Повышение эффективности использования МТА с колесным трактором МТЗ-80Л путем оптимизации уровня дефорсирования серийного двигателя до режима двигателя постоянной мощности
Научная гипотеза. Изменение степени дефорсирования серийного двигателя до уровня постоянной мощности определяет возможность рационального использования трактора при всех сельскохозяйственных операциях и типах почв. Разная степень нестационарности тягового усилия, характеризуемая коэффициентом вариации, определяет соответствующий уровень дефорсирования двигателя, что обеспечивает двигателю… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПОСТОЯННОЙ МОЩНОСТИ КАК ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТРАКТОРОВ
- 1. Исследование работы МТА с двигателем постоянной мощности
- 1. 1. Улучшение эксплутационных показателей за счет применения двигателей постоянной мощности
- 1. 2. Анализ ДПМ зарубежных тракторов
- 1. 3. Технические проблемы создания ДПМ
- 1. 4. Достоинства ДПМ
- 1. Исследование работы МТА с двигателем постоянной мощности
- 2. 1. Математическая модель нагружения двигателя при разном коэффициенте вариации момента сопротивления
- 2. 2. Обоснование эффективности ДПМ
- 2. 3. Теоретические основы определения степени дефорсирования ДПМ
- 2. 4. Теоретические основы создания ДПМ
- 3. 1. Программа исследования
- 3. 2. Объекты исследований
- 3. 3. Методика стендовых испытаний
- 3. 4. Регистрируемые параметры
- 3. 5. Размещение и тарировка датчиков
- 3. 6. Методика полевого эксперимента
- 3. 7. Оценка погрешности измерений
- 4. 1. Эксплуатационные показатели трактора с ДПМ на различных сельскохозяйственных операциях
- 4. 2. Спектральный анализ параметров МТА с ДПМ
- 4. 3. Влияние степени неравномерности динамической нагруженности на экс-плутационные показатели МТА с трактором МТЗ-80Л, оснащенным ДПМ
- 4. 4. Комплексная оптимизация объекта и выбор ее критериев
- 4. 5. Экономический эффект от применения ДПМ
Повышение эффективности использования МТА с колесным трактором МТЗ-80Л путем оптимизации уровня дефорсирования серийного двигателя до режима двигателя постоянной мощности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Повышение эффективности использования машинно-тракторных агрегатов является важнейшей задачей в сельскохозяйственном производстве. Один из путей решения этой проблемы — внедрение новейших достижений науки, техники и передовой практики путем развития систем машин для сельскохозяйственных работ, повышения их производительности, снижения удельного расхода топлива тракторами и комбайнами.
Выполнение поставленных задач непосредственно связано с разработкой оригинальных технических решений, направленных на совершенствование конструкций тракторов, которые являются основным мобильным энергетическим средством в сельском хозяйстве. Колесные тракторы находят более широкое применение, так как они выполняют практически все операции по возделыванию сельскохозяйственных культур, а также используются на транспортных работах. Все виды сельскохозяйственных работ характеризуются неравномерной загрузкой трактора и возникновением больших динамических нагрузок. Это обусловлено изменением крюковой нагрузки, неровностями поверхности поля, наличием почвозацепов на ведущих колесах и другими факторами.
Решение этих проблем вызвало появление тракторов с моторно-трансмиссионными установками постоянной мощностидвигателем с гидротрансформатором (ГТ) и двигателем постоянной мощности (ДПМ).
Применение на тракторах ДПМ со свободным впуском воздуха (без надг дува) не требует значительных конструктивных изменений и затрат.
Эффективность трактора при использовании энергетической установки постоянной мощности определяется правильным выбором и согласованием параметров ДПМ и трансмиссии в зависимости от характера и режимов работы МТА. При этом важным звеном трактора является двигатель, который в конечном счете определяет степень эффективности использования МТА и его энергетических возможностей. Поэтому повышение эффективности использования.
МТА путем применения на тракторах ДПМ с механической трансмиссией и выбора рациональных режимов их эксплуатации является актуальной.
Цель работы — повышение эффективности работы МТА с колесным сельскохозяйственным трактором класса 1,4 за счет выбора степени дефорси-рования двигателя постоянной мощности со свободным впуском воздуха, направленное на улучшение топливной экономичности и производительности МТА.
Объект исследования — сельскохозяйственные агрегаты с серийным трактором MT3−80JI и его модификациями с двигателями постоянной мощности, дефорсированными на разные мощности, специально оборудованные для проведения эксперимента.
Предмет исследований — закономерности, характеризующие влияние степени дефорсирования ДПМ на производительность и расход топлива МТА с учетом типа почв и сельскохозяйственных операций.
Научная гипотеза. Изменение степени дефорсирования серийного двигателя до уровня постоянной мощности определяет возможность рационального использования трактора при всех сельскохозяйственных операциях и типах почв. Разная степень нестационарности тягового усилия, характеризуемая коэффициентом вариации, определяет соответствующий уровень дефорсирования двигателя, что обеспечивает двигателю постоянной мощности устойчивую работу и оптимальные эксплуатационные показатели.
