Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Особенности сердечного ритма у детей младшего школьного возраста в осенний и весенний периоды под влиянием учебной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Впервые установлено, что 5-часовые учебные занятия оказывают неодинаковое влияние на вариабельность сердечного ритма у детей с разной степенью напряжения кардиорегуляторных систем. Выявлено, что дети I группы BP адаптируются к учебной деятельности за счет увеличения показателей ДВ, МВ-1, МВ-2, а дети III группы BP — за счет их уменьшения. Показано, что у мальчиков системы управления деятельностью… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Детский организм в условиях школьного обучения
    • 1. 2. Анализ вариабельности сердечного ритма как интегральный метод оценки активности кардиорегуляторных систем
    • 1. 3. Возрастно-половые особенности вариабельности сердечного ритма у младших школьников
    • 1. 4. Влияние учебной нагрузки на состояние кардиорегуляторных механизмов школьников
    • 1. 5. Оценка функциональных резервов системы регуляции кровообращения у детей с использованием ортостатической пробы
  • ГЛАВА II. ОБЪЕКТ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОД ВЛИЯНИЕМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • III. 1. Возрастно-половые и индивидуальные особенности вариабельности ритма сердца у младших школьников в покое
    • III. 2. Изменение вариабельности сердечного ритма у одних и тех же детей с 7 до 9 лет в осенний и весенний периоды в покое

    III. 3. Возрастно-половые особенности вариабельности сердечного ритма у школьников с различной степенью напряжения механизмов вегетативной регуляции под влиянием учебной деятельности в осенний и весенний периоды 65 III. 3.1. Вариабельность сердечного ритма под влиянием учебной деятельности у детей I группы вегетативной регуляции.

    III. 3.2. Вариабельность сердечного ритма под влиянием учебной деятельности у детей III группы вегетативной регуляции.

    III. 3.3. Особенности вариабельности сердечного ритма у мальчиков с различным уровнем вегетативной регуляции под влиянием учебной деятельности.

    III. 3.4. Особенности вариабельности сердечного ритма у девочек с различным уровнем вегетативной регуляции под влиянием учебной деятельности.

    III.4. Индивидуальные и половые особенности вариабельности сердечного ритма у детей с различным уровнем вегетативной регуляции в ответ на ортостатическую пробу.

    III. 5. Характеристика ортостатической устойчивости у детей I группы вегетативной регуляции под влиянием учебной деятельности в осенний и весенний периоды.

    III.6. Характеристика ортостатической устойчивости у детей III группы вегетативной регуляции под влиянием учебной деятельности в осенний и весенний периоды.

Особенности сердечного ритма у детей младшего школьного возраста в осенний и весенний периоды под влиянием учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в настоящее время поставлена в разряд национальных российских приоритетов. По данным Министерства здравоохранения РФ число здоровых детей за период обучения в школе уменьшается в 4−5 раз. Внедрение инновационных образовательных программ и интенсификация учебного процесса на фоне незаконченного морфогенеза детского организма, а также экологического и социально-экономического неблагополучия ведут к значительным нервно-психическим, интеллектуальным перегрузкам детей и нарушениям физиологических механизмов [45, 52, 156, 182]. По справедливому мнению Б. Х. Ланда никакие образовательные достижения не должны компенсироваться ценой здоровья ребенка. Требуется жесткая экспертиза учебных программ, учебников, новых образовательных технологий не только с точки зрения их качества, но и влияния на здоровье школьников [136].

Исследованию влияния повседневной учебной деятельности на функциональное состояние детского организма уделено значительное внимание в работах М. М. Безруких, М. В. Антроповой, В. И. Козлова, А. Г. Хрипковой, Ф. Г. Ситдикова, O.K. Побежимовой, А. Р. Мухетдиновой и других специалистов в области физиологии и гигиены [6, 11, 15, 152, 161, 170, 189]. В частности, работами Ф. Г. Ситдикова и соавторов установлено, что школьники, занимающиеся по типовым программам, имеют более высокий физиологический статус по сравнению с учащимися специализированных классов [189].

Риск перенапряжения наиболее велик на начальном этапе систематического обучения в школе. С. В. Хрущев, Д. А. Фарбер, Ю. А. Ермолаев и другие специалисты в области возрастной физиологии связывают низкий уровень функциональной надежности организма младших школьников с резким изменением факторов внешней среды, а также с недостаточной 6 зрелостью систем вегетативного обеспечения и механизмов их регуляции [86, 210, 220].

Исследованиями А. П. Берсеневой и соавторов установлено, что каждый ребенок имеет свой запас функциональных возможностей, поэтому дети одного возраста реагируют на одинаковые учебные нагрузки по-разному [52]. Для достижения оптимального состояния здоровья школьников необходимо преодолеть стандартизацию учебных нагрузок и планировать занятия с учетом индивидуальных адаптационных возможностей организма детей. Ключом к решению данной проблемы может стать изучение механизмов управления работой сердца.

В.В. Парин, P.M. Баевский, О. Г. Газенко, В. П. Казначеев, Ф. З. Меерсон, Ю. А. Власов, А. И. Григорьев и другие авторы рассматривают систему кровообращения как ведущую физиологическую систему, которая определяет адаптационные возможности целостного организма [26, 28, 61, 67, 72, 104, 145, 168, 169]. Выявлено, что от уровня напряжения кардиорегуляторных механизмов зависит способность организма мобилизовать необходимые функциональные резервы [3, 40, 78, 223]. Методом объективной оценки напряжения регуляторных процессов служит анализ вариабельности сердечного ритма по P.M. Баевскому [27, 28, 33]. На основании данного метода Н. И. Шлык установлено, что на первых этапах развития человека ведущую роль играет скорость созревания регуляторных механизмов [230, 231]. Сформировавшийся в данном возрасте тип вегетативной регуляции (BP) определяет почти все проявления жизнедеятельности организма, что позволяет прогнозировать возможные его состояния при различных стрессовых нагрузках [77, 115,236].

Изучение особенностей сердечного ритма детей проводилось в зависимости от силы и подвижности нервных процессов [70, 71, 95, 195], степени реактивности и тревожности [94, 215], учебных смен [121, 122], экологических и климатических факторов [91, 179]. В то же время лишь 7 единичные работы посвящены влиянию сезонности на состояние кардиорегуляторных систем учащихся. Разработка этой проблемы важна для оценки функциональных резервов организма ребенка в различные периоды года и изучения механизмов управления ими.

Обсуждается воздействие учебной деятельности на вариабельность сердечного ритма у школьников с различным уровнем активности механизмов вегетативной регуляции [41, 42, 115, 185, 202, 203]. Однако при этом недостаточное внимание уделяется индивидуальным особенностям вариабельности кардиоритма, степень зрелости регуляторных систем детского организма остается малоизученной.

