Территориальное общественное самоуправление, город Калуга
Территориальное общественное самоуправление (далее — TOC) осуществляется на части территории муниципального образования: в подъезде многоквартирного дома, в доме, в группе жилых домов, в сельском населенном пункте и т. п. Следует отметить, что на одной территориальной единице может быть создан только один орган территориального общественного самоуправления. Многоуровневая система предполагает… Читать ещё >
Территориальное общественное самоуправление, город Калуга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Российский Государственный Социальный Университет Факультет «Социального управлении и социологии»
Направление «Государственное и муниципальное управление»
Курсовая работа Тема «Территориальное общественное самоуправление, город Калуга»
Выполнила студентка ГМУ-Д-М-1
Михеева Е.С.
Москва 2015
Содержание Введение
1. Понятие ТОС (теоретические, правовые и законодательные)
2. Создание и деятельность ТОС в г. Калуга
3. Рекомендации по организации ТОС в г. Калуге Заключение Источники литературы
Введение
Несмотря на точное определение понятия «Территориальное общественное самоуправление» (далее — ТОС) в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», до настоящего времени многие муниципальные деятели и ученые спорят о сущности ТОС, относя его то к институтам власти, в частности, к одной из форм организации местного самоуправления, то к общественным объединениям. На самом деле, ответ на этот вопрос однозначен и может быть дан только на основе анализа норм действующего законодательства.
ТОС не может быть отнесено к общественным объединениям граждан, так как в этом случае на него распространялись бы нормы законодательства об общественных объединениях, и его организация и деятельность не могли бы регулироваться указанным выше Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации и местными нормативными актами. Не может быть признан этот институт и властным, в том числе и как одна из форм организации местного самоуправления, так как Конституцией Российской Федерации он в этом качестве не назван. Наличие ТОС не является обязательным, как наличие органов власти. Органы ТОС не обладают властными функциями по отношению к населению.
Вместе с тем, ТОС позволяет участвовать всем заинтересованным гражданам в решении отдельных вопросов местного значения. То есть это тот пограничный институт между общественным и властным, который в любом государстве необходим и без которого ни одна власть существовать не может. Потому что это, с одной стороны, воздействие снизу на власть, ее поддержка и передача своих интересов этой власти, с другой стороны, — это привлечение всех граждан к тому, что делается: создание для населения тех условий, при которых оно может повлиять на принятие решений.
1. Понятие территориальное общественное самоуправление Элементом системы местного самоуправления и формой непосредственной демократии рекомендательного характера является территориальное общественное самоуправление. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 27) территориальное общественное самоуправление — это форма самоорганизация граждан по месту их жительства для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Территориальное общественное самоуправление (далее — TOC) осуществляется на части территории муниципального образования: в подъезде многоквартирного дома, в доме, в группе жилых домов, в сельском населенном пункте и т. п. Следует отметить, что на одной территориальной единице может быть создан только один орган территориального общественного самоуправления. Многоуровневая система предполагает подчинение нижестоящих уровней вышестоящим, например, старший по подъезду будет подчиняться старшему по дому, а тот, в свою очередь, председателю территориального общественного самоуправления микрорайона. Таким образом, создается разветвленная система по обслуживанию жилищного комплекса и благоустройству его территории. Границы территории территориального общественного самоуправления устанавливаются представительным органом муниципального образования по предложению населения. Мнение населения, проживающего на данной территории, может быть выявлено с помощью собраний, конференций жителей, опросов общественного мнения и т. п.
Закон о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 27) устанавливает полномочия органов территориального общественного самоуправления, в частности, они:
— представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории (основной функцией субъекта территориального общественного самоуправления является представление и защита интересов жителей своей территории в органах местного самоуправления и в органах государственной власти);
— обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан (решения, принятые высшим руководящим органом территориального общественного самоуправления, исполняются иными органами территориального общественного самоуправления, общее руководство при этом осуществляет председатель территориального общественного самоуправления);
— могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета.
Таким образом, на хозяйственную деятельность органов территориального общественного самоуправления накладываются некоторые ограничения. Так, органы территориального общественного самоуправления вправе: создавать в установленном порядке предприятия и организации, удовлетворяющие потребности жителей в товарах и услугах; выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории территориального общественного самоуправления и коммунальному обслуживанию жителей, строительству, эксплуатации и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры.
Органы территориального общественного самоуправления вправе использовать земельные участки на территории территориального общественного самоуправления под строительство погребов и гаражей, создание детских и оздоровительных площадок, разбивку скверов, открытие стоянок автомобилей и площадок для выгула собак, а также для других общественно полезных целей);
— вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов. (Таким образом, особенностью статуса органов территориального общественного самоуправления (и их основным отличием от общественных объединений, к которым органы территориального общественного самоуправления иногда ошибочно относят) является право участвовать в местном нормотворчестве, выступая в качестве субъектов правотворческой инициативы).
Закон о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 27) закрепляет две основные формы осуществления территориального общественного самоуправления жителями: во-первых, непосредственно (через все формы прямого волеизъявления) и, во-вторых, опосредованно — через формируемые органы территориального общественного самоуправления. Система территориального общественного самоуправления как совокупность организационных форм осуществления территориального общественного самоуправления обычно включает в себя следующие элементы: 1) формы прямого волеизъявления (общие собрания, конференции жителей, опросы населения и т. п.); 2) органы территориального общественного самоуправления (собрание как высший руководящий орган, комитет как исполнительный орган, председатель осуществляет общее руководство органами территориального общественного самоуправления, ревизионная комиссия как орган, контролирующий осуществление хозяйственной деятельности, и т. п.); 3) добровольные союзы органов территориального общественного самоуправления.