Научная новизна. Техническими и экономическими показателями обоснована степень дефорсирования серийного двигателя до уровня реализации постоянной мощности. Дополнена математическая модель МТА, что позволяет производить вероятностно-статистическую оценку энергетических и технико-экономических показателей МТА при выполнении различных технологических операций. Выявлено влияние режимов нагружения колесного трактора с ДПМ на эффективность работы МТА.
Практическая ценность. Создан ДПМ со свободным впуском воздуха с возможностью оперативного изменения уровня постоянной мощности двигателя в полевых условиях. Разработанная методика инженерного расчета показателей ДПМ позволяет оценить влияние различных типов регулировки двигателя на показатели трактора в составе МТА.
Рекомендуются рациональное агрегатирование трактора MT3−80JI с ДПМ на различных сельскохозяйственных операциях и оптимальные настройки регулятора дефорсированного двигателя с учетом времени использования трактора.
Методика исследований. Общая методика исследования предусматривала теоретический анализ рабочих гипотез, их экспериментальную проверку в полевых условиях и экономическую оценку результатов работы. В теоретических исследованиях использованы положения теоретической механики, сведения о физико-механических свойствах почв, методика вероятностно-статистических оценок параметров тяговых агрегатов, разработанная профессором JI.E. Агеевым, где использованы линейная аппроксимация регуляторной характеристики двигателя и методы математической статистики и моделирования. Экспериментальные исследования проводились в лабораторных и полевых условиях с использованием общепринятых и частных методик, разработанных автором. Основные расчеты и обработка результатов экспериментов выполнялись с использованием ЭВМ.
Реализации результатов исследований. Результаты исследований серийного трактора MT3−80JI и его модификаций с двигателями постоянной мощности приняты и реализуются в УНПЦ «Горная Поляна» Советского района города Волгограда.
Апробация работы. Результаты исследований доложены и одобрены на научно-технических конференциях Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии и на межвузовских научно-практических конференциях студентов и молодых ученых (2006., 2007 г.).
На защиту выносятся следующие положения диссертационной работы:
— конструкторско-технологическая схема создания ДПМ со свободным впуском воздуха на базе двигателя Д-240Л;
— статистические математические модели серийных двигателей, дефор-сированных до разного уровня постоянной мощности и нагруженных моментом с переменным коэффициентом вариации;
— результаты теоретических исследований ДПМ с разным уровнем дефорси-рования серийного двигателя;
— результаты сравнительных испытаний серийных и экспериментальных МТА (разной модификации) и их технико-экономическая оценка.
Публикации. По материалам диссертации опубликовано три работы.
Структура и объём работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, общих выводов, библиографического списка, включающего 136 наименований, и приложений. Диссертация изложена на 140 страницах машинописного текста, содержит 16 таблиц, 84 иллюстрации.
Общие выводы.
1. Дефорсирование серийного двигателя со свободным впуском является эффективным способом создания ДПМ, не требующим значительных материальных затрат. Работа ДПМ в пределах корректорного участка скоростной характеристики при большом коэффициенте приспособляемости обеспечивает увеличение производительности МТА и снижение расхода топлива в сравнении с серийным двигателем.
2. Проведенный теоретический анализ работы колесного трактора в составе сельскохозяйственного МТА, оснащенного дефорсированным серийным двигателем до ДПМ, показал, что: наиболее эффективны в зависимости от момента сопротивления (Мс) и коэффициента вариации момента сопротивления (vMc) ДПМ54 при.
10%, ДПМ50- ^ =20%, ДПМ46- ^ =30%- применение ДПМ при переменной нагрузке на крюке способствует стабилизации мощности в пределах рабочих частот вращения коленчатого вала двигателя.
2. Доработана математическая модель МТА вероятностно-статистической обработки выходных параметров для различных типов двигателей с целью проверки теоретических исследований, позволяющая анализировать вопросы использования дефорсированных двигателей до ДПМ в условиях эксплуатации.
4. Разработан экспериментальный двигатель с возможностью изменения степени дефорсирования в полевых условиях на различные уровни мощности.
5. Экспериментальными исследованиями показано:. применение ДПМ с мощностью 50 и 54 кВт повышает энергетический уровень колебательных процессов на крюке трактора и момент сопротивления двигателя, сдвигая максимумы всплесков спектральной плотности в область более высоких частот вынужденных колебанийпри этом максимумы спектров момента сопротивления расположены.
2 2 2 от 0,34 до 2,68 Нм -Гц, крюкового усилия — 0,32.2,70 кгГцприменение ДПМ50 и ДПМ54 снижает колебания частоты вращения вала энергетической установки, обеспечивая более равномерное движение трактораиспользование агрегата с ДПМ повышает экологическую безопасность проведения работ, уменьшая токсичные выбросы двигателя из-за увеличения коэффициента избытка воздуха, снижает погектарный расход топлива в сравнении с серийным агрегатом. Наиболее эффективен (в смысле возможности преодоления динамического сопротивления на крюке) во всем диапазоне изменения коэффициента вариации крюкового усилия (уРкр = 0,10 — 0,30) в эксплутационных условиях двигатель, дефорсированный до мощности 46 кВтпо сравнению с серийным МТА применение агрегатов с ДПМ54 повышает производительность при посеве на 1,8%, культивации — 12,6%, транспортных работах — 20%, вспашке — 7,6. 10,6%) (в зависимости от почвенного фона). Применение ДПМ5о повышает производительность при культивации на 9,5%, вспашке — 2,7. 14,9%, транспортной операции -13,2%- по расходу топлива наиболее эффективен ДПМ5о: при посеве расход топлива уменьшается на 7,1%, при культивации — 9,7%, при вспашке -8,3. 13,6% (в зависимости от почвенного фона). На транспортных работах ДПМ5о сравним с ДПМ54> уменьшение расхода топлива составляет 11,6%- при коэффициенте вариации до vM = 14% целесообразно дефорсирова-ние двигателя до мощности Ne = 54 кВт, до vM = 18% - Ne = 50 кВт, до vM = 28% - Ne = 46 кВт. оптимальная степень дефорсирования двигателя до уровня реализации постоянной мощности с учетом аддитивного критерия составляет 52.53 кВтаддитивный критерий представляет собой сумму частных критериев по производительности и погектарного расхода топлива для различных сельскохозяйственных операций с учетом их веса в годовом объёме эксплутационного времениповышение эффективности работы МТА с ДПМ тем больше, чем более тяжелая, нагруженная и динамичная по изменению параметров операция.
6. Технико-экономическое обоснование эффективности применения экспериментального агрегата показало, что использование трактора с ДПМ в составе МТА при выполнении различных сельскохозяйственных операций позволяет снизить приведенные затраты относительно серийного двигателя в зависимости от вида работ при использовании ДПМ46 до 9,9%, ДПМ50 -0,9. 11,6%, ДПМ54 — 2,3. 14,5%.
7. На основании полученных результатов анализа можно рекомендовать:
— с учетом аддитивного критерия для годового объема сельскохозяйственных работ трактора MT3−80JI дефорсировать двигатель Д-240Л до мощности 53 кВт;
— перерегулировку двигателей на характеристику, обеспечивающую названное дефорсирование без острых перегибов на рабочем (корректорном) участке характеристики;
— применение устройств, позволяющих дефорсировать двигатель в зависимости от момента сопротивления, как в ручную, так и автоматически при настройке МТА.
Список литературы
- А. с. 1 285 171 СССР, кл 02В13/00. Способ переналадки дизеля в двигатель постоянной мощности. Текст. / Н. Г. Кузнецов, В. Г. Кривов, Н.И. Куль-ченко (СССР). № 3 838 618- заявл. 5.12.84- опубл. 22.09.86, Бюл. № 12. -2с.: ил.
- Абрамова, Т.А. Применение тракторов с двигателем постоянной мощности в сельском хозяйстве / Т. А. Абрамова, С. И. Дорменев // Экспресс-информ. 1983 — № 16. — С. 101−112.
- Агеев, JI.E. Обоснование оптимальных нагрузочных режимов машинно-тракторного агрегата по дисперсиям выходных параметров / JI.E. Агеев //Сб.науч.тр. / Ленингр. с.-х. ин-т. JL- Пушкин, 1976. Т.274.- С. 155−164.
- Агеев, JI.E. Основы расчета оптимальных и допускаемых режимов работы машинно-тракторных агрегатов/JI.E.Агеев.-JI.: Колос, 1978.-296 с.
- Акопян, С.И. К вопросу о двигателях с постоянной мощностью / С. И. Акопян // Тракторы и сельскохозяйственные машины, 1968 — № 8. — С. 1−4.
- Банник, А.П. Зарубежные тракторы с двигателями постоянной мощности / А. П. Банник, С. И. Дорменев, С. И. Балдин // Тракторы, самоходные шасси и двигатели. 1981 — № 26. — С. 8−11.
- Банник, А.П. Исследование эффективности применения на тракторах двигателей постоянной мощности / А. П. Банник // Труды НАТИ. 1978. Вып. 257.
- Банник, А.П. Потенциальная тяговая характеристика трактора / А. П. Банник // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1970 — № 11.- С. 12−13.
- Банник, А.П. Применение на тракторах двигателей постоянной мощности / А. П. Банник // Обзор. М.: ЦНИИТЭИтракторосельхозмаш, 1973.
- Банник, А.П. Трактор «Tiger III ST 450» с двигателем постоянной мощности / А. П. Банник, С. И. Дорменев, О. М. Малашкин // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1979 — № 2. — С. 16−19.
- Барский, И.Б. Динамика трактора./ И. Б. Барский, В. Я. Анилович, Г. М. Кутьков. М.: Машиностроение, 1973. — 280с.
- Бобряшов, А.П. Анализ регуляторных характеристик дизелей с постоянной мощностью. / А. П. Бобряшов, А. В. Калюжный, А. А. Москаленко и др. // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2004 — № 1. — С. 33−34.
- Болтинский, В.Н. Мощность тракторного двигателя при работе с неустановившейся нагрузкой и ее определение / В. Н. Болотнский // Механизация и электрификация социалистического сельского хозяйства 1959 — № 2.- С.3−8.
- Болтинский, В.Н. Научные основы повышения скоростей машинно-тракторных агрегатов / В. Н. Болтинский // Сб. науч. трудов / ВИМ. М.: 1974. Т.66. с.5−33.
- Болтинский, В.Н. Работа тракторного двигателя при установившейся нагрузке./ В. Н. Болотнский. М.: Сельхозгиз, 1949. — 216 с.
- Бурм, А.К. Исследование по обоснованию эксплуатационных требований к параметрам тракторного агрегата, определяемым регуляторной характеристикой двигателя: автореф. дис.. канд. техн. наук: 05.20.03 / Бурм А. К. -Барнаул, 1979. 22 с.
- Бутов, В.М. Результаты испытаний тракторного двигателя В-42 с постоянной мощностью / В. М. Бутов // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1968 — № 10. — С. 21−23.
- Валюженец, А.Н. Исследование эксплуатационных показателей машинно-тракторного агрегата и разработка их вероятностно-статистических оценок, автореф. дис.. канд. техн. наук: 05.20.03 / Валюженец А. Н. Ленинград, 1971. — 16с.
- Васильев, А.В. Тензометрирование и его применение в исследованиях тракторов./ А. В. Васильев., Д. М. Раппопорт.- М.: Машгиз, 1963. 257с.
- Веденяпин, Г. В. Общая методика экспериментального исследования и обработки опытных данных./ Г. В. Веденяпин.- М.: Колос, 1973.-199с.
- Велев, Н.Н. О методах определения оптимального тягового режима трактора / Н. Н. Велев // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1976. -№ 1.- С.17−19.
- Взоров, Б.А. Снижение расхода топлива сельскохозяйственными тракторами путём оптимизации режимов работы двигателя / Б. А. Взоров, К. К. Молчанов, И. И. Трепененков // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1985 -№ 6. — С. 10−14.
- Горячкин, В.П. Теория плуга / В. П. Горячкин. Собрание сочинений: в 3 т. М.: Колос, 1965. Т.2. с.104−455.
- ГОСТ 7057–81. Тракторы сельскохозяйственные. Методы испытаний. -Введ. 1982−01−01.- М.: Изд-во стандартов, 1981.- 24с.
- Григорьянц, Р.А. Повышение эффективности работы МТА на базе трактора класса 3 с ДПМ путём применения упругой связи в механизме навески: ав-тореф. дис.. канд. техн. наук: 05.20.01 / Григорянц Роберт Аветисович.- Волгоград, 1992.-21с.
- Гришко, В.Н. Особенности регулировок топливного насоса для получения постоянной мощности двигателя / В. Н. Гришко, Р. А. Косульников, Н. В. Мешина // Вестник АПК. Волгоград, 2001. — № 14. — С. 8−9.
- Гришко, В.Н. Повышение эффективности и надежности работы энергетической установки за счет применения двигателя постоянной мощности / В. Н. Гришко, Р. А. Косульников, Н. В. Мешина // Вестник АПК. Волгоград, 2001. -№ 13.-С. 24−25.
- Гришко, В.Н. Улучшение экономических показателей и надежности работы двигателя за счет оптимизации его характеристики / В. Н. Гришко, Р. А. Косульников, Н. В. Мешина // Вестник АПК. Волгоград, 2001. — № 14. С. 15−17.
- Грунауэр, А.А. Исследование фрикционного привода регулятора топливного насоса / А. А. Грунауэр, Б. Б. Чагар, В. А. Диков // Механизация и электрификация социалистического сельского хозяйства. -1961. № 1. — С. 22−29.
- Гудков, А.Н. Основы теоретического обоснования оптимальных скоростей движения машинно-тракторных агрегатов. /А.Н.Гудков // Повышение скоростей машинно-тракторных агрегатов: Сб. научных трудов / ВИМ. М.: Машиностроение, 1966,-196с.
- Дегтярёв, Ю.П. Математическая модель машинно-тракторного агрегата с упругими звеньями в сочленениях: автореф. дис.. канд. техн. наук: 05.20.01 / Дегтярев Юрий Петрович.- Волгоград, 1994.-22с.
- Дорменев, С.И. Моторно-трансмиссионные установки зарубежных сельскохозяйственных тракторов с двигателями постоянной мощности / С. И. Дорменев, З. И. Фротер // Экспресс-информ. 1984 — № 1. — С. 102−109.
- Дорменев, С.И. Перспективные моторно-трансмиссионные установки тракторов с двигателями постоянной мощности / С. И. Дорменев, А. П. Банник, С. И. Малашкин // Экспресс-информ. 1979 — № 15. — С. 84−87.