Недостаточно исследован половой аспект влияния учебной нагрузки на состояние систем управления работой сердца у младших школьников с различным уровнем напряжения механизмов вегетативной регуляции. Нуждаются в дополнительном изучении и вопросы прогнозирования функциональных резервов организма у детей этого возраста в различные периоды учебного года на основе ортостатического тестирования. Исследование этих вопросов важно для возрастной физиологии и педагогики.

Целью данной работы явилось исследование особенностей вариабельности сердечного ритма и функциональных резервов системы регуляции кровообращения у одних и тех же детей младшего школьного возраста под влиянием 5-часовой учебной нагрузки в осенний и весенний периоды года.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить возрастные, половые и индивидуальные особенности вариабельности сердечного ритма у одних и тех же детей в возрасте с 7 до 9 лет в покое.

2. Выявить различия в динамике показателей вариабельности сердечного ритма у мальчиков и девочек младшего школьного возраста с различным уровнем вегетативной регуляции в осенний и весенний периоды в покое. 8.

3. Исследовать особенности вариабельности сердечного ритма у детей под влиянием 5-часовых школьных занятий в зависимости от возраста, пола, периода учебного года и исходного уровня напряжения кардиорегуляторных механизмов.

4. Установить особенности вариабельности сердечного ритма у младших школьников с разным уровнем напряжения механизмов вегетативной регуляции при ортостатическом тестировании в начале и конце учебного дня в осенний и весенний периоды.

Положения, выносимые на защиту:

1. Динамика показателей вариабельности сердечного ритма у детей под влиянием учебной деятельности имеет сезонную зависимость.

2. Независимо от возраста, пола, времени года учащиеся I группы BP реагируют на 5-часовые школьные занятия большей степенью напряжения кардиорегуляторных механизмов, чем дети, отнесенные к III группе BP.

Научная новизна исследования:

Впервые проведено исследование вариабельности сердечного ритма у одних и тех же детей с различной степенью напряжения механизмов вегетативной регуляции под влиянием 5-часовых школьных занятий осенью и весной в течение трех лет. Выявлено, что у мальчиков и девочек I группы BP наблюдается менее экономный тип реагирования на учебную нагрузку по сравнению с детьми III группы BP, у которых кардиорегуляторные механизмы более устойчивы к влиянию 5-часовых школьных занятий. Установлено, что учебная деятельность у детей I группы BP независимо от пола вызывает существенное повышение мощности дыхательных волн и медленных волн первого и второго порядка.

На основании ортостатического тестирования выявлены более высокие функциональные резервы системы регуляции кровообращенияу мальчиков и девочек III группы BP по сравнению с детьми того же пола I группы BP. 9.

Научно-практическая значимость:

Впервые установлено, что 5-часовые учебные занятия оказывают неодинаковое влияние на вариабельность сердечного ритма у детей с разной степенью напряжения кардиорегуляторных систем. Выявлено, что дети I группы BP адаптируются к учебной деятельности за счет увеличения показателей ДВ, МВ-1, МВ-2, а дети III группы BP — за счет их уменьшения. Показано, что у мальчиков системы управления деятельностью сердца обладают меньшей устойчивостью к школьным занятиям по сравнению с девочками той же группы BP. Это дает возможность осуществить индивидуальный подход в планировании учебной нагрузки для школьников младших классов с учетом пола и уровня активности кардиорегуляторных систем.

Показано, что существующий в начальной школе режим обучения приводит к резкому снижению функциональных резервов детского организма в конце учебного года, особенно у детей I группы BP. Данные о возрастных и индивидуальных особенностях регуляторных систем в покое и при ортостатическом тестировании позволят оптимально дозировать умственную нагрузку на протяжении всего учебного года и предотвратить неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья детей.

Апробация работы. Результаты работы доложены на итоговых научных конференциях профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и специалистов Чайковского государственного института физической культуры (1998, 2000, 2001, 2002), международной научно-практической конференции «Валеология: проблемы и перспективы развития» (Ижевск, 1998), IV республиканской научно-практической конференции «Социальное, физическое и психическое благополучие детей и подростков в Удмуртской республике» (Ижевск, 2002).

Сведения о внедрении. Результаты исследований внедрены в практику работы научных лабораторий здоровья СОШ № 1 и № 9 г. Чайковского, а также используются при чтении лекций для студентов ЧГИФК.

Публикации. По теме исследования опубликовано 16 печатных работ. Одна статья отправлена в печать и будет опубликована в 2003 году.

Структура и объем диссертации

:

Диссертация объемом 207 страниц состоит из введения, обзора литературы, результатов собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Работа содержит 18 таблиц и 17 рисунков.

Список литературы

включает 280 источников, в том числе 35 — зарубежных авторов.

выводы.

1. Возрастная динамика показателей вариабельности сердечного ритма у младших школьников носит волнообразный характер независимо от пола и группы BP: от 7 к 8 годам происходит увеличение АМо и уменьшение СКО, а от 8 к 9 годам, наоборот, значения АМо снижаются, а СКО — возрастают.

2. Сезонные различия показателей сердечного ритма у учащихся I и III групп BP наиболее выражены в 9 лет, когда в весенний период величины СКО, ДВ, МВ-1 и МВ-2 повышаются, а значения АМо и ИН — снижаются по сравнению с осенью.

3. Устойчивость системы кровообращения к учебной деятельности зависит от группы вегетативной регуляции и возраста младших школьников. У детей 7 лет под влиянием учебной нагрузки отмечено выраженное утомление, которое проявлялось в уменьшении ЧСС, АМо, ИН и увеличении СКО. Эти изменения были более значительными у учащихся I группы BP.

4. У детей 8 и 9 лет в весенний период выявлены качественные различия в реакции на 5-часовые школьные занятия, которые заключались у учащихся I группы BP в форме повышения, а у детей III группы BP — в форме понижения активности центральных механизмов управления сердечным ритмом.

5. У мальчиков независимо от группы BP в ответ на 5-часовые школьные занятия наблюдается более значительная степень напряжения кардиорегуляторных систем по сравнению с девочками.

6. Ортостатическое тестирование показало, что наиболее низкий уровень функциональных резервов системы регуляции кровообращения у детей III группы BP наблюдается весной первого учебного года, а у мальчиков и девочек I группы BP — весной первого и третьего года обучения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Предлагаем осуществлять методологические подходы к гигиене умственного труда младших школьников с учетом уровня активности механизмов вегетативной регуляции.

