Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

«Политический рынок» как метафора современных политических исследований

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Структурно-организационная и идеологическая деформация современных российских партий как следствие развития российского политического рынка условно-пропорционального типа, обоснованная с применением методологических подходов, предложенных американскими учеными, специализирующимися на изучении партийных систем стран постсоветского лагеря Дж. Ишииама и Р. Кеннеди, позволяет автору уточнить… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ МЕТАФОРЫ «ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЫНОК» В СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
    • 1. 1. Метафора «политический рынок» как концепт политической науки
    • 1. 2. Эвристические возможности метафоры «политический рынок» в развитии политологического знания
  • Глава 2. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ «ПОЛИТИЧЕСКОГО РЫНКА» В ИССЛЕДОВАНИИ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
    • 2. 1. Теоретико-методологические основы типологизации политического рынка
    • 2. 2. «Партийный дизайн» и «политический франчайзинг» как субметафоры метафоры «политический рынок» в исследовании становления российских партий
    • 2. 3. Теоретический анализ конфигураций российского партийного дизайна

«Политический рынок» как метафора современных политических исследований (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Политика — это сфера деятельности человека, основу которой составляет устное или письменное речевое воздействие. Дискурсивный характер политики выражается в том, что большинство политических действий являются вербальными, текстуальными, речевыми, будь то предвыборная агитация, прения в парламенте, закон, указ и т. д. Политические лозунги и призывы также являются неотъемлемой частью политического языка. «Такие выражения, — по справедливому замечанию зарубежных исследователей, — не просто украшают политические события, но и активно участвуют в формировании общественного мнения"1. Общественное предназначение политического дискурса состоит в том, чтобы «внушить адресатам — гражданам общества — необходимость «политически правильных» действий и/или оценок. Иначе говоря, цель политического дискурса — не описать, а убедить, пробудив в адресате намерения, дать почву для убеждения и побудить к действию"2.

Таким образом, управление информационными потоками в современном мире является существенным фактором завоевания и удержания политической власти. Публичное противоборство относиться к числу информационных рисков, что требует введения носителями политического интереса особого режима управления общественным мнением и сознанием. Такой коммуникативный режим призван обеспечивать контроль над восприятием динамических процессов в социально-политической сфере зачастую в непрямой, иносказательной, метафорической форме. Политические метафоры, в свою очередь, «отражают и воспроизводят доминантные для определенных обществ ценности и оппозиции.

1 Спербер X., Тинделл Дж. Н. Слова и выражения в американской политике: правда и вымысел о Солт-ривер //.

Политическая лингвистика. 2010. № 1.С. 181. 2.

Полякова И. С. Роль прецедентного имени в формировании эзотеричности политического текста// Политическая лингвистика. 2010. № 1.С. 126.

Они оказывают значительное влияние на осмысление политической действительности, служат руководством к принятию решений и действию"1.

Все большее значение метафора начинает приобретать в языке современной политической науки, во многом определяющей политическую культуру современного государства и логику развития политической системы опираясь на опыт становления политических систем в условиях мирового сообщества. Становление отечественной политической практики по образцу западных политических систем стимулирует не только интенсивное заимствование идей, мнений, приемов, связанных с ведением политического противоборства, но и активное освоение теоретических и методологических подходов, позволяющих достоверно описывать, анализировать и разрешать актуальные политические проблемы. Соответствующие проблемы в первую очередь тесно связаны со становлением «новой» политической системы, развитием политической конкуренции и формированием адекватной партийной модели в странах молодой демократии на постсоветском политическом пространстве.

Развитое демократическое общество невозможно без многопартийности и конструктивного конкурентного взаимодействия различных политических сил, представляющих свои интересы на основе законодательно установленных процедур через соответствующие партийные организации. Эта идея приобретает особое значения для постсоветской России. Как свидетельствует исторический опыт, будущее стран, осуществлявших переход от авторитаризма к демократии, во многом зависит от успешности становления не только многопартийной системы, норм и правил взаимодействия представителей государства и социума по поводу создания общественно-политических благ. Большое влияние на формирование политической системы в условиях современного государства оказывает ценностное содержание создаваемых образов, метафор, понятий и терминосистем актуального политического языка, являющихся источником развития локальной политической культуры.

1 Будаев Э. В. Политическая метафорология: ракурсы сопоставительного анализа // Политическая лингвистика. 2010. № 1.С. 9.

Отечественная политическая наука и зарубежная политическая дискурсология рассматривают метафору в качестве ментального конструкта, возникающего в результате перенесения смысловых единиц из одной предметно-мыслительной и предметно-образной сферы (сфера-донор, источник метафорической экспансии) в другую (реципиентальная сфера, сфера-магнит, область цели), в результате чего образуются новые смыслы, выстраиваются новые дискурсивно-концептуальные комплексы.

Политический дискурс, отражая интересы различных социальных групп в реализации политической власти, чрезвычайно насыщен разного рода метафорами — строительными, милитаристскими, театральными, спортивными, антропоморфными, природоморфными, криминальными и др1. Метафоры в политическом дискурсе выполняют когнитивные функции категоризации, концептуализации, моделирования, ценностного ориентирования и интерпретации политической реальности. Процесс активизации тех или иных метафор в социальной коммуникации, в метафорическом репертуаре политиков и политологов служит признаком серьезных перемен, разворачивающихся в политической жизни общества, знаком того, что в ментальности политического класса и широких масс происходят серьезные сдвиги в области способов концептуализации реальности, в смене ценностных ориентаций.

На данный момент изучение политического рынка в отечественной политической науке как целостной метафорической системы (включающей такие производные метафоры (субметафоры) как политический маркетинг, политический капитал, политический франчайзинг, политический бренд, партийный дизайн и др.), определение границ ее объяснительного потенциала в полной мере не нашло исчерпывающего применения в политических исследованиях.

Между тем использование продуктивных метафор в анализе политической жизни современной России как теоретико-методологических схем способно в ряде моментов служить отправной точкой при анализе и прогнозировании социально.

1 См.: Чудинов Л. П. Политическая лингвистика: Учеб. пособие. -2-е изд., испр. М., 2007. политического развития страны, благоприятствуя формированию молодой российской демократии. Вышеизложенное актуализирует применение метафоры-рынка в исследовании политического развития современнойРоссии, проводимого через призму анализа политических реалий не только в контексте теоретических изысканий, но и как основания разработки и внедрения новейших политических практик, связанных с развитием политической системы, парламентаризма, формирования ключевых игроков политического рынка — партий.

Следует отметить, что при всей популярности использования метафоры «политический рынок» в политологическом дискурсе в настоящее время еще не в полной мере разработан научный инструментарий, легитимизирующий применение этого концепта в качестве теоретико-методологической основы для развития широкого перечня понятий, активно применяемых в современных политических исследованиях.

На данный момент уже существует солидный массив работ отечественных и зарубежных авторов, в которых специально рассматриваются вопросы о предметной области производного от метафоры «политический рынок» понятия политического маркетинга. Современные политические исследования затрагивают проблемы его отраслевой структуры. Выделяются такие субдисциплины, как избирательный маркетинг, партийный маркетинг, государственный маркетинг, муниципальный маркетинг, президентский маркетинг, идеологический маркетинг, глобальный политический маркетинг и др. [Морозова 1999; Нежданов 2003; Русакова, Спасский 2004; Недяк 2008; Пшизова 2009; Newman 1994; Henneberg, СУShaughnessy 2002; Lees-Marshment 2001, 2003].

Вместе с тем, пока еще нет специализированных работ, осуществляющих систематизацию категориальных форм и когнитивных фигур, возникающих в процессе разворачивания метафоры «политический рынок» в современной теории политики. Не разработана типология политических субметафор, порожденных рыночной парадигмой, а также типология самого политического рынка. Не достаточно исследована методология метафорического моделирования политических институтов и процессов в политологическом дискурсе. Изучение политического рынка в отечественной политической науке как целостной метафорической системы (включающей такие производные метафоры как политический маркетинг, политический капитал, политический франчайзинг, политический бренд, партийный дизайн, политический «консьюмеризм"1 и др.)? определение границ их эвристичности и объяснительного потенциала также в полной мере не нашло исчерпывающего выражения в политических исследованиях. Зачастую метафора рынка обретает черты привлекательного неологизма, популярного образа или относительно доступной иллюстративной схемы, что, на наш взгляд, не в полной мере отражает познавательные возможности этой метафоры. В связи с этим представляется, что обоснование теоретико-методологического статуса метафоры рынка в отечественной политологии будет возможным при активном и эвристичном ее применении как инструмента анализа явлений современной политической жизни российского общества, становлении политической системы и развитии ее ключевых акторов — носителей политического интереса: бюрократии, представителей групп влияния, избирателей и политических партий как одного из важнейших, «знаковых» элементов современного демократического общества, вовлеченных в процесс обмена политических благ и отражающих уровень развития современного государства и общества.

Вышеизложенное позволяет констатировать, что применение точной метафоры в исследовании политической жизни современной России как теоретико-методологической схемы плодотворной для анализа влияния политико-рыночной конъюнктуры на процесс конкурентного становления ведущих партий, рассматривающее российское политическое пространство в сравнительной перспективе (с момента зарождения института многопартийности), способно в служить отправной точкой при прогнозировании социально-политического развития страны.

Степень разработанности проблемы. Исследования метафоры «политический рынок» как методологической основы современного дискурса.