Органы территориального общественного самоуправления избираются жителями, проживающими на соответствующей территории. Выборы органов территориального общественного самоуправления могут проводиться как на учредительных общих собраниях или конференциях жителей по месту их жительства, так и на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Закон о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 27) закрепляет, что общие собрания жителей правомочны, если в них принимает участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста. Конференция жителей проводится в случаях, когда невозможно провести общее собрание жителей. Делегаты конференции жителей избираются по норме, установленной главой местной администрации по предложению инициативной группы. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления правомочна, если в ней принимают участие не менее 1/3 избранных делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.
Для ведения общих собраний, конференций жителей избирается председатель и секретарь. Решения общих собраний и конференций жителей принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих и оформляются протоколом. Решения собраний, конференций территориального общественного самоуправления в течение 10 дней доводятся до сведения органов местного самоуправления и других заинтересованных лиц.
Закон о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 27) закрепляет исключительные полномочия собраний, конференций территориального общественного самоуправления, относя к ним следующие вопросы:
— установление структуры органов территориального общественного самоуправления (на общем собрании жителей определяются виды избираемых органов территориального общественного самоуправления, как правило, это председатель, осуществляющий общее руководство, исполнительно-распорядительный и контрольно-ревизионный органы территориального общественного самоуправления, на собрании также определяется количество работников органов территориального общественного самоуправления);
— принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений (устав, как нормативно-учредительный акт территориального общественного самоуправления, может быть принят только на общем собрании, конференции жителей);
— избрание органов территориального общественного самоуправления (именно на общих собраниях, конференциях жителями избираются председатель территориального общественного самоуправления и органы территориального общественного самоуправления);
— определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления (на собраниях, конференциях жители определяют наиболее приоритетные направления развития своей территории, как правило, это вопросы благоустройства территории территориального общественного самоуправления, ремонта жилого комплекса, удовлетворение иных социально-бытовых потребностей граждан);
— утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении (в данном случае под сметой следует понимать финансово-плановый акт субъекта территориального общественного самоуправления, определяющий целевое назначение выделенных ресурсов и объем доходов и расходов за определенный период времени (как правило, один год) с разбивкой по кварталам);
— рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления (председатель и органы территориального общественного самоуправления отчитываются об итогах деятельности перед жителями своей территории, таким образом, осуществляется общественный контроль за деятельностью субъекта территориального общественного самоуправления).
В соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 27) TOC регистрируется в организационно-правовой форме некоммерческой организацией.
Органы территориального общественного самоуправления обязаны иметь устав территориального общественного самоуправления. Требования к уставу территориального общественного самоуправления определены в Законе о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 27).
Так, в уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются: 1) территория осуществления территориального общественного самоуправления (уставы территориального общественного самоуправления содержат подробное описание границ своей территории с указанием улиц, номеров дворов, описанием природно-географического ландшафта и т. п.); 2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления; 3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления (данные статьи встречаются практически во всех уставах территориального общественного самоуправления); 4) порядок принятия решений (решения, затрагивающие интересы жителей принимаются на сходах, конференциях территориального общественного самоуправления); 5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами; 6) порядок прекращения осуществления TOC (уставы территориального общественного самоуправления, как правило, содержат перечень прав и обязанностей ликвидационной комиссии, которая создается для ликвидации территориального общественного самоуправления).
Согласно ст. 27 Закона о местном самоуправлении 2003 г. дополнительные требования к уставу TOC органами местного самоуправления устанавливаться не могут.
Законами субъектов РФ закрепляется порядок создания и распоряжения финансовыми ресурсами органов территориального общественного самоуправления. Как правило, финансовые средства органов территориального общественного самоуправления формируются за счет следующих источников: 1) собственных финансов; 2) заемных средств; 3) средств, передаваемых им органами местного самоуправления.
Собственные финансовые ресурсы образуются за счет доходов от хозяйственной деятельности органов территориального общественного самоуправления, добровольных взносов и пожертвований предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также других поступлений. Заемные средства включают в себя не только ссуды и кредиты банков, но и гранты. И наконец, органы местного самоуправления передают органам территориального общественного самоуправления финансовые средства на осуществление конкретных мероприятий, планов, программ, а также с передачей отдельных своих полномочий.
Территориальное общественное самоуправление по своей сути — наиболее подвижная и оперативная форма самоорганизации граждан в силу следующих причин:
территориальное общественное самоуправление максимально приближено к жителям;
возможности территориального общественного самоуправления гораздо шире, чем у других самоуправленческих систем; численность населения, с которым работают органы территориального общественного самоуправления, несоизмеримо меньше, чем в муниципальном образовании, поэтому появляется возможность работать с конкретными людьми, используя индивидуальный подход.
Реализация Закона о местном самоуправлении 2003 г. позволит территориальному общественному самоуправлению в перспективе стать не только оптимальной формой самоорганизации граждан по месту их жительства, но и будет способствовать вовлечению жителей в управленческий процесс.
Территориальное общественное самоуправление является одним из видов общественного самоуправления, формой участия населения в осуществлении местного самоуправления, субъективным правом граждан на участие в осуществлении муниципальной власти.