2. Для профилактики неблагоприятных сдвигов в состоянии здоровья учащихся рекомендуем снизить учебную нагрузку в конце первого года обучения для всех детей, а в конце третьего учебного года — для школьников I группы BP.

3. При составлении расписания занятий в младших классах школы желательно уделить особое внимание правильному чередованию учебных занятий и отдыха детей, осуществляя смену умственной нагрузки физическими упражнениями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.А. Изучение некоторых функциональных особенностей детского сердца и его регуляторных механизмов в условиях различных двигательных режимов: Дисс.. канд. биол. наук — Казань, 1971. — 168 с.
  2. Р.А., Ситдиков Ф. Г. Развивающееся сердце и двигательный режим/Казанский пед. ун-т, 1998. 96 с.
  3. А.П. Адаптация и дезадаптация с позиций патологии//Клинич. медицина. -М., 1974.-т. 52.-С. 3−15.
  4. .А., Баевский P.M., Берсенева А. П. и др. Проблема автоматизированной оценки функционального состояния организма в космонавтике и профилактической медицине на современном этапе//Космич. биол. и авиакосмич. медицина. М., 1990. — № 6. — С. 23−31.
  5. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке//Под ред. Д.В. Колескова- НИИ ФДиП АПН СССР. М.: Педагогика, 1987. — 152 с.
  6. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам//Под ред. А. Г. Хрипковой, М.В. Антроповой- НИИ ФДП АПН СССР. М.: Педагогика, 1982. — 240 с.
  7. А.А., Баевский P.M., Берсенева А. П. и др. Комплексная оценка функциональных резервов организма. Фрунзе: Илим, 1988. — С. 11, 39, 59.
  8. Анализ сердечного ритма//Под ред. Д. Жемайтите, Л. Телькснис. -Вильнюс: Мокслас, 1982. 130 с.
  9. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980. — 198 с.
  10. М.В. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина, 1982. — 336 с.
  11. М.В. Дифференцированное обучение учащихся I-XI классов, их работоспособность и организация режима учебной деятельности//Физиология человека, 1992.-Т. 18.-№ 1.-С. 172−178.
  12. М.В. и др. Режим дня, работоспособность и состояние139здоровья школьников. -М.: Педагогика, 1974. 136 с.
  13. М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1968. — 232 с.
  14. М.В., Бородкина Г. В., Кузнецова JI.M. и др. Физиолого-гигиеническая оценка развивающего обучения в начальных классах//Педагогика, 1999. № 8. — С. 35−41.
  15. М.В., Бородкина Г. В., Кузнецова JLM. и др. Здоровье и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы школьников, завершивших начальное обучение/ЯПкола здоровья, 2000. Т. 7. — № 3. — С. 16−21.
  16. И. А. Основы возрастной периодизации//Возрастная физиология: Руководство по физиологии. Л.: Наука, 1975. — С. 5−67.
  17. И.А. Очерки по возрастной физиологии. М.: Медицина, 1967.-475 с.
  18. И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982. — 270 с.
  19. А., Айзен С. Статистический анализ. Подход с использованием ЭВМ/Под ред. Г. П. Башарина. М.: Мир, 1982. — 192 с.
  20. P.M. Принципы прогнозирования состояния здоровья и результаты прогностических исследований во время длительных экспедиций на орбитальной станции «Салют-б'7/Физиологические исследования в невесомости. М.: Медицина, 1983. — С. 200−228.
  21. P.M., Берсенева А. П., Максимов A.JI. Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии человека//Учебно-методич. пособие. — Магадан: СВНЦ ДВОРАН, 1996. 55 с.
  22. P.M. Анализ вариабельности сердечного ритма в космической медицине//Вариабельность сердечного ритма: Теоретич. аспекты и практич. применение- Тез. докл. междунар. симпоз. Ижевск: Удм. ун-т, 1996. — С. 188−190.
  23. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. — 298 с.
  24. P.M. Синусовая аритмия с точки зрения кибернетики//Математические методы анализа сердечного ритма. М.: Наука, 1968.- 173 с.
  25. P.M. Теоретические аспекты валеологии//Валеология: проблемы и перспективы развития- Тез. Междунар. науч-практ. конф. Ижевск: Удм. Ун-т, 1998.-С. 6−8.
  26. P.M. Физиологические методы в космонавтике. -М.:Наука, 1965.-295 с.
  27. P.M., Барсукова Ж. В., Берсенева А. П. и др. Оценка функционального состояния организма на основе математического анализа ритма сердца. Методические рекомендации. Владивосток, 1987. — 73 с.
  28. P.M., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997. — 236 с.
  29. P.M., Берсенева А. П., Семенов Ю. Н. Валеология и проблемы измерения уровня здоровья//Тез. Междунар. науч-практ. конф. — Ижевск: Удм. ун-т, 1998.-С. 31−34.
  30. P.M., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, 1984. — 224 с.
  31. P.M., Кудрявцева В. И. Особенности регуляции сердечного ритма при умственной работе//Физиология человека. 1975. — Т. 1. — № 2. — С. 296−301.
  32. P.M., Танк И., Векк М., Берсенева А. П. Оценка состояния вегетативной регуляции у здоровых людей и у больных диабетом на основе использования методов космической кардиологии//Вестник Удмуртского унта. Ижевск, 1995. — № 3. — С. 26−32.
  33. О.И., Шлык Н. И. Особенности вариабельности сердечного ритма до и после умственной нагрузки у школьников 9−10 лет//Валеология: проблемы и перспективы развития- Тез. Междунар. науч-практ. конф. -Ижевск: Удм. ун-т, 1998. С. 56−57.
  34. В.К. Феномен физической активности человека как социобиологическая проблема//Вопросы философии, 1981. № 8. — С. 78−89.
  35. А.А. Здоровье российских детей//Педагогика, 1999. № 8. — С.14 341.44.
  36. М.М. Регуляция хронотропной функции сердца у школьников I-IV классов в процессе учебных занятий//Возрастные особенности физиол. систем детей и подростков. М., 1981. — С. 249.
  37. А.П. Математический анализ ритма сердца в практике массовых донозологических обследований населения//Вариабельность сердечного ритма: Теоретич. аспекты и практич. применение- Тез. докл. междунар. симпоз. Ижевск: Удм. ун-т, 1996. — С.122−124.