1 См.: Пшизова С. Н. От «гражданского общества» к «сообществу потребителей»: политический консьюмеризм в сравнительной перспективе // Полис. 2009. № 2. политических исследований и становления партийной системы России предполагает решение широкого круга исследовательских задач. Во-первых, задачей исследования является определение роли метафоры в функционировании современного дискурса. Во-вторых, большое значение в рассмотрении вопроса имеет понятие метафоры как методологического инструментария конструирования нового знания. Здесь важную роль играет рассмотрение как феномена самой научной метафоры, так и факторов дифференциации метафоры как методологического инструментария научных исследований и метафоры как лингвистического приема.

Необходимо отметить, что оформление дискурсивного анализа как дисциплины относится к 1970;м годам. В это время были опубликованы важные работы европейской школы лингвистики текста (Т. ван Дейк, В. Дресслер, Я. Петефи и др.) и основополагающие американские работы, связывающие дискурсивные штудии с более традиционной лингвистической тематикой (У.Лабов, Дж. Граймс, Р. Лонгейкр, Т. Гивон, У. Чейф). К 1980;1990;м годам относится уже появление обобщающих трудов по теории дискурса, справочников и учебных пособий — таких, как «Дискурсивный анализ» (Дж.Браун, Дж. Юл, 1983), «Структуры социального действия: Исследования по анализу бытового диалога» (редакторы — Дж. Аткинсон и Дж. Херитидж, 1984), четырехтомный Справочник по дискурсивному анализу (под редакцией Т. ван Дейка, 1985), «Описание дискурса» (под редакцией С. Томпсон и У. Манн, 1992), «Транскрипция дискурса» (Дж.Дюбуа и др., 1993), «Дискурсивные исследования» (Я.Ренкема, 1993), «Подходы к дискурсу» (Д.Шиффрин, 1994), «Дискурс, сознание и время» (У.Чейф, 1994), двухтомный труд «Дискурсивные исследования: Междисциплинарное введение» (под редакцией Т. ван Дейка, 1997). Эти и другие исследования заложили основу дискурсологии как новейшей дисциплины, изучающей логику развития современных коммуникаций в социальной, экономической, политической и иных сферах.

Лингвистический анализ метафоры как «активной» структуры дискурса также весьма существенен и представляет собой весомую основу для изучения функционального аспекта метафоры в функционировании современного политологического дискурса. Метафора рассматривается как лингвистический феномен в работах В. Н. Телии, Н. Д. Арутюновой, A.A. Потебни, К. К. Жоля, Ю. М. Лотмана, А. К. Авеличева, А. Ричардса, H.A. Кожевниковой, Р. Якобсона, А. Вежбицкой, Н. Гудмена, Б. Бридели, Дж. Миллера, Дж. Серля, Х. Д. Леэметс, С. Левина, В. Г. Гака, Е. М. Вольфа, Е. О. Опариной, В. Л. Матросова, Т. З. Черданцевой, Э. Кассирера, Т. Добжиньской и др.

Понятие «политического рынка» как дискурсивно-метафорического конструкта, служащего описанию явлений политической реальности, требует подробного рассмотрения. Как неотъемлемая часть пространства власти политический рынок активно исследуется учеными более 30 лет. У зарубежных авторов работы, посвященные изучению феномена политического рынка, сфокусированы на различных сферах и уровнях реального существования политико-властных отношений, в которых коммуникативный аспект властных отношений (X. Арендт, Т. Болл, А. Гидденс, М. Фуко и др.) задает основные контуры взаимного влияния (через характер отношений собственности, формы организации труда, рыночных отношений, традиций, законов, общественной морали и т. д.) участников политического обмена. В то же время известный рациональный практицизм западного мировоззрения проявляет себя в стремлении интерпретировать власть прежде всего с точки зрения интересов субъектов экономического и политического рынка (Р. Даль, М. Вебер, Т. Парсонс, А. Дауне, Дж. Бьюкенен, Ю. Хабермас, Й. Шумпетер и др.), что, как показывает практика, становиться вполне оправданным на современном этапе политического развития государств, когда экономические проблемы неожиданно обретают политических характер и наоборот. Опора на классические источники указанных зарубежных авторов стала основой выделения теоретических основ настоящего исследования.

Обращаясь к опыту применения метафоры политического рынка в работах отечественных специалистов, важно отметить, что наиболее полный научно-исследовательский характер с точки зрения разработки проблемы применения категориального аппарата экономической теории в исследовании политологических проблем носят работы отечественных ученых Морозовой Е. Г.,. Пшизовой С. Н., Амелина В. Н., Ледяева BiM., Дилигенского Г. Г., Ильясова Ф. Н.,.

Афонцева С.А., опубликованные преимущественно в периодических изданиях. Работы указанных политологов служат ценным материалом, способствующим легитимации применения метафоры политического рынка в контексте рассмотрения теоретических и практических проблем современной политики.

Несомненный интерес и большую практическую значимость для методологии применения метафоры «политический рынок» в контексте исследований политического пространства современной России представляют работы по политологии и политической философии следующих современных отечественных ученых: Голосова Г. В., Гаджиева К. С., Лоскутова В. А, Мошкина С. В, Амелина В. Н., Динес В. А., Скоробогацкого В. В., Руденкина В. Н., Русаковой О. Ф., Иванчука Н. В. Представленные указанными учеными работы содержат актуальное видение проблематики формирования российской политической системы, что во многом служит нахождению нестандартных ракурсов в исследовании процессов, протекающих на постсоветском политическом пространстве.

Сравнительно малая база научно — обобщенной информации по непосредственной проблематике исследования привела к необходимости использования широкого спектра дополнительных источников, которые можно поделить на ряд основных категорий.

К первой группе дополнительных источников можно отнести работы практической направленности, ориентированные на анализ практики подготовки и проведения выборных кампаний, референдумов, лоббистских проектов и т. д. в рамках постсоветской политической системы. В частности здесь можно выделить работы Минченко E.H., Кудинова О. П., Киселева К. В., Старцева Я. Ю., Малкина Е. Б., Матвейчева O.A., Дьяковой Е. Г., Трахтенберг А. Д. и других специалистов сферы современного политического консалтинга. В целом важно отметить, что работы указанных авторов содержат ценный эмпирический материал, достоверно иллюстрирующий специфику процессов, проходящих на политическом рынке современной России и являющихся плодотворной основой анализа применения метафоры «политический рынок» в отечественных политических исследованиях.

Вторая группа дополнительных источников объединяет целый ряд диссертационных исследований, касающихся анализа теоретических и практических проблем характерных для политического пространства современной России, среди них работы Змановского Г. Р., Мартьянова В. С Лифанова A.B., Бойко Е. А., Шустова A.B., Баталова О. С., Спасского А. Е. и др. Обращение к указанным диссертационным исследованиям позволило сконцентрировать внимание автора на рассмотрении сравнительно новых для отечественной политической науки понятий, не получивших исчерпывающего рассмотрения у современных авторов. Анализ работ указанных исследователей позволил усилить гносеологический статус предлагаемых политических метафор и субметафор как ценных теоретических конструктов политического языка настоящего исследования.

В целом необходимо отметить, что попытки критического пересмотра моделей политического обмена, партийной конкуренции и воспроизводства власти в современной России через призму метафоры политического рынка еще только начинаются. Как правило, они ориентированы на углубленное исследование конкретных институтов власти и технологий ее обретения в политическом пространстве современной России.

Объект исследования метафора «политический рынок» как концепт современной политологической теории.

Предмет исследования — теоретико-методологическая роль метафоры «политический рынок» как инструмента приращения и систематизации знания в политических исследованиях на примере анализа становления партийной системы России.

Цель исследования — анализ теоретического содержания и эвристических возможностей метафоризации теории политического рынка в исследованиях, посвященных становлению политических партий в современной России.

Задачи исследования: — анализ познавательной роли политической научной метафоры и ее содержания как методологического подхода, применяемого в современных политических исследованиях;

— разработка классификации политологических метафор: определение и дифференциация понятий «системообразующая» и «спекулятивная» метафоралегитимация метафоризации рынка как теоретико-методологического инструментария исследования политического пространства современной России;

— разработка теоретической модели политического рынка и обоснование системообразующего статуса метафоры «политический рынок» в дискурсе современных политических исследований;

— определение методологической роли и критериев типологизации политических рынков определение понятия «субметафоры» как производной структуры метафорического моделирования современного политологического дискурса;

— анализ познавательной роли субметафор «политический франчайзинг» и «партийный дизайн» в политологическом дискурсе становления политических партий в современной России;

Методологические основания и используемые методы. Логика решения представленных в настоящем исследовании задач предполагает использование нескольких методологических подходов. Среди них можно выделить:

— метод метафоризации как лингво-концептуальную форму конструирования научного знания, основанную на перенесении свойств одного явления (рынка частных благ) на другое (пространство политической борьбы) на основании их сходства в ряде отношений;

— метод типологизации, представляющий собой логико-методологическую процедуру поиска и обнаружения минимума существенных признаков, позволяющих сконструировать эвристически ценную систему типов политического рынка;

— структурно-функциональный подход, являющийся основой исследования политического рынка в рамках современной политической системы;

— теоретико-компаративную методологию, применяемую с целью выявления общих черт развития политических рынков в различных системах и включающую в себя конкретизирующие методы case-study для детального изучения политического рынка в рамках конкретной политической системы.