ФЗ 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дал определении ТОС и закрепил основные его положения.
Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Сходные определения содержится в Уставе города Калуга и Положении о территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании «Город Калуга» (далее — Положение).
Территориальное общественное самоуправление — это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования «Город Калуга» для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления в мэрии города Калуга. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом города Калуга и решением Калужского областного Собрания депутатов.
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
Границы территорий, на которых осуществляется ТОС, устанавливаются и изменяются городским Советом по предложению населения, проживающего на данной территории.
ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан:
— подъезд многоквартирного жилого дома;
— многоквартирный жилой дом;
— группа рядом стоящих жилых домов и домов, граничащих друг с другом придомовыми территориями;
— жилой микрорайон;
— поселок, входящий в территорию города Калуга;
— иные территории проживания граждан.
Положением также установлены обязательные условия для образования ТОС:
— в пределах одних и тех же границ не может быть более одного ТОС;
— границы территорий ТОС не могут пересекаться;
— граница территории ТОС не может выходить за границу территории города Калуга;
— территория, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление (если в его состав входит более одного жилого дома), неразрывна.
В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
— территория, на которой оно осуществляется;
— цели, задачи, формы, основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
— порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
— порядок принятия решений;
— порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
— порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления устанавливаться не могут.
Прекращение деятельности ТОС осуществляется:
— по решению общего собрания, конференции жителей соответствующей территории;
— в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Деятельность ТОС, являющегося юридическим лицом, прекращается в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств и местного бюджета определяются п. 6 Положения.
ТОС, являющееся юридическим лицом, в соответствии с уставом ТОС может иметь в собственности здания, сооружения, оборудование, инвентарь, финансовые средства и иное имущество. По решению городского Совета ТОС могут выделяться средства из городского бюджета.
Мэрия города Калуга вправе предоставлять органу ТОС для осуществления его деятельности отдельное помещение и инвентарь в порядке, предусмотренном муниципальными правовыми актами.
Управление ТОС осуществляется непосредственно гражданами, проживающими на территории данного ТОС, или органами ТОС. Граждане осуществляют непосредственно управление ТОС в форме собраний и конференций.
Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориальным общественным самоуправлением считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигнувших шестнадцатилетнего возраста Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующих территорий, достигших шестнадцатилетнего возраста.
К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
— установление структуры органов ТОС;
— принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений;
— избрание органов ТОС;
— определение основных направлений деятельности ТОС;
— утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;
— рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.
Для организации непосредственного исполнения решений собраний, конференций, функций ТОС, определенных уставом, собрание или конференция граждан избирают органы территориального общественного самоуправления.
В зависимости от того, на какой территории ТОС осуществляет свою деятельность, могут быть избраны следующие органы:
— староста (управляющий) подъезда многоквартирного жилого дома;
— домовый комитет или управляющий многоквартирного жилого дома;
— уличный, домовый комитет группы жилых домов;
— совет (комитет) территориального общественного самоуправления.
Из состава коллегиальных органов ТОС открытым голосованием избирается председатель (совета, уличного, домового комитета), при необходимости — его заместитель.
Если ТОС является юридическим лицом, могут быть избраны органы, определенные уставными документами. Срок полномочий органа ТОС определяется уставом ТОС и не может быть более 4 лет.
Основные права и обязанности, порядок создания, прекращения деятельности и организации работы, а также ответственность органов ТОС определяются решением Калужского городского Совета депутатов.
Основными полномочиями органа ТОС являются:
1) представление интересов населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечение исполнения решений, принятых на собраниях (конференциях) граждан;
3) осуществление хозяйственной деятельности по благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления;
4) внесение в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
Орган ТОС обязан:
1) учитывать мнение населения при принятии решений;
2) не реже одного раза в год отчитываться о своей работе перед населением соответствующей территории на собрании (конференции) с участием представителей органов местного самоуправления;
3) ежегодно представлять в мэрию города Калуга отчет о деятельности органа ТОС;
4) ежеквартально представлять в мэрию города Калуга отчет о целевом использовании муниципального имущества;
5) организовывать прием населения, а также рассмотрение жалоб, заявлений и предложений граждан, принимать по ним необходимые меры в пределах своей компетенции.
Основной формой работы коллегиального органа ТОС является заседание. Заседание коллегиального органа ТОС проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца, и правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей его членов.
Полномочия органа ТОС прекращаются в связи с истечением их срока с момента избрания органа ТОС в новом составе. Полномочия органа ТОС могут быть прекращены досрочно в случаях и в порядке, предусмотренных уставом ТОС. В случае досрочного прекращения полномочий органа ТОС или его члена собрание (конференция) граждан избирает орган ТОС в новом составе или нового члена органа ТОС.
Взаимоотношения ТОС и органов местного самоуправления города Калуга определяется Положением и «Положением о порядке привлечения территориального общественного самоуправления к реализации социально значимых проектов и их целевом финансировании из городского бюджета» .
Органы местного самоуправления города Калуга вправе передавать органам ТОС на договорной основе муниципальный социальный заказ с предоставлением необходимых финансовых средств и материальных ресурсов. В договоре указываются объемы и сроки выполнения работ и оказания услуг, порядок финансирования, условия выделения имущества, обязательства сторон.
