Общественный строй, быт и религия восточных славян
Основу экономики славян составляло земледелие. Господство аграрной экономики обусловило тесную связь с природными условиями. В южных степных и лесостепных районах, отличавшихся плодородием почвы и незначительным количеством лесов, земледелие являлось пашенным (перелог). Плодородная почва позволяла сразу перейти к пахоте после выжигания травы и удобрения золой. Использовались соха с железным… Читать ещё >
Общественный строй, быт и религия восточных славян (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Социально-экономическое развитие
Основу экономики славян составляло земледелие. Господство аграрной экономики обусловило тесную связь с природными условиями. В южных степных и лесостепных районах, отличавшихся плодородием почвы и незначительным количеством лесов, земледелие являлось пашенным (перелог). Плодородная почва позволяла сразу перейти к пахоте после выжигания травы и удобрения золой. Использовались соха с железным сошником, плуг с железным лемехом, тягловая сила животных. Истощение земли заставляло переходить на новый участок, до полного восстановления травяного покрова. В северных районах, преимущественно, покрытых многолетними лесами применялся подсечный (огневой) способ земледелия. В первый год деревья подрубали и оставляли для подсушки. На второй год поджигали, зола удобряла землю. Бороной-суковаткой и мотыгой рыхлили землю, корчевали пни. При истощении почвы, через 2−3 года приходилось расчищать новый участок. Оба способа земледелия носили экстенсивный характер. Основными зерновыми культурами, что подтверждается археологическими раскопами в культурном слое VI—VII вв. были: пшеница, рожь (немного), гречиха, просо, ячмень. Основной пищей был хлеб, о чем свидетельствуют древние названия хлеба (жито, коврига, калач). Помимо земледелия, восточные славяне занимались скотоводством (свиньи, волы, лошади), охотой и рыболовством, бортничеством (сбор меда и воска), ремеслами (кузнечное, гончарное, ткацкое), торговлей. Торговые пути вели в Крым, через Карпаты в Прагу, Германию. Наряду с сухопутными торговыми путями в страны Западной Европы, важную роль играли водные пути: Волжский (из варяг в персы) — на Восток, «из варяг в греки» (сложился окончательно к IX в.) — из Северной Европы и Руси в Византию. Вывозили — мед, воск, меха, рабов, ввозили — оружие, вина, ткани, предметы роскоши, серебряные монеты. Рост торговли вызывал развитие денежного обращения. С X в. на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монету. Затем чеканная монета уступает место серебряным слиткам — гривнам. VI — VIII вв. были в жизни восточных славян переходным этапом от первобытнообщинного к раннеклассовому обществу. В основе этого перехода лежало развитие первобытного производства и совершенствование орудий труда. С развитием производительных сил и переходом от подсечно-огневого способа земледелия к пашенному, каждая семья получила возможность самостоятельно обрабатывать тот участок земли, с которого можно было прокормиться и вести самостоятельное хозяйство. Родовая община превращается в соседскую (территориальную). Внутриплеменные и межплеменные противоречия также способствовали переходу от родовой общины к соседской; на юге она называлась мир, на севере — вервь. Родовая община — поселение, все члены которого объединены кровнородственными связями и ведут совместное хозяйство, сообща владеют средствами производства. В этих условиях хозяйство носило замкнутый, самостоятельный характер. Соседская община — поселение людей, не связанных родственными узами, но занимающих определенную территорию, коллективно обрабатывающих землю; каждая семья имела право на свою долю общинной собственности. Дом, приусадебная земля, инвентарь — являлись личной собственностью общинника. Земля, луга, леса, водоемы, промыслы находились в общем пользовании. Пахотная земля и покосы делились между семьями. В соседской общине появляется частная собственность и имущественное неравенство. Зарождается социальное расслоение. Выделяется знать, старейшины, князья и их дружина, в их руки переходят лучшие земли и большая часть военной добычи. В соседской (территориальной) общине действовал принцип круговой поруки, взаимопомощи. Обязанности крестьянского населения по отношению к власти выражались в уплате налогов (в форме дани) или оброков, участии в вооруженной защите в случае военных действий.