— факторный анализ, обеспечивающий выявление значимых обстоятельств, оказывающих влияние на формирующуюся модель политического рынка в конкретном обществе;

Научная новизна исследования заключается в анализе теоретико-методологической роли и эвристических возможностей метафоры политического рынка в изучении развития политических партий в современной России.

На защиту выносятся следующие основные положения исследования, содержащие элементы научной новизны:

• В диссертации обосновывается гносеологический статус метафоры «политический рынок» в исследовании политологического дискурса становления партийной системы в современной России на основе теоретического анализа содержательной и познавательной функций двух типов метафоры: «художественной» и «научной».

• В контексте логико-методологического обоснования открытой рациональности современных гуманитарных исследований выявлены особенности содержания научной политической метафоры как лингво-концептуальной формы теоретического познания и отражения действительности в языке политологического дискурса применительно к описанию и анализу политических процессов и явлений.

• Обоснован познавательный статус метафоры «политический рынок» для исследования формирования партийной системы России на основе сравнительного анализа эвристического статуса «системообразующей» метафоры «политический рынок» и «спекулятивной» метафоры «вертикаль власти;

• Обоснована эвристичность рассмотрения теоретико-методологического концепта политического рынка как целостной системы субметафор, на основе исследования которых автором представлена теоретическая модель политического рынка. Последний квалифицирован диссертантом как совокупность политико-культурных и правовых условий взаимодействия, разделяемых заинтересованными участниками политического обмена, обеспечивающих наличие состязательности политических субъектов и свободы выбора избирателями «благ», связанных с принятием решений в реализации внутренней и внешней политики должностными лицами, равно как и порядком их назначения.

• В исследовании показана теоретическая значимость типологизации политических рынков, отражающей многообразие условий и факторов их становления и последующего развития, и определена методологическая роль системы типов политического рынка для исследования становления российских политических партий. Обосновано, что представленная в исследовании система типов предполагает отнесение политического рынка современной России к его условно-пропорциональному типу. Последнее закономерным образом сказывается на партийном развитии, ограниченном государственным регулированием политической конкуренции, силовым подходом к участию в политической борьбе групп интересов, ориентированных на удовлетворение запросов верховной исполнительной власти.

• В работе обоснован методологический статус понятия «субметафора», как элемента метафорической системы, служащего генерации нового знания. По замыслу исследователя, субметафора представляет собой производную метафору от системообразующей научной метафоры, способную дополнять и иллюстрировать опыт применения и масштаб эвристичности «старшей» метафоры за счет достоверного отражения коэффициента подобия метафорического переноса знания об одном феномене в плоскость феноменологии другого, сравнительно мало изученного явления, стимулирующая появление новых верифицируемых гипотез и обоснованного знания о предмете исследования.

• В исследовании уточняется понятие «партийный дизайн», рассматриваемое как субметафора политического рынка и характеризуемое исследователем как совокупность специально формируемых и изменяемых внутриорганизационных и публичных характеристик партии, внедряемых в ходе ее функционирования на политическом рынке в целях повышения уровня популярности и масштабов влияния соответствующей политической организации, а также обеспечения эффективности и эргономики управления партией со стороны ее создателей, лидеров и инвесторов.

• Обосновывается введение в научный оборот понятия «политического франчайзинга» как субметафоры политического рынка, чья теоретическая и методологическая роль позволяет адекватно описать формы, развития российских партий в условиях политического рынка условно пропорционального типа. Субметафора политического франчайзинга описывает характерную для российского политического рынка ситуацию, в условиях которой за эксплуатацию «торговой марки» политической партии заинтересованные в проекции ее образа на собственный политический продукт лица могут осуществлять вознаграждение соответствующей партийной структуры, а также лиц ее представляющих.

• Показано, что использование метафоры политического рынка и конкретизирующих ее субметафор позволяет выделить в качестве наиболее важного фактора, определяющего электоральный успех политических партий, номенклатурно-бюрократический характер их создания, характеризуемый наделением сил лояльных действующей исполнительной власти особыми привилегиями в условиях политической борьбы.

• В работе обосновывается, что, следуя логике экономии издержек в производстве политических благ, действующая власть делает акцент в политической конкуренции на создании эффективного имиджа как приоритетной черты партийного дизайна, оказывающей влияние на оживление спроса в отношении традиционного политического продукта. Фактически симпатии избирателей приобретаются не за счет реальных шагов и конструктивных нововведений, внедряемых партией власти в организацию экономической, социальной и политической сфер российского общества, а за счет создания образа и представлений электоральной аудитории о наличии подобных изменений посредством СМИ.

Теоретическая и практическая значимость работы. Выводы и результаты настоящего исследования могут быть использованы для решения теоретико-методологических и практических проблем, касающихся анализа состояния и прогнозирования перспектив развития политической системы постсоветской России. Основные теоретические положения работы могут найти применение в организации учебного процесса в высших учебных заведениях при разработке курсов и спецкурсов по политологии, социологии и истории.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на ряде научно-практических конференций и семинаров с участием автора: Всероссийской научно-практической конференции «Россия на пути реформ: подводя итоги XX столетия» (УрСЭИ АТиСО Челябинск, 2000) — Научно-практическая конференция «Государственная власть и местное самоуправление: распределение предметов ведения» (Челябинск, 2002).

Материалы диссертации использовались автором при подготовке учебно-методических пособий, а также чтении учебного курса «Современные технологии партийного строительства и проведения выборов» на базе внутренних программ повышения квалификации представителей региональных отделений российских политических партий.

Рукописи автора, содержащие ряд идей и положений диссертации, были удостоены третьей премии на Конкурсе научно-исследовательских работ молодых ученых Свердловской области в 2000 году и диплома второй степени на конкурсе научных работ по вопросам электоральной политики, проводимого Избирательной комиссией Свердловской области в 2002 году. Всего по теме диссертации опубликовано 14 работ. Общий объем опубликованных материалов составляет 30,9 п. л.

Структура и объем диссертации

Структура диссертации обусловлена необходимостью решения поставленных целей и задач. Работа состоит из введения, двух основных глав, включающих по два и три параграфа соответственно, заключения, списка использованной литературы и нормативно-правовых источников.

Заключение

.

Многие процессы, происходящие сегодня в российском обществе, обращают исследователя к рассмотрению их через призму конкурентного рыночного обмена. В настоящей работе не ставилась задача изучения отдельного политического рынка или примера партийной конкуренции во всей его полноте и уникальности. Автор стремился к формированию эвристически плодотворной теории политического рынка, вырастающей из метафоры рынка.

Настоящее диссертационное исследование, основанное на концептуализации первичной метафоры политического рынка заложило основу развертывания фигуры речи в целостную систему понятий, актуальных для описания, исследования и решения актуальных проблем современной политической науки.

Ключевой задачей, решенной в рамках настоящего исследования, на наш взгляд, является проблема политологической легитимации метода метафоризации и применения по аналогии ряда положений экономической теории и современного маркетинга в плоскости теоретических и прикладных исследований политического пространства современной России.

В ходе детального анализа походов к применению метафоры политического рынка, представленных зарубежными (Бьюкенен, Таллок, Оритц, Йреза) и отечественными учеными (Морозова, Пшизова, Афонцев, Ильясов, Дубицкая, Тарарухина, Владиславлев), внимание автора было сосредоточено, с одной стороны, на проблеме обоснования научного статуса метафоры политического рынка в политологической литературе, с другой стороны, на проблеме расширительного толкования понятия «политический рынок», не ограничивающегося рамками электорального пространства или лоббистской деятельности.

В связи с этим на основе научного синтеза автором было предложено емкое и гибкое определение политического рынка как совокупности политикокультурных и правовых условий взаимодействия, разделяемых заинтересованными участниками политического обмена, обеспечивающих наличие состязательности политических субъектов и свободы выбора избирателями «благ», связанных с принятием решений в реализации внутренней и* внешней политики должностными лицами, равно как и порядком их назначения, а также органами власти и технологиями формирования их состава.

Следующей проблемой настоящего исследования, разработанной с опорой на работы по вопросам теории политики и политической конкуренции, представленных такими зарубежными авторами, как Даль, Кольер, Левицки, стало предложение в качестве теоретико-методологического ориентира типологии политических рынков, основанной на разных степенях развития реальной политической конкуренции в исследуемых case-study и включающей пропорциональный, непропорциональный и условно-пропорциональный типы пространства политического обмена, проявляющих себя в высоком, низком и относительно высоком властном потенциале политической оппозиции соответствующих стран, борющейся за замещение своими представителями высших государственных должностей страны в парламенте, правительстве и на посту главы государства.

Обосновано, что принятая методология исследования предполагает отнесение политического рынка современной России к его условно-пропорциональному типу. «Условно-пропорциональный» тип политического рынка де-юре предполагает наличие условий для соревновательности политических субъектов. При этом эти условия имеют ряд ограничений, в большинстве случаев связанных с непропорциональным уровнем ресурсов, фактически находящихся в распоряжении действующей власти и оппозиции в ведении политической борьбы, проведении избирательных кампаний, установления неблагоприятных для оппозиции правил политического взаимодействия. Указанные ограничения политической конкуренции неоднократно находили свое проявление в российской политической практике. Здесь можно упомянуть такие факты российской публичной политики как «национализация» НТВ, ТВ 6, возбуждение уголовных и административных дел, связанных с ситуацией вокруг «Юкоса», создание препятствий для регистрации политических партий, избирательных блоков, избирательных объединений и независимых кандидатов на федеральных и региональных выборах. Важно отметить, что «условная пропорциональность» российского политического рынка оказывает как прямое, так и опосредованное влияние на деформированный характер развития основных участников российского политического рынка — политических партий.

