Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Взаимодействие государства и общества в политике информационной безопасности РФ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, построение общества «социального диалога» приобретает критически важное значение, поскольку сохранение баланса интересов государства и общества — это мощный фактор устойчивости демократических институтов, показатель степени зрелости общества в реализации не только права на выражение мнений, но и всего комплекса прав, свобод и обязанностей. Особенно это касается традиционно закрытой… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методологические основы информационной безопасности
    • 1. 1. Общество и государство как объект и субъект обеспечения безопасности
    • 1. 2. Безопасность личности, общества и государства в контексте информационно-коммуникативной революции
  • 2. Политика обеспечения информационной безопасности РФ
    • 2. 1. Институт информационной безопасности РФ
    • 2. 2. Механизмы реализации государственной политики информационной безопасности Российской Федерации
    • 2. 3. Социальное партнёрство общества и государства в обеспечении политики информационной безопасности РФ

Взаимодействие государства и общества в политике информационной безопасности РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В Российской Федерации, также как и во всем мире, проблемы обеспечения безопасности государства, общества и личности все больше выходят на первый план в государственной политике. Национальная безопасность относится к числу приоритетных целей современного государства и является одним из основных факторов его стабильного развития. Очевидно, что системные дефекты и сбои в функционировании механизмов обеспечения национальной безопасности чреваты социально-политическими, экономическими и техногенными потрясениями, способными подорвать способность органов государственного управления осуществлять свои основополагающие функции.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью осмысления современной политики национальной безопасности в связи с появлением новых вызовов и угроз жизненно важным интересам личности, общества, государства. Наряду с традиционными вызовами безопасности, имеющими отношение к деятельности экстремистских, террористических и криминальных организаций, на первый план выходят таюке угрозы использования террористами оружия массового поражения, покушений на важнейшие объекты инфраструктуры, в том числе информационной. Между тем, традиционные концепции безопасности не предлагают адекватных решений актуальных проблем, с которыми сталкивается современное государство: озабоченность по поводу транснациональных, экологических, информационных и иных угроз приводит к смещению акцентов и требует новых подходов к осмыслению проблемы безопасности.

Внедрение современных информационных технологий во все сферы общественной жизни существенно повысило зависимость общества, каждого конкретного индивида от надежности функционирования информационной инфраструктуры, достоверности используемой информации, ее защищенности от несанкционированной модификации, а также противоправного доступа к ней. Современный человек, его повседневная жизнь становятся все более зависимы от массовой коммуникации. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни современного общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих национальной безопасности. Национальная безопасность существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.1.

В последние десятилетия, в связи с распространением сетевых компьютерных технологий, мобильной связи и Интернет, информационные ресурсы современного общества подвергаются растущему числу угроз, чреватых экономическим ущербом и ставящих под угрозу безопасность национальной информационной инфраструктуры. Подобным атакам подвергаются как государственные, так и коммерческие системы, в то время как рост криминальной активности в глобальных сетях (в таких формах, как финансовые мошенничества, нарушения авторского права, распространение детской порнографии и т. д.) создает угрозы безопасности личности и общества.

Следует признать, что и в наши дни, когда возраст сетевых компьютерных технологий уже перевалил за сорокалетний рубеж, специалисты все еще пытаются осмыслить природу проблемы информационной безопасности. Возможности использования новых технологий в деструктивных, преступных и антиобщественных целях становятся все более актуальными, привлекая внимание представителей разных научных дисциплин и профессиональных сообществ, при этом сам характер этих проблем способствует размыванию и пересечению традиционных дисциплинарных и профессиональных разграничений, поиску новых интегрированных подходов и.

1 Указ Президента РФ. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета. -28.09.2000 методов как в аналитическом, так и в практическом, политико-управленческом отношениях. Основополагающим фактором сохраняющейся неопределенности в этой сфере является беспрецедентный разрыв между ускоряющимся темпом технологических инноваций и изменений, с одной стороны, и хронически запаздывающей реакцией политических и законотворческих институтов. Трудноуловимый характер проблематики информационной безопасности, в свою очередь, связан с распределенной архитектурой сетевых систем, что диктует необходимость поиска соответствующих распределенных подходов и решений, в противоположность привычному, централизованному подходу.

Политический анализ проблематики информационной безопасности указывает на растущую необходимость объединения усилий частного сектора, политических институтов и правоохранительных структур, экспертно-аналитических сообществ в поиске способов противостояния многообразным угрозам в данной области.

Не менее разрушительной для государства и общества может также оказаться недооценка политических угроз, связанных с деструктивными попытками вмешательства внешних сил в процесс функционирования социальных и политических институтов современного общества. При этом следует исходить из понимания того, что политика государства в целом, а также в области обеспечения безопасности, ее сущность, характер, формы и методы реализации в значительной степени определяются факторами, процессами и событиями, происходящими в гражданском обществе. Обеспечение национальной безопасности тесно связано с формированием и развитием гражданского общества. В условиях новых вызовов и угроз российскому обществу и государству их основной совместной задачей является объединение усилий, углубление диалога и сотрудничества в формировании политики национальной безопасности.

Актуальность темы

исследования определяется ещё и тем, что Россия всё ещё стоит на перепутье, и задача государственной политики в области безопасности РФ состоит не только в том, чтобы защитить граждан и общество от этих угроз, но и реализовать эту политику в таких формах и методах которые, в свою очередь, не поставили бы под угрозу выбранный демократический вектор развития. Адекватная запросам времени политика в области безопасности должна опираться на приоритеты взаимовыгодного сотрудничества и развития гражданской инициативы, при руководящей и направляющей роли государства. Сегодня сложились все предпосылки к тому, чтобы стратегии социального партнерства и гражданского участия заняли достойное место в процессах выработки и реализации комплексной политики информационной безопасности.

Следует также отметить, что процесс осмысления накопленного мирового опыта обеспечения безопасности государства, общества и личности, в том числе в информационной сфере, в нашей стране находится в активной фазе. В научной и политической элите наблюдается достаточно широкий разброс мнений о том, какую модель считать наиболее приемлемой и оптимальной для современной России, что из зарубежного опыта целесообразно принять, а от чего следует отказаться. Также в политическом сообществе нашей страны продолжается активная дискуссия по поводу гражданского контроля за деятельностью органов безопасности государства.

Степень научной разработанности проблемы. В современной политической науке существует ряд направлений исследований, посвященных проблематике национальной безопасности, в том числе в аспекте безопасности информационной, а также проблематике становления и развития гражданского общества, однако отсутствуют исследования, рассматривающие роль гражданского общества, его приоритетов и интересов в процессе и механизмах формирования политики безопасности.

Важным теоретическим источником исследования проблем информационной безопасности является комплекс работ, посвященных проблемам национальной и международной безопасности. Традиционно специалисты в области безопасности уделяли основное внимание ее военным аспектам и проблемам разоружения. В связи с этим особую важность для проводимого исследования приобретают работы, в которых безопасность рассматривается как многофакторное, «структурное» явление, несводимое только к военно-политическому и военно-техническому компонентам, в которых социальное измерение приобретает все большее значение. Этого подхода к проблемам безопасности придерживаются, например, Р. Алман, Р. Смоук, Дж. Коллинз, Р. Уоккер, П. Бек, М. Берковитц, А. Белами.2.

В отечественной науке интерес к проблемам национальной безопасности заметно вырос в начале 1990;х годов. Появились многочисленные публикации, посвященные социально-политической сущности безопасности личности, общества и государства: работы таких авторов, как Макеев А. В., Пирумов B.C., Бельков О. А., Павленко С. З. и т. д. 3.

Ряд отечественных ученых сосредоточили свои усилия на комплексном анализе проблем национальной безопасности и создании теоретико-методологических основ национальной безопасности (разработка категориально-понятийного аппарата, анализ и классификация угроз, структуры, функций и принципов обеспечения национальной безопасности). Большой вклад в этой области принадлежит таким ученым как Возженников.