Мэрия города Калуга:
1) оказывает содействие органам ТОС в работе, координирует их деятельность, регистрирует ТОС при учреждении и ликвидирует регистрацию при прекращении деятельности ТОС;
2) организует методическую поддержку органов ТОС, включая совместную разработку планов мероприятий по жизнеобеспечению самоуправляемой территории;
3) разрабатывает и вносит на утверждение в установленном порядке целевую городскую программу поддержки территориального общественного самоуправления.
Органы государственной власти Калужской области способствуют развитию территориального общественного самоуправления в Калужской области и реализации права граждан на участие в осуществлении территориального общественного самоуправления.
В целях повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти Калужской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Калужской области, органов территориального общественного самоуправления по вопросам развития территориального общественного самоуправления в Калужской области создается Совет по территориальному общественному самоуправлению при главе администрации Калужской области. Совет по территориальному общественному самоуправлению является постоянно действующим совещательным органом.
К полномочиям Совета по территориальному общественному самоуправлению относятся:
1) рассмотрение вопросов развития территориального общественного самоуправления в Калужской области, проектов нормативных правовых актов Калужской области по вопросам территориального общественного самоуправления;
2) совершенствование взаимодействия между органами государственной власти Калужской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калужской области, органами территориального общественного самоуправления и населением Калужской области;
3) разработка предложений по совершенствованию федерального законодательства и законодательства Калужской области в сфере территориального общественного самоуправления;
4) обобщение и распространение опыта работы органов территориального общественного самоуправления.
2. Создание и деятельность ТОС в г. Калуга В Калуге действует 49 территориальных общин, 3 — имеют статус юридического лица (Правобережье", «Содружество», «Дубрава»). 21 общину возглавляют депутаты Городской Думы г. Калуги.
В 2014 году созданы 3 территориальных общественных самоуправления «Территориальная община «Клубный поселок Рождествено», «Территориальная община «Сосновая», «Территориальная община «Правгород». Проведена учредительная конференция по созданию ТОС «Территориальная община «Восход».
Для повышения эффективности взаимного сотрудничества органов местного самоуправления муниципального образования «Город Калуга» с органами территориального общественного самоуправления управлением оказано содействие только в 2014 году в проведении более 352 заседаний Советов ТОС, 75 расширенных заседаний с привлечением председателей домовых Советов, жителей по вопросу организации капитального ремонта совместно с управлением жилищно-коммунального хозяйства. Проведено 10 отчетно-выборных конференций, 4 учредительных конференции.
За прошедший период проведено 4 встречи территориальных общественных самоуправлений с участием Городского Головы, заместителей Городского Головы города Калуги, руководителей структурных подразделений Городской Управы города Калуги («Территориальная община «Северный», «Территориальная община «Содружество», «Территориальная община «Калуга-2», «Территориальная община «Дружба»).
В целях организационного обеспечения деятельности территориального общественного самоуправления управлением ежеквартально составляются планы работы территориальных общественных самоуправлений. Планирование деятельности органов ТОС осуществляется на основе программных мероприятий «Общественного участия».
Управлением по работе с населением на территориях в рабочем порядке оказывается консультативная помощь представителям территориальных общин при проведении общественно значимой деятельности органов ТОС.
К решению вопросов местного значения Советами ТОС привлекаются предприниматели, организации, бизнес которых охватывает территорию общины. Работа в микрорайонах общинами ведется в тесном взаимодействии с учреждениями культуры, образования, спорта и молодежи.
В Калуге ТОСы — это реальная общественная сила. Сложилась практика выявления общественного мнения через ТОСы. Проводился опрос среди ТОС по вопросу функционирования рынка, по размещению спортивного объекта на месте стадиона «Центральный», по строительству Набережной реки Ока и ряду других значимых вопросов мы можем аккумулировать мнение большинства калужан привлекая для этого общины. Так, по предложению управления экономики органы ТОС обсуждали в общинах и принимали решения о размещении нестационарных торговых объектов на своих территориях. При приемке объектов благоустройства в составе общественных комиссий принимают участие активисты ТОС.
Создан Совет по территориальному общественному самоуправлению при Городской Управе, который возглавляет исполняющий полномочия Городского Головы.
Организована регулярная юридическая помощь в ТОС в рамках проекта «Правовая клиника» проведено 17 консультаций, рассмотрено 207 вопросов.
Регулярно приводится уточнение базы данных органов ТОС (границы, сроки действия Советов ТОС, персональный состав руководящего органа территориальной общины).
Актуализирована электронная карта ТОС, размещенная в муниципальной геоинформационной системе города Калуги на официальном сайте Городской Управы города Калуги.
Ведется раздел «Территориальное общественное самоуправление» на официальном сайте Городской Управы города Калуги. В разделе размещаются новости, планы работы территориальных общин, нормативно правовые акты, регламентирующие деятельность ТОС, а также порядок создания территориального общественного самоуправления.
Для информационного обеспечения деятельности территориального общественного самоуправления управление обеспечивает печатными материалами все территориальные общины для заполнения информационных стендов, размещенных в микрорайонах (в территориальных представительствах, в помещении общины, других учреждениях).
Территориальным общинам оказывается помощь в подготовке и издании брошюр, информационных буклетов и листовок по вопросам деятельности ТОС «ТОС: перспективы и проблемы». Обобщается и распространяется опыт ТОС.