Структурно-организационная и идеологическая деформация современных российских партий как следствие развития российского политического рынка условно-пропорционального типа, обоснованная с применением методологических подходов, предложенных американскими учеными, специализирующимися на изучении партийных систем стран постсоветского лагеря Дж. Ишииама и Р. Кеннеди, позволяет автору уточнить и обосновать адекватность применения сравнительно нового в отечественной политической науке понятия — «партийный дизайн», который охарактеризован исследователем как совокупность специально формируемых и изменяемых внутриорганизационных и публичных характеристик партии, внедряемых в ходе ее функционированияна политическом рынке в целях повышения уровня популярности и масштабов влияния соответствующей политической организации, а также обеспечения эффективности и эргономики управления партией со стороны ее создателей, управляющих и инвесторов.

В работе показано, что особенности российского партийного дизайна позволяют квалифицировать соответствующие политические организации в качестве «товарных знаков» — интерсубъективных посредников политического рынка, обеспечивающих преимущественно символический потенциал политической конкуренции вопреки структурно-функциональной и артикуляционной логике интерпретации роли указанных политических организаций в классических партологических теориях.

Следующей проблемой исследования, основанной на применении метафоры политического рынка, стал вопрос характеристики дизайна конфигураций российских политических партий в 90-е годы XX — века и в начале XXI века, а также причин и условий их развития в обозначенный период. Констатация утраты партиями функций социально-классового, репрезентативного и структурного содержания привела к необходимости поиска адекватного определения характера партийного развития. Интерпретация партийного дизайна привела к необходимости определения современных партий как интерсубъективных посредников символического типа, преимущественно выполняющих на политическом рынке ту же роль идентификационного признака, которую выполняют маркетинговые бренды на рынках общественных благ.

В работе наглядно обосновано, что гипертрофированная маркетизация государственной власти ведет к тому, что группы политического влияния в условиях российского политического рынка прибегают к такой форме ведения политической борьбы, которая по аналогии с экономической конкуренцией может быть охарактеризована как политический франчайзинг. Развитие такой формы политической конкуренции сопровождает ситуация, в условиях которой за эксплуатацию «торговой марки» политической партии заинтересованные в проекции ее образа на собственный политический продукт лица могут осуществлять вознаграждение соответствующей партийной структуры, а также лиц ее представляющих.

Изучение электоральной практики- 90-х позволило автору сделать вывод о второстепенном характере классических политических идеологий и роли партийной идентификации с ними соответствующих политических организаций для судеб партийного строительства и становления политических партий в России. В результате этого был сделан вывод о наличии у основных действующих партий специфических черт, способствовавших политической мобилизации их сторонников во время проведения избирательных кампаний. Такими отличительными чертами, на наш взгляд, стали символические роли, разыгрываемые лидерами партий, наборы ассоциаций, образов и программных положений, связанные с указанными политическими организациями, получившие название квазиидеологий.

Результаты теоретического анализа становления политических партий современной России на основе метафоризации теории рынка позволяют сделатьвывод о системной деформации в условиях современного российского политического рынка классических идеологий в качестве основного фактора партийного строительства и инструмента политической конкуренции. С другой, стороны, налицо увеличение влияния номенклатурно-административных политических образований, успешно компенсирующих отсутствие идеологической базы в классическом понимании последней, активной информационной экспансией и контрэкспансией, а также административными технологиями политической мобилизации как отличительной чертой дизайна соответствующих политических партий.

Очевидно, что интенсивное развитие партий во всех указанных плоскостях — идеологической, административной и лидерской — в значительной степени повышает конкурентоспособность таких партий, создает для них долгосрочную перспективу политического успеха и эффективного развития.

Определяя перспективы дальнейшего исследования политического рынка современной России, отметим, что несомненный интерес автора вызывает специализированное изучение таких, в полной мере не раскрытых в исследовании проблем как рынки СМИ, услуг политического консультирования, а также рынки исполнительной власти в национальном, региональном и местном масштабе. Не исчерпывающие выводы (это не являлось задачами настоящего исследования) в рамках работы сделаны в отношении форм и методов партийной конкуренции, что может в дальнейшем быть вопросом для специального изучения партий и их деятельности в указанных аспектах.

Подводя итоги исследования, отметим, что заимствование схем общественно-политического развития по типу западных демократий на постсоветском пространстве было отмечено не только позитивными моментами организации политической жизни современного российского социума, но и повлекло за собой появление неоднозначно оцениваемых учеными, политиками и гражданами образцов политического влияния. Образцов, сопровождаемых ограничением свободной конкуренции и, говоря метафорическим языком, значительной олигополизацией политического рынка партиями, представляющими интересы действующей власти, и псевдопартиями, ведущигщ^^ виртуальное противоборство под ее началом.

В заключение необходимо отметить, что метафорическая методологч^^. описания и анализа сущности явлений, исследуемых современной политической^ наукой, чрезвычайно богата в гносеологическом аспекте. Чем дальше развивается*" экономическая теория, чем дальше идут исследования рынков частных благ, т^з^ богаче становится понятийный и методологический инстру ментар*^^ политической науки. Констатируя это, нельзя, однако, забывать о том, что сагу* ^ метафора политического рынка полифункциональна и многолика. Совершенно ^ е исключено, что терминотворчество и метафорическая номинация в условц^^ политических исследований могут стать основой стимулирования глубок^-*^ теоретических и прикладных исследований в области экономики, маркетингу «и финансов как неотъемлемой части феноменологии современного рынка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Многомерная модель политической власти // ОНС. 1991. № 2. С. 50−51.
  2. В.Н., Дегтярев A.A. Опыт развития прикладной политологии в России // Полис. 1998. № 3.
  3. С.А. Экономическая политика в современном мире: глобальное управление или глобальный политический рынок? // Мировая политика и международные отношения на пороге третьего тысячелетия / Под ред. М. М. Лебедевой. М.: МОНФ, 2000.
  4. Г. П. Мотивация электорального выбора // Политический анализ: Доклады Центра эмпирических политических исследований СПбГУ / Под ред. Г. П. Артемова. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2000.
  5. Н.Д. Лингвистические проблемы референции. Новое в зарубежной лингвистике (Логика и лингвистика). М., 1982. С. 11.
  6. Н.Д. Дискурс. Лингвистический энциклопедический словарь. М&bdquo- 1990
  7. К.Э., Зиновьев A.C., Плещенко Д. В. Крупный город регион -Россия: динамика электорального поведения на парламентских выборах // Полис. 2005. № 2. С. 41−52.
  8. Т.А. Личность и политика в переходный период: проблемы легитимности власти // Вопросы философии. 1998. № 7. С. 59.
  9. Л. Вернись, я все прощу. О странностях российского избирателя //Век. 1995.№ 44 (161).
  10. A.C. Структурирование электорального пространства в российских регионах. Факторный анализ парламентских выборов 19 952 003 гг. // Полис. 2005. № 2. С.26−40.
  11. Г. С. Понятие и образ в структуре социальной теории. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991.98 с.
  12. А.Н., Плунгян В. А., Рахилина Е. В., Кодзасов C.B. Путеводитель по дискурсивным словам русского языка. М., 1993.
  13. А.Н. Метафорические грани феномена коррупции // Общественные науки и современность. 2004. № 2. С. 70−79.
  14. Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 58.
  15. О.С. Легитимация политической власти. Дисс. на соиск. степ. канд. полит, наук. 23.00.01. ИФиП УрО РАН. Екатеринбург, 1993. 128 с.
  16. Э.Я. Топология политических отношений // Полис. 1995. № 2. С. 94.
  17. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961. С. 40.
  18. Э.В. Политический язык и метафора: интерпретация и изменение мира // Политическая лингвистика. 2008. № 2. С. 192.
  19. Э.В., Чудинов А. П. Зарубежная политическая метафорология: Монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2008.
  20. Э.В., Чудинов А. П. Лингвистическая советология: Монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2009.
  21. Э.В. Политическая метафорология: ракурсы сопоставительного анализа// Политическая лингвистика. 2010. № 1. С. 9.
  22. У. Моделирование посредством темпоральной метафоры: «мосты» Боба Доула и Билла Клинтона в их предвыборных обращениях 1996 года // Политическая лингвистика. 2009. № 1. С. 13.
  23. П. Социология политики. Пер. с фр. М.: Socio Logos, 1993.
  24. M. Метафора, Теория метафоры. М., 1990
  25. Л.Е. Властные игры в кризисном социуме: преобразование российской институциональной структуры // Полис. 2003. № 1. С. 63.
  26. Большой экономический словарь / Под общ. ред. А. Н. Азрилияна М.: Фонд «Правовая культура», 1994. С. 425.
  27. JI.Г. Кризис идентичности современного российского общества и мотивация социально-политического выбора // Вестник МГУ. Сер. 12: Политические науки. 1999. № 4. С. 81.
  28. И. Куда девать протестный электорат? // «Рынок предвыборных программ: спрос и предложение» 3-е заседание (08.04.2009) URL: http://www.open-forum.ru/meeting/133.html (дата обращения: 24.06.2009)
  29. О.В. Репрезентация социальных проблем в российской прессе S>0-x годов // Социс. 2002. № 8. С. 120−128.
  30. В.Б. О социально-экономической ситуации в России в 1999 году и задачах на 2000 год // Власть. 2000. № 5. С. 3−13.
  31. А.Б. «Вертикаль» как политическая метафора // Свободная мысль. 2007. № 6 С. 23−37.
  32. Е.А. Политические ориентации как социальный феномен. 23.00.01. Дисс. на соиск. степ. канд. полит, наук. 23.00.01 ИФиП УрО РАН. Новосибирск, 1996. 186 с.
  33. Дж. М. Сочинения. М., 1999. С. 220.
  34. Дж. Конституция экономической политики // Бьюкенен Дж. Соч. Т.1.М., 1997.
  35. Ван Дейк Т. Язык, познание, коммуникация. М., 1989.
  36. Ван Дейк Т. К определению дискурса. URL: http://psyberlink.flogiston.m/internet/bits/vandijk2.htm (дата обращения: 15.02.2010).
  37. А.Е. Метафоры Интернета // Вопросы философии. 2001. № 11. с. 71.
  38. В. В. Дизайн рекламы. М., 1999. С. 23.
  39. М.Б. Кризис сквозь смех: метафорический образ мирового кризиса в русской политической карикатуре // Политическая лингвистика. 2010. № 1.С. 90.
  40. Выборы во всем мире. Электоральная свобода и общественный прогресс. Энциклопедический справочник / Сост. A.A. Танин-Львов. М.: РОССПЭН, 2001.
  41. Власть как бега: Российские многопартийцы за год до выборов // Новое время. 2002. № 50. С. 17.
  42. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 1999. Электоральная статистика. — М.: «Весь мир», 2000.
  43. Ю.А., Чижов Д. В. Политические партии: между обществом и государством // Журнал о выборах. 2002. № 2. С. 12−13.
  44. Волны и циклы политического развития (заочный круглый стол). // Полис. 2002. № 4. С. 22−89.
  45. И.К., Плесовских С. Н. Феномен доверия и политическая реклама // Вестник МГУ. Сер. 18. 2000. № 1.
  46. А., Иванов В. Тайные спонсоры: Партии скрывают, на чьи средства они живут. URL: http://www. compromat. ru (дата обращения: 24.06.2009).
  47. Г. О. О некоторых явлениях словообразования в русской технической терминологии, Труды МИФЛИ, филологический факультет. Москва. С. 108.
  48. А.П. Партии там, партии тут // Свободная мысль XXI. 2003 № 1. С. 12.
  49. Гак В. Г. Метафора: универсальное и специфическое. Метафора в языке и тексте. М., 1988. С. 11
  50. Гаман-Голутвина О. В. Российские партии на выборах: картель «хватай всех» // Полис. 2004. № 2. С. 22−25.
  51. Ю.В. Активность российских избирателей: теоретические модели и практика // Полис. 2003. № 1. С. 112−114.
  52. В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. С. 77−78.
  53. В.Я. Избирательные кампании в России: испытание электоральной формулы // Полис. 1996. № 2. С. 94.
  54. В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 242−243
  55. Г. В. Развитие политических партий в РФ // Альтернатива: Научно-публицистический альманах. — Новосибирск, 2000. 41 с.
  56. Д.П. Вопросы абстракции и образование понятий. М., 1961.
  57. Д.Г., Матвейчев O.A., Хазеев P.P., Чернаков С. Ю. Уши машут ослом. Современное социальное программирование. Пермь: ИПК «Звезда», 2002. С. 16.
  58. Г. В. Партийные системы России и стран Восточной Европы, М.: 1999. С. 126−130.
  59. К.С. Политическая идеология: концептуальный анализ // Вопросы философии. 1998. № 12. С. 14.
  60. JI.A. Общество «недовольных». Особенности массового сознания в переходный период // Полис. 1998. № 3.
  61. Г. В. Информационные технологии политической борьбы в российских условиях // Полис. 2000. № 3. С. 153
  62. Д.В. Политическая мобилизация // Полис. 1995. № 6. С. 129−138.
  63. Де Сола Пул И. Слово «демократия» // Политическая лингвистика. 2009. № 1. С. 185−191.
  64. Г. Г. Российский политический спектр // МЭМО. 1992. № 4 С. 31−43.
  65. Г. Г. О политическом рынке и рациональном выборе в российских условиях // Полис. 2000. № 2. С. 105.
  66. В.А., Клопышников М. С., Николаев А. Н. Последние выборы уходящей эпохи // Власть. 2002. № 2. С. 106.
  67. В.А., Николаев А. Н. Регионы идут на выборы: Саратовская область. //Власть. 1999. № 11.
  68. В.А., Николаев А. П. Партийный дизайн в России: теория и реалии // Власть. 2003. № 5. С. 44−48.
  69. Дискурсивные слова русского языка / Под ред. К. Киселевой и Д. Пайара. М., 1998
  70. A.A. Политические технологии избирательных кампаний: проблема категориального осмысления// Вестник МГУ. Сер. 12: Политические науки. 2002. № 2.
  71. Д. Что означает метафора? Теория метафоры. М., 1990. С. 177.
  72. Р.Ф. Риторика мира // Политическая лингвистика. 2010. № 1. С. 178.
  73. М. Политические партии. М.: Академический проект, 2000. С.427−510.
  74. Е.В. Влияние региональных правящих элит на массовое политическое сознание (основные подходы к изучению) // Вестник МРУ. Сер. 12. С. 43−60.
  75. В. П. Тарарухина М. И. Какого политика можно «продать»? // Социс. 1998. № 10 WWW-сайт.: http://www. compromat. ru.138.
  76. Д.М. Образ политического лидера и возможности его изменения /Л Полис. 2000. № 2. С. 96.
  77. Ю.Г. Что выражает дискурс российской власти? // Российская власт^ и общество: подводя итоги XX столетия. Материалы Всероссийской научно— практ. конференции «Россия на пути реформ». Челябинск, 2001 С. 39.
  78. Н.Ю. Особенности национальной североамериканской демократ!^ // Свободная мысль. 2007. № 7. С. 49−56.
  79. В. Для избирательной кампании важна не сама программа, а ее суррогат // Рынок предвыборных программ: спрос и предложение. URj^. http://www.openforum.ru/meeting/l33.htmi (дата обращения: 24.06.2009).