2 Ulman R. Redefining security // International sccuriiy. l983.Vol.8.PP. 129−153- Smoke R. National security afiairs // F. Grecnstein, Polsby (eds). Handbook of Political Sciencc. Reading Mass.: Addison-Wcslcy, 1975. Vol.8. PP.247−362-John M. Collins Grand Strategy: Principles and Practiccs, 1973. Definition of Grand or National Security Strategy and Statecraft // Course 1: Foundations of National Security Strategy. National War College.-Washington, DC, 1993. Pp. 1−4- Wakkcr R.B.J. Security, sovereignty, and the challenge ofworld politics // alternatives. 1990. Vol. 15.PP.3−27- Beck P.G., Bcikowitz M. The emerging field of national security // World Politics. 1966. Vol, 19.PP.122−136- Alex IBcllamy & Matt McDonald. «The Utility of Security: Which Humans? What Security? A Reply to Thomas & Tow» // Security Dialogue. Vol. 33 (3), September 2002. Pp. 373−377.

3 Макеев A.B. Пошгшка и безопасность России (теоретические основы) //Безопасность. 1998. № 5−6- Пирумов B.C. Методология комплексного исследования проблем безопасности РоссннУ/ В кн. Проблемы глобальной безопасности (Материалы семинаров в рамках научно-исследовательской и информационной программы (ноябрь 1994 — февраль 1995 г. г.)).- М.: ИНИОН РАН.1995; Бельков О. А. Поняпишо-категорпальныи аппарат концепции национальной безопасности // Безопаспосгь: Инф. сбУ/ Фонд национальной и международной безопасности / Гл. рея. Г. Сергеев. 1994. № 3- Павленко С. З. Новые подходы к безопасности страны как фактор консолидации политических партий, общественных организаций н дпнжешш перся выборамп//Бсг50пасиость. -№ 10, октябрь, 1995.

А.В., Прохожев А. А., Косов Ю. В., Арбатов А. Г., Смульскии С. В., Дзлиев М. И, Мирошниченко В. М., Белов П. Г 4.

Особую базу для исследования составили работы, посвященные переосмыслению политики и стратегии национальной безопасности в связи с изменением внутренних и внешних условий в стране (Радиков И.В., Кефели И. Ф., Кортунов С. В., Харичкин И. К., Буркин А. И., Возженников А. В., Синеок Н. В., Зубков А.И.)5 Эти авторы формулируют новые подходы к национальной безопасности, анализируют влияние современных политических процессов на национальную безопасность, трансформацию внешних и внутренних угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Частные проблемы национальной безопасности Российской Федерации в различных сферах жизни общества также привлекают внимание многих отечественных ученых. В последние годы более пристально изучались проблемы обеспечения национальной безопасности в экономической, экологической, информационной и политической сферах.6.

Как и большинство работ по проблемам безопасности, основная масса исследований по информационной безопасности посвящена ее военно.

4 Возжешшков А. В. Национальная безопасность Росстнс методология исследования и политика обеспечения, — М.: Изд-во РАГС, 2002; Прохожее А. А. Национальная безопасность: проблемы теории. М: РАГС.1997; Общая теория национальной безопасности./ Под. общ. рея. А. А. Прохожсва. -М.: Изд-во РАГС.2002; Косов IOJ3. Безопасность: геополитический аспскт//Весга. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 6. -1999. — Вып. 2- Арбатов А. Россия: национальная безопасность в 90-е годы// Мировая экономика н международные отношения, 1994, N 8−9- Арбатов А. Безопасность: Российский выбор. — М: ЭПИцентр, 1999; Дшнев МК, Романович AJL, Урсул АД. Проблемы безопасности: тсорстнко-мстодолопгосскии аспект. М: МГУК, Друг.2001. Дзлнев МЛ. Основы обсспечсшш безопасности России: / М. И. Дзлиев, АД УрсулРос. гос. торгово-экои. Ун-т, НИИ проблем безопасности и устойчивого развития. -М: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003; Белов КГ. Методологические аспекты национальной безопасности Poccini. М.: ФЦНТП «Безопасность», 2002; М1фошниченко В. М Организация и обсспсченпе национальной безопасности Российской Федерации./ В.М. М]фоишнчснко. — М.: Издательство «Экзамен», 2002.

5 Радиков КВ. Политика и национальная безопасность. СПб.: Астсрион, 2004; Кефели И. Ф. Судьба России в глобально! геополитике. -СПб.: «Северная звезда», 2004; Кортунов С. В. Становление политики безопасности: Формирование политики национально!*! безопасности России в контексте проблем глобализации. М.: Наука, 2003; Харичкин И. К Политическая элита п ее роль в обсспечсшш национальной безопасности РоссииМ: МВК1999; Буркин АЛ, Возжешшков А. В., Сшгеок КВ. Национальная безопасность Poccini в контексте современных политических процессов/ АВ. Возжснников, общ. ред. -М: Изд-во РАГС.2005; Зубков АЛ. Геополитика и проблемы национальной безопасности Poccini. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресо>, 2004.

6 Экономическая и национальная безопаснослъУ Под. ред. Е.А. ОлеГи пгкова. -М: Издательство «Экзамен», 2004; Кисловский ШО. Экономическая безопасность России в прошлом и настоящем., М 1998; Харченко С. Г. Методология и теория экологической безопасности Poccini. М., 1999; Панарнн К Усиление роли информащюнных факторов в системе обеспечения национальной безопасности PocciniЛ Власть. — 1998. № 1- Серебрятшков В. Пол1ггическая безопасность.// Свободная мысль. 1997. № 1. С. 18−32- Бельков О. А Безопасность России— условие и смысл существования власти.// Власгь.-1998.№ 5. политическим и техническим аспектам. Известными западными специалистами в этой области, давшими рабочие определения «информационной безопасности», выделившими основные направления информационного г противоборства, являются У. Швартау и М.Либики. Среди российских специалистов в области военно-политических аспектов информационной безопасности можно отметить Шерстюка В. П., Цыгичко В. Н., Смоляна Г. Л. и Череппсина Д. С., Емельянова Г. В. и Стрельцова А. А., Панарина И. Н., о.

Меньшакова Ю.К.

Постепенно в научном сообществе складывается понимание необходимости комплексного подхода к проблемам информационной безопасности. Характерной чертой современных исследований, посвященных анализу философских и социально-политических проблем информационной революции, является попытка рассмотрения указанных проблем в контексте информационной безопасности. В социальной философии отдельные аспекты изучения информационной безопасности осмысливались в контексте более широкой проблемы — становления и развития информационного общества. При этом феномен информации изучали: Винер Н., Бачило И. Л., Семилетов С. И., у.

Schwartau W. Information Warfare: Qiaos on the Electronic Superhighway. New York: Thunders Month Press, 1994.110 p.- Shwartau W., Draper J. Cybcrshock. NY.-.Thunder's Mounth Press, 2000.470p.- Libiki M. What is Information Warfare? ACIS Paper 3. 1995. August// Адрес в сеш Интернет: http^Avww.ndu.cdu/inss/actpubs/act003/a003.html.

Шсрспок В. П. Информационная безопасность в системе обсспсчсння национальной безопасности России, федеральные и региональные аспекты обеспечения информационной безопасности // Разв1ггие информационного общества в России. Том 1. С.55−57- Шсрспок В. П. Проблемы развития гуманитарного образования в области информационной безопасности Российской Федерации // Глобальная информатизация и безопасность России.С.133−142. Цыгичко ВЛ, Смолян ГЛ., Черешкнн ДС. Информационное оружие как геополитический (|>акгор и инструмент силовой потгтикн. М.:Ин-т систем. анализа РАН, 1997. 31с.- Черешкнн ДС., Смолян Г. Л. О формировашш информационного общества в Poccmi // Информационные ресурсы России. 1998. № 1. С.8−13- Черешкнн ДС., Смолян Г Л Сетевая ин (]юрмацио1тая революция // Ииформациошшс ресурсы России. 1997. № 4. С. 15−18- Смолян ГЛ., Черешкнн ДС., Штрик А. А Перспективы вхождения России в глобальное информационное сообщество (некоторые результаты анализа зарубежного опыта) // Информационное общество. 1999. Вып. 6. Емельянов Г. В., Стрельцов А. А. Информационное общество и проблемы обсспсчсння информационной безопасности государств-участников Содружества Независимых Государств // Глобальная шформатизация и безопасность России.С. 34−41- Емельянов Г. В., Стрельцов АА. О доктрине информационной безопасности Российской Фсдсрацшг // Развитие информационного общества в России. Том1.С.57−63- Стрельцов А. Проблемы рсализащт доктрины информационном безопасности на современном этапе // «Право знать: история, теория, практика». 2001. № 11−12 (59−60) ноябрь-декабрь // Адрес в сети Интернет: http^Avww.ksdi.ru/riglit/2 001 5960(ll-12)/strclcovl l12. htmLПанарин ИЛ Информационная воши н Россия. ML: Мир безопасности, 2000. 159с.- Панарин И. Н. Информационная война XXI века: готова ли к ней Росам? // Власть. 2000. № 2. С.100−105- Панарин И. Н. Информационно-пснхолоппсскос обеспечение безопасности государства в XXI веке // Адрес в сети Интернет: hUp: Msaraikni/cpis/vin/konfcr/9804/panariiiJitm.- Меньшаков Ю. К. Защита информации от технических разведок. М.: РГГУ, 2001.