- Дорменев, С.И. Привод ВОМ для тракторных установок с двигателями постоянной мощности и гидромеханической трансмиссией / С. И. Дорменев, А. П. Колесников // Экспресс-информ. 1984 — № 8. — С. 55−58.
- Дорменев, С.И. Тенденции развития моторно-трансмиссионных установок тракторов за рубежом/ С. И. Дорменев, Н. Ф. Чухнин, О. Б Котиев // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1984 — № 7. — С. 14−16.
- Дорменев, С.И. Тракторные моторно-трансмиссионные установки с двигателями постоянной мощности / С. И. Дорменев. М.: Машиностроение, 1987.-154 с.
- Дорменев, С.И. Тягово-динамические качества сельскохозяйственных тракторов с двигателями постоянной мощности / С. И. Дорменев // Экспресс-информ. 1984 — № 2. — С. 31−35.
- Елецкий, А.И. Влияние микронеровностей поля на движение колесного трактора / А. И. Елецкий, М. Д. Коневцов // Механизация и электрификация социалистического сельского хозяйства. 1974 — № 11.- С.46−47.
- Ждановский, Н.С. Надежность и долговечность автотракторных двигателей / Н. С. Ждановский, А. В. Николаенко.- JL: Колос, 1974. 165 с.
- Ждановский, Н.С. Режимы работы двигателей энергонасыщенных тракторов /Н.С. Ждановский. JL: Машиностроение, 1981. — 240 с.
- Желиговский, В.А. Технологический процесс вспашки / В.А. Желигов-ский//Доклады В АСХНИЛ. М., 1965.-№ 11.-С.12−15.
- Жутов, А.Г. Повышение эффективности использования колесных тракторов в составе сельскохозяйственных транспортных МТА за счет упругих звеньев: автореф. дис.. докт. техн. наук: 05.20.01 / Жутов Алексей Григорьевич. Волгоград, 2006. — 35 с.
- Зайцев, Н.В. Эксплуатация и ремонт машинно-тракторного парка. / Н. В. Зайцев, А. П. Акимов.- М.: Колос, 1993. 349с.
- Землянский, Б.А. Выбор передаточных чисел трансмиссии гусеничного трактора / Б. А. Землянский // Механизация и электрификация социалистического сельского хозяйства. 1974 — № 3. — С.27−29.
- Зоробян, А.С. Совершенствование систем управления моторной установки / А. С. Зоробян // Сб. статей. — М.: ЦНИИТЭИ-тракторосельхозмаш, 1994.
- Зоробян, А.С. Эксплуатационная эффективность двигателя постоянной мощности. /А.С.Зоробян., З.А.Годжаев// Тракторы и сельскохозяйственные машины, 2005. № 5. С.21−23.
- Зоробян, С.Р. Динамика моторно-трансмиссионных установок с двигателями постоянной мощности / С. Р. Зоробян // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1986-№ 8. С.11−14.
- Зоробян, С.Р. Пути совершенствования моторно-трансмиссионных установок промышленных модификаций сельскохозяйственных тракторов / С. Р. Зоробян, С. И. Дорменев // Экспрсс-информ. 1983. — № 8. — С. 19−22.
- Зубкетов, И.П. Особенности характеристики подачи топлива для двигателя постоянной мощности / И. П. Зубкетов, Е. Н. Андреева // Тр.НАТИ. 1978 -№ 257.-С. 79−83.
- Иофинов, С.А. Об оптимальных скоростях движения тракторных агрегатов. /С.А. Иофинов // Механизация и электрификация социалистического сельского хозяйства. 1964 — № 5. — С. 7−11.
- Иофинов, С.А. Оптимизация энергонасыщенных тракторов / С. А. Иофинов, М. М. Араковский, З. А. Ольшевский // Механизация и электрификация социалистического сельского хозяйства. 1980 — № 4. — С.40−43.
- Исследование эффективности применения на тракторах двигателя постоянной мощности / Научно-технический отчет НАТИ, ВНТИЦ №Б534 310. -1975.
- Киртбая, Ю.К. Исследование динамики тягового сопротивления сельскохозяйственных машин и орудий / Ю. К. Киртбай // Сельхозмашины. 1952 -№ 12. — С.7−14.
- Киртбая, Ю.К. Резервы в использовании машинно-тракторного парка / Ю. К. Киртбай. М.: Колос, 1982. — 319 с.
- Киселев, А.И. Разгонные качества колесного трактора с двигателем постоянной мощности / А. И. Киселев // Научные труды. Воронеж. 1980. Т. 109.
- Киселев, Н.И. Об эффективности трактора с двигателем постоянной мощности / Н. И. Киселев, П. П. Ефремов, Г. Г. Тынянский // Научные труды. Воронеж. 1980. Т. 109.
- Киселев, Н.И. Эффективность трактораТ-40АМ с дизелем постоянной мощности на транспортных работах / Н. И. Киселев, П. П. Ефремов, Н. Н. Киселев // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1997 — № 4.- С. 21−23.
- Клюев, А.И. О возможности увеличения загрузки двигателя при упругом креплении корпусов плуга к раме./ А. И. Клюев, С. П. Коблов // Сб. науч. тр. Волгоград: СХИ, 1985- Т.91, — С. 42−47.
- Князев, А.А. Рациональная схема пахотного агрегата для Поволжья /
- A.А. Князев // Механизация и электрификация социалистического сельского хозяйства. 1973 — № 12. — С. 11−13.
- Коваль, И.А. Эффективное направление повышения технического уровня тракторных и комбайновых дизелей / И. А. Коваль // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1984 — № 7. — С. 3−8.
- Ковригин, В.Д. Промышленные тракторы фирмы «Комацу» / В. Д. Ковригин, Т. И. Калинина // Экспресс-информ. 1985 — № 12. — С. 16−18.
- Коновалов, П.В. Повышение эффективности использования колесного МТА путем применения пневмогидравлической навески и двигателя постоянной мощности: автореф. дис.. канд. техн. наук: 05.20.01 / Коновалов Павел Владимирович. Волгоград, 2004.- 24с.
- Коновалов, П.В. Повышение эффективности работы трактора класса 1,4 за счет применения ДПМ / П. В. Коновалов, А. Ю. Попов // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса / ВГСХА. Волгоград, 2007-№ 1(5).-С. 90−95.
- Косульников, Р.А. Улучшение эксплуатационных показателей МТА с колесным трактором за счет применения ДПМ: автореф. дис.. канд. техн. наук: 05.20.01 / Косульников Роман Анатольевич. Волгоград, 2002.- 22с.
- Косульников, Р.А., Повышение эффективности работы МТА за счёт применения ДПМ./ Р. А. Косульников, П. В. Коновалов // ВГСХА. Материалы V региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области / ВГСХА. Волгоград, 2001. — С. 107−108.
- Котляров, В.В. Гидростатическая передача в трансмиссии трактора /
- B.В. Котляров, Ю. С. Толстоухов, В. А. Кравченко // Вопросы исследования гидроприводов и тепловых процессов в сельскохозяйственном производстве. / РИСХМ. Ростов-на-Дону, 1977. — С. 28−39.
- Кочетков, Н.В. Некоторые вопросы тяговой динамики и энергетики колёсного трактора с упругодемпфирующим приводом движителей./ Н. В. Кочетков, С. Т. Павленко, В. Г. Раскин // Тракторы и сельскохозяйственные машины. -1976 -№ 12. С.7−9.
- Краснощёкое, П.С. Принципы построения моделей / П. С. Краснощёкое, А. А. Петров. М.: Изд-во Моск. у-та, 1983. — 265с.
- Круглов, М.Г. Проблемы развития ДВС / М. Г. Круглов // Известия ВУЗов: Машиностроение.- 1980 № 9. — С. 65−69.
- Кузнецов, Н.Г. Введение в курс математических моделей: Учебное пособие /Н.Г. Кузнецов. Волгогр. с.-х. ин.-т. Волгоград, 1992. — 73с.
- Кузнецов, Н.Г. Вопросы теории тягового баланса колесных тракторов при работе на тяжелых почвах в условиях Нижнего Поволжья: автореф. дис.. докт. техн. наук: 05.20.03. / Кузнецов Николай Григорьевич. Волгоград, 1973. — 32 с.
- Кузнецов, Н.Г. Исследования работы МТА с ДПМ при неустановившемся режиме / Н. Г. Кузнецов, Р. А. Косульников, С. В. Молоканов // ВГСХА.
- Материалы VI региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области. / ВГСХА. Волгоград, 2002. — С. 120−121.
- Кузнецов, Н.Г. Математическая модель МТА с колесным трактором / Н. Г. Кузнецов, В. Г. Кривов, Ю. П. Дегтярев и др. // ВГСХА. Научный вестник. Вып.1. Инженерные науки / ВГСХА. Волгоград, 1997. — С. 64−70.
- Кузнецов, Н.Г. Оптимальное дефорсирование • серийного двигателя трактора класса 1,4 до режима ДПМ / Н. Г. Кузнецов, А. П. Сергеев, П. В. Коновалов, А. Ю. Попов. // Механизация и электрификация сельского хозяйства. -2007-№ 6. С. 22−24.
- Кузнецов, Н.Г. Стабилизация режимов работы скоростных машинно-тракторных агрегатов: монография / Н. Г. Кузнецов. ВГСХА- Волгоград, 2006.- 424с.
- Кузнецов, Н.Г. Стабилизация режимов работы тракторов в составе МТА при работе на тяжелых почвах засушливых зон / Н. Г. Кузнецов, А. А. Шляхов, С. В. Молоканов // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 2004 — № 8. — С. 3−4.
- Кузнецов, Н.Г. Теория тягового баланса энергонасыщенных колесных тракторов при работе на тяжелых почвах засушливых зон: учебное пособие / Н. Г. Кузнецов. ВГСХА. Волгоград, 2004. — 140с.