  80. И. Малые партии как зеркало российского политического процесса. URL: http://www.zircon.rU/russian/publication/l/30 714.shtml (дата обращения: 12.06.2007).
  81. М.Ф. Природа политического рынка // URL: http://www.socio.spb.ru:8101 /art.php3?rub= 128&id= 10 231 (дата обращения: 12.04.2009).
  82. Э. Региональная власть: как далека она от народа? // Власть. 1999. № 11. С. 24−29.
  83. Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества // Социс. 2001. № 8.
  84. И. На предстоящих выборах на правом поле сыграют три игрока. URL: http://www.zircon.rU/russian/publication/l/30 714.shtml (дата обращения: 24.10.2007).
  85. А.П. Новая политическая экономия Джеймса Бьюкенена. URL:// http ://gallery.economicus.ru/cgiise/gallery/framerightn.pl?type=in&links =./in/buchanan/lectures/buchananl 1 .txt&name=buchanan&img=lectures.jpg (дата обращения: 24.06.2009).
  86. Э. Политические ориентации населения Астраханской области. // Власть. 1999. № 8.
  87. Захаров А. В Народные образы власти // Полис. 1998. № 1. С. 86.
  88. Ф. Ляйпе М. Социальное влияние. СПб: «Питер», 2000. 448 с.
  89. В.Г. Энциклопедический словарь по экономике. Мн.: «Полымя», 1997. С. 172
  90. С.Г. Парадоксы Российского партийного строительства // Чиновник. Информационно-аналитический вестник УрАГС. 2002. № 4 (20). С. 8.
  91. С. «Яблоко» является ветераном программного движения // Рынок предвыборных программ: спрос и предложение. URL: http://www.open-forum.ru/meeting/l33.html (дата обращения: 24.06.2009).
  92. Н.В. Технологии зла в деструктивных манипуляциях // Чиновник. Информационно-аналитический вестник УрАГС. 2000. № 4. С. 48
  93. Н.В. Технологии зла в манипуляторной деятельности. Екатеринбург: УрАГС, 2000. 196 с.
  94. M.B. Как сделать отечественную культуру властвования^ ^ технологию современной? // Власть. 1999. № 11. С.38−43.
  95. Ф. Н. Политический маркетинг, или Как продать вождя? // Пос^--.•ДИС"1997. № 5. С. 98
  96. Р. Возвращение харизмы? Теория и npo6jx*"s^MbI операционализации понятий // Социс. 2003. № 3.
  97. Д., Смирнов К. Сбылась мечта. Что теперь буд^^^ политической системой страны // Коммерсант. Власть. 15−21 декабря 2^-фоз № 49 552. С. 22.
  98. Кара-Мурза Е. С. Лингвистическая экспертиза как пР0Цеигц-ура политической лингвистики // Политическая лингвистика. 2009. № 1. С.
  99. С.И. Политическая нация и ценностный выбор: °^5щие положения, российский случай (II) // Полития. 2009. № 4. С. 16.
  100. Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. М., 1
  101. A.A., Плунгян В. А. Функционализм // Фундаментам^ные направления современной американской лингвистики / Под д A.A. Кибрика, И. М. Кобозевой и И. А. Секериной. М., 1997
  102. A.B. В ожидании нового электорального предло>^-^ния Выборы региональных законодательных собраний конца 2004 Н:^чала 2005 г. // Полис. 2005. № 3. С. 116−131.
  103. Ю.Г. Псевдодоминантная партийная систег^^ предпочтения российских избирателей // Полития. 2009. № 4. С. 139.
  104. М.Е. Технологии политического лидерства в Ус-П:овиях кризиса // Общество выборы — СМИ — 1999 год: между «чистьх>^и>> «грязными» политическими технологиями. Материалы всеросси-$ 5Ского семинара — конференции. Екатеринбург, 1999. С. 29−31.
  105. Ю.А. Выборы и политическое самоопределение РосСии ц Власть. 2000. № 2. С. 11−16.
  106. Ю.А. Политическое самоопределение России: проблема выбора // Полис. 2003. № 1. С. 124−134.
  107. В. От выборов-93 к выборам-95 // Свободная мысль. 1995. № 10.
  108. Ю.А. Политическое самоопределение России: проблемы выбора // Полис. 2003. № 1. С. 134−149.
  109. Л.П., Кураков В. Л. Словарь-справочник по экономике. М.: «Гелиос» АРВ, 1999. С. 179.
  110. A.B. Конец «эпохи Путина» неизбежен // Свободная мысль. 2008. № 3. С. 5−18.
  111. К.В. Политический слоган: проблемы семантической политики и коммуникативная техника. Екатеринбург: УрО РАН, 2002. -256 с. '
  112. A.C., Мелвин Н.Дж., Нечаев В. Д. Региональные политические режимы в постсоветской России: опыт типологизации // Полис. 2002. № 3.
  113. В.А. О перспективах политических партий в РФ // Свободная мысль. 2007. № 11. С. 29−43.
  114. Ю.Г. Псевдодоминантная партийная система и предпочтения российских избирателей // Полития. 2009. № 4. С. 103−143.119.
  115. Ф. Основы маркетинга. М., 1992.
  116. О.П. Основы организации и проведения избирательных кампаний в регионах России. Калининград: Янтарный сказ, 2000. С. 140.
  117. М.А. Метафора как элемент методологии современного научного познания // Социс. 2006 № 2. С. 42−50.
  118. Г. Г. Метафора и научное познание. Баку, 1987. С. 25.
  119. Ю.Л. Партология и жизнь // Полис. 2005. № 1. С. 173−176.
  120. В.В. Возможности количественного описания электоральной динамики // Полис. 2000. № 2 С. 81
  121. Г. Д. Стратегия советской пропаганды // Политическая лингвистика. 2009. № 1. С. 179.
  122. A.B., Яргомская PI. Б. Эквилибриум Дювер^ь^^ условиях ограниченной конкуренции: думские выборы 2003 г. // П? голис 2005. № 1. С. 135.
  123. В.А. От номенклатуры к бюрократии? // Чинс^Вник Информационно-аналитический вестник УрАГС. 1998. № 1. С. 8.
  124. В.А. Партия власти, или краткий курс политолот^^ для начинающих партийных функционеров // Чиновник. Информацс^онно аналитический вестник УрАГС. 2002. № 2. С. 16.
  125. Ю.М. Внутри мыслящих миров: человек текст — семиос: история. М., 1996. С. 47−48.
  126. B.C. Постмодерн реванш «проклятой стороны мо? Керна» // Полис. 2005. № 2. С. 147−150.
  127. Марьин-Островский Взаимодействие институтов собственности и власти: построение модели анализа. На примере постсоветской России ц Политая. 2009. № 4. С. 87.
  128. В.П. Намерения и следствия в политике яализу когнитивного элементов демократии) // Полис. 2002. № 4. С. 34−43.
  129. Е.Б., Сучков Е. Б. Основы избирательных технологий и партийного строительства. 4-е изд. М.: «Русская панорама», 2003. С. 276
  130. В., Круассан А. Формальные и неформальные инстя-ГуТЫ в дефектных демократиях (II) // Полис. 2002. № 2. С. 24.
  131. O.A., Новиков В. Ю. Предвыборная кампания: практика против теории. Екатеринбург: Из-во Урал, ун-та, 2003. — 186 с.
  132. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1996, 682 с.
  133. Р. Технология избирательных кампаний в США // Полис 1991. № 3. С. 125−133.
  134. M., Альберт M., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Изд-во «Дело» 1998. 800 с.
  135. Е.Ю. Факторы структурирования // Полис. 2000. № 2. С. 89.
  136. И. Единый стратегический дизайн бренда политической партии. URL: www.sostav.ru /screen/ 15/27/online-conf/marketing/#add (дата обращения: 24.06.2009).
  137. Г. Нет ни сценария, ни стратегии, http://www.open-forum.ru/meeting/425.html (дата обращения: 24.06.2009).
  138. Мифы демократические и избирательные. URL: http://farc.narod.ru/magazine/24/24−12.html (дата обращения: 24.01.2008).
  139. А. Социологи о результатах думских выборов. Выборы без избирателей. URL: http:// www.polit.ru 10/01/2000. (дата обращения: 10.09.2008).
  140. Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М.: «Российская политическая энциклопедия», 1998. С. 5.
  141. H.H. Философия дизайна. Екатеринбург: Архитектон, 1999 С. 50.
  142. С.Ю. Россия как демократия? // Дискурс Пи. Научно-практический альманах. Екатеринбург. Вып. 3. 2003. С. 158.
  143. Е.К. Метафорический образ Америки в политическом дискурсе У. Чавеса // Политическая лингвистика. 2010. № 1. С. 106.
  144. Г. И. Популизм: структурная характеристика политики или «ущербная идеология?» //Полития. 2009. № 4. С. 40−54.
  145. Т. «Единая Россия» почистила списки регионов // Известия. № 182 от 05.10.2007 С. 7.
  146. В.В. Вероятностная модель языка. О соотношении естественных и искусственных языков. М., 1979. С. 24.
  147. B.B. О возможности метафорического использования математических представлений в психологии // Психологический журнал. № 3. Т.2. М., 1981. С. 45.
  148. И.Л. Политический маркетинг. Основы теории. М., 2008.
  149. Д.В. Манипулятивная политика: дискурс популизма. — Дискурс Пи. Научно-практический альманах. Вып. 1 Екатеринбург: Изд-во УрГСХА, 2001. С. 33−35.
  150. Д.В. 2003 Политический маркетинг: вчера, сегодня, завтра. СПб: «Питер», 2003. 166 с.
  151. Д.В. Электоральный менеджмент. Ч. I: Введение в организацию современной избирательной кампании. Екатеринбург, 2003. 133 с.
  152. Д.В. Демаркетинг в теории и практике современного политического консультирования // Дискурс Пи. Научно-практический альманах. Вып. 3. Екатеринбург: Изд-во УрГСХА, 2004. С.147−149.
  153. Д.В. К вопросу о понятии «партийный дизайн» // Социум и власть. 2006. № 3. С. 80−85.
  154. Д.В. Политический рынок: основы типологизации // Социум и власть.2008. № 3. С. 73−82.
  155. Д.В., Русакова О. Ф. Метафора «политический рынок» как методологическая основа и дискурсивных компонент политических исследований // Политая. 2009. № 4. С. 109−114.
  156. Д.В. 2010 Политический рынок и партийный дизайн в современной России: опыт метафорического моделирования становления партийной системы. 166 с.
  157. А. Нам мешает упрощенный мифологизм // Рынок предвыборных программ: спрос и предложение. URL: http://www.openforum.ru/meeting/133.html (дата обращения: 24.06.2006).
  158. Г. В. Сильная стратегия слабых. Террор в конце XX века // Полис. 2000. № 1.
  159. A.B. «Невидимая рука» избирательного процесса // Социс. 2002. № 8. С. 29−35.
  160. А. Нам нужна нормальная организация власти // Власть. 1999. № 8.
  161. Г. В. Понятие власти // Власть. 1999. № 11. С. 66.
  162. Они о нас // Коммерсант. Власть. 8−14 декабря 2003. № 48 551. С. 34.