Бородакий Ю.В., Лободинский Ю. Г., Фатьянов А. А., Абдеев Р. Ф., Коиггоров Д. С., Спока В. К. и другие". В западной литературе изучению информационного общества свои исследования посвятили целый ряд авторов, в их числе: футоролог Элвин Тоффлер, социолог Д. Белл, Мануэль Кастельс, Нико Стрех10 и другие. В данном диссертационном исследовании автор опирался и на опыт российских исследователей: Курносову И. Н., Алексеева И. Ю., Панарина И. Н., Чернова А. А., Стрельцова А. А. и Ановсова В. Д. 11 и других.

Исследованию природы и роли гражданского общества в политическом процессе посвящены классические работы таких авторов, как А. Бентли, Д. Трумэн, М. Олсон, Г. Алмонд, Д. Пауэлл, Ж. Блондель, Р. Даль, Дж. Ричардсон,.

Г. Джордан, Ф. Шмитгер, Дж.Лембрух. Эти авторы разрабатывали вопросы формирования и функционирования структур гражданского общества и их роль в процессе принятия политических решений.

9 Винер Н. Кибернетика и общество.- М.: Иностранная литература 1958; Шеннон КЭ. Работы по теории информации и кибернетике. — М.: ИЛ, 1963; Бачило ИЛ. Инсппугы шггсллсиуалыюи собственности и информация // И]ггеллсюу альная собственность: современные правовые проблемы. Проблемно-тематический сборник — М: ИГП, ИНИОН РАН, 1998; Сехшлстов С. И. Информация как особый объект права // Проблемы информатизации! — 1999. -№ 3- Бородакий Ю. В., Лободинский Ю. Г. Информационные технологии: методы, процессы, системы, — М.: Радио и связь. — 2001; Фатьянов А. А. Информация как объект права //Информационная безопасность России в условиях глобального информационного общества. Проблемно-тсмалмесюш сборник. -М. — 2001; А Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. / Редакторы: Е. С. Ивашкина, BJ*. Деткова. — М.: ВЛАДОС, 1994; Конторов ДС., Коиторов М. Д., Спока В. К. Радиоинформатика, — М.: Радио и связь. -1993; Черри К Человек и информация. Кршгика и обзор.- М: Издательство «Связь», 1972.

10 Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура: Пер. с англ.- М.: ГУ-ВШЭ, 2000; Bell D. The Coming of Post-industrial Socicty. A Venture in Social Forecasting. N.Y., Basic Books, Inc., 1973; Тоффлер Э. Третья волна/пер. с англ. под ред. П. С Гуревнчп. -М: «АСГ», 1999; NicoStchrTIic Fragility of Modem Societies. Knowledge and Risks in the Information Age. LondonThousand OaksNew Delhi: SAGE Publications, 2001.

11 Курносов И. Н. Информационное общество: планы и программы зарубежных стран. М., 1997; Алексеева И. Ю. Во31Шкновсние вдеолопш информационного общесгва//Информацно1шос общество.- 1999, — № 1- Панарпн ИН. Ин (}юрмащю1тая nointa и геополитика. — М.: Издательство «Поколите», 2006; Чернов А. А. Основные исторгасо-тсоретические этапы развили концепции глобального информационного общества// Информация. Дипломатия. Психология. Сборник материалов круглого стола п лекций кафедры массовой коммуникации и связей с общественностью Дипломатической акэделпш МИД РФ. — М: Известия, 2002; Стрельцов А. А. Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы/ Под ред. Академика РАН В. А. Садовшпего и члена-корр. Академии криптографии РФ В. П. Шсстюга. — М., МЦНМО, 2002; Ановсов В. Д, Стрельцов А. А. О доктрине информационной безопасности Российской Федерации// Ин (}юрмащюннос общество.-1997.-№ 2−3.

12 Bcntly A. Process of GovemmenL Edited by Peter H. Odegani-Cambridgc, Massachusetts: The Belknap Press of Harvard University press, 1967; Truman D. The Governmental Process. Political Interests and Public Opinion.-N.Y., Knopf, 1951; Olson M. The Logic of Collective Action. Public Goods and the Theory of Groups. Cambridge (Mass.), Harvard University Press, 1965: What are interest groups?: Types of groups. // Politics: An Introduction.-London, New York: Routletgc, Taylor and Francis group, 2002; Blondel J. Comparative Government: An Inlroduction.-Cambridge, 1995; Richardson J. (ed.). Pressure Groups. Oxford, Oxford University Press, 1993; Джордан Г. Группы давлсшш, гарпш и социальные движения: есть ли потребность в новых разграшшеннях? // МЭ и МО, 1997, № 1. C.8Z-97- Pattern of corporatist Policy — making / Ed. Gerhard Lehmbruch & Pliilippe С ShmiUcr. London: sage pubL, 1982.

Особого внимания заслуживают работы авторов, анализирующих тенденции и характер развития гражданского общества в России (Гуторов В. А.,.

1 ^.

Солонин Ю.Н., Ачкасов В. А., Лопушанский И. Н, Кальной И.И.) Опубликован ряд исследований, посвященных ключевой для российских групп интересов проблеме отношений с государством, в них анализируются важнейшие аспекты отношений групп интересов и российского государства (Перегудов С., Лапина Н., Семененко И., Левина Е. А., Толстых П.А.).14 Ряд исследований посвящен изучению системы взаимодействия государственной власти с группами интересов в рамках концепций плюрализма, корпоративизма и политических сетей (Сморгунов Л., Перегудов С., Виноградова Т.)15 Особый интерес представляют многочисленные исследования, посвященные взаимоотношениям бизнеса и власти (Зудин А., Крыштановская О., Бунин И., Кинякин А., Мухин А., Паппэ Я., Берлин А., Григор Г.)16.

Изучению эволюции гражданских основ в информационную эпоху посвятили свои труды Баяхчева С. Л., Илларионова С. И., Василенко В. И., Журавель В. П. 17 и другие. Проблемам взаимоотношений государства.

13 Гуторов В. А Гражданское общество: эволюция практической философии и современная реальность. С.47−69- Солонин Ю. Н. Гражданское общество в контексте российских проблем. С 13−20- Ачкасов В. А. Триста пятьдесят тысяч общественных объединений — это много или мало для гражданского общества в России? С. 69−82, Лопушанский И. Н. Гражданское общество Россиипрактические возможносшюС. 126−129- Кальной ИИ. «Гражданское общество» — приоритетная идея России XXI века. С. 95−97. в кн. Стратегии формирования гражданского общества в России // Материалы Второго российского научно-общественного форума «Гражданское общество в России как демократический проект» (21−23 февраля 2002 г.)/Под ред. Проф. В. Г. Марахова — СПб.: Изд-во НИИХ СП6ГУ, 2002.

14 Перегудов С. П., Лапши HJO., Семененко И. С. Группы интересов и российское государство. М: УРСС.1999; Толстых ПА Практика лоббизма в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: Научное издание/ П. А. Толстых. М: Канон +, 2006; Левина Е. А Лоббирование интересов интегртфованных структур в современной России. — Москва: Фонд ИНДЕМ, 2006.

