Законодательное и нормативное регулирование учета денежных средств в Российской Федерации
Согласно этому закону, все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов. Первичный учетный документ составляется в момент совершения операции или непосредственно по ее окончании. Следовательно, показатель дебиторской задолженности покупателей должен быть отражен в учете, после выполнения организацией-кредитором… Читать ещё >
Законодательное и нормативное регулирование учета денежных средств в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы (рисунок 1), регламентирующие учет денежных средств в Российской Федерации целесообразно представить в виде следующей системы:
- -первый уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;
- -второй уровень — стандарты (положения) по бухгалтерскому учету;
- -третий уровень — методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина и других ведомств;
- -четвертый уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия.
Рисунок 1 — Нормативные акты, регулирующие бухгалтерский учет денежных средств
К первому уровню системы относится Гражданский Кодекс РФ [2], Налоговый Кодекс [3], Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6.12.2011 № 402-ФЗ.
Гражданский кодекс регламентирует взаимодействия хозяйствующих субъектов, их права и обязанности при заключении торговых договоров и контрактов.
Согласно ГК РФ, обязательства исполняются в соответствии с договором, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Порядок исполнения сторонами денежных обязательств определяется договором и только в случае недостаточности или неясности установленных условий исполнение обязательств должно производиться в соответствии с иными дополнительными условиями.
Налоговый кодекс определяет порядок расчета основных налогов и сборов по результатам работы предприятия при осуществлении продажи готовой продукции (товаров). В налоговом законодательстве «товаром: признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации» [3].
К актам первого уровня относится также Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6.12.2011 № 402-ФЗ [4]. Этот закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.
Согласно этому закону, все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов. Первичный учетный документ составляется в момент совершения операции или непосредственно по ее окончании. Следовательно, показатель дебиторской задолженности покупателей должен быть отражен в учете, после выполнения организацией-кредитором товарной части сделки — после отгрузки продукции.
На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Минфин РФ. Особенно важным положением является Положение «Учетная политика организации» [10], поскольку в нем изложены основные принципы учета: непрерывности деятельности организации, осмотрительности, последовательности применения учетной политики.
К документам третьего уровня относятся методические указания в виде инструкций, рекомендаций и разъяснений, предлагающие возможные варианты постановки бухгалтерского учета в организации в зависимости от ее отраслевой принадлежности.
Важнейшими документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению [8].
Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами.
Четвертый уровень — рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем.