Геродот как первый европейский турист
Она начинается с неудачного восстания ионийцев против персов, чтобы затем описать историю обеих Греко-персидских войн и закончить труд описанием взятия крепости Сест на полуострове Херсонес Фракийский в 479 г. до н.э., когда заканчивается оборонительная война Эллады и начинается период греческого преобладания. Каждое первое появление в труде Геродота нового народа или города дает автору право… Читать ещё >
Геродот как первый европейский турист (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Геродот как первый европейский турист
путешествие геродот исторический древнегреческий Эллины уже с микенских времен, или с момента появления у них исторического сознания, были народом необычайно мобильным. Об этом свидетельствует существующая в их традиции память о путешествии аргонавтов, походе на Трою, странствованиях Одиссея, описанных в эпопеях «Илиада» и «Одиссея», приписываемых Гомеру. Во времена исторически более достоверные греки отправлялись на территории, лежащие на побережье Средиземного и Черного морей, для создания новых отчизн или апойкия. Результатом этого стало появление густой сети колоний, рассеянных от побережья Испании, через Галлию, Италию до Африки, Анатолии и черноморского побережья. Эти путешествия имели прежде всего экономические основания, хотя, несомненно, определенную роль играл также интерес к окружающему миру и желание познать подобие и разницу собственной культуры и чужих культур.
Лишь Геродот совершал свои путешествия для осуществления исключительно познавательных целей.
Геродот родился на греческо-карийском пограничье, на побережье Эгейского моря около 485 г. до н.э., как раз между первой и второй Греко-персидскими войнами. Его родной город Галикарнасс был основан дорийцами из Тройзены в краю, называвшемся Карией, в юго-западной части Малой Азии на стыке эллинской и местной культур. Во время войн с Персией городом правила Артемизия Старшая, которая направила Ксерксу подкрепления под Саламин в 490 г. до н.э. Во времена Геродота этот город еще не подвергся полной эллинизации. Его отец носил карийское имя Ликс, близкий родственник звался Паниасид. Последний был поэтом, автором эпических произведений, хорошо владеющим греческим языком в его ионическом диалекте. Он написал поэму под названием «Гераклеида».
Местный язык мы знаем частично по надписям V в. до н.э. Местные карийские роды правили в Галикарнассе как вассалы персидской династии Ахеменидов. После Артемизии правил ее сын Писиндел, а затем внук Лигдамид. Геродот, будучи еще молодым, участвовал в заговоре против этого тирана: сначала он был вынужден эмигрировать на остров Самос, а затем принимает участие в заговоре против Лигдамида. В 454 г. до н.э. Галикарнас вошел в состав Афинского морского союза. Со временем в городе стали проживать много ионийцев, в связи с чем культура частично подвергалась их влияни.
Около 450 г. до н.э. Геродот переселяется в Афины, управляемыми Периклом, рядом с которым находится Аспазия, вероятно, родственница Геродота. Геродот был сторонником правления Перикла, а также певцом афинской демократии, определяемой им двумя понятиями — исономия (равенство прав) и исагория (свобода слова). Геродот ежедневно встречался с такими людьми, как Софокл и Еврипид, творцами гениальных трагедий, Иктин, строитель Парфенона. Проживали в Афинах того времени художник Полигнот, скульптор Фидий, философы Анаксагор и Протагор, уже мог начинать свою деятельность Сократ. Афины, несомненно, были интеллектуальной столицей тогдашнего мира. И именно сюда Геродот привез основу своего произведения. Известно, что за лекции о Греко-персидских войнах Геродот получил от Афинского государства 10 талантов — огромные по тем временам деньги, это больше, чем денежное выражение сегодняшней Нобелевской премии!
В 444−443 гг. до н.э. в Италии была основана колония Фурии на месте, где находилась более древняя Кротона. Геродот был в этом городе колонистом. Умер он около 425 г. до н.э.
Труд Геродота и его композиция Высшие мотивы записи результатов его исследований были представлены Геродотом в первом предложении написанного им произведения, известного под названием «История»: «Геродот из Галикарнасса собрал и записал эти сведения, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и достойные удивления деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, и в особенности же то, почему они вели войны друг с другом».
Некоторые исследователи стремятся понимать это произведение как работу человеческой и мысли и как конкретное построение. Так делают Х. Дильс и Ф. Якоби. В современных изданиях труд Геродота искусственно разделен на девять книг еще с александрийских времен (то есть в период с около 320 до ок. 30 г. до н.э., когда Александрия была центром научных исследований), по числу муз-спутниц Аполлона. Однако лейтмотивом всей работы является борьба греков с варварскими народами, и особенно персами. Поэтому уже в первом предложении Геродот ставит вопрос — почему дело дошло до этого конфликта, ставшего в его представлении последним звеном в цепи конфликтов между Востоком и Западом. Правда, автор начинает с описания мифических конфликтов, но очень быстро переходит к историческим временам, вплоть до эпохи царя Креза и создания им Персидской державы. Четыре первые книги посвящены чужим народам: лидийцам, мидийцам, персам, вавилонянам, египтянам, пятая же вводит читателя в историю эллинов.