15Сморгунов Л. Плюрализм, корпоративизм и политические сети Н hltp://pliilosophy.pu.ru/dcps/poldir/educat/courscs/complax/Tals/ Smorgunov. litmГосударственное управление и политика/ под pozt Л. В. Сморгунова, СПб.: Изд.-во С.-Пстер. Ун.-та, 2002; Вшюрадова Т. Н. Лоббирование в процессе принятия политических решений: дисс.кацд. полит. Н.-СП6.: СЗАГС.1999; Перегудов С. П. Корпорации, общество, государство: Эволюция отношений. — М: НаукаД003.

16 Зудин, А Разв1ггис взанмоотношешш крупного бизнеса и власти при Пупше и их влияние на апуацию в Российских рспюнах7/ Рспшнальная эл1гга В современной Poccini / Под общ. род. Я. Фрухтманна.-М. Фонд «Либеральная миссия», 2005; Паппэ Я. Ш. «Олигархи» Экономическая хроника 1992;2000.М: ГУ-ВШЭ.2000; Мухин А. А. Олигархи: последняя перекличка. — М: Изд-во Алгоргггм, 2006; Кшшкшг А. А. Финансово — промышленный лоббизм в России н ГсрмашшУ/ Аюуальные проблемы шшггалоппс Сборник научных работ студентов и аспирантов PoccniicKoro унивсрсиггста дружбы юродов. / Отв. рея.: д.ф.н., проф. В. Д. Зотов. — М: МАКС Пресс, 2001; Керлнн АД, Григор Г. Э. Корпорапшньш лоббизм: Теория и практика. -М.: Издательский дом Международного yiumcparrcrra в Москве, 2005.

17Баяхчсва CJL, Илларионов С. И., Идеология гражданского общества — М: ООО «РИЦ «ПрофЭко», 2006; Василенко В. И. Влнязшс гражданского общества щ безопасность Pocam в условиях глобализащпь — М: Изд-во общества — личности свои труды посвятили Левин И. Б., Мотин Ю. Н.,.

Серебрянников В. и Хлопьев А. и другие. Сквозь призму развития информационного общества проблематику безопасности общества, личности и государства изучали такие западные авторы как: Билл Максвини, Эштон Картер, Вильям Перри, Джон Штейнбрунер19 и другие.

В отечественной науке проблематике информационной безопасности свои исследования посвятили: Букреев И. Н., Брандман Э. М., Галатенко В. А., Емельянов Г. В., Лопатин В. Н., Макарычева А. С., Стрельцов А. А., Филин С. А., Ярочкин В. И. и многие другие. Информационную политику как составную часть национальной безопасности рассматривают: Байсалбаева Ж. А, Гончаров n 1.

С.А., Шаваев А. К. и другие. А сквозь призму интересов государства и развития гражданского общества обеспечения информационной безопасности изучали: Перналь Рикеель, Толстов В. Ю., Саидов А. Х. и Кашинская Л. Ф., Журавель В. П., Лопатин В. Н., Серебрянников В., Хлопьев А. 22 и другие.

РАГС, 2006; Журавель ВЛ Гражданское общество: проблемы идеологического и информационного противодействия терроризму// Право и безо плен ость.-2004.-№ 3 (12).

18 Левин И. Б. Гражданское общество на Западе н в России // Полна -1996. -№ 5- Мотан Ю. Н. Гуманитарные аспекты информационной безопасности в условиях развития России. Учебное пособие/ Под ред. С. В. Смульского. -М.: Военная академия РВСН, 1999; Серебрянников В., Хлопьев А. Социальная безопасность России. — М.: ИСПИ РАН, 1996.

19 Bill McSwccncy, Security, Identity and Interests// A Sociology of International Relations. Cambridge: Cambridge University Press, 1999; Carter, Asliton В., William J. Репу, and John D. Slcinbrunner, A New Concept of Cooperative Security. -Washington, DC: The Brookings Institution Press, 1993.

20 Букреев И. Н., Социальные аспекты информационной безопасности// Информационное общество.-1998.-№ 6- Брандман Э. М. Информациошгая безопасность российского общества в современных условиях// Власгь.-2007.-№ 5- Галатснко В. А Информационная безопасность //Открытые системы.- 1996. -№ 1 (15) — Емельянов Г. В. Основы государственной политики Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности и безопасность компьютеризированных систем// Информационное общесгво.-2000.-выпуск № 6- Лопатин В. Н. Информационная безопасность Россшп Человек: Общество. Государство /Санкт-Петербургский утшвераггет МФД России. — СПб.: Фонд «Университет», 2000; Маклрычсв А. С. «Мягкие» и «жёсткие» вызовы безопасности в Приволжском федеральном округе. Аналитический доклад. — Нижний Новгород: IREX & ВЕСА, 2001; Макарычев А. С. Безопасность как феномен публичной политики: общие закономерности и проекции га балтийский регион // Стратегии сотрудничества с гражданским обществом по проблемам безопасности. Тезисы докладов участников международной конференции «Фабрики мысли Балпнгского региона», — СПб: Цс1пр «Стратегия», 2003; Стрельцов АА Обеспечение информационной безопасности России Теоретические и методологические основы/ Под ред. Академика РАН В. А. Садовннчеш и члена-корр. Акадсшга криптографии РФ ВЛХШеспока. — М., МЦНМО, 2002; Филин Информационная безопасность: Учебное пособие.- М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2006; Ярочкин В. И. Информационная безопааюсгь: Учсбш1к для студентов ВУЗов, — М.: Акадсмшгсский проектФонд «МИР», 2003.

21 Байсалбаева Ж. А. Информационная безопасность как составная часть национальной безопасности. Астана, 2002; Гончаров С. А. Национальная безопасность: проблемы и пути решения. М, 1999; Шаваев А. К. Национальная безопасность как сложная комплексная система, ее сущность и структура //Безопасность.- 1999.-№ 1−2.

22 Pemillc Riekcr. «Security, integration and identity cliangc». Norwegian Institute of International Aflaiis, Working Paper 611, December 2000; Толстов B.IO. Обеспечение информационной безопасности в Poccini стратегиями социального партнёрства: авторсф. Днсс. кандидата философских наук 09.00.11. Автор: Толстов Виктор Юрьевич.-Ростов-на-Дону, 2006; Саццов AJC, Кашинская Л. Ф. Взаимосвязь и взаимодействие (опыт политико-правового анализа)//.

Однако, несмотря на представленное многообразие научной литературы, посвященной как проблемам национальной безопасности, информационной безопасности, так и гражданскому обществу как таковому, следует констатировать тот факт, что комплексное исследование роли структур гражданского общества как субъектов политики национальной безопасности Российской Федерации и их влияния в рамках соответствующих процессов и механизмов еще ждет своих первооткрывателей.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего диссертационного исследования является разработка оснований теоретической модели информационной безопасности современного государства, предполагающей теоретико-методологическое обоснование потенциала и перспектив повышения роли гражданского общества, его приоритетов и интересов в контексте выработки и реализации политики информационной безопасности.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

— уточнить сущность и содержание понятия «безопасность», субъект-объектное измерение общественных и властно-политических отношений в области обеспечения безопасности современного государства, общества и личности;

— выявить основные направления эволюции общественно-научного дискурса в области проблематики безопасности, имея в виду изменение его ценностных ориентиров и приоритетов в процессе исторического развития государства и гражданского общества;

Журнал российского права [Электронный ресурс]. — Юридическая библиотека ЮРИСТЛИБ, — 2005, — Режим доступа: http:/Avvvv.jurisllib.ru/book3156.html, свободныйЖуравель В. П. Гражданское общество: проблемы идеологического и информационного противодействия терроризму// Право и бсзопасность.-2004.-№ 3 (12) — Лопатин В. Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство /Санкт-Петербургский университет МФД России. — СПб.: Фонд «Университет», 2000; Серебрянников В., Хлопьев А. Социальная безопасность России. — М.: ИСПИРАН, 1996.

