой.
Большую помощь при работе над темой мне оказали справочные издания С. И. Муртузалиева и А. Т. Рагимова /42/и Е. Д. Смирновой /49/, в которых дается пояснение многих специальных терминов по истории средневековой цивилизации.