  38. А.П. Принципы и методы массовых донозологических обследований с использованием автоматизированных систем//Автореф. дисс.. докт. биол. наук. Киев, 1991. — 27 с.
  39. А.П., Берсенев Е. Ю., Семенов Ю. Н. Проблемы организации школьного валеологического центраУ/Валеология: проблемы и перспективы развития- Тез. Междунар. науч.-практ. конф. Ижевск: Удм. ун-т, 1998. — С. 59−60.
  40. А.П., Берсенева И. А. Исследование вариабельности сердечного ритма у школьников как метод возрастной валеологии//Валеология: проблемы и перспективы развития- Тез. междунар. науч.-практ. конф. -Ижевск: Удм. ун-т, 1998. С. 57−59.
  41. Е.С. Компьютерная технология экспресс-оценки адаптированности организма к условиям среды//Валеология: проблемы и перспективы144развития- Тез. междунар. науч.-практ. конф. Ижевск: Удм. ун-т, 1998. — С. 35.
  42. Р.П. О валеологических аспектах умственного труда школьников//Проблемы проектирования региональных систем физического воспитания- Тез. докл. Междунар. конф. Тула: ТГГГУ, 1997. — С. 101−103.
  43. Е.В. Использование неинвазивных методов исследования для мониторинга функционального состояния спортсменов//Биоуправление в медицине и спорте- Материалы I Всеросс. конф. Омск: СибГАФК, 1999. -С. 101−102.
  44. Е.В., Исаев А. П., Сашенков C.JI. Спорт и кровообращение: возрастные аспекты. Челябинск: Интерполиарт и К, 1998. — 64 с.
  45. Н.Е. Избранные произведения. Ч. 1,2.- Д.: Изд. АН СССР, 1950, 1951.-506 е.- 346 с.
  46. Ю.А. Онтогенез кровообращения человека. Новосибирск:1451. Наука, 1985.-266 с.
  47. Ю.А., Окунева Г. Н. Кровообращение и газообмен человека. -Новосибирск: Наука, 1983. 206 с.
  48. В.П. Здоровье здоровых. Киев: Здоровья, 1991. — С. 24.
  49. В.И. Особенности периодической структуры сердечного ритма детей младшего и старшего школьного возраста//Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков- Тез. Всесоюз. Конф. — М., 1985. -С. 85.
  50. А.Б., Ериков В. М., Никулин А. А. и др. Вопросы совершенствования физического воспитания в школе//Проблемы проектирования региональных систем физического воспитания- Тез. докл. Междунар. конф. Тула: ТГПУ, 1997. — С. 289−291.
  51. Г. А. Сердечный ритм и оценка функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы//Вариабельность сердечного ритма: Теоретич. аспекты и практич. применение- Тез. докл. междунар. симпоз. Ижевск: Удм. ун-т, 1996.-С. 127−128.
  52. О.Г., Баевский P.M., Волков Ю. Н. и др. Математические методы оценки сердечного автоматизма и их применение в космической медицине//Проблемы вычислительной диагностики. JI: Наука, 1969. — С. 7.
  53. Е.К. Гигиенические основы применения технических средств обучения в современной школе//Автореф. дисс.. докт. мед. наук. М., 1983.-48 с.
  54. А.И., Баевский P.M., Овчинников В. В. и др. Принципы построения банка данных применительно к проблеме физиологической нормы в космической медицине. Авиакосмическая и экологическая медицина, 1992, 3, с. 25−31.
  55. Э., Вайткявичюс В. Ю., Марачинскене Э. Особенности сердечного ритма у школьников//Физиология человека, 1990. Т. 16. -№ 1. -С.88.
  56. Э., Линдишене Д. Адаптация школьников начальных классов к учебной деятельности//Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1979. -№ 2(11).-С. 29−37.
  57. И.В. Состояние центральной и периферической гемодинамики у детей дошкольного возраста с различным типом вегетативной регуляции147сердечного ритма//Вестник Удмуртского ун-та. Ижевск, 1995. — № 3. — С. 41−45.
  58. И.В. Проблема причинности в медицине (этиология). М.: Медицина, 1965. — 75 с.
  59. И.В., Калакаускене JI.M. Автоматизированная система оценки конституциональных особенностей в обеспечении валеологических программ/УМатериалы II регион, науч.-практ. конф. Челябинск: Урал ГАФК, 1998.-С. 45−48.
  60. И.В., Ложкин В. Л. Система управления здоровьем учащихся в школе//Совершенствование подготовки студентов в ВУЗах физической культуры: Материалы докл. межвуз. науч.-практ. конф. — Чайковский: ЧГИФК, 2000. С. 96−98.
  61. И.В. Автоматизированная система оценки здоровья в обеспечении валеологических программ/Юлимпизм, олимпийское движение и олимпийское образование: Сб. тезисов докл. Ижевск: изд-во Удм. ун-та. -2001.-С. 27−31.
  62. И.А., Донская О. Г. Особенности регуляции ритма сердца при игровом биоуправлении по ЧСС//Биоуправление в медицине и спорте: Материалы I Всеросс. конф. Омск: СибГАФК, 1999. — С. 115−116.
  63. ДА. Окружающая среда и функциональное состояние механизмов регуляции сердечного ритма//Вариабельность сердечного ритма: Теоретич. аспекты и практич. применение: Тез. докл. междунар. симпоз. -Ижевск: Удм. ун-т, 1996. С. 199−200.
  64. Г. М. Оценка функционального состояния организма при умственной и физической деятельности по некоторым вегетативным показателям и электролитам слюны//Автореф. дисс.. канд. биол. наук, 1980.-21 с. i *
  65. В.А., Келлер X., Мураенко Н. М. и др. Морфофункциональныеконстанты детского организма: Справочник. М.: Медицина, 1997. — 288 с.148
  66. Ю.А. Возрастная физиология: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1985.-384 с.
  67. Д.И., Варонецкас Г. А., Соколов Е. Н. Взаимодействие парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы в регуляции сердечного ритма//Физиология человека, 1985. Т. 11.-№ 3. — С. 448−456.
  68. И.В. Некоторые критерии факторов риска первичной артериальной гипертонии у детей и подростков/УПроблема охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста. -М., 1981.-С. 131−132.
  69. B.C. Критические периоды развития скоростно-силовых качеств школьников 7−17 лет г. Ижевска//Вестник Удмуртского ун-та. Ижевск: Удм. ун-т, 1995. — № 3. — С. 45−49.
  70. Ю.С. Оценка уровня здоровья школьников различных возрастных групп и районов республики Коми//Материалы II региональной науч.-практ. конф. Челябинск: УралГАФК, 1998. — С. 69−72.