  163. Д.Б., Козлов В. Н. Выборы и демография: конфликт статистик // Свободная мысль. 2008. № 3. С. 55−65.
  164. Г. М., Шуметов В. Г. Модель электоральных предпочтений: методология построения // Социс. 2001. № 1.
  165. Основные тенденции изменения уровня жизни населения России в 1999 году // Власть. 1999. № 11. С. 12.
  166. Г. Наша информационная доктрина. URL: http://www.strana.ru/about/02.html (дата обращения: 16.11.2007).
  167. Г. Несколько тезисов о рынке информационных войн // WWW-сайт.: http://www.russ.ru
  168. Г. Готова ли российская экономика к привлечению крупных иностранных инвестиций? // «НГ-политэкономия». № 8, 23.05.2000
  169. И.К. Демократия в России: противоречия и проблемы // Полис. 2003. № 1. С. 134−149.
  170. Партии после выборов («круглый стол») // Социс. 2004. № 11. С.34−46.
  171. Н.В. Знать или называть: метафора как когнитивный ресурс социального знания // Полис. 2004. № 2. С. 93−105.
  172. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т.З. М.: 1994. С. 345
  173. С.Н., Домышева С. А. Политическое дискурсивное пространство: принципы структурирования // Политическая лингвистика. 2009. № 1. С. 104.
  174. Т.А. Метафора и парадокс в английской терминологии: Дисс. канд. филол. наук. М., 1994. С. 3.
  175. И.С. Роль прецедентного имени в формировании эзотеричности политического текста // Политическая лингвистика. 2010. № 1. С. 126.
  176. JI.JI. ЗакС: отличников нет // Альманах Лаборатории социально-политических технологий «АМП СПб» (2) / Под общ. ред. A.B. Шустова СПб.: АМП СПб, 2001. С. 79−83.
  177. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. Сборник учебных материалов / Под ред. Е. Ю. Мелешкиной. М.: «Инфра М», 2001. С. 91.
  178. Политология. Учебник для вузов / Отв. ред. В. Д. Перевалов М.: Норма Инфра М, 1999. — 373 с.
  179. Д.Н. Специфический маркетинг: PR в политике // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1998. № 3. С. 29.
  180. A.A. Эстетика и поэтика. М, 1976. С. 434.
  181. A.A. Теоретическая поэтика. М., 1990. С. 203.
  182. К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 229.
  183. С.Н. Демократия и политический рынок в сравнительной' перспективе (II) // Полис. 2000. № 3. С. 15.
  184. С.Н. Финансирование политического рынка: теоретические аспекты практических проблем (1) // Полис. 2002. № 1. С. 21.
  185. С.Н. От «гражданского общества» к «сообществу потребителей»: политический консьюмеризм в сравнительной перспективе // Полис. 2009. № 2.
  186. В.А. Политический маркетинг: Учеб. пос. -Днепропетровск: Изд-во ДАУБП, 2001. 96 с.
  187. В.В. Харизма политического лидерства // Социс. 2002. № 3. С. 127−128.
  188. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко. Б. Г. Мещерякова. -2-е изд. М.: Педагогика-Пресс, 1998. С. 406.
  189. С. Постсоветская трансформация: взгляд из Германии. Pro et Contra: 1999. Т. 4, № 3. «Три века отечественных реформ». С. 174−191.
  190. В.М. Институциональные ловушки: есть ли выход? // Общественные науки и современность. 2004. № 5. С. 5−16.
  191. В. Массовые ценности, политическая ориентация и взаимоотношения с властью российских избирателей // Новое поколение. 1999. № 2. Т.4.
  192. М.И. Избирательные кампании: теоретико-методологический анализ // Социум и власть. 2008. № 3. С. 68.
  193. В.П. Информационная власть и демократия // Общественные науки и современность. 1999 № 4. С. 65−77.
  194. В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Общественные науки и современность. 2003. № 2. С.5−16.
  195. Н.М. О некоторых специфических чертах метафорической образности в1 стиле современной английской научной прозы, Научно-техническая революция и функционирование языков мира. М., 1977. С. 205
  196. Д.Я. Психология и психоанализ власти. Т. 1,2. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1999. — 608 с.
  197. . С. Становление многопартийной системы в постсоветской России // Свободная мысль. 2007. № 4. С. 2943.
  198. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. редакцией Г. В. Осипова-М.: «Норма Инфра», 1998. С. 117.
  199. М. Избранные баксом. С 1999 года цена депутатского мандата в России утроилась. URL: // www. compromat. Ru (дата обращения: 08.09.2005).
  200. В.Н. Гражданское общество в России: история и современность. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002. С. 134.
  201. В.Н. Толерантность и современные демократические практики // Дискурс Пи. Научно-практический альманах. Вып. 3. -Екатеринбург. Изд-во УрГСХА, 2003 С. 20−21.
  202. В.О. Качество российской демократии в сравнительном измерении // Социс. 2003. № 5. С. 30.
  203. О.Ф., Спасский А. Е. Политический маркетинг. Краткий учебный словарь. Екатеринбург: Издательский Дом «Дискурс «Пи», 2005. — 144 с.
  204. О.Ф., Спасский А. Е. Что такое политический маркетинг? -Екатеринбург: Издательский Дом «Дискурс «Пи», 2004. 144 с.
  205. О.Ф. Томография радикализма // Дискурс-Пи. Научно-практический альманах. Вып. 1: Власть дискурса и дискурс власти. -Екатеринбург: Изд-во УрГСХА, 2001. С. 172
  206. О.Ф., Русаков В.М. PR-Дискурс: теоретико-методологический анализ. Екатеринбург, 2008. С. 245
  207. Т.В. Коммуникативный имидж и речевой портрет современного политика // Политическая лингвистика. 2009. № 1. С. 109.
  208. H.A. Демократические ценности и свобода «по-русски» // Социс. 2002. № 8. С. 35−36.
  209. П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение. Теория метафоры. М., 1990. С. 417.
  210. А. В. 2008: развилки российской политики // Свободная мысль. 2008. № 2. С. 17−27.
  211. А.Ф. Третий Президент России // Свободная мысль. 2008. № 2. С.5−17.
  212. М.А. Российская политическая культура и перспективы многопартийности // США ЭПИ. 1993. № 1. С. 49.
  213. Л.Н. Коммуникативные модели оппозиционного политического дискурса // Политическая лингвистика. 2010. № 1. С. 34.
  214. В.В. Трансформация власти в контексте «новой политики» // Информационное общество: право и власть. Сборник научных статей. Екатеринбург. Изд-во УрГЮА, 2001. С. 28.
  215. Словарь современной экономической теории Макмиллана / Общ. ред. У.Пирса. М.: «Инфра М», 1997. 4-е изд. С. 310.
  216. А.И. Политология. Политические теории. Политические технологии. М., 2000. С. 456.
  217. Современный философский словарь / Под общ. ред. Кемерова В. Е. — 2-е изд., испр. и доп. Мн.: «Папринт», 1998.
  218. Современные модели политических партий: «Круглый стол», посвященный перспективам развития российской партийной системы // Свободная мысль. 2003. № 3. С. 36.
  219. А.И. От трансформации стандартов политической культуры к реформе институтов власти // Власть. 1999. № 11. С. 33−38.
  220. А.И. Культура власти: искушение конституционализмом // Полис. 1999. № 2. С. 75.
  221. А.И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации // Полис. 2002. № 3. С. 16−23.
  222. А.И. Институциональный дизайн российской власти: исторический римейк или матрица развития // ОНС. 2004. № 1. С. 64—77.
  223. В.А. Политические коммуникации в России // URL: http://www.demparty.ru/sobitiya/archiv/sorokin.doc (дата обращения: 24.06.2006)
  224. В.В. Политическая система России на пороге XXI века // Власть. 2000. № 2. С. 16.
  225. И.П. Деспотия демократии // Социс. 2008. № 3. С. 110−119.
  226. А. Е. Предмет политического маркетинга: опыт теоретического анализа. Дисс. на соиск. степ. канд. полит, наук. 23.00.01 ИФиП УрО РАН. Екатеринбург, 2005. 183 с.
  227. X., Тинделл Дж. Н. Слова и выражения в американской политике: правда и вымысел о Солт-ривер // Политическая лингвистика. 2010. № 1. С. 181.
  228. Я.Ю. Инструкция по применению. Как реформировали избирательные системы и выбирали губернаторов в других странах // Директор. Уральский деловой журнал. 2004. № 10 (56). С. 14.
  229. JI.B. Социальный капитал: типология зарубежных подходов // Общественные науки и современность. 2003. № 2. С. 33−41.
  230. Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии. М.: Изд-во «Знание», 1996. С. 37.
  231. И.Г. Динамика политических установок региональных элит России. На примере Саратовской области // Полис. 2002. № 1. С. 137.
  232. В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира. Роль человеческого фактора в языке. М., 1988. С. 182.
  233. Теория метафоры. М., 1990. С. 389.
  234. М. Итоги парламентских выборов в Украине. Политические ориентации и предпочтения населения // Полис. 1998. № 3. С. 74.
  235. Тур А. И., Головина Т. Ю., Новиков A.C. «Партийность» партийных списков // Журнал о выборах. 2001. № 1. С. 15−17.
  236. А.Д. Методология и теория массовой коммуникации в американской политологической традиции. 23.00.01. Дисс. на соиск. учен, степ. канд. полит, наук Екатеринбург ИФиП УрО РАН 1998. 120 с.
  237. C.B., Гаспаришвили А. Т., Митева Л. Д. Политическое харизматическое лидерство в России: мифы и реалии // Социс. 2003. № 3. С. 27
  238. X. Метаистория: историческое воображение в Европе XIX века / Пер. с англ. под ред. Е. Г. Трубиной, В. В. Харитонова. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002. — С. 10.
  239. A.B. Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы. СПб., 2005.
  240. С. Новости российского рынка избирательных технологий. //Власть. 1999. № 8.
  241. А.Н. Кто должен править: люди или законы, массы или личности? // Полис. 2005. № 2. С. 158−171.
  242. А.Ф. Пространство политических событий // Полис. 2005. № 2. С. 6−25.
  243. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: «Дело», 1993. 829 с.
  244. A.B. Выборы 99: дрейф в сторону двухпартийное&trade-? // Власть. 2000. № 2.
  245. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА — М, 1999. -С. 116.