Она начинается с неудачного восстания ионийцев против персов, чтобы затем описать историю обеих Греко-персидских войн и закончить труд описанием взятия крепости Сест на полуострове Херсонес Фракийский в 479 г. до н.э., когда заканчивается оборонительная война Эллады и начинается период греческого преобладания. Каждое первое появление в труде Геродота нового народа или города дает автору право поведать его историю и провести, по примеру древних логографов, этнографические экскурсы. Стиль изложения Геродота имеет форму беседы. Это придает повествованию очарование эпической напевности и естественности. Цицерон назвал прозу Геродота спокойной рекой. Она, как правило, не обращается к событиям до 600 г. до н.э., а основные события в его труде начинаются со времен детства писателя. И тем самым он пользуется рассказами людей, которые были современниками или даже свидетелями исторических событий.
Такой способ изложения исключает хронологическую точность, хотя Геродот пытается записывать время правления архонтов, постоянные эллинские праздники, даже дни. В те времена, однако, способы счета времени не были слишком точными. Не слишком достоверны приводимые Геродотом статистические данные. Несомненно, он не являлся знатоком военного дела, и тем самым повторял то, что услышал от военных. Не имел он также познаний в области законов, которые управляют политикой.
Тем не менее, Геродот был человеком добросовестным и даже о врагах стремился представить максимально правдивые данные. Иногда он был вынужден полагаться на непроверенную информацию, чужое мнение, располагая же двумя свидетельствами, пытался их сопоставить. Он пользуется обычными понятиями, но не лишен смысла рациональности, ведь научные понятия лишь создавались, и Геродот сам участвовал в формировании научного языка. Его мировоззрение еще метафизично — заметно верховенство ананке (фатума, доли, судьбы) над сознательной деятельности личности. Научная дискуссия в его времена лишь начиналась.
Путешествия Геродота В названии этой статьи автором было использовано определение Геродота как «первого европейского туриста». Используемый сегодня в обычной речи термин «турист» обозначает человека, который покидает свое постоянное место жительства и посещает другие места с целью знакомства с ними и изучения. Мотив познания является тут важнейшим. Не имеет значения, являются ли причины познания религиозными, экономическими, развлекательными. Временами мотивации из различных сфер жизни смешиваются. Важным является то, что путешественник пребывает в другом месте, чем место его постоянного проживания, и хочет познать иную среду.
Геродот путешествовал в чужие страны для знакомства с их культурой, строениями, политическим устройством, историей, природой и людьми. Представляется, что еще до прибытия в Афины он уже совершил много путешествий, как сказали бы мы сейчас, заграничных. Ф. Якоби предпринимает попытку представить хронологию этих путешествий и определяет, что они должны были состояться в 456−447 гг. до н.э., незадолго до начала афинского периода его жизни.
Таким образом, логично самым ранним считать посещение Геродотом Анатолии и владений персидского царя. И в этом нет ничего странного. Это было самым простым для подданного царя из Ахеменидов. Следующим могла быть поездка в Сицилию, наконец, египетское путешествие. В Дельфах Геродот, возможно, был ок. 448−447 г. до н.э. Живя в Афинах, Геродот посещал, как представляется, Грецию, включая Сицилию.
Вероятно, Геродот отлично владел ионическим диалектом греческого языка. Также вполне вероятно, что он понимал карийский язык. Не знал, однако, других языков, и во время своих странствий пользовался услугами переводчиков, которыми были проживавшие в местах его путешествий эллины или люди других национальностей, говорящие по-гречески. Автор «Истории» пользуется знаниями представителей других народов. Так уже при описании конфликта в Трое он писал: «Таков, говорят персы, был ход событий…»
Немного дальше Геродот высказывается о языке некоторых ионических племен: «Ведь еще и поныне жители Крестона и Плакии говорят на другом языке, не похожем на язык соседей. Это доказывает, что они еще и теперь сохраняют своеобразные черты языка, который они перенесли с собой после переселения в эти края».
В этот фрагмент Геродот, несомненно, включил сообщение о том, что сам слышал от этих жителей. Скорее всего, по месту их жительства, а не во время их путешествий. Тогда бы они говорили на неизвестном диалекте, т. е. не на ионическом. Далее: «Есть в Элладе еще и много других (кроме упомянутых) посвятительных даров Креза. Эти дары сохранились еще и по сей день, другие же пропали». Таким образом, он лично их осматривал. Точно так же он посетил в Лидии надгробие Алиатта, отца Креза, которое не только осмотрел, но и сравнивал с египетскими и вавилонскими. Геродот сообщает точные размеры этого надгробия, стало быть, лично его измерил.
