Правовые отношения грузоотправителя и перевозчика до заключения договора железнодорожной перевозки груза
Рассматривая правоотношения, связанные с перевозкой грузов, нельзя обойти вниманием и отношения, возникающие между грузоотправителем и перевозчиком на стадии согласования обязанностей по подаче перевозчиком транспортных средств под погрузку и предъявлению отправителем грузов к перевозке, а также порядка погрузки (выгрузки) груза в поданные транспортные средства. В соответствии со ст. 791 ГК РФ… Читать ещё >
Правовые отношения грузоотправителя и перевозчика до заключения договора железнодорожной перевозки груза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рассматривая правоотношения, связанные с перевозкой грузов, нельзя обойти вниманием и отношения, возникающие между грузоотправителем и перевозчиком на стадии согласования обязанностей по подаче перевозчиком транспортных средств под погрузку и предъявлению отправителем грузов к перевозке, а также порядка погрузки (выгрузки) груза в поданные транспортные средства. В соответствии со ст. 791 ГК РФ перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.
Таким образом, заключению договора перевозки груза предшествуют правовые отношения, которые возникают на основании заявки (заказа) или договора об организации перевозок грузов.
Из этих двух оснований заявка является важнейшим средством организации перевозки грузов, в ней конкретизируется задание и определяются показатели, обеспечивающие разовую перевозку. Основное назначение заявки состоит в наиболее рациональном и экономичном использовании перевозочных средств, что отвечает запросам рынка.
После представления грузоотправителем заявки возникает самостоятельное обязательство, структурно обособленное от отношений по договору перевозки груза и имеющее преддоговорный характер по отношению к договору перевозки груза, которое называется обязательством по предъявлению груза и подаче транспортного средства.
В соответствии со ст. 11 УЖТ РФ заявка представляется грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений. В заявке грузоотправитель должен указать срок действия заявки, но не более чем 45 дней. Заявки представляются не менее чем за 10 дней до начала перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за 15 дней до начала перевозок грузов в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении и в прямом и непрямом смешанном сообщении, а также если пунктами назначения указаны порты.
Однако по просьбам грузоотправителей или осуществляющих перевалку грузов организаций в случае срочной перевозки грузов перевозчики по согласованию с владельцами инфраструктур могут устанавливать сокращенные сроки представления заявок. Но при этом перевозки грузов, предназначенные для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляются перевозчиками на основании заявок по мере предъявления таких грузов для перевозок.
Перевозчик обязан рассмотреть представленную заявку в течение двух дней и в случае возможности осуществления перевозки направить эту заявку для согласования владельцу инфраструктуры с отметкой о согласовании заявки. Владелец инфраструктуры рассматривает представленные перевозчиком заявки, в необходимых случаях согласовывает их с другими владельцами инфраструктур, организациями других видов транспорта, железными дорогами иностранных государств и в срок не более чем 5 дней при перевозках грузов в прямом железнодорожном сообщении и не более чем 10 дней при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, а также если пунктами назначения указаны порты, и возвращает заявку перевозчику с отметкой о результате согласования. Срок рассмотрения заявки на перевозку грузов определяется со дня поступления заявки перевозчику. О принятом решении сообщается грузоотправителю. В соответствии с Уставом может быть два варианта принятого решения: 1) принятие заявки;
2) отказ в приеме и согласовании заявки. Порядок и способ уведомления перевозчиком грузоотправителя, осуществляющей перевалку грузов организации о принятии заявки или об отказе в перевозке устанавливаются по соглашению сторон.
Если заявка принимается к исполнению, то согласованная перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявка с отметкой о ее принятии возвращается перевозчиком грузоотправителю, осуществляющей перевалку грузов организации не позднее чем за 3 дня до заявленного срока начала перевозки.
Основанием для возникновения ответственности перевозчика за невыполнение принятой заявки является неподача грузоотправителю под погрузку вагонов, контейнеров в установленное время или подача под погрузку вагонов, контейнеров, не пригодных для перевозок грузов. Основаниями для возникновения ответственности грузоотправителя за невыполнение принятой заявки являются: неиспользование поданных вагонов, контейнеров; неподача вагонов, контейнеров перевозчиком по причинам, зависящим от грузоотправителя, в том числе невнесение им платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей, если иной порядок внесения этой платы не предусмотрен соглашением сторон; отказ грузоотправителя от предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров; отсутствие собственных или арендованных и предусмотренных в заявке вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя или организации, с которой у грузоотправителя заключен договор, регламентирующий обеспечение такими вагонами, контейнерами (ст. 794 ГК РФ и ст. 94 УЖТ РФ). УЖТ РФ устанавливает примерный перечень обстоятельств, при наступлении которых перевозчик или грузоотправитель освобождаются от ответственности за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов (неподачу транспортных средств и их неиспользование, непредъявление груза к перевозке).