  246. М. Археология знания. Киев, 1996.
  247. В.Ф. Власть: кратологический словарь. М.: Республика, 1997. С. 265−266.
  248. К.Г. Бюрократическая Дума // Полис. 2004. № 2. С. 10.
  249. К.Г. Социальные корни идейно-политической дифференциации российского общества // Полис. 1998. № 3. С. 25.
  250. P.A. К построению онтологической концепции власти: теоретико-методологический подход // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т. З, в. 1.
  251. П. Экономический образ мышления. М., 1991. С. 441.
  252. Д.В. Актуализация концепта volk в дискурсе объединения Германии (1989−1990) // Политическая лингвистика. 2010. № I. С. 143.
  253. Цифры против ЦИКа // Коммерсант. Власть. 15−21 декабря 2003. № 49 552. С. 38.
  254. A.M. Политические манипуляции, или покорение толпы. М., 1999. 206 с.
  255. Р. Психология влияния. СПб.: Питер Ком, 1999. 272 с.
  256. А.Ю. Электоральные исследования как предмет политологической рефлексии: дисс. на соискание учен. степ. канд. полит, наук. Екатеринбург: УрАГС, 1999. 189 с.
  257. В. Политический процесс в России в свете парламентских выборов // Власть. 1999. № 11. С. 7−13.
  258. В.Е. Партии и выборы. Российский и зарубежный опыт.// О выборах. 2001. № 1. С. 11.
  259. А.П. Россия в метафорическом зеркале: Когнитивное исследование политической метафоры (1991−2001). Екатеринбург, Изд-во Урал. гос. пед. ун-та. 2001. — 238 с.
  260. А.П. Политическая лингвистика: учеб. пособие. 2-е изд., испр. М., 2007.
  261. Ю.Д. Институализация государственной Думы и участие депутатов третьего созыва в парламентских выборах 2003 года // Полис. 2005. № 1.С. 121−133.
  262. П.Н. Природа социального капитала: социально-психологический подход // Общественные науки и современность. 2003. № 2 С.17−32.
  263. В.А. Психологические феномены в политической избирательной кампании. Дисс. на соискание учен. степ. канд. психолог, наук. СПб., 1999.- 186 с.
  264. Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995. С. 347 348.
  265. А.Н. Коалиционная политика российских партий // Полис. 2002. № 1.С. 118−133.
  266. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. A.A. Беляева М.: «Политиздат», 1989. С. 79−80.
  267. Ю.А. Правовая регламентация участия политических партий в избирательном процессе // Политические партии и право в современном государстве. М., 1998.
  268. Юнг К. Г. Архетип и символ. М: «Ренессанс», 1991. 297 с.
  269. И.Г. Политические индикаторы платформы Владимира Путина // Власть. 2000. № 3. С. 14.
  270. О.Н. Россия как общество риска: методология анализа и контуры концепции // Общественные науки и современность. 2004. № 2. С. 5−15.
  271. A.M. Влияние на потребителя с помощью непрямой рекламы // Маркетинг. 1998. № 6. С. 50−60.
  272. Ch. 20/20 Vision. // Campaigns & Elections. April, 2000 URL: http:// www.flndarticles.com (дата обращения: 24.06.2009).
  273. Boix С. Setting the Rules of the Game: The Choice of Electoral Systems in Advanced Democracies. // American Political Science Review. Sept, 1999.
  274. Buchanan J. M. Public choice perspective // Econ. seel. publ. 1983. N 1. p. URL: http:// www.findarticles.com (дата обращения: 24.11.2009).
  275. Boyd R. Metaphor and Theory Change: What is «Metaphor» a Metaphor for? Metaphor and Thought. Cambridge. 1980
  276. Bibby J.F. Government by concent: introduction in American politics. 2 ed., Washington.: 1995. 650p.
  277. Brzeezinski Z. The Primacy of History & Culture. // Journal of Democracy., 2001 vol. 12, № 4. p. 21.
  278. Building the Russian State: Institutional Crisis and the Quest for Democratic Governance. / Sperling Valerie (ed.), Oxford and Boulder, CO: Westview Press, 2000, 245 pp.
  279. Campaign movements. (People & Organizations). // Campaigns & Elections. August, 2002 URL: http:// www.findarticies.com (дата обращения: 24.06.2009).
  280. Campaign record, (political advertising spending in 2000). // Broadcasting & Cable. Feb 19, 2001. URL: http://www.findarticies.com (дата обращения: 24.06.2009).
  281. Charteris Black J. Politicians and Rhetoric: The Persuasive Power of Metaphor. Basingstoke, 2005.
  282. Cigler A., Loomis B. Interest Group Politics. Washington, 1986.
  283. Collier D., Levitsky S. Democracy with Adjectives: Conceptual Innovation in Comparative Research. // World Politics. 1997, vol. 49, № 3
  284. Dahl R.A. Poliarchy: Participation and Oposition. New Heaven, L. 1971.
  285. Damon W. Political development for a democratic future: a commentary. //
  286. Journal of Social Issues Fall, 1998.
  287. Dallin A. Political parties in Russia. Univ. of California, cop. 1993
  288. El Rafaie E. Metaphors we discriminate by: Naturalized Themes in Austrian newspaper articles about asylum seekers // Journal of Sociolinguistics / 2001. Vol. 5.№ 3.
  289. Finkel S.E., Muller Ed. N. Rational choice and the dynamics of collective political action: evaluating alternative models with panel data. // American Political Science Review, March 01 1998.
  290. Oldfraser. Goals and the Political Marketplace. // URL: http://oldfraser.lexi.net/publications/books/musketeers/polmarket.html (дата обращения: 24.11.2009).
  291. Hetherington M.G. The effect of political trust on the presidential vote, 1968−96. // American Political Science Review. June, 1999.
  292. Henneberg S. C. CTShaughnessy N. J. 2002. The Idea of Political Marketing. Westport.
  293. Hillman A.L., Ursprung H.W. Multinational Firms, Political Competition, and International Trade Policy // International Economic Review. May 1993. V. 34. № 2. P. 347−363.
  294. Ishiyama J. T. The Politics of Institutional Choice: The Formation of the Russian State Duma & Building the Russian State: Institutional Crisis and the Quest for Democratic Governance. // Europe-Asia Studies,. March, 2002.
  295. J. Т., Kennedy R. Superpresidentialism and Political Party Development in Russia, Ukraine, Armenia and Kyrgyzstan. // Europe-Asia Studies, Dec, 2001.
  296. Jackson T. E. Brand marketing in today’s cluttered political marketplace, (politics United States). // Campaigns & Elections. April, 2003.
  297. Kamber V. Poison Politics: Are Negative Campaigns Destroying Democracy? New York: Plenum. 1997.
  298. Kolodny R, Logan A. Political consultants and the extension of party goals. (A Slate of Candidates, A Recession of Economists, An Advice of Consultants). // Political Science & Politics June, 1998.
  299. Lakoff G. Don t Think Of An Elefant! Know your Values and Frame the Debate: The Essential Guide for Progressives. White River Junction. 2004.
  300. Lau R. The Effects of Negative Political Advertisements: A Meta-Analytic Assessment// American Political Science Review. 1999. № 12.
  301. Lees-Marshment J. 2001. The Marriage of Politics and Marketing. -Political Studies. Vol. 49.
  302. Lees-Marshment J. 2004. The Political Marketing Revolution. Manchester.
  303. Luntz F. I. Candidates, Consultants, and Campaigns: The Style and Substance of American Electioneering. New York: Basil Blackwell. 1988.
  304. Milligan M. Groups lobby Congress for «pledges». // Travel Weekly Oct 25,2001
  305. McGuire D. Study Says Political Candidates Not Using Web. // Newsbytes News Network. March 22, 2002.
  306. Moses J.C. Political-economic elites and Russian regional elections 1999−2000: democratic tendencies in Kaliningrad, Perm and Volgograd. // Europe-Asia Studies, September 01 2002.
  307. Medvic St. K. The effectiveness of the political consultant as a campaign resource. (A Slate of Candidates, A Recession of Economists, An Advice of Consultants) // Political Science & Politics, June 01 1998.
  308. B. 1994. 1990. The Phenomenon of Political Marketing. Macmillan.
  309. Oritz J. Linking Public Interest, Trust and Value Topic: Building Credibility and Trust through Public Involvement. // The
  310. American Society for Public Administration. Vol. 26 No. 7 July 2003. // http://patimes.aspanet.org/archives/2003/07/ssloritz.html
  311. Parsons T. On the Concept of political power. // Sociological theory and modern society. New York, 1956. p. 306−310.
  312. Purdum T. S. Money Politics Wasn’t Defeated in California. // New York Times 1998 June 7, Section 4, pp. 1, 4.
  313. Potter A. Organized Group in British National Politics. Wesport, 1961.
  314. Perry Sh. Thirty years of French political television. (Special Issue: Audiovisual Media in France). // Historical Journal of Film, Radio and Television. June, 1998
  315. Rowley Ch., Schneider F., Tollison R. The next twenty-five years of «Public choice» // Public choice. Vol. 77. 1993. P. 2.
  316. Sabato L. J. The Rise Of Political Consultants: New Ways of Winning Elections. New York: Basic Books. 1981.
  317. Shea D. M. Campaign Craft: The Strategies, Tactics, and Art of Political Campaign Management. Westport, CT: Praeger. 1996.
  318. Soss J. Lessons of welfare: policy design, political learning, and political action. // American Political Science Review, June 01 1999.
  319. Smith S.S. Remington T. F. The Politics of Institutional Choice: The Formation of the Russian State Duma. Oxford and Princeton: Princeton University Press, 2001, — 180 pp.
  320. Therien J.P., Noel A. Political Parties and Foreign Aid. // American Political Science Review, March 01 2000.
  321. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
  322. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
  323. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ.
  324. Федеральный Закон «О политических партиях» от И июля 2001 года № 95-ФЗ.
  325. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ.
Заполнить форму текущей работой