- Кульченко, Н.И. Эксплуатационная эффективность МТА на основе трактора ДТ-175С с дизелем постоянной мощности: автореф. дис. канд. техн. наук: 05.20.03 / Кульченко Н. И. Волгоград, 1990. — 21с.
- Кутьков, Г. М. Тяговая динамика трактора: учебник для вузов / Г. М. Кутьков. М.: Машиностроение, 1980. — 215с.
- Кычев, В.Н. Взаимосвязь колебаний тягового усилия и момента на валу двигателя трактора К-701 / В. Н. Кычев, М. М. Белан, А. Я. Косяк // Научные труды. Резервы повышения эксплуатационных качеств сельскохозяйственных тракторов. Челябинск, 1986. — С. 21−23.
- Кычев, В.Н. Проблемы и пути реализации потенциальных возможностей машинно-тракторных агрегатов при увеличении энергонасыщенности тракторов / В. Н. Кычев. Челябинск, 1989. — 83 с.
- Ларин, Н.С. Оценка энергетических свойств тракторов и режимов их работы при гармонической и вероятностной нагрузках (на примере колесных тракторов класса 14 кН): автореф. дис.. канд. техн. наук: 05.20.03 / Ларин Н. С. Л.-Пушкин, 1984.1990. — 22с.
- Листопад, И.А. Планирование эксперимента в исследованиях по механизации сельскохозяйственного производства / И. А. Листопад.- М.: Агропром-издат, 1988. 88с.
- Лихачев, B.C. Испытание тракторов / B.C. Лихачев. М.: Машиностроение, 1974. — 286 с.
- Лурье, А.Б. Статическая динамика сельскохозяйственных агрегатов / А. Б. Лурье. Л.: Колос, 1970. — 376 с.
- Лышевский, А.С. Системы питания дизелей / А. С. Лышевский. М.: Машиностроение, 1981. — 216 с.
- Львов, Е.Д. Теория трактора / Е. Д. Львов.- М.: Машгиз, 1960. 252 с.
- Макаров, Р.А. Тензометрия в машиностроении. / Р. А. Макаров.- М.: Машиностроение, 1975. 288 с.
- Малышев, А.Ф. Исследование эффективных показателей двигателя сельскохозяйственного трактора в условиях приближенных к эксплуатации: автореф. дис.. канд. техн. наук: 05.20.03 / Малышев А. Ф. Челябинск, 1973. 25 с.
- Малюгин, Г. Г. Исследование влияния упругого сцепа на изменение тягового усилия на пахоте: автореф. дис.. канд. техн. наук: 05.20.01 / Малюгин Г. Г. Челябинск, 1965. 24 с.
- Мининзон, В.И. О номинальном тяговом усилии сельскохозяйственных тракторов / В. И. Мининзон // Механизация и электрификация социалистического сельского хозяйства 1965 — № 5.- С. 5−8.
- Моргулис, Ю.Б. Пути повышения технического уровня тракторных и комбайновых двигателей / Ю. Б. Моргулис, С. В. Микуленок // Экспресс-информ. 1984. — № 6. — С. 18−20.
- Морозов, А.Х. Потери теоретической скорости машинно-тракторного агрегата при движении на рабочем гоне // ВСХИ. Повышение эффективности использования и обслуживания машинно-тракторных агрегатов / ВСХИ. Волгоград, 1984. т.86. — С. 9−14.
- Нарбаев, X. Обоснование передаточных чисел трансмиссии трактора с двигателем постоянной мощности в составе машинно-тракторного агрегата: ав-тореф. дис.. канд. техн. наук: 05.20.03 / Нарбаев X. Волгоград, 1990. 24 с.
- Нехорошев, Д.А. Выбор и обоснование параметров пневмогидравличе-ского упругого элемента эластичного привода колёс трактора класса 14 кН: ав-тореф. дис.. канд. техн. наук: 05.20.01 / Нехорошев Дмитрий Артемович. -Волгоград, 1990. 21с.
- Нормативы материально денежных и трудовых затрат в растениеводстве / В. В. Кузнецов, В. В. Гарькавый, Н. Ф. Гайворонская и др. — Ростов-на-Дону, — 2002. — 295с.
- Орманджи, К.С. Правила производства механизированных работ в полеводстве: учебник для вузов / К. С. Орманджи, М. Н. Марченко. М.: Россель-хозиздат, 1983. — 156 с.
- Отраслевые методические указания и нормативно-справочные материалы для определения экономической эффективности новой техники в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении. Часть IV. М.: ЦНИИТЭИтрак-торосельхозмашин, 1976. 98 с.
- Парфенов, А.П. О номинальном тяговом усилии сельскохозяйственного трактора / А. П. Парфенов // Тракторы и сельскохозяйственные машины. -1968 -№ 2.-С. 14−17.
- Писаревский, А.С. Об экспериментальном тракторе с двигателем постоянной мощности / А. С. Писаревский // Вопросы конструирования и исследования тракторов и тракторных двигателей. Челябинск, Юж.-Уральское кн. изд-во, 1971.