Для популяризации деятельности ТОС, развития новых направлений, поиска эффективных форм сотрудничества с общинами управление организует выездные семинары для председателей ТОС в другие города. Созданное в 2011 году движение территориального общественного самоуправления Калужской области, возглавляемое депутатом ЗС КО Т. Н. Дроздовой, оказывает нам в этом неоценимую помощь и поддержку. Состоялись поездки в г. Тула в 2012 году, в г. Рязань в 2013 году. ТОСы г. Тулы приезжали в Калугу, где также знакомились с деятельностью калужских общин. Надо отметить, что в Калужской области ТОСы Калуги занимают одно из ведущих мест и наши председатели общин выезжают в районы для того, чтобы поделиться своими наработками. Т. И. Коняхина, Э. Р. Капитонова уже побывали в г. Обнинске, в г. Сухиничи, г. Людиново и др. районах области. Вновь созданные общины, там, где происходит смена руководящих органов общины, всем оказывается методическая и организационная помощь. Самой действенной помощью являются консультации с выездом на место Т. Н. Дроздовой и Т. И. Коняхиной, которые не считаясь с личным временем побывали на советах ТОС практически во всех общинах города и сельских территориях.
В 2013 году впервые проводился Всероссийский семинар в г. Волгограде по развитию ТОС. В нем приняла участие С. А. Юдинаначальник отдела по взаимодействию с ТОС. Со всеми материалами и документами, привезенными с семинара, Светлана Алексеевна ознакомила председателей общин. Ряд территориальных общин использует в своей работе подходы, формы работы, которые выработаны в других регионах.
Так, рассматривался управлением городского хозяйства и нашим управлением вопрос о субсидировании ТОС для привлечения их к уборке территорий.
В деле популяризации деятельности ТОС неоценима поддержка СМИ.
При проведении общественно значимых мероприятий, реализации общественных проектов, для освещения опыта и результатов работы органов ТОС на всех этапах мы ощущаем информационное сопровождение и поддержку.
Организована доставка бесплатных газет «Калужская неделя» в ТОС.
Совместный проект с газетой «Калужская неделя» «В гостях у территориальной общины» был успешен, востребован читателями и пропагандировал опыт работы ТОС, способствуя дальнейшему их развитию. Корреспонденты газеты встретились с активистами 19 территориальных общин, по итогам которых были подготовлены обширные репортажи о деятельности общин иллюстрированные фотоматериалами.
Проект ТК «Ника» — встречи с активами ТОС в рамках программы «Главное», хотя иногда вызывал споры в подаче материала, в целом благотворно повлиял на привлечение жителей для работы в активы ТОС.
Для решения задач программы «Общественное участие» нами разработаны общественно-значимые мероприятия.
Фактически их можно разделить на 3 больших блока:
Мероприятия с общинами в области благоустройства, мероприятия патриотической направленности, мероприятия в области правовой культуры избирателей и направленные на повышение электоральной активности калужан.
Мероприятия по благоустройству проводятся в тесном взаимодействии с управлением городского хозяйства.
В марте и апреле текущего года организованы и проведены мероприятия «Чистая весна Калуги» по санитарной уборке города и пригорода.
С мая года по октябрь 2014 организована акция «Калужские дворы» совместно с территориальными общинами при активной поддержке депутатов Городской Думы города Калуги. В акции приняло участие около 20 000 калужан. На территориях территориальных общин: «Площадь Московская», «Северный», «Дубрава», «Тайфун», «Канищево», «Черемушки», «Поле Свободы», «Содружество», «Гагаринская». «Сквер Мира», «Правобережье», «Суворовская», «Чичеринская», «Росва», «Созвездие», «Малинники», «Анненки», «Калуга-2», «Мстихино», «Резвань» в ходе акций был убран мусор, покрашены малые формы, скамейки, детские игровые комплексы, леерные ограждения, ограждения клумб и т. д. Более 90 дворов благоустроено. Проведены субботники во всех территориальных общественных самоуправлениях.
В рамках акции «Зеленая инициатива» были высажены деревья в микрорайоне «Кубяка» (с представителями ТОС «Территориальная община «Содружество») и микрорайоне «Правый берег» (с представителями ТОС «Территориальная община «Правобережье» и «Территориальная община «Правгород») Участники акции были обеспечены хозяйственным инвентарем, необходимым для посадки саженцев. Изготовлен мобильный выставочный стенд с информацией об акции. Активным жителям, принявшим участие в мероприятии, были вручены магниты с символикой акции и GPS координатами места посадки деревьев.
Всего в 2014 году проведено 1358 мероприятий по благоустройству с участием 21 012 жителей.
По благоустройству территорий МО «Город Калуга» при взаимодействии с органами ТОС, организован и проводится ежегодный конкурс «Калуга в цвету». Общее количество участников конкурса составляет более 2500 человек.
Конкурс проводился в 2 этапа, по итогам проведения конкурса «Цветущий микрорайон» в территориальных общинах, лучшие объекты участвовали во втором этапе, в пяти номинациях конкурса это около 1000 калужан из всех ТОСов, в границах которых расположены многоквартирные жилые дома.
Победители конкурса награждены денежными премиями и дипломами, а участники — памятными подарками и благодарственными письмами.
Проводится ежегодный конкурс «Дом образцового содержания». Конкурс проводится по 4 номинациям:
— «Индивидуальный дом образцового содержания»;
— «Многоквартирный дом образцового содержания»;
— «Подъезд образцового содержания».
— «Самый благоустроенный двор» (новая номинация 2014г) Победители конкурса награждены денежными премиями и табличками в соответствии с участием в номинациях «Дом образцового содержания 2014» и «Подъезд образцового содержания 2014». Участники конкурса получили памятные подарки.
23 мая — учрежден как праздник для всех калужских общин. В мае прошло праздничное мероприятие, посвященное Единому дню территориального общественного самоуправления. На празднике были награждены победители ежегодного конкурса «Лучшее территориальное общественное самоуправление», в котором приняли участие 17 территориальных общин, и фотоконкурса среди ТОС «Калуга — мой город, моя судьба» в котором приняли участие 19 общин, 49 участников.
В июне, июле текущего года организован цикл мероприятий «День малой деревни», проведено 8 мероприятий в ТОС, расположенных на сельских территориях, с участием представителей управления социальной защиты, Управления пенсионного фонда Российской Федерации по Калужской области, представителей полиции и прокуратуры, которые информировали жителей об изменениях в законодательстве Российской Федерации и Калужской области. О правилах пожарной безопасности и действиях, в случаях возникновения пожара жителей информировали представители организационно-методического отделения Всероссийского добровольного пожарного общества Калужской области, которые на примере показали, как пользоваться первичными средствами пожаротушения (огнетушителем).
В Калуге работает более 50 первичных ветеранских организаций, объединенных в три окружных и городской Совет ветеранов. Через Координационный Совет ветеранов войны и труда, военной службы и локальных войн, бывших несовершеннолетних узников фашистских концентрационных лагерей и пенсионеров города Калуги, созданный при управлении по работе с населением на территориях строится работа с ветеранами. Все первичные ветеранские организации работают в тесном взаимодействии с ТОСами, входят в составы Советов, участвуют в мероприятиях.
Основные программные мероприятия по патриотическому воспитанию:
В феврале был организован цикл мероприятий, посвященных Дню защитников Отечества «Талант служения Отчизне». 17 февраля 2014 года прошло торжественное мероприятие, посвященное 70-летию снятия блокады Ленинграда. 21 февраля состоялось 19 торжественных возложений к памятным местам Калуги.
На мероприятиях присутствовали ветераны, молодёжь, представители военкоматов, представители управления по работе с населением на территориях.
В представительствах Городского Управы активистами территориального общественного самоуправления, активам ветеранских организаций были вручены цветы и поздравительные открытки. Встреча участников ВОВ с жителями способствует сохранению исторической памяти, преемственности боевых традиций и патриотическому воспитанию молодежи. Все намеченные цели и задачи выполнены при проведении мероприятий. В мероприятиях приняло участие около 2500 человек.
Так же организован и проведен цикл мероприятий, посвященных Дню Победы:
Всем участникам ВОВ за подписью исполняющего полномочия Городского головы направлены поздравления с Днем Победы.
06 мая этого года был организован выезд ветеранов ВОВ, представителей общественных организаций, детских патриотических организаций и объединений по местам боев 194 стрелковой дивизии в д. Григоровка и д. Песочня. Мероприятие получило положительный отклик от ветеранов ВОВ. Посещение могилы командиров в д. Григоровка; памятника воинам 194-й стрелковой дивизии; символа памяти на месте боя в д. Песочня с возложением венков, цветов.
07 мая 2014 был организован праздничный прием с участием Городского Головы, посвященный празднованию Дня Победы. Мероприятие проведено на высоком художественном уровне, получило положительный отклик от ветеранов ВОВ.
08 мая состоялись праздники улиц Генерала Попова в микрорайоне Правый берег «Победа во имя живущих» и «Память хранят живые» на ул. Ромодановские дворики.
Проведено 22 торжественных мероприятия «Поклонимся великим тем годам!» с возложением венков и цветов с участием ветеранов ВОВ, представителей военных комиссариатов, молодежи, общественных организаций.
Территориальные общины и общественные организации приняли участие в шествии, посвященном празднованию Дня весны и труда с лозунгами и эмблемами общин и приняли участие 9 мая в шествии.
В рамках празднования Дня Победы прошла акция волонтеров-добровольцев «Подвези ветерана».
Организованы и проведены митинги на Воинском кладбище, в памятных местах города с возложением венков и цветов, посвященные Дню памяти и скорби — 22.06.2014 в 4.00 часа утра на Воинском кладбище, с возложением венков с участием ветеранов, представителей военных комиссариатов, патриотических организаций, поисковых отрядов, молодёжи, жителей Калуги. Ветераны прибыли на митинг также при активном участии волонтеров-добровольцев, которые по окончании мероприятия довезли каждого ветерана до подъезда. Также в этот день проведено 22 траурных митинга «Никто не забыт, ничто не забыто» с возложением цветов к памятным местам города с участием ветеранов ВОВ, представителей военных комиссариатов, молодежи.
Всего в мероприятиях участвовало более 1000 человек.
На официальном сайте Городской Управы города Калуги создан и ведется долгосрочный сюжет «70-летию Великой Победы посвящается…»
Организован и проведен ежегодный конкурс «Калуга урожайная». Церемония награждения победителей и участников конкурса состоялась 15 августа 2014 года в рамках городского праздника «Калуга урожайная», который проводился управлением по работе с населением на территориях второй год.
Важнейшим направлением в работе управления является деятельность по организации выборов всех уровней представительной власти.
В соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 14, 34 Устава муниципального образования «Город Калуга», в целях подготовки к проведению выборов проводятся организационно-технические мероприятия на территории муниципального образования «Город Калуга».
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», на основании статей 36, 43 Устава муниципального образования «Город Калуга» утверждено постановление Городской Управы города Калуги от 18.01.2013 № 252-пи «Об образовании избирательных участков, участков референдума». На территории муниципального образования «Город Калуга» образовано 149 избирательных участков. Определены места расположения участковых избирательных комиссий (УИК) и помещений для голосования.
В адрес руководителей организаций, которые являются балансодержателями зданий или в чьем оперативном управлении они находятся, направлены письма за подписью Городского Головы города Калуги о предоставлении на безвозмездной основе помещений, оборудованных необходимой мебелью и средствами связи.
В июле текущего года планируется организовать проверки мест расположения избирательных участковых комиссий избирательных участков совместно с органами внутренних дел и государственного пожарного надзора.
Составлены Паспорта избирательных округов с описанием (схемой) участков, с указанием территориальных представителей, территориальных общественных самоуправлений, учреждений образования, здравоохранения, предприятий, обслуживающих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории избирательного округа.
Руководствуясь Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Положением о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 06.11.1997 № 134/973-II (в редакции постановления Центризбиркома РФ от 19.02.2014 № 218/1416−6 (далее — Положение), постановлением Губернатора Калужской области от 23.04.2014 № 164 «О мерах по реализации Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации» (далее — постановление Губернатора), постановлением Избирательной комиссии Калужской области от 15.04.2014 № 596/102-V «Об обеспечении функционирования Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Калужской области» (далее — постановление Избирательной комиссии), решением Городской Думы города Калуги от 28.10.2013 № 136 «О назначении исполняющим полномочия Городского Головы города Калуги Баранова К.В.» было принято постановление Городской Управы города Калуги от 22.05.2014 № 6134-пи «О мерах по реализации Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации на территории муниципального образования «Город Калуга» которым ответственным за осуществление регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования «Города Калуга» определено управление по работе с населением на территориях (далее — управление). Во исполнение выше названного постановления управление еженедельно, а во время проведения выборов ежедневно, получает данные от органов учёта населения (ЗАГС, УФМС), воинских частей, отдела военного комиссариата Калужской области по Московскому округу г. Калуги и Ферзиковскому району, отдела военного комиссариата Калужской области по Октябрьскому и Ленинскому округам г. Калуги. Для уточнения списков так же используются сведения из управления архитектуры и градостроительства города Калуги о переименовании населенных пунктов, улиц, изменении и присвоении новых адресов жилым домам, сведения из Калужского районного суда Калужской области о признании граждан недееспособными, сведения из федеральных казенных учреждений о гражданах, отбывающих наказания и поступивших отбывать наказание. Производится обработка данных и передача информации в установленном порядке в Избирательную комиссию Калужской области.
Два раза в год по состоянию на 1 января и 1 июля для Избирательной комиссии Калужской области нами формируются и передаются сведения о численности избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования «Город Калуга».
Всего число зарегистрированных избирателей в муниципальном образовании «Город Калуга» на 1 января 2015 года составляет 283 873 человека.
В целях совершенствования работы по организационно-технической подготовке к выборам нами подготовлен соответствующий комплекс мероприятий.
Для взаимодействия с органами ТОС в области повышения правовой культуры и электоральной активности населения управлением в программе предусмотрено ежегодное проведение в феврале и в ноябре мероприятий «День молодого избирателя» и «Посвящение в избиратели» соответственно.
«День молодого избирателя» включает в себя:
— промо-акцию: на улице раздаются воздушные шары и флажки с символикой мероприятия;
— конкурсную программу: участникам мероприятия предложат пройти символическое голосование с использованием КОИБа, ответить на вопросы в области избирательного права, флеш-арт «Жизнь-череда выборов» и другое;
— концертную программу с выступлением творческих молодёжных коллективов и агитбригады студентов.
Акция «Посвящение в избиратели» в 2014 году прошла в новой форме: игра состояла из десяти квест-заданий: «Синквейн», «Правовой ринг», «Эрудит-лото», «Самый умный избиратель», «Кому сегодня доверяют россияне?», «Знатоки избирательного права», «Я б на выборы пошел», «Устами младенца», «Музыкальная», «Голосуй, а то проиграешь!».
Так же был проведен творческий конкурс флеш-арт «Выборы наше дело!». На станции «Голосуй, а то проиграешь!» команды принимали участие в символическом голосовании на тему «Ты пошел бы на выборы, если бы выборы проходили сегодня?» с использованием комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБов). В финале мероприятия был проведен танцевальный флеш-моб.
В мероприятиях приняло участие более 1500 человек.
Мероприятия проводилось в целях повышения правовой культуры и электоральной активности молодежи, увеличение интереса молодых к выборам, побуждение молодежи к осознанному участию в выборах и референдумах, активизации гражданского самосознания молодежи, формирования у молодежи позитивного восприятия норм и ценностей демократического правового государства.
