Военная операция США против Ирака.
Становление новой иракской государственности
Мая 2003 г. Совет Безопасности ООН единогласно одобрил резолюцию 1483, в которой с учетом сложившейся ситуации сформулировал общие подходы международного сообщества к проблеме дальнейшего послевоенного обустройства Ирака и основные принципы его политического развития. Функции управления страной на период до сформирования международно признанного правительства Ирака и официального принятия… Читать ещё >
Военная операция США против Ирака. Становление новой иракской государственности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 20 марта 2003 г. началось вторжение в Ирак англоамериканского корпуса, к которому примкнули отдельные подразделения других государств, хотя официально ни ООН, ни НАТО в этой операции не участвовали. Подавляющее превосходство американцев позволило им за месяц установить контроль практически над территорией всего Ирака, при этом страна подверглась разрушению, а население понесло большие потери.
- 22 мая 2003 г. Совет Безопасности ООН единогласно одобрил резолюцию 1483, в которой с учетом сложившейся ситуации сформулировал общие подходы международного сообщества к проблеме дальнейшего послевоенного обустройства Ирака и основные принципы его политического развития. Функции управления страной на период до сформирования международно признанного правительства Ирака и официального принятия им властных полномочий были возложены на коалиционную Администрацию, главой которой стал специальный посланник президента США П. Бремер (Р. Bremer). Под эгидой данной Администрации были сформированы в качестве органов временной коалиционной власти следующие государственные учреждения: Иракская временная администрация (ИВА), Временный управляющий совет Ирака (ВУС), Переходное правительство и Фонд развития Ирака.
Однако после оккупации иракцы, практически не оказавшие сопротивления регулярной армии союзников, начали против них масштабную партизанскую войну; страну захлестнула волна насилия и кровопролития. Американцев встретили как агрессоров, тем более что в стране так и не было обнаружено тайных складов оружия массового уничтожения, якобы наличие которых стало основным предлогом для США и Великобритании начать оккупацию Ирака. В этот период неизбежные трения между арабами и курдами, суннитами и шиитами, а также другими общинами страны в отдельных районах выступили на первый план. Вакуумом власти быстрее и успешнее всех воспользовались духовные лидеры различных конфессий. Это поставило перед американцами сложнейшую задачу послевоенного обустройства Ирака — налаживание диалога с представителями различных этнических и конфессиональных групп населения, в том числе с теми, кто проживает за рубежом, вовлечения в политический процесс всех влиятельных сил Ирака и нахождения компромисса между ними.
В 2005 г. была принята новая конституция Ирака, на основе которой началось формирование постоянных органов государственной власти. Конституция вводила двухпалатный законодательный орган, состоящий из Совета представителей и Совета союза. В Совет представителей избирается один депутат от каждых 100 000 жителей страны на основе всеобщего, прямого и тайного голосования. Эта палата представляет все население страны и избирается сроком на 4 года. Совет союза формируется из представителей районов и провинций. Исполнительная ветвь власти Ирака включает в себя президента Республики и Совет министров. В систему органов государственной власти входят также региональные органы управления.
Последние выборы в Совет представителей состоялись в 2010 г. На 325 депутатских мандатов претендовали более 6 тыс. человек, представляющих 86 политических партий и объединений. Наибольшее количество голосов набрал возглавляемый бывшим временным премьер-министром Ирака Айядом Аллауи (Ayad Allawi) блок «Иракский список», выступавший под лозунгом организации всех иракцев, вне зависимости от их религиозной или национальной принадлежности. Чуть меньше получила коалиция «Правовое государство», возглавляемая премьер-министром Ирака Нури аль-Малики (Nouri al-Maliki), представлявшая, главным образом, шиитов, «умеренных» исламистов.
Выборы в парламент иракского Курдистана, проходившие одновременно с выборами президента Курдистана, состоялись 25 июля 2009 г. 11 мест регионального парламента Курдистана оспаривали 507 кандидатов из нескольких политических партий, коалиций и союзов. Это были первые прямые выборы президента Курдистана. Парламентские выборы завершились победой правящего альянса, сформированного двумя крупнейшими курдскими партиями — Демократической партией Курдистана (ДПК) и Патриотическим союзом Курдистана (ПСК). На президентских выборах Масуд Барзани (Massoud Barzani) получил поддержку почти 70% населения Курдистана. Предвыборная ситуация в Курдистане характеризовалась большой напряженностью, однако ни одна партия или коалиция, участвовавшие в выборах, не выдвигали лозунга независимости Курдистана.