  71. М.Ф. Анатомия человека. М.: Физкультура и спорт, 1985. -544 с.
  72. Ю.И., Погорелюк О. Н. Статистическая обработка результатов медико-биологических исследований на микрокалькуляторах по программам. М.: Медицина, 1990. — 224 с.
  73. Э.М., Кураев Г. А., Шорин Ю. П. и др. Использование автоматизированных программ для комплексной прогностической оценки индивидуальных адаптивных возможностей организма//Физиология человека, 1993. Т. 19. — № 3. — С. 88−93.
  74. Э.М., Панферов В. А., Ефремова Г. В. и др. Оценка взаимосвязи типа функциональной конституции с кардиодинамическими показателями спортсменов с помощью автоматизированных программ//Физиология человека, 1994. Т. 20. — № 1. — С. 122−127.
  75. Э.М., Рифтин А. Д., Федоров А. И. и др. Автоматизированные системы в комплексной оценке здоровья и адаптивных возможностей человека//Физиология человека, 1990. Т. 16. — № 3. — С. 94−100.
  76. Э.М., Шорин Ю. П., Лурье С. Б. и др. Автоматизированная оценка адаптивных возможностей организма у лиц с различным морфотипом//Физиология человека, 1992. Т. 18. — № 1. — С. 97−103.
  77. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980.- 191 с.
  78. В.П., Баевский P.M., Берсенева А. П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения. — Л.: Медицина, 1980.-208 с.
  79. Р.А. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков. М.: Медицина, 1973. — 325 с.
  80. А.В. Выделение катехоламинов с мочой и структура сердечного ритма при умственном труде различной напряженности//Автореф. дисс.. канд. мед. наук. Киев, 1977. — 21 с.
  81. В. А., Петров П. К. Валеология идеология третьего тысячелетия//Валеология: проблемы и перспективы развития: Тез. Междунар. науч-практ. конф. — Ижевск: Удм. ун-т, 1998. — С. 134−135.
  82. Т.В. Диалектика социального и биологического в оптимизации жизненного цикла человекаУ/Диалектика в науках о природе и человеке: человек, общество и природа в век НТР. М.: Наука, 1983. — С. 370−374.
  83. Т.В. Прогресс общества и проблемы целостного биосоциального развития современного человека. М.: Медицина, 1978. -247 с.151
  84. А., Жемайтите Д. Зависимость структуры сердечного ритма от физической работоспособности спортсменов//Физиология человека, 1983. -Т. 9.-№ 5.-С. 729.
  85. Г. В., Рублева JI.B. Возрастные особенности морфологического и функционального развития миокарда у детей 5−9 лет//Физиология человека, 2001. -Т.27. — № 5.-С. 54−59.
  86. О.С. Структура ритма сердца в разное время суток у детей в норме и патологии//Автореф. дисс.. канд. мед. наук. Челябинск, 1987. -24 с.
  87. О.С. Суточная структура ритма сердечной деятельности и некоторые особенности ее регуляции у здоровых детей школьного возраста/УВопросы охраны материнства и детства, 1983. № 9. — С. 24.
  88. О.В., Шатило В. Б., Бутенко А. Г. Возрастные изменения вегетативной регуляции сердечного ритма у здоровых пожилых и старых152людей//Физиол. журнал АН УССР, 1988. № 1. — С. 12.
  89. О.В., Шатило В. Б., Шатило Т. В. и др. Анализ вегетативной регуляции сердечного ритма на различных этапах индивидуального развития человека//Физиология человека. М.: Наука, 1991. — т. 17. — № 2. — С. 31−39.
  90. Л.Р., Буркашов А. Б., Касымбекова С. и др. Практические аспекты проблемы управления физическим здоровьем детей//Валеология: проблемы и перспективы развития: Тез. Междунар. науч-практ. конф. -Ижевск: Удм. ун-т, 1998.- С. 137−138.
  91. В.И. К вопросу о прогнозировании умственного утомления при длительной монотонной работе//Автореф. дисс. .канд. биол. наук. М., 1974.- 19 с.153
  92. Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методич. пособие. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 139 с.
  93. Н.Н. Совмещение социальных и биологических ритмов как гигиеническая основа обучения и воспитания школьников//Автореф. дисс.. докт. мед. наук. М., 1989. — 49 с.
  94. .С., Анциферова Л. И. Онтогенез вегетативной нервной системы//Физиология вегетативной нервной системы: Руководство по физиологии. Л.: Наука, 1981. — С. 496.
  95. О.О., Нидеккер И. Г., Бродецкая Е. Е. Волновая структура сердечного ритма у здоровых детей//Физиология человека, 1988. Т. 14. — № 2.-С. 328−331.
  96. Э.М. Система программ анализа регистрации ритма сердца «Каритм'7/Вариабельность сердечного ритма: Теоретич. аспекты и практич. применение: Тез. докл. междунар. симпоз. Ижевск: Удм. ун-т, 1996. — С. 152−153.
  97. В.А., Лавинский Л. Г. Валеология как учебный предмет// Валеология: проблемы и перспективы развития: Тез. Междунар. науч-практ. конф. Ижевск: Удм. ун-т, 1998. — С. 98−99.
  98. Н.Ю., Синяк Е. Д. Реакция кардиорегуляторных механизмов на154ортостаз у детей 7−9 лет/УСовершенствование подготовки студентов в ВУЗах физической культуры: Материалы докл. межвуз. науч.-практ. конф. -Чайковский: ЧГИФК, 2000. С. 101−103.
  99. .Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. Уч. пос. Казань: Форт-диалог, 2000. — 76 с.
  100. Г. Н. Направленная релаксация и умственная деятельность студентов//Проблемы проектирования региональных систем физического воспитания: Тез. Междунар. науч.-практ. конф. Тула: ТГПУ, 1997. — С. 177 179.
  101. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. -М., 1984.-200 с.
  102. А.С. Системный подход в морфологических исследованиях//Здравоохранение Белоруссии. 1981. — № 5. — С. 13−15.
  103. С.П., Мотылянская Р. Е. О состоянии перетренирован-ности//Проблемы спортивной медицины. -М., 1975. С. 108−189.
  104. И.Н., Вагина Л. Н., Быков B.C. Система оздоровительной работы, обеспечивающая эффективность образовательного процесса//Материалы II региональной науч.-практ. конф. Челябинск: УралГАФК, 1998. — С.212−216.
  105. В.И. Компоненты адаптационного процесса. Л.: Наука, 1984. — 108 с.
  106. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981. -321 с.
