Аналитическая часть.
Технологии эффективного управления и распоряжения земельными ресурсами Пермского края
Полномочия по управлению земельным фондом Пермского края организовано по следующей схеме. Полномочия по управлению лесами переданы субъекту Российской Федерации. На территории Пермского края ими управляет Министерство природных ресурсов Пермского края. Частная собственность (9 тыс. га) управляется конкретными юридическими и физическими лицами. В распоряжении муниципалитетов находятся… Читать ещё >
Аналитическая часть. Технологии эффективного управления и распоряжения земельными ресурсами Пермского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Управление земельными ресурсами Пермского края
Вопрос о земле сейчас особенно актуален. Земля очень высокодоходный потенциальный актив края. Структура земельного фонда Пермского края на 01.01.2008 отображена на рисунке 1. Из данного рисунка видно, что основную долю (62%) составляют земли лесного фонда.
Главными объектами управления являются земли населенных пунктов, промышленности и сельскохозяйственного назначения, на базе которых формируется частная собственность на землю (рис. 2). С этой земли собственник платит налог в консолидированный бюджет края.
С развитием частной собственности поступления в бюджет по этому направлению будут расти. Остальные земельные участки ограничены в обороте или изъяты из оборота[9]. Чтобы лучше понять состояние дел с частной собственностью на землю в Пермском крае, надо сравнить ситуацию с ситуацией в других регионах (рис. 3).
Из диаграммы на рис. 3 ясно, что в сравнении со средним значением по Российской Федерации Пермский край выглядит неплохо (7,6 и 9% соответственно). По сравнению со Свердловской областью положение также неплохое (в Свердловской области доля частной собственности на землю составляет 7,2%), но соседи из Самарской, Челябинской и Нижегородской областей, а также из Республики Татарстан выглядят намного лучше. Например, в Самарской области более половины земель (53,6%) находится в частной собственности.
Полномочия по управлению земельным фондом Пермского края организовано по следующей схеме. Полномочия по управлению лесами переданы субъекту Российской Федерации. На территории Пермского края ими управляет Министерство природных ресурсов Пермского края. Частная собственность (9 тыс. га) управляется конкретными юридическими и физическими лицами. В распоряжении муниципалитетов находятся неразграниченные земли (22 тыс. га). Это та земля, которая может использоваться для развития экономики края.
В полномочия Агентства по управлению имуществом Пермского края входит всего 0,5% земель. Это земли, на которых расположено краевое имущество. Большая же часть земель принадлежит муниципальным образованиям. Таким образом, проведение земельной политики зависит от муниципальных образований.
Направлениями повышения эффективности использования земельных ресурсов являются формирование рынка земли и платность землепользования.
Формирование рынка земли происходит по двум направлениям. Это продажа земельных участков собственникам объектов недвижимости и продажа незастроенных земельных участков на торгах.
Причем продажа под строительство может осуществляться как продажа права собственности на земельный участок и как продажа права на заключение договоров аренды земли. Поэтому в рамках земельного законодательства существует два вида права на землю: право собственности и право аренды. Если земля находится в собственности, то выплачивается земельный налог, если в аренде — арендная плата. Соотношение земельного налога и арендной платы показывает, что выгоднее: покупать землю или брать ее в аренду. Для принятия решения о виде землепользования нужна также информация о цене земельного участка. Тогда можно, сопоставив затраты по налогу и аренде, посчитать срок окупаемости земли и принять правильное управленческое решение. В 2007 г. в частную собственность были переданы 9228 участков. Их покупатели перешли с арендных отношений на налоговые, оценив этот вариант как более выгодный.
Поступления земельных платежей в консолидированный бюджет Пермского края с каждым годом растут (рис. 4).
В 2007 г. поступления от использования и распоряжения земельными участками в консолидированный бюджет края составили 6 450 млн руб. Но есть возможность для роста этого показателя, по крайней мере, в 5 раз. Во многом этот рост будет зависеть от общего состояния экономики края. Можно считать увеличение размеров земельных платежей в бюджет косвенным показателем активности экономики на территории края.
Продажа земельных участков под строительство в соответствии с Земельным кодексом должна осуществляться через торги. В 2007 г. только 7% участков продали на торгах, что ставило 649 участков, из них 260 участков передано в собственность, а 389 — в аренду.