Используя все возможности Ведомственной целевой программы «Общественное участие» была выстроена система работы с территориальным общественным самоуправлением в целом и в разрезе каждой общины. Фактически за эти три года были заложены традиции в ТОСовском движении Калуги. Имеются положительные результаты в привлечении жителей к благоустройству дворовых территорий, что существенно изменило облик города; сформированы устойчивые активы жителей в микрорайонах, через которые ведется работа по продвижению концепций и проектов Городской Управы. Итогом проведения программных мероприятий является формирование чувства сопричастности ко всем событиям, происходящим в городе, желание в них участвовать и безвозмездно оказывать помощь (субботники, помощь ветеранам и др.). Достигнутые успехи оказывают влияние на формирование позитивного отношения к исполнительной власти.
Все направления деятельности получили свое развитие, поэтому управлением была разработана муниципальная программа «Гражданская инициатива» в которую вошла как подпрограмма «Общественное участие».
Таблица 1
Содержание мероприятия | Показатели результативности деятельности | |||
Наименование индикатора | Значение индикатора | |||
Плановые значение 2014 г. | Отчетные данные | |||
Задача 1 Повышение эффективности взаимного сотрудничества органов местного самоуправления муниципального образования «Город Калуга» с органами ТОС | Доля участия населения в мероприятиях, проводимых в рамках Программы | 20% | 15% | |
Задача 2 Организационное обеспечение деятельности ТОС | Участие юридических лиц всех форм собственности в реализации мероприятий Программы | 75 шт. | 44 шт. | |
Задача 3 Информационное обеспечение деятельности территориального общественного самоуправления | Издание буклетов, газетных статей, телевизионных фильмов о деятельности ТОС | 15 шт. | 10 шт. | |
Задача 4 Взаимодействие с органами ТОС, ветеранскими и общественными организациями по патриотическому воспитанию граждан | Участие ТОС ветеранских и общественных организаций в реализации мероприятий по патриотическому воспитанию граждан | 18 шт. | 55 шт. | |
Задача 5 Взаимодействие с органами ТОС в области повышения правовой культуры и электоральной активности населения | Члены ТОС, получившие правовую помощь | 350 чел. | 620 чел. | |
Задача 6 Взаимодействие с органами ТОС по благоустройству территорий МО «Город Калуга» | Доля благоустроенных дворовых территорий при участии ТОС | 19% | 19% | |
Вовлечение населения в работу по благоустройству дворовых территорий | 44 000 чел. | 21 012 чел. | ||
Задача 7 Взаимодействие с органами ТОС по профилактике правонарушений и предупреждению преступлений на территории ТОС | Члены ТОС, принявшие участие в работе добровольных народных дружин | 90 чел. | 60 чел. | |
3. Методологические рекомендации по организации ТОС в г. Калуге
1. Планирование работы органов территориального общественного самоуправления (органов ТОС) является ключевым моментом организации деятельности территориального общественного самоуправления. Основными принципами планирования являются:
— конкретизация и упорядочение деятельности органов ТОС,
— определенность и персональная ответственность в работе органов ТОС,
— уставная функциональность — соответствие принятому уставу ТОС,
— гласность работы органов ТОС (гласность формирования и открытость для текущего контроля любых планов для членов ТОС),
— участие рядовых членов ТОС в формировании основных направлений деятельности ТОС,
— сочетание гражданской инициативы с общими задачами развития города,
— конкретизация и упорядочение отчетности органов ТОС о своей работе.
2. Планы работы органов ТОС конкретной внутригородской территории должны, во-первых, быть дифференцированы по уровню и статусу принимающих их органов ТОС и, во-вторых, — представлять единую встроенную систему мероприятий, обеспечивающую целевое функционирование ТОС конкретной территории.
3. Основным (базовым) периодом планирования работы органов ТОС рекомендуется принять календарный год.
4. Конкретное содержание планов работы органов ТОС определяется:
— волей, желанием и инициативой жителей-членов ТОС, членов Совета ТОС, руководителей органов ТОС;
— компетенцией и полномочиями органов ТОС, закрепленной в уставе ТОС;
— уровнем взаимодействия органов ТОС с органами городского самоуправления.
территориальный самоуправление финансовый
Заключение
Важность такого института, как территориальное общественное самоуправление обусловлена тем, что ТОС способствует воспитанию гражданского самосознания, организации активного сотрудничества власти и народа, преодолению пассивности и иждивенческих настроений населения. Исходя из этого, органы государственной власти и местного самоуправления должны способствовать созданию ТОС, проводить разъяснительную работу среди населения, создавать условия для формирования и деятельности органов территориального общественного самоуправления. Существенную помощь здесь могут оказать депутаты от соответствующих избирательных округов.
Однако при организации ТОС необходимо учитывать, что органы ТОС могут создаваться только по инициативе населения, а их компетенция определяется самими гражданами при формировании этих органов, так как именно граждане сами решают, какие собственные инициативы они будут осуществлять в вопросах местного значения.
Список используемых источников
1. Федеральный Закон № 131- ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Российская газета», № 202, 08.10.2003.
2. Доклад об итогах реализации ведомственной целевой Программы «Общественное участие»
3. Устав муниципального образования «Город Калуга» // «Калуга», № 187, 01.10.1998.
4. Васильев В. И. Муниципальное право России: учебник. — М.: ЗАО Юстициформ, 2008
5. Муниципальное право России: учебник/ под ред. А. Н. Кокотова. -М.: Высшее образование, 2008
6. Сергеев А. А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. — М.: Проспект: Велби, 2006
7. Шугрина Е. С. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. — М.: Проспект, 2007
8. «Муниципальное право: системно-структурный анализ юридических конструкций» Бабичев И. В., 2014