— уточнить содержание основных теоретических подходов к пониманию гражданского общества как субъекта и объекта отношений в области обеспечения безопасностивыявить особенности формирования и реализации политики безопасности в условиях информационно-коммуникационной революции и движения к информационному обществу;

— дать комплексный анализ основных направлений реализаций функций государства по обеспечению информационной безопасности, с учетом актуальных вызовов и угроз в данной области;

— раскрыть политико-административное содержание российской модели политики информационной безопасности, институциональные механизмы и процессы в данной области;

— сформулировать модель взаимоотношений гражданского общества и государства в качестве объекта и субъекта политики информационной безопасности;

— обобщить имеющийся мировой опыт взаимодействия государства и гражданского общества в области информационной безопасности;

— обосновать потенциал и перспективы реализации стратегий социального партнерства и взаимовыгодного сотрудничества государства и гражданского общества в процессах и механизмах формирования политики безопасности.

— выработать конкретные предложения по реализации стратегий социального партнерства в области политики информационной безопасности.

Объектом исследования является комплекс общественных отношений, связанных с поддержанием и упрочением национальной безопасности, содержание и специфические особенности которых определяют условия выработки и реализации государственной политики в области информационной безопасности.

Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты реализации стратегий взаимодействия органов государственной власти и структур гражданского общества на основе консенсуса и партнерства в процессе обеспечения информационной безопасности.

Теоретико-методологическая основа исследования. В качестве методологической основы исследования использовались принципы исторического анализа, позволившие рассмотреть безопасность, как явление, понимание которого прошло путь от физиологического к комплексному общественно-политическому пониманию. И поскольку безопасность — явление общественное, то изменения эти происходили во многом под влиянием борьбы общественных и государственных интересов, которые в свою очередь были обусловлены развитием политической и экономической системы и общим ходом исторических процессов. Поэтому в основе исследования в качестве методологии выступает системный и сравнительные подходы, которые позволяют комплексно рассматривать поднятую проблему в единстве всех составляющих значимых характеристик. Факторный (детерминистский) подход позволил раскрыть причины, угрозы и основные проблемы обеспечения информационной безопасности. В диссертационном исследовании учитывались возможности системно-динамического и деятельностно-активистского подходов к изучению и пониманию сущности информационной безопасности и способов ее обеспечения. А функциональный анализ позволил автору рассмотреть необходимость формирования гражданского общества как ключевой момент обеспечения безопасности общества, а также определить роль стратегий сотрудничества в обеспечении информационной безопасности. В работе используются методы наблюдения и анализа конкретных политических ситуаций, обобщения, синтеза и аналогий, совокупность которых позволяет рассмотреть предмет исследования в многообразии его проявлений.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили также материалы дискуссий, научно-практических конференций международного и национального масштабов, авторефераты и материалы диссертаций по профилю исследования, публицистические материалы, материалы политологических, социологических и информационных сайтов Интернет. Исследование опирается на положения и выводы, категориальный аппарат политологии, философии, юриспруденции, социологии, теории безопасности. Особое внимание было уделено научному анализу соответствующих положений российского законодательства, посвященных актуальным проблемам национальной и информационной безопасности.

Научная новизна исследования заключается в следующем: В уточнении теоретико-методологических проблем безопасности как категории политико-управленческого знания.

• В выявлении основных направлений эволюции общественно-научного дискурса с точки зрения изменения ценностных ориентиров и приоритетов политики безопасности в процессе исторического развития государства и гражданского общества.

• В выявлении и раскрытии особенностей российской модели политики информационной безопасности. в В определении потенциала и перспектив реализации стратегий социального партнерства и взаимовыгодного сотрудничества государства и гражданского общества в области политики информационной безопасности.

Тезисы, выносимые на защиту:

1. «Безопасность» в широком смысле понимается как защищенность или отсутствие опасности. Хотя военно-политические вызовы и угрозы по-прежнему остаются существенным фактором политики безопасности, в широком смысле понятие «безопасность» включает также иные, но не менее актуальные, вызовы государственному суверенитету и целостности общества: организованная преступность, этнические и религиозные конфликты, коррупция, нелегальная иммиграция, истощение источников природных ресурсов, распространение оружия массового поражения, терроризм и др. Несмотря на такое расширенное толкование понятия «безопасность», соблюдение и защита основных свобод личности или, другими словами, «индивидуальная безопасность» — это то ядро, производными от которого являются все остальные формы безопасности.

2. «Безопасность» — это свойство социальной системы, при котором возможна реализация потребностей элементов этой системы за счёт противодействия угрозам. Обеспечение безопасности личности есть создание условий, при которых реализовывались бы ее интересы, осуществлялись бы поставленные цели, в основании которых лежат ее ценностные приоритеты. Это, в свою очередь, означает, что обеспечение безопасности есть процесс создания благоприятных условий деятельности, процесс овладения субъектом необходимыми условиями собственного существования. Обеспечение безопасности как процесс овладения условиями существования есть в то же время процесс реализации свободы субъекта как способности контролировать условия собственного существования. Свобода и безопасность, таким образом, — тесно взаимосвязанные явления, образующие фундаментальные аспекты социального бытия, важнейшие характеристики социальных систем.

3. Необходимо принимать во внимание сущностный дуализм взаимоотношений личности, общества и государства в области обеспечения безопасности. С одной стороны, главная функция политики безопасности современного государства — защита интересов общества и гражданина, хотя история знает немало примеров того, как государство, в свою очередь, выступало источником угроз безопасности личности и общества. С другой стороны, личность как объект безопасности имеет двойственную природу — она нуждается в защите и, в свою очередь, может выступать в роли источника угроз и вызовов безопасности.

4. Восприятие безопасности изменчиво и склонно эволюционировать под воздействием экономической среды, общественного и политического развития. При этом все изменения в понимании «безопасности» исторически сопровождались изменением в системе отношений общество-государство.

5. Необходимым условием успешной реализации государственной политики безопасности является наличие устойчивой системы взаимодействия властно-политических и социально-экономических институтов общества. Особое значение в этом плане имеют хорошо налаженные отношения между органами управления, силовыми структурами и структурами гражданского общества. В демократической политической системе ролевые и функциональные позиции всех составляющих комплекса институтов и процессов в области политики безопасности должны быть совместимыми с ценностными приоритетами гражданского общества, нормами прозрачности и подотчетности, обеспечивая эффективные возможности общественного участия и контроля.

6. Чем выше доля активности индивидов, организаций я государств, осуществляемая ими в информационной сфере, тем значимее проблемы безопасности, с которой сталкивается общество. Внедрение современных информационных технологий во все сферы общественной жизни существенно повысило зависимость общества, каждого конкретного индивида от надежности функционирования информационной инфраструктуры, достоверности используемой информации, ее защищенности от несанкционированной модификации, а также противоправного доступа к ней. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни современного общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих национальной безопасности.

7. Необходимо избавляться от преобладающего сугубо технологического восприятия информационной безопасности. Комплексное понимание природы безопасности современного общества предполагает применение инструментария не только технического, но и идеологического характера. Ключевым элементом политики информационной безопасности может стать культивирование ценностей и приоритетов гражданского общества, стратегий социального партнёрства и информационного взаимодействия.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические выводы и практические рекомендации могут быть:

• использованы государственными федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, политическими партиями и общественными организациями, а также органами безопасности в их законотворческой и практической деятельностив применены в учебном процессе в высших учебных заведениях политологического профиля, а также в обучении и переподготовке, повышении квалификации государственных служащих;

• использованы при подготовке аналитических и научно-исследовательских разработок, проведении научно-практических семинаров и конференций, профильных парламентских слушаний и т. п.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2007». Диссертация обсуждена на кафедре политического анализа факультета государственного управления Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и рекомендована к защите. Результаты исследования отражены в 2 публикациях общим объемом 1,66 печатных листов.

Структура диссертации и ее содержание подчинены целям и задачам исследования, которые и определили логику изложения. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка литературы.

Заключение

.

В соответствии с основными задачами, в ходе нашего исследования мы определили сущность такого явления, как безопасность, проследили его метаморфозы с ходом времени и определили особенности и приоритеты в эпоху развития постиндустриального общества. Рассмотрев внимательно механизм и структуру государственной политики информационной безопасности, мы определили место информационной безопасности в системе национальных интересов, описали венчурный характер государственной политики информационной безопасности и методы обеспечения информационной безопасности в прошлом и сегодня на примере других стран и в России. Всё это было сделано для того, чтобы показать наличие предпосылок к применению стратегий социального партнёрства, их своевременности и высокой эффективности.