В другом месте Геродот добавляет, что будет писать «так, как передавали мне некоторые персы», и далее: «Я, впрочем, знаю, что о Кире и его деяниях существуют также и другие рассказы, а именно три». Это свидетельствует о том, что он является внимательным слушателем, собирателем рассказов, которые слышит от местных проводников. Геродот высказывает также суждение, основанное на собственном открытии: «Вот еще с какой своеобразной особенностью приходится встречаться у персов, которой сами они не замечают, а для нас она, разумеется, ясна. Эти известия о персах я могу сообщить как безусловно достоверные». Здесь речь идет об окончаниях, которые имеют все персидские имена. Представляется, что это предложение предопределяет результат дискуссии относительно его пребывания в Персии и контактах с коренными жителями. Подобным же профессиональным образом Геродот высказывается о диалектах, используемых ионийцами. Очень точным является описание им Вавилона, его зданий и даже лестниц, ведущих на башню, и лавок для отдыха поднимающихся. Некоторые из этих объектов Геродот должен был, несомненно, видеть, поскольку о статуе, которую не разрешено ему было осмотреть, он говорит, что описывает ее на основании рассказов и добавляет: «Мне самому не довелось ее видеть…».
Геродот является собирателем сведений обо всем необычном. Он удивлен вавилонскими округлыми судами из кожи.
Вавилонские плачи по мертвым Геродот определяет как подобные египетским, из чего следует вывод, что он или ранее посетил Египет, или это сообщение записал после обоих путешествий. В книге второй автор описывает Египет в целом. Он путешествовал там три месяца, от дельты Нила до первого порога. Иногда Геродот ссылается на источник информации: «единогласно передавали мне [жрецы]» или «я слышал об этом от жрецов». В другом месте Геродот пишет: «Впрочем, свои изыскания я распространял как можно дальше, так как я сам доходил до города Элефантины; начиная же оттуда мне пришлось, конечно, собирать сведения по слухам и расспросам». Автор «Истории» делает иногда замечания, которые только лично мог проверить, например, такого рода о египтянах: «Они носят льняные одежды, всегда свежевыстиранные; об этом они особенно заботятся». Или же способ бальзамирования трупов он описал так точно, как если бы специально за этим наблюдал. Свое повествование Геродот прерывает следующим образом: «До сих пор я рассказывал о том, что видел своими глазами, руководствуясь собственными суждениями или сведениями, которые я собирал лично. Теперь же я хочу сообщить то, что я узнал лично по рассказам из египетской истории. Впрочем, к рассказам [египетских жрецов] мне придется добавить и кое-что из собственных наблюдений».
«Это мне рассказывали египетские жрецы…», — такой вставленный в описание оборот свидетельствует о том, что Геродот поступает так же, как и нынешний любознательный турист, который просит гида перевести некоторые надписи. Ему повезло, так как он нашел такого проводника. Описание северного побережья Черного моря местами так точно, что нельзя побороть впечатление, что Геродот провел там много времени и даже совершил путешествие в верховья реки Южный Буг и добрался до местности Эксампей или до нынешней Тарговицы у устья Синюхи. Геродот сообщает, что измерил расстояния по берегу, и представляет эти данные. Это ли не доказательство присутствия Геродота на этих территориях? Быть может, он, как иногда некоторые туристы, смешивает то, что услышал от других, с тем, что сам лично проверил, но вообще побережье Черного моря он знал в значительной мере по личным наблюдениям.
В книге пятой Геродот описывает уже конфликт персов с греками. Описывает он также королевскую дорогу от Сард вплоть до персидских Суз. Представляется, что это также происходит с опорой на его собственный опыт. Несомненно также, что описание театра военных действий Греко-персидских войн в Аттике Геродот сопоставил с сообщениям живых свидетелей событий.
Конечно, «Историю» Геродота можно было бы подвергнуть более тщательному анализу, чем тот, который представлен в данной статье, и исследовать все высказывания, свидетельствующие о непосредственном отношении автора к наблюдавшимся им архитектурным объектам, явлениям природы, характерным чертам, представляющим собой особенности встреченных им народов. Вполне обоснованно говорить о Геродоте как об основоположнике туризма нам позволяют говорить следующие факты:
- 1. Он лично посещал страны и интересующие его объекты.
- 2. Его маршрут в Египте почти таким же, как маршрут современного европейского туриста.
- 3. Геродотом использовались типичные для путешественника средства передвижения.
- 4. Он пользовался уже существующей в Египте системой проводников, вероятно, в достаточной мере овладевших своей профессией.
- 5. Многократно Геродот говорит, что имеет в своем распоряжении переводчиков с местных языков на понятный ему греческий язык.
- 6. Отсутствие путеводителей ему компенсируют местные жрецы или люди, которые считались мудрецами в локальных обществах. Современные нам туристы именно так и поступают, когда сталкиваются с подобной ситуацией. Можно предполагать, что рекомендации, как следует поступать, создал Геродот.
- 7. Описание Геродота, к сожалению, лишено многих технических деталей, а среди них отсутствуют сведения о видах пищи, которую он употреблял, об используемых средства платежа, точном времени, необходимом для того, чтобы добраться до интересующих его мест, как это сообщают сегодняшние путеводители.
- 8. В некоторых местах труда Геродота видна просто его ненасытность в стремлении получения знаний. Такое имеет место в случае описания бальзамирования трупов в Египте.
- 9. Судя по тому, как Геродот описывает свое поведение во время путешествий, можно говорить, что он был первым известным нам европейцем, который путешествовал в туристских целях.