Нормативное регулирование учетной политики
Статья 5 Закона о бухгалтерском учете, помимо ПБУ, предусматривает и другие нормативные акты по бухгалтерскому учету. Здесь речь идет о различных отраслевых документах по бухучету, которые издает не Минфин, а другие министерства. И в отличие от актов Минфина они обязательны не для всех организаций, а только для предприятий соответствующей отрасли. Например, часть приказов по бухгалтерскому учету… Читать ещё >
Нормативное регулирование учетной политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Составляя учетную политику, надо выбрать один из нескольких способов учета, «допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету».
Поскольку при выборе одного из способов учета надо руководствоваться нормативными правовыми актами по бухучету, необходимо определиться с тем, что это за документы.
«Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, утверждают положения по бухгалтерскому учету и другие нормативные правовые акты по вопросам бухучета».
Большинство таких актов утверждает Минфин, которому эти полномочия предоставило Правительство. Таким образом, в первую очередь нормативной базой для определения способов учета для учетной политики являются ПБУ. Но не всегда соблюдение ПБУ обеспечивает составление достоверной отчетности. Например, не так давно, в 2008 году, произошло резкое падение фондового рынка.
По правилам ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» нужно было отразить котирующиеся на рынке ценные бумаги по их рыночной стоимости на момент составления отчетности. Но это привело бы к резкому падению величины активов, а значит, и капитализации компаний, владеющих такими бумагами. Что, в свою очередь, породило бы проблемы в их взаимоотношениях с российскими и иностранными кредиторами. Поэтому перед составлением годовой отчетности за 2008 год Минфин выпустил информационное сообщение, в котором разрешил показать в отчетности на 31 декабря 2008 года финансовые вложения в оценке, которая была до начала кризиса.
Таким образом, строгое следование ПБУ не всегда приводит к составлению достоверной отчетности, поскольку бухгалтерские стандарты — вещь достаточно консервативная. Поэтому в бухгалтерском законодательстве предусмотрена возможность отходить от них, если это необходимо для сохранения достоверности учета. Если такой факт имел место быть, то к отчетности организации должна быть составлена пояснительная записка. «В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием».
Таким образом, если главный бухгалтер предприятия решает воспользоваться этой нормой закона, то ему нужно обосновать свои действия в пояснительной записке к отчету. А пользователи и аудитор будут оценивать, действительно ли такое отступление от правил оправданно.
Статья 5 Закона о бухгалтерском учете, помимо ПБУ, предусматривает и другие нормативные акты по бухгалтерскому учету. Здесь речь идет о различных отраслевых документах по бухучету, которые издает не Минфин, а другие министерства. И в отличие от актов Минфина они обязательны не для всех организаций, а только для предприятий соответствующей отрасли. Например, часть приказов по бухгалтерскому учету выпустил Минсельхоз. Применять их должны только сельхозпредприятия.
Также нормативными актами являются методические указания, издаваемые Минфином. Часто в них есть правила, которые отсутствуют в ПБУ. Можно ли в этом случае выбирать способ учета, прописанный в методических указаниях?
Но ПБУ 1/2008 требует выбирать способ учета не просто из нормативного акта, а из нормативного акта по бухгалтерскому учету. А с точки зрения Закона о бухгалтерском учете, методические указания — это не нормативно-правовой акт по бухучету. Вот если в ПБУ 1/2008 было бы написано просто «нормативно-правовой акт», без добавления «по бухгалтерскому учету», то тогда можно было бы говорить, что методические указания могут применяться наравне с ПБУ.
Поэтому использовать в учетной политике способ учета, предусмотренный не ПБУ, а методическими указаниями по бухгалтерскому учету, без всякого дополнительного обоснования не следует. В этом случае могут возникнуть претензии со стороны проверяющих органов или внешнего аудита.