  107. Ф.З., Кругликов Р. И. Высшие адаптационные реакции организма//Физиология адаптационных процессов. Руководство по физиологии. -М., 1986. С. 492−520.
  108. Ф.З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. — 256 с.
  109. О.А., Парыгин А. А. Использование корреляционной ритмографии в клинической практике/УВариабельность сердечного ритма: Теоретич. аспекты и практич. применение: Тез. докл. междунар. симпоз. -Ижевск: Удм. ун-т, 1996.-С. 156−157.
  110. Морфология человека: Учебное пособие/Под ред. Б. А. Никитюка, В. И. Чтецова. М.: МГУ, 1983. — 320 с.
  111. М.А., Псеунок А. А. Особенности сердечного ритма детей, обучающихся с 6 лет//Валеология, 2001. № 2. — С.48−52.
  112. А.Р. Функциональные особенности сердечно-сосудистой системы младших школьников разных групп здоровья//Автореф. дисс. .156канд. биол. наук. Казань, 2000. — 24 с.
  113. А.О., Кржановская В. В. Возрастная работоспособность лиц умственного труда. Киев, 1979. — 208 с.
  114. А.В. Физиологическое обоснование программы сохранения и укрепления здоровья учащихся младшего школьного возраста/УАвтореф. дисс.. канд. биол. наук. Челябинск, 2001. — 21 с.
  115. И.Г., Федоров Б. М. Проблема математического анализа сердечного ритма//Физиология человека, 1993. Т. 19. — № 3. — С. 80−87.
  116. .А. Акселерация развития (причины, механизмы, проявления и последствия)//Рост и развитие детей и подростков. Итоги науки и техники. Сер. Антропология. М.: ВИНИТИ, 1989. — Т. 3. — С. 3−76.
  117. Г. А. Исследование статистических характеристик сердечного ритма как метод оценки функционального состояния организма при экспериментальных воздействиях/ААвтореф. дисс.. канд. биол. наук. М., 1974.-21 с.
  118. Нормализация учебной нагрузки школьников: Экспериментальное физиолого-гигиеническое исследование/Под ред. М. В. Антроповой, В.И. Козлова- НИИ ФДП АПН СССР. М.: Педагогика, 1988. — 160 с.
  119. М.К., Вульфсон И. Н. Возрастная динамика основных функциональных показателей системы кровообращения у здоровых детей//Физиология человека, 1978. Т. 4. — № 4. — С. 723−735.
  120. Основы морфологии и физиологии детей и подростков/Под ред. А. А. Маркосяна. М., 1969. — С. 40.
  121. С.С., Нагорная Н. В. Гипертонические и гипотонические состояния у школьников//Проблема охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста. М., 1981. — С. 160.
  122. Г. И. Вариант методики валеологической оценки школьников//Валеология, 1996. № 3−4. — С. 24−25.
  123. Ю.П., Баевский P.M., Панова Н. А. К вопросу о возрастных особенностях хроно- и инотропной регуляции сердца//Функциональные особенности сердца при нагрузках и в возрастном аспекте. Вып. I. — Ставрополь, 1975. — С. 114−138.
  124. В.В., Баевский P.M. Введение в медицинскую кибернетику. М., 1966.-298 с.
  125. В.В., Баевский P.M., Волков Ю. Н., Газенко О. Г. Космическая кардиология. Д.: Медицина, 1967.- 228 с.
  126. O.K. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы школьников 7−10 лет разных режимов обучения//Автореф. дисс.. канд. биол. наук. Казань, 2000. — 24 с.158
  127. А.Д., Бакалейникова Б. Л., Поляков А. А. и др. Индивидуально-возрастные особенности регуляции кардиоритма//Нейрогуморальные механизмы старения. Киев, 1986. — С. 86−87.
  128. Ритм сердца у спортсменов/Под ред. P.M. Баевского и Р. Е. Мотылянской.- М.: Физкультура и спорт, 1986.- 143 с.
  129. А.Д. Модель распознавания функциональных состояний на основе математического анализа сердечного ритма//Физиология человека, 1990. Т. 16. — № 3. — С. 165−172.
  130. А.Д., Гальцер Б. И., Григоренко Г. Ф. Распознавание функциональных состояний организма на основе кибернетического анализа сердечного ритма. Владивосток, 1986. — С. 7.
  131. Рост и развитие ребенка/По данным антропологии./Под ред. Н. Н. Миклашевской. М.: МГУ, 1973. — 219 с.
  132. П.П. Кардиомиоциты в процессах репродукции, дифференцировки и регенерации. — Л.: Наука, 1982. С. 16.
  133. Е.Н., Шлык Н. И. Возрастные и индивидуальные особенности вариабельности сердечного ритма у детей от 7 до 13 лет// Валеология: проблемы и перспективы развития: Тез. Междунар. науч-практ. конф. Ижевск: Удм. ун-т, 1998. — С. 68−69.
  134. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, I960.- 207с.
  135. JI.A., Люберцев В. Н., Рапопорт Л. А. Комплексная оценка физической подготовленности и состояния здоровья детей школьного возрастаУ/Материалы II регион, науч.-практ. конф. Челябинск: УралГАФК, 1998. — С.16−19.
  136. Е.Д., Лаврова Н. Ю. Особенности вариабельности сердечного ритма у младших школьников при умственной и физической нагрузках//Олимпизм, олимпийское движение и олимпийское образование: Сб. тезисов докл. Ижевск: изд-во Удм. ун-та. — 2001. — С. 38−39.
  137. Е.Д., Шлык Н. И., Лаврова Н. Ю. Особенности вариабельности сердечного ритма до и после урока физкультуры//Валеология: проблемы и перспективы развития: Тез. Междунар. науч-практ. конф. Ижевск: Удм. унт, 1998, — С. 70−71.
  138. Т.И. О типах распределения R-R интервалов у детей 7−8 лет// Биологический возраст и возрастная периодизация. — М., 1978. С. 76−79.160
  139. Т.И., Тупицыи И. О. Анализ особенностей хронотропной функции сердца//Физиология человека, 1985. Т. 11. — № 5. — С. 801−807.
  140. Ф.Г., Самигуллина М. С., Самигуллин Г. Х. Особенности адаптации к дифференцированной учебной нагрузке школьников 11−12 лет//Теоретические основы физической культуры: Материалы междунар. науч. конф. Казань, 1999.— С. 141.
  141. С.Ю., Сапожникова Е. Н., Байгулова О. И. Динамика уровня физического здоровья у школьников в возрасте 11−14 лет//Валеология: проблемы и перспективы развития: Тез. междунар. науч-практ. конф. -Ижевск: Удм. ун-т, 1998. С. 71−72.
  142. Т.Е., Пяткова И. А. Особенности переходных процессов системы кровообращения у детей младшего школьного возраста при ортоклиностатической пробе//Тез. докладов III науч.-практ. конф. Ижевск: Удм. ун-т, 1995.-С. 186.