Сегодня человечество подошло к такому рубежу своего развития, когда глобализация, транснализация и становление информационной эпохи — вот основные характеристики мирового пространства. Стратегической задачей России на современном этапе развития является полномасштабное вхождение в глобальное информационное общество в качестве его полноправного участника при сохранении политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций. Это создает качественно новые возможности для повышения экономической, политической и оборонной эффективности государства, но одновременно, предъявляет к нему новые требования.

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, состояние которой по отношению к национальным интересам в значительной степени определяет уровень национальной безопасности. Под воздействием информатизации все сферы жизни приобретают новые качества: гибкость, динамичность. Однако одновременно возросла и потенциальная уязвимость личности, общества и государства, что связано, прежде всего, с новым характером венчурности общественного развитая как неотъемлемой составляющей процесса перехода к постиндустриальному обществу. Угрозы основам гражданского общества и конституционным устоям России требуют адекватных мер со стороны государства. Поэтому обеспечение информационной безопасности имеет колоссальное значение. Причём, поскольку негативное информационное воздействие затронуло интересы общества и индивида, само понимание информационной безопасности отошло от сугубо технологического в сторону гуманитарного. Оно распространяется практически на все вопросы и отношения в информационной сфере, по сути, отождествляя информационную безопасность с информационной политикой в принципе.

Стремление к безопасности изменило мир, сделав его социально защищённым, технологически совершенным и политически разграниченным. Понимание сущности безопасности в своём развитии стало более гуманным и утилитарным. От простого физиологического восприятия безопасности общество пришло к социальной оценке степени своей защищённости. Сегодня безопасность отражает сложную структуру, состоящую из уровней и типов, плотно соприкасающихся со структурой современного общества, отражает все атрибуты деления на интересы индивида, общества и государства. Сегодня безопасность можно считать сложным социальным феноменом, несущим в себе как общегосударственную, так и гражданскую составляющую. Проблема безопасности сегодня может выражаться в категориях защиты прав и свобод и безопасного сосуществования государства, общества и индивида в условиях стремительного развития информационного общества и их взаимодействия.

В современной российской действительности задачи демократизации актуализировали потребность создания диалога государства и формирующего гражданского общества, наметилось стремление перевести ряд решений в публичную сферу. Исходя из этого, стратегия коммуникаций общества и государства должна основываться на принципиально новом понятии — взаимодействии. И государство как политический институт демократического общества, должно стремиться найти такой способ управления, при котором объект и субъект управления не были бы антагонистически разделены, а выступали бы как взаимозависимые субъекты общественных отношений. Кроме того, формирующееся гражданское общество, со своей стороны, также старается увеличить свои прерогативы за счет различных институтов регулирования и испытывает потребность в эффективных технологиях взаимодействия с государством и с различными группами общественности — отечественной, международной и т. д.

Таким образом, построение общества «социального диалога» приобретает критически важное значение, поскольку сохранение баланса интересов государства и общества — это мощный фактор устойчивости демократических институтов, показатель степени зрелости общества в реализации не только права на выражение мнений, но и всего комплекса прав, свобод и обязанностей. Особенно это касается традиционно закрытой от общества системы обеспечения информационной безопасности, когда общество получает доступ лишь к директивно-нормативной части процесса государственного управления в этой сфере. Ещё Э. Тоффлер справедливо отмечал, что по мере роста числа персональных компьютеров и «компьютерной вооруженности» населения, создающей условия для прямого информационного контакта людей, сократятся возможности для установления над ними централизованного контроля со стороны государства. А степень развития, функционирования политической коммуникации и эффективность политической власти в XXI в. во многом будет зависеть от стремления власти к налаживанию и расширению внутренних коммуникационных отношений257. Каждый субъект информационного процесса должен обладать соответствующим правосознанием, быть законопослушным, хорошо представлять последствия своих действий и меру ответственности в случае нарушения жизненных интересов личности, общества и государства. Государство должно опираться на общество. Это означает, прежде всего то, что.

257 Тоффлер Э. Метаморфозы власти / Пер. с англ. АЛванова.-М.: «АСТ», 2003, С. 313 политическая деятельность во многих своих проявлениях приобретает характер публичного дискурса и в сфере информационной безопасности государственные органы должны по возможности осуществлять свою деятельность и в публичном пространстве. Другими словами, сегодня стало возможным формирование политики информационной безопасности, построенной на стратегии социального партнёрства и доверия. И с большей долей вероятности новые темпы жизни, связанные с ускорением обмена информацией, побудят властные структуры быстрее реагировать на происходящие перемены, создавать все более эффективные и гибкие механизмы управления.

Однако следует заметить, что темпы и направленность развития информационного общества в России зависят не только от геополитических, макроэкономических и технико-технологических, но и от социально-психологических предпосылок. «Гражданское общество» в нашей стране пока не обладает столь высокой важностью, чтобы быть способным влиять на выстраивание государственных отношений или политики258. И речь идет о степени готовности общества и его конкретных представителей воспринять происходящие перемены, воспользоваться новыми возможностями, открывающимися по мере внедрения современных информационно-коммуникационных технологий и актуализировать своё участие в российском политическом процессе.

Исходя из этого несмотря на обоснованную в диссертационном исследовании перспективность и актуальность взаимодействия общества и государства в информационной безопасности, потребуется еще немало времени и совместных усилий научного, экспертного и политического сообществ, чтобы доказать действительную прикладную ценность использования стратегий социального партнёрства в государственной политике информационной безопасности.

258 Униженные не доросли до гражданского общества// Право и безопасность.-2004.-3 (12).