Если в приеме и согласовании заявки отказывается, то она возвращается перевозчиком грузоотправителю, осуществляющей перевалку грузов организации с обоснованием причин отказа. Отказ в приеме и согласовании заявки может быть обжалован в судебном порядке. При этом в ст. 11 УЖТ РФ приведен примерный перечень случаев, когда владелец инфраструктуры имеет право отказать перевозчику в согласовании заявки, а перевозчик в свою очередь имеет право отказать грузоотправителю в согласовании заявки.
Перевозчик также вправе отказать в принятии заявки, поданной с нарушением порядка и сроков ее представления. При принятии перевозчиком заявки, поданной с нарушением порядка и сроков, либо несообщении перевозчиком грузоотправителю в установленный срок об отказе в принятии такой заявки и в последующих ссылках перевозчика на нарушения грузоотправителем порядка и сроков представления заявки арбитражными судами не учитываются.
После принятия и согласования заявки на перевозку груза с отметкой перевозчика о ее принятии возникает обязательство по предъявлению груза и подаче транспортного средства. Исполнение этого обязательства предполагает совершение его сторонами (грузоотправителем и перевозчиком) определенных действий с соблюдением требований, предъявляемых транспортным законодательством. Оба участника данного обязательства должны активно содействовать исполнению его в полном объеме.
Статья 791 ГК РФ устанавливает, что перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.
Перевозчик в соответствии со ст. 20 УЖТ РФ обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления.
Если утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли из-за технической неисправности вагона, контейнера, ответственность должен нести перевозчик. Он может быть освобожден от ответственности, если докажет, что утрату, недостача, повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, а также в случае представления доказательств, подтверждающих, что неисправность вагона, контейнера произошла по вине грузоотправителя.
Погрузка грузоотправителем грузов в поданные перевозчиком технически неисправные вагоны, контейнеры не освобождает перевозчика от ответственности за несохранность груза.
Подаваемые под погрузку вагоны, контейнеры должны быть не только исправны в техническом, но и пригодны в коммерческом отношении.
Пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретного груза, отсутствие внутри вагонов, контейнеров постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах и др.) для перевозки указанного груза определяется в отношении: 1) вагонов — грузоотправителями, если погрузка обеспечивается ими, или перевозчиком, если погрузка обеспечивается им; 2) контейнеров — грузоотправителями. Пригодность вагонов, контейнеров в коммерческом отношении может определяться лишь применительно к конкретным грузам (при условии, что указанные вагоны, контейнеры технически исправны) ч. 5 ст. 20 УЖТ РФ.
Грузоотправитель вправе отказаться от вагонов, контейнеров, не пригодных для перевозки конкретного груза, и перевозчик обязан подать взамен указанных вагонов, контейнеров исправные, пригодные для перевозки такого груза вагоны, контейнеры.
В соответствии со ст. 28 УЖТ РФ загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы запорно-пломбировочными устройствами перевозчиком и за его счет, если погрузка обеспечивается перевозчиком, иди грузоотправителем и за его счет, если погрузка обеспечивается грузоотправителем.
В соответствии со ст. 794 ГК РФ перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий; прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном транспортным уставом. Основания прекращения или ограничения погрузки грузов предусмотрены ст. 29 УЖТ РФ.
Из содержания ст. 794 ГК РФ следует, что перевозчик и грузоотправитель несут ответственность за непредъявление к перевозке груза, неподачу транспортных средств и за их неиспользование независимо от вины, на началах исключенного риска, т. е. прямого указания обстоятельств, исключающих ответственность. А конкретные меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение данного обязательства применительно к перевозке груза железнодорожным транспортом предусмотрены ст. 94, 116, 117 УЖТ РФ.
Предусмотренный ст. 94 УЖТ РФ штраф является исключительной неустойкой (ст. 394 ГК РФ). Взысканию подлежит только штраф. Убытки, которые могут понести обе стороны в случае непредъявления к перевозке груза, неподачи транспортных средств или неиспользования поданных транспортных средств, возмещению не подлежат.
Следует отметить, что в ст. 116 УЖТ РФ предусмотрены еще и особые основания, помимо тех, которые установлены в ст. 794 ГК РФ, для освобождения грузоотправителя и перевозчика от ответственности за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов.
Деятельность железнодорожного транспорта сопряжена с рядом обстоятельств, возникновение которых препятствует осуществлению перевозок грузов, и соответственно, их приему к отправлению. Поэтому согласно ст. 29 УЖТ РФ вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных, не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа, могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Перечень перечисленных в ст. 29 УЖТ РФ обстоятельств, вследствие которых погрузка и перевозка грузов, может быть временно прекращена либо ограничена, не является исчерпывающим.