  143. Е.А., Ляликова В. Б., Осокина Г. Г. Структура синусового сердечного ритма у здоровых детей//Вопросы охраны материнства и детства, 1984. № 3. — С. 10.
  144. К.В. Постулаты с позиций общей теории функциональных систем//Патологическая физиология и экспериментальная терапия, 1992. № 4.-С. 86−93.
  145. К.В., Тараканов О. П., Юматов Е. А. Кросс-корреляционный вегетативный критерий эмоционального стресса//Физиология человека, 1995. -Т. 21. № 3. — С. 87−95.
  146. С.М., Трубников П. Н., Суслин В. М. Нормативные показатели кардиоинтервалографии в детском возрасте//Вариабельность сердечного ритма: Теоретич. аспекты и практич. применение: Тез. докл. междунар. симпоз. Ижевск: Удм. ун-т, 1996. — С.106−107.
  147. С.П., Кожевникова О. А., Рахманова Г. В. Влияние учебного процесса на состояние здоровья школьников младших классов//Валеология: проблемы и перспективы развития: Тез. Междунар. науч.-практ. конф. -Ижевск: Удм. ун-т, 1998. С. 72−73.
  148. М.О. Ритм сердца при большой умственной и физической нагрузке у школьников//Вариабельность сердечного ритма: Теоретич. аспекты и практич. применение: Тез. докл. междунар. симпоз. Ижевск: Удм. ун-т, 1996. — С.108−109.
  149. С.Н., Артановский В. В., Баянова О. В. Психофизиологические и физические качества детей как объект управления//Биоуправление в медицине и спорте: Материалы I Всеросс. конф. -Омск:СибГАФК, 1999.-С. 122−123.
  150. И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников/УАвтореф. дисс.. докт. мед. наук.-М.: НИИ ФДП, 1986.-42 с.
  151. Дж. Рост и конституция человека//Биология человека: Пер. с англ. М.: Мир, 1979. — С. 366−471.
  152. М.Г. Нервная регуляция сердца. М.: МГУ, 1961. — С. 36.
  153. А.А. Избранные труды/Под ред. Е. М. Крепса. JL: Наука, 1978.-358 с.
  154. М., Нил Д. Кровообращение. -М.: Медицина, 1983. 576 с.
  155. Д.А., Корниенко И. А., СонькиН В.Д. Физиология школьника. -М.: Педагогика, 1990. 64 с.
  156. Физиолого-гигиенические аспекты компьютерного обучения детей и подростков/УНовые исследования по психологии и возрастной физиологии, 1989. -№ 1(1). -С. 82.
  157. В.В. Рефлекторная регуляция деятельности сердечнососудистой системы. Киев: Госмедиздат УССР, 1959. — С. 56.
  158. А.Я. Афферентная иннервация сердца. M.-JL: Изд-во АН СССР, 1961.-С. 12.
  159. М.М. Информационные неврозы. -М., 1978. 144 с.
  160. И.В., Сибилев О. П. Динамика сердечного ритма у студентов с различным уровнем реактивной тревожности на экзаменационный стресс//163
  161. Вариабельность сердечного ритма: Теоретич. аспекты и практич. применение: Тез. докл. междунар. симпоз. Ижевск: Удм. ун-т, 1996. -С.142−143.
  162. В.М. Сосудодвигательные рефлексы. -М.: Наука, 1964. С. 24.
  163. А.Г., Козлов В. И., Антропова М. В. Физиолого-гигиеническое исследование учебной нагрузки учащихся//Советская педагогика, 1983. № 12.-С. 34−42.
  164. А.Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пединститутов. -М.:Просвещение, 1990. 319 с.
  165. С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. М.: Медицина, 1980. — 224 с.
  166. А.В. Возрастная динамика вариабельности сердечного ритма у детей и подростков//Физическая культура в образовательном процессе: Межвуз. сб. научн. трудов. Екатеринбург, 1999. — С. 165−176.164
  167. В.Н., Сосунов А. А. Этапность преобразования вегетативной нервной системы в онтогенезе//Арх. Анатомии, гистологии и эмбриологии, 1989.-№ 5.-С. 5.
  168. Е.Д., Суманеева B.C. Создание условий для сохранения здоровья детей первого года обучения//Здоровье и образование. Современные подходы к обеспечению здоровья учащихся: Тез. докл. науч.-практ. конф. Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2002. — С. 99−100.
  169. Н.И. Особенности биоэлектрической активности мышц и ритма сердца у детей от 1,5 до 6 лет//Тез. докл. III Всеросс. съезда по ЛФК и спортивной медицине. Свердловск, 1986. — С. 84−86.
  170. Н.И. Особенности вегетативной регуляции у детей в покое и при физических нагрузках//Тез. докладов II Республиканской науч.-практ. конф. Ижевск: Удм. ун-т, 1994. — С. 162.
  171. Н.И. Особенности механизмов регуляции системы кровообращения у детей в покое и при физической активности//Вестник Удмуртского ун-та. Ижевск, 1992.- № 3. — С. 17−35.
  172. Н.И. Сердечный ритм и центральная гемодинамика при физической активности у детей. Ижевск: Удм. ун-т, 1991. — 418 с.
  173. Н.И., Баевский P.M. Вариабельность сердечного ритма: современное состояние проблемы и перспекгивы//Вариабельность165сердечного ритма: Теоретич. аспекты и практич. применение: Тез. докл. междунар. симпоз. Ижевск: Удм. ун-т, 1996. — С. 5−6.
  174. Н.И., Байгулова О. И. Индивидуальные и возрастные особенности вариабельности сердечного ритма у школьников 7−10 лет//Валеология: проблемы и перспективы развития: Тез. Междунар. науч-практ. конф. -Ижевск: Удм. ун-т, 1998. С. 75−76.
  175. Н.И., Гуштурова И. В. Влияние различных двигательных режимов на состояние двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы у детей дошкольного возраста//Гигиена и санитария. М., 1978. — № 9. — С. 76−78.
  176. В.М. Исследование биологических систем математическими методами//Труды биологического НИИ. Д.: ЛГУ, 1985.-171 с.
  177. Ю.П., Мирзаханова P.M., Казин Э. М. и др. Оценка адаптивных возможностей организма подростков с различным типом полового созревания по вегетативным, морфометрическим и гормональным показателям//Физиология человека, 1993. Т. 19. — № 3. — С. 94−99.
  178. И.И., Сапожникова Е. Н., Турыгина О. В. Особенности вариабельности сердечного ритма и физического здоровья у детей 12−13 лет//Валеология: проблемы и перспективы развития: Тез. междунар. науч-практ. конф. Ижевск: Удм. ун-т, 1998. — С. 77−78.
  179. А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты. Новосибирск: Наука, 1989. — 136 с.