И в этом отношении настоящая работа в дальнейшем может служить отправной точкой для проведения полномасштабных исследований в области развития взаимодействия общества и государства в государственной политике информационной безопасности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895 // Российская газета.-2000.-OT 28 сентября
  2. Концепция национальной безопасности РФ. Указ Президента № 1300// Российская газета. — 1997.- от 26 декабря
  3. Концепция обеспечения безопасности личности, общества, государства// Белая книга российских спецслулсб. Издание 2-е, переработанное. — М.: Международная неправительственная научно-исследовательская и образовательная организация «РАУ-Корпорация», 1996
  4. Концепция формирования информационного общества в России. М., 1999
  5. О национальной безопасностги. Послание Президента РФ Федеральному собранию // Независимая газета.- 1996 -от 14 июня
  6. О новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. — 2000. -от 15 февраля
  7. О правах человека и верховенстве права в информационном обществе// Декларация Комитета министров Совета Европы. По материалам Международной конференции «Доступ к государственной информации, являющейся общественным достоянием». — Смоленск, 2005
  8. Послание Президента РФ 2005 года // Российская газета. Центральный выпуск. — 2005.- № 3775 от 26 апреля
  9. Стратегически валшо// Российская газета. Федеральный выпуск.-2008.- № 4798
  10. Указ Президента РФ. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета.- 2000. — от 28 сентября
  11. Закон РФ от 5 марта 1992 года N 2446−1 «О безопасности» (с изменениями от 25 декабря 1992 г.)
  12. Окинавская хартия глобального информационного общества. 22 июля 2000 г., Окинава
  13. Концепция национальной безопасности. Указ Президента РФ от 10 января 2000 года № 24// Российская газета. — 2000.- от 18 января
  14. .А. Информационная безопасность как составная часть национальной безопасности. — Астана, 2002
  15. Л., Илларионов СИ., Идеология гражданского общества. — М.: ООО «РИЦ «ПрофЭко», 2006
  16. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно- технические аспекты. Словарь терминов и определений. Издание 2-е, дополненное. М., МГФ «Знание», 1999
  17. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь- справочник / Автор-сост. профессор В. Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005
  18. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999
  19. Н.С. Граисданин и публичная власть. Конститзщионное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении. М.: Издательство «Городец», 2004
  20. Василенко В. И. Влияние гражданского общества на безопасность России в условиях глобализации. — М.: Изд-во РАГС, 2006
  21. Н.П., Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Безопасность предпринимательской деятельности. М.: Экономика, 2002
  22. Введение в информационную безопасность. Компьютеры: преступления, признахси уязвимости и меры защиты. М., 1998
  23. А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М.: НПО «Модуль», 2000
  24. Э. Нации и национализм / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1991
  25. Т. Избранные произведения в 2-х томах. Т.2.М., 1964
  26. Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского (1651). М., 1936
  27. А. Национальная безопасность: проблемы и пути решения. М., 1999
  28. B.C., Полянская О. Ю. Мировая практика криминализации компьютерных правонарзшхений. М., 1998
  29. Г. В. Информационно-психологическая безопасности личности: состояние и возможности психологической защиты. М., 2004
  30. В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1989
  31. В. Толковый словарь живого русского языка. Т.1. М., 1989
  32. М.И., Романович А. Л., Урсул А. Д., Проблемы безопасности: теоретико-методлогические аспекты.- М., 2001
  33. И., Информационное пространство России: структура, особенности фз’Тжционирования, перспективы эволюции. — М. Московский центр Карнеги, 2002
  34. К.С., Карньппёв А. Д. Азбука избирательной кампании.- М.: ИМА-пресс, 2001
  35. И. Познание и информация. — М.: Наука, 1966
  36. Л. Демократия в Европе / Под ред. В. Л. Иноземцева. — М.: «Логос», 2001
  37. Информационная безопасность России/ Рук. авт. коллектива: Уфимцев Ю. С., Ерофеев Е.А.-М.:4−1 филиал Военного изд-ва, 2001
  38. История политических и правовых учений / Под общей редакцией академика РАН, д.ю.н., проф. В. С. Нерсисянц.-М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА_ИНФРА.М), 2000
  39. М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура: Пер. с англ.- М.: ГУ-ВШЭ, 2000
  40. Р., Михалка М. Безопасность на базе сотрудничества: новые перспективы международного порядка// Публикация Центра им. Маршалла = George Marshall European Center for Security Studies.-Garmisch-Partenkirchen, 2001.- № 3
  41. A.H. Информационный терроризм. — М.: «Русская школа логики», 2007
  42. И.Н. Информационное общество: планы и программы зарубежных стран. М., 1997
  43. В.Н. Информационная безопасность России: человек, общество, государство/ Санкт-Петербургский университет МВД России. — СПб.: Фонд «Университет», 2000
  44. А.С. «Мягкие» и «жёсткие» вызовы безопасности в Приволжском федеральном окрзте. Аналитический доклад. — Нижний Новгород: Ш? Х & ВЕСА, 2001
  45. А.Г. Мотивация и личность: Пер. с англ. — СПб.: Евразия, 2001
  46. Мир энциклопедий: Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003
  47. Ю.Н. Гуманитарные аспекты информационной безопасности в условиях развития России. Учебное пособие/ Под ред. С В. Смульского. — М.: Военная академия РВСН, 1999
  48. В. Война и мир в терминах и определениях. Под общей ред. Д. О. Рогозина. — М.- Изд. дом «ПоРог», 2004
  49. СИ. Словарь русского язьпса. М., 1990
  50. И.Н. Информационная война и геополитика. — М.: Издательство «Поколение», 2006
  51. А.А. Национальная безопасность: теория, сущность, проблемы: Лекция.-М.: издательство РАГС, 2005
  52. В. П. Соловьев А.И. Введение в политологию.- М., Аспект- пресс, 2000
  53. Расторгуев С П. Информационная война. — М.: Радио и связь, 1998
  54. Руссо Ж.-Ж. Трактаты: Об общественном договоре.- М., 1969
  55. В., Хлопьев А. Социальная безопасность России. — М.: ИСПИ РАН, 1996
  56. Современный словарь иностранных слов. М., 1993
  57. А.С. «Теория принятия государственных решений»-М.: Университетский гуманитарный лице, 2004
  58. . Избранные сочинения в 2-х томах. — М., 1965. -Т.2
  59. А.А. Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы/ Под ред. Академика РАН В. А. Садовничего и члена-корр. Академии криптографии РФ В. П. Шестюка. — М., МЦНМО, 2002
  60. Тер-Акопов А. А. Безопасность человека. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998
  61. Э. Метаморфозы власти / Пер. с англ. А.Иванова.-М.: «ACT», 2003
  62. Э. Третья волна/ пер. с англ. под ред. П. Гуревича. — М.: «ACT», 1999
  63. Г. Интернет и политика. Политические аспекты новых информационно-коммуникативных технологий. — М., Издательский дом Международного Университета (Москва), 2003
  64. Филин Информационная безопасность: Учебное пособие.- М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2006
  65. Л.И. Безопасность человека. — М.: Фонд национальной и международной безопасности, 1994
  66. Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. — М.: Academia, 1999
  67. В.И., Бузанова Я. В. Теория безопасности. — М: Мир, 2005
  68. . В.И., Информационная безопасность: Учебник для студентов ВУЗов.- М.: Академический проект- Фонд «МИР», 2003
  69. Bell D. The Commg of Post-industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N.Y., Basic Books, Inc., 1973
  70. Carter, Ashton В., William J. Perry, and John D. Steinbmnner A New Concept of Cooperative Security, Washington, DC: The Brookings Institution Press, 1993
  71. In Athen’s Camp: Preparing for Conflict in the Information Age/ John Arquilla, David Ronfeldt, eds. RAND, 1997
  72. Information Superhighway: An Overview of Technology Challenges, Report to the USA Congress, 1995
  73. Kyroda H. Information Tehnology, Globalization and International Financial Arhitecture of the Foreign Correspondents Club of Japan, 2000
  74. Managing New Issues. Cyber Security in an Era of Technological Change. — RAND, 2003
  75. McLuhan M., Fiore Q. The Medium is the Massage, an Inventory of Effects -N.Y.: Wired Books, 1996
  76. Security Intelligence, the Police, and Counterterrorism in Four Democracies, Santa Monica, Calif: RAND СофОга11оп, MG-100-RC, 2004
  77. Trondle Herbert Fischer Thomas. Strafgesetzbuch und Nebengesetze, Beck’sche Kurzkommmtare, Beck, 10., 52., neu bearbeitete Auflage, Verlag «C.H. Band Miinchen, 2004 Периодические издания:
  78. И.Ю. Возникновение идеологии информационного обществаУ/Информационное общество.- 1999.-№ 1
  79. В. Д. Стрельцов А.А. О доктрине информационной безопасности Российской Федерации// Информационное общество.-1997.-№ 2−3
  80. И.Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской федерации.//Государство и право.- 2000
  81. Э.М. Информационная безопасность российского общества в современных условиях// Власть.-2007.-№ 5