- Повышение механического уровня тракторов путем применения двигателей постоянной мощности. М.: ЦНИИТЭИтракторосельхозмаш, 1979 № 8.
- Поляк, А .Я. Эксплуатация машинно-тракторных агрегатов на повышенных скоростях. / А. Я. Поляк, А. Д. Щупак. М.: Колос, 1974. — 304с.
- Свирщевский, А.Б. Влияние протекания характеристики крутящего момента на работу двигателя при неустановившейся нагрузке / А. Б. Свирщевский // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1959. — № 6. — С. 13−15.
- Симеон, А.Е. Регулирование параметров воздухоснабжения дизеля постоянной мощности / А. Е. Симеон, В. Д. Сахаревич, Г. В. Кореневский // Известия Северо-Кавказкого научного центра высшей школы. Технические науки. -Ростов, 1978-№ 4.-С. 51−56.
- Строков, B.JI. Изыскание и исследование средств повышения эффективности применения колёсных машин в условиях сельского хозяйства: автореф. дис.. док. техн. наук: 05.20.03 / Строков В. JI. Волгоград, 1975. 35 с.
- Строков, B. JT, Об эластичном приводе ведущих колёс трактора / B.JI. Строков, А. А. Карсаков, Т. И. Макарова // Тракторы и сельскохозяйственные машины, 1974 № 8. — С.8−10.
- Тойберг, П. Оценка точности результатов измерений / П. Тойберг. М.: Энергоатомиздат, 1988.- 124с.
- Тракторы «Беларусь» МТЗ-80, MT3−80JI, МТЗ-82, MT3−82JI: техн. описание и инструкция по эксплуатации / Н. В. Матюхов, И. Ф. Бруенков, Э.А. Бом-беров и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Ураджай, 1979. 352 с.
- Харитончик, Е.М. Метод расширения унификации тракторных дизелей и улучшение динамических качеств и экономичности тракторов / Е. М. Харитончик, А. И. Барковский, Н. З. Михеев // Записки Воронежского СХИ. Т.35. Воронеж, -1968.-С. 94−99.
- Харитончик, Е.М. Методы решения проблемы тягового двигателя для тракторов и транспортных машин / Е. М. Харитончик, Н. З. Михеев // Труды ЧИМЭСХ. Вып. IV. Челябинск, 1950.
- Харитончик, Е.М. Определение номинального (оптимального) усилия трактора / Е. М. Харитончик. МЭССХ. 1969 № 8. — С. 32−34.
- Харитончик, Е.М. Пути совершенствования трансмиссии и тракторов./ Е. М. Харитончик // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1961 — № 10. -С. 5−8.
- Харитончик, Е.М. Теоретические основы методов повышения эффективности тракторов с двигателем постоянной мощности / Е. М. Харитончик // Труды Воронежского СХИ. Т. 109. Воронеж. 1980.
- Хоботов, Р.Ш. Эксплуатация машинно-тракторного парка / Р. Ш. Хоботов. М.: Инфа-М., 1999.-208с.
- Чагар, Б.Б. Исследование тракторного дизеля при работе на переменной нагрузке: Автореф. дис. канд. техн. наук. Харьков, 1964. 16 с.
- Чудаков, Д.А. Основы теории и расчёта трактора и автомобиля. /Д.А.Чудаков. -М.: Колос, 1972.-384с.
- Шкарлет, А.Ф. Исследование переходных процессов в приводе колесного трактора при неустановившейся нагрузке и их влияние на тяговые показатели: автореф. дис.. канд. техн. наук: 05.20.03 / Шкарлет А. Ф. Зерноград, 1970.-23с.
- Шкарлет, А.Ф. О тяговых показателях колесного трактора при неустановившейся нагрузке / А. Ф. Шкарлет // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1969 — № 7. — С. 4−5.
- Экономика отраслей АПК / И. А. Минаков, Н. И. Куликов, О. В. Соколов и др.- под ред. И. А. Минакова. М.: Колос, 2004. — 464 с.
- Эминбейли, Э.Н. Влияние запаса крутящего момента двигателя на тяговые показатели трактора / Э. Н. Эминбейли // Механизация и электрификация социалистического сельского хозяйства. 1959 — № 2. — С. 20−24.
- Юлдашев, А.К. Динамика рабочих процессов двигателей машинно-тракторных агрегатов / А. К. Юлдашев. Казань: Татарское кн. Из-во, 1980. -142 с.
- Яблонский, О.В. Влияние скорости буксования ведущих колес трактора МТЗ-52 на деформацию шин / О. В. Яблонский, В. П. Крутов // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1974 — № 5. — С. 13−17.
- Barras, J. What is forgue rise and why is so deseroble? // Motor transport. 1980. November 29.117. № 3939. P.41.
- New V8 Diesel series For Truck Power Upgrading. Diesel and Turbine Progress. 1969. № 8 P.30−31.
- Nulin, S. Rendement du combustible dans la conception des moteur diesel // Revue technigue diesel. 1980, № 105. p.95−96.
- Volras thant weren at the motor shav. Motor transport, 1980,117, № 3939.