Президенциализация современного государственного правления и политики
Хотя институциональные дизайны современных демократических государств остаются относительно неизменными, тем не менее реальная практика функционирования государственного управления и политики изменяется. Последние тенденции характеризуются таким общим процессом, как президенциализация политики1. Президенциализация означает процесс, при котором институциональные режимы становятся все более… Читать ещё >
Президенциализация современного государственного правления и политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Хотя институциональные дизайны современных демократических государств остаются относительно неизменными, тем не менее реальная практика функционирования государственного управления и политики изменяется. Последние тенденции характеризуются таким общим процессом, как президенциализация политики1[1][2]. Президенциализация означает процесс, при котором институциональные режимы становятся все более президентскими по своей актуальной деятельности без изменения в большинстве случаев формальной структуры, т. е. типа правления. В основе данного процесса лежит ряд структурных и случайных причин, которые порождают тенденцию усиления персонального лидерства в политике и управлении. Эти процессы характерны для многих стран, таких как Великобритания, Япония, Бельгия и др., где за последние десятилетия явно усилилась власть премьер-министра без особых правовых изменений. В основе президенциализации лежат взаимосвязанные изменения в международных и внутренних условиях деятельности современного государства. Так, глобализация приводит к интернационализации политики и повышению роли персонального лидерства на уровне глобального политического управления. Возрастание роли национального государства связано с его институциональной дифференциацией и плюрализмом, что сопровождается централизацией власти для усиления координации усложнившейся структуры государственного управления, а также секторизацией выработки политики, когда падает влияние коллективного управления и усиливается взаимодействие соответствующих министров с главой исполнительной власти. На президенциализацию влияют и социальные условия, размывание социальных расколов и формирование более однородной структуры интересов, которые могут быть представлены консенсуальным лидером. Средства массовой информации вносят в этот процесс свои коррективы, заставляя упрощать коммуникационное взаимодействие политиков с населением путем символизации политики лидером, а не путем сложного объяснения существа политических программ.
Выделяют три основные формы президенциализации: президенциализация в исполнительной власти, внутрипартийная президенциализация и электоральная президенциализация. Президенциализация в исполнительной власти характеризуется повышением роли главы исполнительной власти и связана, во-первых, с ростом зон автономного контроля над дифференцированными секторами политики и управления, во-вторых, с усилением институциональной способности лидера преодолевать сопротивление других. Внутрипартийная президенциализация определяется формированием лидерского характера партий, в которых явно отмечаются преимущества для занятия лидерских позиций. Электоральная президенциализация связана с тем, что лидерство становится эффективным механизмом мобилизации электората и регулирования электорального поведения.