  180. Н.Н. Живое и среда. Молекулярные и функциональные основы приспособления организма к условиям среды. Л.: Наука, 1986. — 173 с.
  181. Adler С.-Р. Fortschr. Med., 1972. V. 90. — P. 671−675.
  182. Ahmed A.K., Karness J.B. Respiratory control of heart rate.//Europ. J. Appl. Physiol, and Occup. Physiol., 1982. V. 50. — № 1. — P. 95.
  183. Akselrod S., Gordon D., Ubel F.A. et al. Power spectrum analysis of heart rate fluctuation: a quantitative probe of beat-to-beat cardiovascular control.//167
  184. Science, 1984. V. 213. — № 4504. — P. 220−2.
  185. Berger R.D., Akselrod S., Gordon D., Cohen RJ. An efficient algorithm for spectral analysis of heart rate variability .//IEEE Trans Biomed Eng, 1986. V. 33. -P. 900−4.
  186. Cerutti S., Bianchi A. et al. Compressed spectral Arrays for the analysis of 24hr heart rate variability signal: enhancement of parameters and data reducation.// Comput. and Biomed. Res., 1989. V. 22. — P. 424.
  187. Egbert J.R., Katona P.G. Development of autonomic heart rate control in the kitten during sleep.//Amer. J. Physiol., 1980. V. 238. -№ 6. — P. 829.
  188. Finley J.P., Nugent S.T. Heart rate variability in infants, children and young adults//J. Auton. Nerv. Syst., 1995. V. 2. — P. 103−8.
  189. Jennings J.R., Mack M.E. Does aging differentially reduced heart rate variability related to respiration?//Exp. Aging Res., 1984. V. 10. — № 1. — P. 19.
  190. Katona P.G., Jih R. Respiratory sinus arrhythmia: a non-invasive measure of parasympathetic cardiac control.//J. Appl. Physiol., 1975. V. 39. — P. 801−5.
  191. Kitney R.I., Mc Donald A.H., Selman A.C. Analysis of respiratory sinus arrhythmia.//! Physiol. (Gr.Brit.), 1982. -V. 327. P. 50.
  192. Kitney R.I., Rompelman O. The study of heart rate variability .//Oxford: Clarendon press, 1980. P. 59.
  193. Kollai M., Koizumi K. Cardiovascular reflexes and interrelationships between sympathetic and parasympathetic activity.//J. Auton. Nerv. Syst., 1981. — V. 4. P. 135.
  194. Langhorst P., Lamberts M., Schulz G. Central control and interactions affecting sympathetic and parasympathetic activity .//J. Auton. Nerv. Syst., 1981. -V. 4.-P. 149.
  195. Levy M.N. Sympathetic-parasympathetic interaction in the heart.//Circulat. Res., 1971. V. 29. — № 5. — P. 437.
  196. Lichner M., Akselrod S., Avi V. et al. Spectral analysis of heart rate fluctuations. A non-invasive method for the early diagnosis of autonomic168neuropathy in diabetes mellitus.//J. Autonom. Nerv. Syst., 1987. V. 19. — P. 119 125.
  197. С. 11 Arch. Anat. Physical. Wis. Mol., 1847. P. 242−302.
  198. Malic M., Camm A.J., eds. Heart rate variability.//Armonk: Future, 1995. P. 87−98.
  199. Malik M., Camm A J. Components of heart rate variability. What they really mean and what we really measure.//Am. J. Cardiol., 1993. V. 72. — P. 821−2.
  200. Malliani A., Pagani M., Lombardi F., Cerutti S. Cardiovascular neural regulation explored in the frequency domain.//Circulation, 1991. V. 84. — P. 1482−92.
  201. Malliani A., Lombardi F., Pagani M. Power spectral analysis of heart rate variability: a tool to explore neural regulatory mechanisms.//Br. Heart J., 1994. -V. 71.-P. 1−2.
  202. Malpas S.C., Mailing TJ. Heart rate variability and cardiac autonomic function in diabetes.//Diabetes, 1990. V. 39. — P. 1177−1181.
  203. Pagani M., Lombardi F., Guzetti S. et al. Power spectral analysis of heart rate and arterial pressure variability as a marker of sympatho-vagal interaction in a men and conscious dog.//Circ. Res., 1986. -V. 59. P. 178−93.
  204. Panter -Brich C. Todd A., Baker R., Worthman C. Heart rate monitoring of physical activity among village, school and homeless Nepali boys//Amer. J. Hum. Biol., 1996. V. 8. — № 5. — P. 661−672.
  205. Penaz J. Mayer waves: history and methodology.//Automedica, 1978. V. 2. -P. 135.
  206. Pheifer M., Cook D., Brodsky J. et al. Quantitative evaluate bion of cardiac parasymphatetic activity in normal and diabetic man//Diabetes, 1982.-V. 31.-P. 339−345.
  207. Pinna G.D., Maestri R., Di Cesare A. et al. The accuracy of power-spectrum analysis of heart-rate variability from annotated RR list generated by Holter systems.//Physiol. Meas., 1994.-V. 15.-P. 163−79.169
  208. Rosenblueth A., Simeone F.A. The interactions of vagal and acceleratory effects on the cardiac rate//Amer. J. Physiol., 1934. V. 110. — № 1. — P. 42.
  209. Sayers B.A. Analysis of heart rate variabilityV/Ergonomics, 1973. V. 16. -№ l.-P. 17−32.
  210. Simpson D.M., Wicks R. Spectral analysis of heart rate indicates reduced baroreceptor-related heart rate variability in elderly persons//J. Gerontology, 1988. V. 43. — P. 21.
  211. Task Force of the European Society of Cardiology and the North American Society of Pacing and Electrophysiology. Heart Rate Variability/Standards of Measurements, Physiological Interpretation and Clinical Use//Circulation, 1996. -V. 93.- P. 1043−1065.
  212. Van Ravenswaaij-Arts C.M., Kollee L.A., Hopman J.C. et al. Heart rate variability//Annals of Internal Medicine, 1993. V. 118. — P. 436−447.
  213. Warner H.R., Cox A. A mathematical model of heart rate control by sympathetic and vagus efferent information.//.!. Appl. Physiol., 1962. V. 17. — № 2.-P. 349.
  214. Weise F., Heydenreich F., Runge U. Contributions of sympathetic and vagal mechanisms to the genesis of heart rate fluctuations during ortostatic load: a spectral analysis//J. Auton. Nerv. System, 1987. V. 21. — P. 127.
  215. Zemaitite D., Varoneckas G., Plauska K., Kaukenas J. Components of the heart rhythm power spectrum in wakefulness and individual sleep stages//Intern. J. Psychophysiology, 1986. V. 4. — P. 129.
  216. Zipes D.P. Ischemic modulation of myocardial innervation.//G. Ital. Cardiol., 1992.-V. 22. -№ 5. -P. 615.
Заполнить форму текущей работой