  82. В. О целесообразности информационной активности политической элиты современной России// Власть.-2008.- № 7
  83. А.Ф. Информационная война в современных условиях// Информационное общество, 1997. — № 1
  84. Ю. Понятие массовой информации. Роль коммзшикации и СМИ политической системе общества// «Юрист».-2005.-№ 6
  85. В.А. Информационная безопасность //Открытые системы.- 1996. -№ 1 (15)
  86. Гражданское общество и проблемы безопасности в России- Материалы «круглого стола"// Вопросы философии. -1995.-№ 2
  87. Т.В. Социальная доминанта в войнах США// Безопасность.- 2002. — № 1−2 yj. хринин Jl. l'. Формации и цивилизации: социально-политические, этнические и духовные аспекты социологии истории // Философия и общество. -1997. -№ 5
  88. Г. В. Основы государственной политики Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности и безопасность компьютеризированных систем// Информационное общество.-2000.-выпуск № 6
  89. Г. В., Ленский В. Е., Стрельцов А. А. Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России// Информационное общество. -1999. -№ 3
  90. В. Взгляды военного руководства США на ведение информационной войны // Зарубелшое военное обозрение.-2001.-№ 1
  91. Журавель В Л. Гражданское общество: проблемы идеологического и информационного противодействия терроризму// Право и безопасность.-2004.-№ 3 (12)
  92. Завадский И. И. Информационная война — что это такое?// Защита информации. Конфидент. -1996.-№ 4
  93. Я.Н. Информационная безопасность России и средства массовой информации// Информационное общество.-2001.-Выпуск № 4
  94. Г. В. О понятии «безопасность»// Вопросы философии.-2005.- № 2
  95. В.Т. О проблемах безопасности и развития России в XXI столетии Журнал// Право и безопасность.-2003.- № 1−2 (6−7)
  96. Концепция совершенствования правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации //Информационное общество.-1999.-выпуск № 6
  97. Ф. Обзор Доктрины информационной безопасности. Законодательство и практика средств массовой информации.-2000.-Выпуск№ 11 (75)
  98. В. А. Ориентиры грядущего: постиндустриальное общество и парадоксы истории //Общественные науки и современность. -1993.-№ 2
  99. Л.Б., Архипов А. Е., Карулева Е. А. Современные тенденции формировании экономический структур и особенности стратегического управления фирмой// Проблемы современной экономики.-2008.-№ 1(25)
  100. И.А. Информационная безопасность Российской Федерации (политологический анализ) // Информационная безопасность Российской Федерации. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.-2005.-№ 14 (266)
  101. А. И. Информационная безопасность личности, общества, государства // Военная мысль.-l 993.-№ 10
  102. Политика национальной безопасности Российской Федерации (1996— 2000) (проект) // НГ-Сценарии. -1996.-№ 2.
  103. М.О., Лукъянец А. Г. Обеспечение военной безопасности в контексте информационной войны // Наука и оборона.-1999.-№ 2
  104. И.Л. Национальная безопасность и баланс сил // Баланс сил в мировой политике: теория и практика. Сборник статей под ред. Э. А. Позднякова, М.: ИМЭМО, 1993
  105. Религиозная экспансия против России \Аналитический вестник. Издание Государственной Думы РФ.- 1998.- Выпуск № 4
  106. В.М. Безопасность как социальное явление //Право и безопасность.- 2004.-№ 4 (13)
  107. . У. Глобальный вызов Бангеманна: о международной программе Европейской комиссии по интеграции городов в информационное общество//Информационное общество.-1999.- № 4
  108. Л.В. Сетевой подход к политике и управлению // Полис- 2001.-№ 3
  109. В. Россия перезагрузит стратегию национальной безопасности//Коммерсантъ. -2009.-№ 52 (4107)
  110. Э. Третья волна//С111А — экономика, политика, идеология, 1982, № 7−11
  111. Т.Л. Киберпреступность и кибертерроризм: поговорим о понятийном аппарате. // Информационные технологии и безопасность. Сборник назд1ных трудов межд5шародной конференции. Национальная академия наук Украины.-2003.- Выпуск № 3
  112. Унилсенные не доросли до гралоданского общества// Право и безопасность.-2004.-3 (12)
  113. Э. Проблема формирования государственной идеологии в контексте обеспечения безопасности общества// Время Востока.- 2007.-от 1 сентября
  114. ФСБ официально ведет компьютерную слелску // Версия.- 5−11 марта 2002
  115. П. США: безопасности много не бывает//Российская Федерация сегодня.-2004г. -№ 19
  116. А.К. Национальная безопасность как слолсная комплексная система, ее сущность и стрз^ктура//Безопасность.- 1999.-№ 1−2
  117. О.В. Информационный лоббизм как особый тип коммуникационных связей// Власть.-2008.-№ 11
  118. А. А., Смольков В. Г. Актуальные проблемы социального партнерства // Труд и социальные отношения».- 2005.- № 2
  119. Adrian Oosthuizen Dissidents to Continue E-Mail Activity Despite Court Verdict// South China Morning Post.-1999.-Febraary 2
  120. Bill McSweeney Security, Identity and Interests// A Sociology of International Relations. Cambridge: Cambridge University Press, 1999
  121. Bradley S. Klein Strategic Studies and World Order. The Global Politics of Deterrence// Cambridge Studies in International Relations/ Cambridge University Press.-l 994.-34
  122. Celeste A. Wallander The Multiple Dimensions of Russian Threat Assessment// PONARS Policy Memo Series.- April 2001.-№ 199
  123. Clive Archer Security in the New Europe: The Institutional Response// Changing European Security Landscape. Edited by Clive Archer & Olli-Pekka Jalonen. Tampere Peace Research Institute, Research Reports.- 1995.-№ 63
  124. David Baldwin The Concept of Security// Review of International Studies, — January 1997.-Vol. 23, No. 1
  125. Maggie Farley Dissidents Hack Holes in China’s New Wall// Los Angeles Times.-1999.- January 4
  126. Pemille Rieker Security, integration and identity change// Norwegian Institute of International Affairs, Working Paper 611, December.- 2000
  127. .В. Информационная безопасность России в контексте современного политического процесса: супщость, проблемы обеспечения: Дис. … канд. полит, наук: 23.00.02. Автор: Вербенко, Борис Владимирович.- М., 2004
  128. В.Л. Европа, США и страны Юго-Восточной Азии в геополитическом пространстве 21 века. Лекция для слушателей и студентов Высшей анропологической школы.- Кишинёв, 2005
  129. А.А. Информационная безопасность России в условиях социальной трансформации (политологический анализ): Дисс… кандидата политических наук: 23.00.02. Автор: Николаев Александр Александрович.- М, 2007
  130. Е. Информатизация и информационная безопасность (философско-методологические аспекты)/ Дис. … канд. филос. наук: 09.00.08. Автор: Перчук, Екатерина Евгеньевна.- Москва, 2002
  131. Н.Б. Связи с общественностью в государственных органах власти и управления: Автореф. дис. … канд. полит, наук: 23.00.02. Автор: Подболотова Наталья Борисовна.- М, 2001
  132. Серг)шин А. А. Эволюция понятия «безопасность» в теории международных отношений //Язык. Культура. Деятельность: Восток -Запад. Тезисы докладов участников международной научной конференщ1и. Набережные Челны — Нижний Новгород, 2002
  133. Состояние гражданского общества в Российской Федерации// Проект Доклада Общественной Палаты Российской Федерации от 7 февраля 2007 года. М, 2007
  134. А.И. Проблемы междзшародной информационной безопасности и внешняя политика России//"Информационная безопасность и внешняя политика России в 21 веке». Матер.научн. конф. — М.: ЗАО «ЭДАСПАК», 2001
  135. В.Ю. Обеспечение информационной безопасности в России стратегиями социального партнёрства: автореф. Дисс… кандидата философских nayic: 09.00.11. Автор: Толстов Виктор Юрьевич.-Ростов-на-Дону, 2006
  136. Александр фон Бреннер Введение в политологию национальной безопасности // Вопросы философии и психологии Электронный ресурс.- 2007, — Режим доступа: http://www.von-brenner.com/, свободный
  137. Н. Электронное правительство// Кремль. ОКО Электронный ресурс.- Политическая экспертная сеть. -23.07.08. — Режим достзша: http://www.la-eml.Org/opinions/l 87 316 567, свободный
  138. Выступление Владимира Путина перед доверенными лицами. МГУ им. Ломоносова//Сайт Владимира ПутинаЭле1сгронный ресурс.- 12 февраля 2004 г. — Режим доступа: http://www.putin2004.ru/shtab/dover/402C6917.shtml, свободный
  139. Грипшн Интернет// Энцшслопедия Кругосвет Электронный ресурс.- 2009.-Режим доступа: http://www.kragosvet.ru/articles/l 15/1 011 520/1011520al.htm/, свободный
  140. Дело за доктриной// Деловая газета Взгляд Электронный ресурс.- 23.03.2009.-Режим доступа свободный: http://www.vz.ru/politics/2009/3/23/267 885.html, свободный
  141. Документ «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года» отправлен на доработку\ Коммерсантъ-online Электронный ресурс.-Реяшм доступа: http://www.kommersant.ru/doc-y. aspx? DocsID=l 143 588, свободный
  142. А.Х., Кашинская Л. Ф. Взаимосвязь и взаимодействие (опыт политико-правового анализа)// Журнал российского права Электронный ресурс. — Юридическая библиотека ЮРИСТЛИБ.- 2005.- Режим доступа: http://www.jiiristlib.ru/book_3156.html, свободный
Заполнить форму текущей работой