Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Первая и вторая сигнальные системы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятия о первой и второй сигнальных системах были введены в науку И. II. Павловым. Они описывают различные способы отражения действительности. Ключевыми понятиями: первая сигнальная система, вторая сигнальная система, центр Вернике, центр Брока, сенсорная афазия, моторная афазия. Представления Павлова о первой и второй сигнальных системах, отличие между второй сигнальной системой и речевыми… Читать ещё >

Первая и вторая сигнальные системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • представления Павлова о первой и второй сигнальных системах, отличие между второй сигнальной системой и речевыми процессами;
  • • роль П. Брока и К. Вернике в открытии центров речи в головном мозге;
  • • функции речи;

уметь

  • • указывать локализацию мозговых центров речи;
  • • объяснить назначение центров Вернике и Брока, основные нарушения речевой функции и их причины;

владеть

• ключевыми понятиями: первая сигнальная система, вторая сигнальная система, центр Вернике, центр Брока, сенсорная афазия, моторная афазия.

Учение Павлова о первой и второй сигнальных системах

Понятия о первой и второй сигнальных системах были введены в науку И. II. Павловым. Они описывают различные способы отражения действительности.

Первая сигнальная система — система конкретных непосредственно чувственных образов действительности, фиксируемых мозгом человека и животных.

Вторая сигнальная система — система обобщенного отражения действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах и образах художественных произведений.

Вторая сигнальная система представляет собой новый способ сигнализации. Благодаря второй сигнальной системе стало возможным отвлечение и обобщение огромного количества сигналов первой сигнальной системы. Вторая сигнальная система имеет дело преимущественно с речевыми процессами и речемыслителыюй деятельностью. Слова принципиально отличаются от первосигнальных раздражителей. Так, с одной стороны, у слова есть и просто звучание (если оно произнесено), и зрительный образ (если оно написано), а с другой стороны — каждое слово имеет определенное семантическое (смысловое) значение. Именно это значение слова имеет отношение ко второй сигнальной системе. В словах отражаются не конкретные, а наиболее существенные свойства предметов и явлений.

Речь определяется как психофизиологический процесс, обеспечивающий общение людей на основе голосовых, слуховых, зрительных и мануальных навыков, к которым относят способность произносить слова, воспроизводить письменные знаки, улавливать речь на слух и зрительно распознавать печатный или рукописный текст1.

Способность человека к речи объясняется анатомическими особенностями строения его голосового аппарата, увеличением размеров головного мозга.

Принято выделять три основные функции речи[1][2]:

  • • коммуникативную;
  • • регулирующую;
  • • программирующую.

Коммуникативная функция речи заключается в обеспечении общения между людьми при помощи языка. Она может выполнять как функцию передачи сообщения, так и побуждения к действию. При помощи языка, его устной и письменной форм, человек связан с прошлым и будущим, может передавать знания следующим поколениям. У человека есть генетические предпосылки к освоению какого-либо языка, т. е. просто к способности говорить. Однако какой язык человек освоит как родной, зависит только от той среды, в которой он воспитывается и живет. Языковые знания не передаются по наследству.

Регулирующая функция речи проявляется в регуляции поведения человека. Наиболее наглядно она видна в процессе развития ребенка. Вначале, пока ребенок еще не умеет сам говорить, взрослый регулирует его поведение при помощи своей речи. Затем, когда ребенок способен сам разговаривать, он сам своей внешней (экспрессивной) речью регулирует свое поведение. И в конце развития речи происходит процесс интериоризации — перевода внешней речи во внутреннюю, в результате чего взрослый человек своей внутренней речью (мыслительными процессами) регулирует собственное поведение. Определяющая роль в реализации этой функции речи принадлежит лобным (особенно префронтальным) отделам коры б.п.

Программирующая функция речи выражается в переводе замысла, грамматической и смысловой структуры будущего высказывания в развернутое речевое высказывание. Вначале при помощи внутренней речи осуществляются внутреннее программирование, построение схемы предложения, а затем уже перевод во внешнюю речь.

  • [1] Недоспасов В. О. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем.
  • [2] Данилова II. II., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой